Макроэкономика, 28.07.2025

Прямые иностранные инвестиции в Центральную Азию в 2024 году: караваны капитала меняют маршруты
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Кирилл Лысенко
Татьяна Тирских

Резюме

В 2024 году чистый приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%. Ключевое влияние оказал отток иностранного капитала из Казахстана (-2,55 млрд долларов), вызванный сокращением реинвестиций зарубежных компаний в ТЭК, а также уменьшением иностранных вложений в финансовый сектор государства. В остальных же республиках прямые иностранные инвестиции, напротив, подросли (в сумме +1,64 млрд долларов). Драйверами их увеличения в разной пропорции выступали трансформация торговых потоков и процесс индустриализации, сопровождающийся развитием инфраструктурных отраслей.

Россия для центральноазиатских республик остается одним из ключевых партнеров по прямым инвестициям. При этом с некоторыми странами региона интенсивность экономического взаимодействия за 2024 год заметно усилилась: ее валовые прямые вложения в Казахстан выросли на 33% г/г, а в Киргизию – на 75% г/г.

Потоки и накопленные запасы ПИИ: общая картина

В 2024-м чистый совокупный приток иностранного капитала в Центральную Азию продолжил начавшееся годом ранее снижение. По итогам года чистые поступления ПИИ от нерезидентов в регионе просели на 61,2% г/г, до 2,9 млрд долларов (против 7,6 млрд в 2023-м и 10,2 млрд в 2022-м). Однако фактически из всех стран Центральной Азии негативная динамика показателя имелась только у Казахстана. Здесь он ушел в отрицательную зону: -2,55 млрд долларов (против +3,71 млрд годом ранее). При этом у Киргизии чистый приток ПИИ увеличился в 4,4 раза, до 705 млн долларов, у Таджикистана – в 2,1 раза, до 291 млн долларов, у Узбекистана – в 1,3 раза, до 2,8 млрд, а у Туркменистана – в 1,2 раза, до 1,6 млрд долларов.

Казахстан и Туркменистан остались государствами с наибольшими запасами обязательств по прямым иностранным инвестициям как в абсолютных, так и относительных значениях. У Казахстана по этой статье международной инвестиционной позиции накопленный показатель составлял на начало 2025 года 165,9 млрд долларов, а у Туркменистана – 44,6 млрд долларов. В отношении к ВВП вышеназванных стран данные значения составляли 57,5 и 69,4% соответственно.

Следующей республикой по объемам запасов ПИИ в абсолютных значениях являлся Узбекистан (16,7 млрд долларов), однако в отношении к ВВП его показатель (14,6%) был наименьшим из всей группы центральноазиатских государств – дело в том, что страна весьма недавно (с 2017 года) открылась для иностранных инвестиций. У Киргизии и Таджикистана накопленный запас обязательств по ПИИ составлял 6,5 и 4,0 млрд долларов, или 37 и 28% от ВВП соответственно.

Казахстан

В Казахстане в 2024 году наибольший по объемам отток иностранного капитала произошел в добывающей промышленности (чистый приток ПИИ – -2,32 млрд долларов). В значительной степени снижение показателя чистых иностранных прямых вложений было обусловлено завершением основной части работ по расширению Тенгизского нефтегазового месторождения, который на 80% принадлежит зарубежным компаниям: 50% – Chevron, 25% – ExxonMobil, 5% – «Лукойлу». Также заметный отток наблюдался в финансовой деятельности (-2,26 млрд долларов). Относительно крупным чистым притоком ПИИ в 2024 году характеризовались оптовая и розничная торговля и ремонт автомобилей и мотоциклов (1,42 млрд долларов), а также обрабатывающая промышленность (690 млн долларов).

Стоит отметить, что резкое снижение чистого притока ПИИ в 2024 году было вызвано не падением реально наблюдаемых потоков капитала из-за рубежа, а переходом в отрицательную зону параметра реинвестированной прибыли предприятий, которые уже имеют крупную долю иностранных инвесторов в капитале (как собственном, так и заемном). Без учета реинвестированной прибыли в Казахстане еще с 2018 года почти каждый квартал наблюдается отрицательный нетто-приток ПИИ со стороны нерезидентов. Снижение объемов реинвестированного дохода связано с динамикой цен на сырьевых рынках и увеличением доли прибыли, направляемой компаниями на дивидендные выплаты.

Тенденции, наблюдавшиеся в отраслевом разрезе притока ПИИ, проявились и через страновую призму: в 2024 году отрицательный чистый приток создавался основными западными государствами – прямыми инвесторами в казахскую нефтегазовую отрасль, в частности, США (-2,27 млрд долларов) и Нидерландами (-0,27 млрд долларов). Также негативный показатель наблюдался у Великобритании и ОАЭ. В то же время чистые вложения по ПИИ российских инвесторов за год увеличились на 430 млн долларов, до 1,74 млрд долларов. В результате Россия по итогам года стала крупнейшим источником притоков ПИИ в казахстанскую экономику в нетто-выражении. При этом на первом месте Россия оказалась и по параметру валовых прямых инвестиций (без учета репатриации капитала) – на нее пришлась четверть от их совокупного объема, или 4,05 млрд долларов (3,06 млрд долларов годом ранее).

В I квартале 2025 года впервые с IV квартала 2022-го чистые прямые иностранные инвестиции России в казахстанскую экономику оказались отрицательными (-238 млн долларов против 655 млн за аналогичный период 2024-го). Процесс начавшегося в 2022-м активного переезда российского капитала и бизнеса в страну переходит к замедлению – число компаний из РФ, ведущих деятельность в Казахстане, стало снижаться еще с II квартала 2024 года и к 1 апреля 2025-го упало на 1,4 тыс. единиц г/г, до 18,3 тыс. единиц. Отечественные организации постепенно перемещаются в страны, в меньшей степени соблюдающие основные торговые ограничения против России и имеющие более комфортные налоговые режимы.

Киргизия

Растущая значимость Киргизской республики в качестве ключевого инфраструктурного звена евразийской торговли стала для страны одним из основных факторов изменений в характере потоков ПИИ последних лет – появился сильный импульс для вложений в торговую и финансовую сферы. В особенности сильно данные тенденции стали прослеживаться с 2022 года. В 2024-м валовые инвестиции в оптовую и розничную торговлю в Киргизию составили 256,4 млн долларов, что было в 2,1 раза больше уровня 2023-го и 2,8 раза больше уровня 2021-го, а инвестиции в финансовую сферу – 180,7 млн, что в 1,1 раза превышало прошлогодние значения и в 3,4 раза – значения 2021-го.

Вместе с тем усилился инвестиционный поток из ряда стран СНГ. По итогам 2024 года валовые вложения ПИИ из РФ увеличились на 75%, до 279,3 млн долларов (в 1,9 раза больше, чем в 2021-м), из Казахстана – на 12%, до 113,6 млн долларов (в 1,7 раза больше, чем в 2021-м), из Узбекистана – на 39%, до 19,0 млн долларов (в 7,4 раза больше, чем в 2021-м) и в 29,6 раза из Азербайджана, до 26,1 млн долларов (в 31,7 раза больше, чем в 2021-м). Из стран вне СНГ наиболее заметный рост прямых вложений в 2024 году показал Люксембург (в 8,1 раза, до 76,4 млн долларов) – инвесторов из данной страны привлек быстро развивающийся финансовый сектор республики.

Наибольшие по объемам вложения в страну в последние два года осуществляет Китай – в 2024-м он обеспечил приток 286,5 млрд долларов (280,7 млрд в 2023-м). Активно обсуждавшееся ранее лидерство Турции по ПИИ в Киргизию 2022-го (тогда Турция вложила в КР 341,2 млн долларов) не вернулось и в 2024-м (после резкой просадки в 2023-м до 37,0 млрд долларов) – ПИИ из этой страны составили 56,7 млн долларов. Впрочем, в ближайшие годы объем вложений должен снова увеличиться. Так, планируются крупные прямые инвестиции турецких компаний в киргизскую энергетическую отрасль. В числе известных проектов – ТЭЦ-2 в Бишкеке (стоимость строительства 300 млн долларов), НПЗ в Баткенской области (91 млн долларов), а также Казарманский каскад ГЭС на реке Нарын (свыше 1 млрд долларов).

Узбекистан

Валовые иностранные инвестиции и кредиты в основной капитал Узбекистана составили в 2024-м 26,4 млрд долларов (17,2 млрд годом ранее), из них на ПИИ пришлось 45,1% от общей суммы (41,8% годом ранее). Известно, что совокупный поток иностранных вложений в 2024-м обеспечил 67,6% от всех инвестиций в основной капитал (56,7% годом ранее). Больше всего иностранных средств в основной капитал в 2024 году было направлено на обрабатывающую промышленность (35,7% от общей суммы), электро- и газоснабжение (19,5%) и на горнодобывающую промышленность (17,1%). 1

Крупнейшим инвестором в узбекскую экономику в 2024 году был Китай. На него пришлось 27,9% всех иностранных инвестиций в Узбекистан. В 2024 году число предприятий с китайским капиталом впервые превысило численность организаций с российским участием, впрочем, показательность данного параметра ограничена в силу различий размерных характеристик фирм. Российские инвестиции в основной капитал выросли в 1,5 раза г/г, составив 3,5 млрд долларов и оказавшись вторыми по объемам (13,2% от общей суммы инвестиций в Узбекистан).

По итогам I квартала 2025 года валовый приток иностранных инвестиций в основной капитал в Узбекистане увеличился на 9,9% г/г и составил 6,6 млрд долларов. В частности, приток ПИИ увеличился на 26,1% г/г, до 3,4 млрд долларов. По итогам 2025-го власти страны намерены достигнуть увеличения размера совокупных иностранных инвестиций (как в основной капитал, так и прочих) до 43 млрд долларов против прошлогодних 36 млрд. По заявлениям руководства страны, это позволит реализовать более 300 крупных проектов и запустить производство 662 новых видов продукции, способных конкурировать с импортом. В числе приоритетных направлений находится зеленая энергетика. При помощи международного инвестиционного партнерства в данной области планируется в течение пяти лет ввести 19 тыс. МВт зеленых мощностей (половина от всего планируемого увеличения мощностей генерации до 2030 года).

Таджикистан

В Таджикистане быстрыми темпами идет индустриализация – в 2024 году промпроизводство здесь увеличилось на 20% в сопоставимых ценах. Соответственно, быстро растущая промышленность выступает в роли основного центра притяжения потоков капитала в страну. В 2024-м в обрабатывающей и добывающей промышленности было освоено 373,2 млн долларов прямых инвестиций (175,5 млн долларов годом ранее), что составило 81,3% от совокупного объема притока ПИИ в страну.

Больше всех в таджикскую экономику в форме ПИИ стабильно вкладывают китайские инвесторы. В 2024 году они обеспечили 216,7 млн долларов, или 47,2% валового притока ПИИ в республику. Российские инвесторы пока проявляют относительно сдержанный интерес к вложениям в Таджикистан. В 2024 году на них пришлось только 38,2 млн долларов, или 8,3% ПИИ. Выше обычного в 2024 году были вложения американских организаций и физических лиц – за их счет было освоено 143,1 млн долларов, или 31,1% совокупной суммы ПИИ.

В случае Таджикистана стоит отметить, что доля прямых инвестиций в совокупном притоке иностранного капитала пока остается ограниченной – в 2024 году она составила 8%. От прямого долгосрочного инвестирования в республику зарубежные компании сдерживает институциональный фактор, обуславливающий повышенные уровни операционного риска. Также на склонность инвестирования в Таджикистан влияет и фактор крайне высокой значимости денежных переводов (38,4% от ВВП), которые преимущественно поступают из России. По этой причине возникает крайне ощутимая чувствительность экономической динамики Таджикистана к возникающим в России шокам, вероятность которых с середины 2010-х стала оцениваться в мире на повышенном уровне. В течение последних девяти лет валовый приток ПИИ так и не возвращался к значениям 2015 года (571,7 млрд долларов).

Развитие инвестиционного климата в Центральной Азии: последние инициативы

Власти республик Центральной Азии продолжают последовательно улучшать условия для иностранных инвесторов. В 2024–2025 годах регион стал свидетелем ряда важных изменений в инвестиционном законодательстве и новых инициатив, призванных сделать местные рынки еще более привлекательными для международного капитала. Эти меры охватывают как налоговые стимулы и упрощение административных процедур, так и создание специальных экономических зон с особыми условиями ведения бизнеса:

  • В мае 2024-го в Узбекистане иностранных инвесторов освободили от налогов на дивиденды по акциям сроком на три года.
  • В июне 2024 года в силу вступило соглашение СНГ о свободной торговле услугами, учреждении деятельности и осуществлении инвестиций. Его участники – Россия, Армения, Беларусь, а также четыре центральноазиатских республики: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В соответствии с документом каждое государство предоставляет на своей территории инвестициям инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет инвестициям собственных инвесторов. Также в данном документе предусмотрены дополнительные гарантии свободы перевода капитала и защиты от экспроприации, а также создание стандартизированного механизма разрешения инвестиционных споров между инвесторами и государствами.
  • В конце 2024 года в Казахстане для приоритетных инвестпроектов был создан зеленый коридор. Этот правительственный инструмент радикально сокращает административные барьеры для стратегических проектов, предоставляя инвесторам персональное сопровождение (экспертная поддержка на всех этапах) и ускоренный режим – получение 16 ключевых разрешений (регистрация юрлиц, земельные права, лицензии, визы для специалистов и другое) всего за пять рабочих дней.
  • В феврале 2025 года Президент Узбекистана подписал Постановление о создании свободной экономической зоны «Ипак йули» («Шелковый путь») в Андижанской области недалеко от границы с Киргизией. До конца 2025 года на территории данной СЭЗ планируется освоить иностранные инвестиции на 3 млрд долларов – соответствующие договоренности с китайскими инвесторами уже достигнуты.
  • В мае 2025 года в Казахстане были введены золотые визы для иностранцев, инвестировавших не менее 300 тыс. долларов в уставный капитал казахстанских компаний. Позднее в июне золотые визы были запущены в Узбекистане – для их получения требуется вложить не менее 200 тыс. долларов в узбекскую экономику. В Киргизии золотые визы существуют еще с 2023 года.
  • В мае 2025 года в Казахстане вышло постановление правительства о создании новой специальной экономической зоны (СЭЗ) «Коркыт Ата». СЭЗ будет расположена в Кызылординской области на территории площадью 550 га вблизи международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. На территории СЭЗ будет действовать специальный правовой режим с предоставлением налоговых и таможенных льгот.
  • С июня 2025 года в Узбекистане начали действовать льготы для прямых инвесторов в сельское хозяйство республики. Теперь они подпадают под временное освобождение от земельного и имущественного налогов, а также от налога на пользование водными ресурсами. Срок освобождения зависит от объема инвестиций: при вложениях от $300 тыс. до $3 млн льготы действуют три года, при вложениях от $3 млн до $10 млн – пять лет, свыше $10 млн – семь лет.
  • В июле 2025 года в Киргизии на Иссык-Куле создали специальную финансово-инвестиционную зону «Тамчы». В данной зоне предусматривается освобождение резидентов от корпоративного подоходного налога и налога на имущество, а также упрощенный валютный режим для иностранных сотрудников и компаний. Помимо этого, в «Тамчы» при рассмотрении гражданско-правовых споров через специально созданный международный центр по урегулированию споров будут применяться нормы английского права.
  • В июле 2025 года правительство Таджикистана утвердило стратегию привлечения инвестиций на период до 2040-го. Документ определяет долгосрочную политику в этой сфере, направленную на улучшение инвестиционного климата, развитие предпринимательства, усиление государственно-частного партнерства и привлечение прямых иностранных инвестиций.

Перспективы ПИИ в Центральной Азии: вызовы и направления развития

В 2025 году на потоки прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию негативное влияние будет оказывать тенденция замедления роста мирового ВВП и объемов международной торговли. Под давлением данного фактора окажутся добывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, а также финансовая сфера. Для Казахстана и Киргизии немаловажным окажется и эффект от охлаждения экономики РФ и снижения ее импорта – может ослабнуть стимул российских инвесторов для содействия развитию торгово-финансовой инфраструктуры данных республик.

Совершенствование институциональной среды будет выступать в качестве долгосрочного фактора развития активности иностранных инвесторов в регионе. Помимо этого, позитивное влияние должно будет оказывать укрепление международного взаимодействия республик Центральной Азии со странами, обладающими большими запасами капитала, – проявляется данный процесс в начавшихся с 2023 года саммитах «Китай – Центральная Азия» и проведенном в апреле 2025-го первом саммите «ЕС – Центральная Азия».

В случае Казахстана сохранение негативной динамики цен на ресурсных рынках и сочетающееся с этим снижение иностранных инвестиций в добывающую промышленность могут актуализировать вопрос противодействия оттоку капитала. Одним из потенциальных решений, учитывая важность потоков от капиталовложений предприятий с иностранной формой собственности, может стать мера по типу той, что была применена в 2025 году Китаем в условиях падения притока ПИИ, а именно фискальное стимулирование иностранных инвесторов, реинвестирующих дивиденды в местные предприятия – там на инвестируемую часть прибыли была введена 10%-ная налоговая скидка по корпоративному подоходному налогу.

1 Агентство статистики и ЦБ Узбекистана не публикуют структурных данных ни по чистым, ни по валовым ПИИ.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прямые иностранные инвестиции в Центральную Азию в 2024 году: караваны капитала меняют маршруты

В 2024 году чистый приток прямых иностранных инвестиций в Центральную Азию упал на 61,2%. Ключевое в... 28.07.2025
Прямые иностранные инвестиции в Центральную Азию в 2024 году: караваны капитала меняют маршруты

Рынок труда: охлаждение или системная трансформация

Структурная трансформация российского рынка труда проявляется в ускоренном росте зарплат в высокотех... 10.06.2025
Рынок труда: охлаждение или системная трансформация

Макропрогноз на 2025 год: экономика в точке перегиба

К весне 2025 года российская экономика оказалась в точке перегиба. Экономическая активность значимо... 17.04.2025
Макропрогноз на 2025 год: экономика в точке перегиба

БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Борьба с инфляцией – актуальная проблема для некоторых экономик БРИКС, особенно для тех, где историч... 15.04.2025
БРИКС: ожидания и реальность в новой мировой повестке

Мировая инфляция: «мягкая посадка» состоялась

Инфляция в большинстве государств мира в 2024 году снизилась, и хотя она еще не вернулась к целевым... 19.02.2025
Мировая инфляция:  «мягкая посадка» состоялась
Вся аналитика