Консолидирующей силой для развития риск-менеджмента на российском финансовом рынке может стать создание финансового мегарегулятора. К концу 2012 года был определен итоговый формат слияния двух ключевых для финансового рынка структур – Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам – на базе ЦБ. А это значит, что подходы к регулированию и надзору за банковским рынком с высокой вероятностью будут применяться для всех остальных финансовых институтов.
Опрошенные «Экспертом РА» финансовые компании обеспокоены неопределенностью, связанной с возможным изменением формата регулирования. Они точно не знают, как и в какие сроки будут меняться требования к их финансовым показателям, уровню раскрытия информации, организационным структурам и риск-менеджменту. Предположительно первый год деятельности мегарегулятора уйдет на интеграцию ведомств и разработку стратегии развития, лишь потом начнут появляться новые нормативные документы. «Для компаний, подотчетных ФСФР, 2013 год станет действительно неопределенным: контрольные функции будут постепенно переходить к новому регулятору, но пока не ясно, каким образом», – полагает член совета директоров банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов.
Переживания компаний обоснованы. Надзор ЦБ за банками был значительно строже требований ФСФР к подотчетным компаниям. Это касается как объема раскрываемой информации, так и количества форм отчетности и частоты их подготовки. Причем в области управления рисками эта разница может быть наиболее заметной: до настоящего времени ФСФР не требовало от профучастников практически никакого подтверждения работоспособности системы управления рисками.
На сегодняшний день нормативная база ЦБ определяет порядок организации системы управления рисками в банках. В связи с этим можно ожидать, что уже через несколько лет такие документы появятся в качестве обязательных и для остальных участников финансового рынка. В результате многие компании, которых даже кризис 2008 года не заставил создать риск-подразделение, будут обязаны это сделать.
Соблюдение требований регулятора к риск-менеджменту, конечно, не сможет в один момент создать эффективно работающий механизм. По-прежнему для финансового рынка будет актуальна ключевая проблема управления рисками в России – бесправие риск-менеджмента. «В приказном порядке подобную проблему не решить, всегда будут находиться иные способы обойти риск-менеджмент», – считает Григорий Варцибасов из банка «Траст».
Из-за бесправия рисковиков возникают «серые» и «черные» зоны риск-менеджмента. В «серые» зоны риск-менеджмента попадают сделки, получившие негативное заключение риск-подразделения, но, тем не менее, реализованные по инициативе высшего руководства или акционера. «Черные» зоны – это крайний случай, когда решения принимаются без оценки последствий со стороны рисковиков. Популярные примеры – финансирование связанных сторон и друзей акционеров за счет средств инвесторов – присущи всем сегментам российского финансового рынка, включая продвинутый банковский сектор. «Известно, что в банках «серые зоны» присутствуют в меньшей степени, просто «истории» с кредитными организациями звучат громче в связи с их высокой социальной значимостью», – уверен Григорий Варцибасов.