Страны и регионы, 17.11.2025

Инфляция в Беларуси в условиях масштабного ценового регулирования
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Кирилл Лысенко
Татьяна Тирских

Резюме

Уже три года в Республике Беларусь действует масштабное ценовое регулирование. Помимо распространенного в мире контроля тарифов коммунальных услуг, здесь сегодня присутствует и административное управление ценообразованием многих категорий товаров, охватывающее более 45% потребительской корзины. Регулирование цен касается всех основных звеньев цепочки добавленной стоимости: и производителей, и импортеров, и организаций розничной торговли.

Наблюдаемая результативность данной меры в условиях инфляционного всплеска оказалась сверхвысокой: всего через год после введения контроля годовые темпы роста цен снизились на 15,5 п. п., до 1,9%. Однако в значительной мере достигнутое замедление инфляции было связано с воздействием рыночных факторов: снижением темпов роста цен в России, охлаждением сырьевых рынков и укреплением белорусского рубля.

Возможности ценового регулирования по длительному удержанию низких темпов инфляции оказались ограниченными – по мере усиления воздействия фундаментальных рыночных факторов его эффект постепенно ослабевал. На цены давили как усиливающийся под влиянием увеличения доходов внутренний спрос, так и издержки предприятий, которые нарастали из-за повышения затрат на персонал, постепенного повторного ослабления белорусского рубля и ускорения инфляции в России. Однако шаги к постепенному отходу от контроля цен приводили к усилению влияния этих проинфляционных тенденций.

Впереди для Беларуси сохраняются повышенные инфляционные риски, связанные с внешней волатильностью, ростом издержек организаций и эффектами последующей либерализации цен. В этих условиях ключевой задачей является поиск баланса между административными и рыночными механизмами ценообразования в целях обретения стабильно низких уровней инфляции без ущерба для экономической активности.

Механизм масштабного ценового регулирования

Начиная с октября 2022 года в Республике Беларусь непрерывно используется нестандартный инструмент масштабного ценового регулирования. Данные меры сегодня применимы в отношении 211 видов потребительских товаров, что охватывает 45% потребительской корзины белорусов (действовавший с октября 2022 по март 2025 года список был шире на 120 позиций и составлял 54% корзины). Перечень не ограничивается одним только продовольствием (ранее, до октября 2022 года, в стране действовало регулирование цен 29 видов социально значимых продовольственных товаров) – в него также входит широкий спектр прочих категорий, начиная от одежды и обуви и заканчивая автомобилями и запчастями.

В исходном своем виде, действовавшем до апреля 2025 года, система регулирования предполагала установление предельных уровней рентабельности и торговых надбавок для всех звеньев цепочки (начиная от производителя и заканчивая розничными сетями) – дифференцированных для разных категорий. При этом увеличение отпускных и розничных цен по регулируемым товарам допускалось лишь в пределах согласованных лимитов, как правило, не превышающих 0,3 % в месяц – в противном случае требовалось согласование с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь или местными исполнительными органами.

С 4 апреля 2025-го для улучшения экономического состояния бизнеса производителям разрешили повышать отпускные цены без предварительного согласования, если рост укладывался в установленные нормативы рентабельности (максимальные фактические уровни за 2021–2024 годы), но уже с июня текущего года для некоторых видов продовольствия верхняя планка в 0,3% была возвращена.

Причины введения ценового регулирования

В 2022 году Беларусь так же, как и Россия, столкнулась с ускорением динамики цен. С 10% в феврале 2022-го годовые темпы инфляции к маю возросли до 17% и оставались на аналогичных или более высоких уровнях вплоть до сентября. В основе разгона инфляции лежали почти одни и те же факторы: перенос международного роста цен (в особенности из России), разрывы привычных цепочек поставок из-за санкционных ограничений, а также воздействие резкого ослабления курса национальной валюты периода марта – июня.

Дополнительным проинфляционным фактором выступал и стремительный рост денежной массы. Еще в январе темпы увеличения денежного агрегата M2 составляли +16% г/г. В дальнейшем под влиянием активного кредитования, слабо сдерживаемого даже повысившейся ставкой, рост широкой денежной массы еще сильнее ускорился – до +25% к концу года.

Дезинфляция при регулировании: не без помощи рыночных факторов

Еще до введения ценового регулирования в стране начали проявляться признаки замедления инфляционной динамики. С 18,1% в июле к концу сентября темпы инфляции снизились до 17,4%. К этому времени стали накапливаться эффекты обратных процессов по основным факторам, определявшим рост цен в первой половине года.

У ключевого торгового партнера и основного источника импортной продукции – России (на которую в 2021-м приходилось 56,6% товарного импорта Беларуси) – с мая наблюдалось устойчивое снижение темпов роста потребительских цен: с 17,8% год к году в апреле до 12% в ноябре 2022-го и 2,31% в апреле 2023-го. С июля также началось снижение мировых цен на энергоресурсы. В тот же период белорусский рубль существенно укрепился как по отношению к российскому рублю, так и к другим иностранным валютам. Параллельно происходила постепенная замена ушедших брендов на альтернативные товарные позиции. По итогу за период с сентября 2022 по сентябрь 2023 года темпы роста цен снизились на 15,5 п. п., до 1,9% г/г.

Динамика цен производителей и эффекты повышения жесткости рынка труда

Сокращение издержек производителей, происходившее под воздействием стабилизации внешнеэкономической конъюнктуры, дополненное действием административных ценовых ограничений, сильно охладило динамику цен производителей. К августу 2023-го темпы инфляции производителей по потребительским промышленным товарам замедлились до 1,5%, что было на 14 п. п. ниже уровня соответствующего месяца прошлого года, а по сельскохозяйственной продукции они и вовсе оказались в отрицательной зоне – с падением на 31,8 п. п. г/г, до -1,9%.

Однако с осени 2023 года усилилось негативное влияние ускоряющейся инфляции в России и ослабления белорусского рубля. Дополнительное давление на издержки формировалось вследствие ускоренного роста заработных плат в 2023–2024 годах, обусловленного повышением жесткости национального рынка труда. Уровень безработицы снизился с 3,8% в конце 2021-го до 3% к IV кварталу 2024-го, а реальные зарплаты населения с II квартала 2023-го до конца 2024-го стабильно увеличивались не менее чем на 12,5% в годовом выражении.

Рост доходов способствовал увеличению потребительских расходов и оживлению розничной торговли. По итогам 2023-го индекс физического объема розничного товарооборота вырос на 8,2%, а в 2024 году – на 12,2%. Увеличение потребительского спроса оказывало дополнительное давление на динамику цен. Однако в 2025 году на фоне переноса на Беларусь эффектов замедления экономической активности в России рост доходов населения и торгового оборота начал постепенно ослабевать.

Динамика цен потребителей, разбивка по базовым категориям

Наиболее волатильную ценовую динамику в 2022–2023 годах имели товарные статьи. На своем пике годовые темпы инфляции по продовольствию достигали 19,6% (июль 2022-го), а по непродовольственным товарам – 20,9% (август 2022-го), при этом чуть больше, чем через год, на минимуме темпы увеличения цен по данным категориям уже составляли 2,4 и -2,5% соответственно (сентябрь 2023-го).

С осени 2023-го годовые показатели темпов роста товарных цен стали увеличиваться – начали влиять эффект пониженной базы периода действия ценового регулирования, ситуация с ослаблением валютного курса и ускорением инфляции в России. К концу года темпы роста цен разогнались до 6,8% по продовольствию и 2,9% – по непродовольственным товарам. Схожие уровни имелись и в 2024-м – в среднем по году 6,8 и 3,9% соответственно.

В то же время услуги, чьи темпы инфляции не превышали на пике в 2022 году и 13% (12,7% в марте), оказались наиболее инерционными – в среднем по 2023-му динамика цен составила +7,3% г/г, а по 2024-му – +7,0% г/г. Данная категория в 2023–2025 годах была наиболее подверженной влиянию устойчивого роста трудовых издержек.

В 2025 году инфляционные тенденции снова усилились. В этот раз ускорение роста потребительских цен произошло по продовольствию и услугам. На продовольственные цены влияние оказали изменение механизма их регулирования и внешние факторы, а на цены услуг – повышение регулируемых тарифов и сохранение давления со стороны рынка труда.

Ускорение роста цен в 2025 году

Смягчение административного давления на цены в апреле 2025 года стало значимым проинфляционным фактором, в особенности для продовольствия. Дополнительный импульс ускорению динамики внутренних цен продуктов питания придавала и ценовая ситуация за рубежом. На мировых рынках сохранялся рост стоимости сельскохозяйственных товаров и сырья: в частности, резко подорожало какао из-за неурожая в странах Западной Африки, увеличилась стоимость импортируемой из России рыбы и морепродуктов, повысились мировые цены на растительные масла и корма.

Наблюдая динамику цен, уже с 20 июня 2025 года правительство вновь скорректировало порядок регулирования по ряду позиций с наиболее выраженным ускорением инфляции: для производителей мяса, молока и кондитерских изделий был вновь введен лимит на не требующее согласования повышение цен в размере не более 0,3 % и усилен контроль со стороны Комиссии по вопросам ценообразования при Совмине. Однако уже случившийся рост цен несезонной природы правительство не могло обернуть вспять.

Среди крупных категорий непродовольственных потребительских товаров, испытавших существенный разгон темпов роста цен в 2025 году, были только топливо и стройматериалы. По горючему суммарная индексация предельных розничных цен госконцерна «Беларусьнефтехим» увеличилась с +8 белорусских копеек в 2024 году (около +3,4% для АИ-95 и ДТ) до +16 копеек в 2025-м (около +6,6% для АИ-95 и ДТ). Данный шаг был обоснован сильным ростом спроса, необходимостью компенсирования накопленной инфляции и воздействием международных макрофакторов. При этом на показателе годовой инфляции также отразилась изменившаяся сезонность индексации – все повышения были осуществлены за восьминедельный период, начиная с 15 марта, вместо равномерного распределения по году.

Рост цен на стройматериалы в свою очередь разгонялся активными темпами строительства (увеличение строительного выпуска в 1-м полугодии составило +110,8%). Также сказалось исключение из списка регулируемых потребительских товаров большинства позиций данного типа – при этом для случая стройматериалов, предназначенных для реализации юрлицам и ИП, масштабное регулирование сохранилось.

В случае с услугами ключевым драйвером ускорения повышения цен стали регулируемые государством тарифы, в первую очередь на ЖКХ – так, к концу III квартала темпы роста цен на коммунальные услуги увеличились по сравнению с началом года на 5,6 п. п., до 11,5%. Помимо сферы ЖКХ, корректировка государственных тарифов подтолкнула индекс цен и на транспортные услуги: рост на 2,7 п. п. за аналогичный период, до 7,6%. Значительными уровнями продолжили характеризоваться темпы повышения цен на бытовые услуги (+10,8% в сентябре 2025 года против 9,6% в конце 2024-го) – в данной сфере основным фактором роста стоимости стало увеличение требуемых заработных плат сотрудников.

Инфляционные риски в Республике Беларусь за период с IV квартала 2025 по 2026 год

Инфляционные риски в Беларуси в ближайшие 12–15 месяцев останутся повышенными. На ценовую динамику могут повлиять как внешние факторы – ситуация в экономике России, мировые цены на энергоносители и международная геополитическая напряженность, так и внутренние – рост трудовых издержек, расширение кредитования и отложенные эффекты ценового регулирования. Совокупное воздействие этих факторов создает условия для сохранения инфляции выше целевых ориентиров и требует осторожной политики со стороны монетарного регулятора и правительства Республики Беларусь.

Внешние факторы

Характер ДКП в России. Наблюдаемое монетарное сдерживание Банка России ограничивает экономическую активность в РФ, снижает ее импортный спрос и, как следствие, негативно отражается на экспортных доходах Республики Беларусь. В совокупности с продолжающимся ростом реальных доходов белорусского населения, поддерживающим спрос на импортные товары, это создает давление на счет текущих операций РБ и повышает уязвимость валютного курса белорусского рубля. Впрочем, идущий процесс уменьшения ставки в РФ будет дальше снижать негативные эффекты.

Однако эффекты от смягчения ДКП в РФ могут оказаться не однозначными для РБ. Во-первых, вследствие снижения ключевой ставки и падения привлекательности рублевых вложений может ослабнуть курс российской валюты. А значит, в силу тесной взаимосвязи курсов рублей двух стран белорусская валюта скорее всего тоже ослабнет. Во-вторых, работа ряда каналов трансмиссии смягчения монетарных условий, в т. ч. и кредитного канала, и канала, связанного с эффектом переноса валютного курса, может привести к отскоку инфляции в России, что впоследствии будет ретранслировано на Беларусь.

Геополитическая неопределенность в России и на Ближнем Востоке. Потенциальное усиление санкционного давления на российскую экономику также может вызвать ослабление и российского, и белорусского рубля со всеми из этого вытекающими последствиями.

Кроме того, сохраняющаяся напряженность на Ближнем Востоке и риск дальнейшего расширения санкций против России могут привести к росту мировых цен на энергоносители. Повышение стоимости нефти и газа способно вызвать рост издержек отечественных производителей и транспортного сектора.

Внутренние факторы

Повышение жесткости на рынке труда. Уровень безработицы в III квартале 2025 года достиг исторического минимума – 2,4%. Дефицит рабочей силы и рост заработных ожиданий усиливают давление на фонд оплаты труда и, как следствие, на себестоимость продукции.

Рост кредитования и денежной массы. Продолжающееся расширение кредитной активности, особенно в сегменте потребительского кредитования, способствует увеличению совокупного спроса, что формирует дополнительное инфляционное давление.

Отложенные эффекты ценового регулирования. Сохранение административного контроля над ценами в отдельных секторах экономики создает риск ценового скачка при частичной либерализации регулирования. Дополнительным фактором выступает вероятное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которое также может привести к краткосрочному ускорению инфляции.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Инфляция в Беларуси в условиях масштабного ценового регулирования

Уже три года в Республике Беларусь действует масштабное ценовое регулирование. Помимо распространенн... 17.11.2025
Инфляция в Беларуси в условиях масштабного ценового регулирования

Рынки труда стран Центральной Азии – не резиновые, но растягиваются

Рынки труда стран Центральной Азии в 2022–2024 годах продемонстрировали позитивную динамику по многи... 11.11.2025
Рынки труда стран Центральной Азии – не резиновые, но растягиваются

Инвестиционная привлекательность регионов: замедление по итогам 2024 года и предстоящие вызовы

Динамика улучшения инвестиционной привлекательности регионов в 2024 году замедлилась. В соответствии... 09.10.2025
Инвестиционная привлекательность регионов: замедление по итогам 2024 года и предстоящие вызовы

Семь стран и одна ловушка: 30 лет в шаге от высоких доходов

Семь стран – Аргентина, Мексика, Бразилия, Ливия, Габон, ЮАР и Малайзия – уже как минимум три десяти... 23.09.2025
Семь стран и одна ловушка: 30 лет в шаге от высоких доходов

Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2025 года

По итогам 1-го полугодия 2025-го доходы региональных бюджетов выросли на 2,1% относительно аналогичн... 02.09.2025
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2025 года
Вся аналитика