Содержание
- Резюме
- Демографический рост и увеличение предложения труда
- Безработица и зарплаты
- Зависимость стран от денежных переводов трудовых мигрантов
- Государственные меры по развитию рынков труда


Резюме
Рынки труда стран Центральной Азии в 2022–2024 годах продемонстрировали позитивную динамику по многим ключевым параметрам: были созданы сотни тысяч новых рабочих мест, безработица снизилась (изменение от -0,2 п. п. в Казахстане и Туркменистане до -4,1 п. п. в Узбекистане, а зарплаты в долларовом выражении показали впечатляющий рост (от +38,8% в Узбекистане до +78,9% в Киргизии).
Однако этот прогресс наблюдался на фоне сохранения фундаментального структурного дисбаланса: увеличение численности остающейся в формальной экономике рабочей силы значительно отставало от демографического роста (конверсия прибавки трудоспособного населения в рост экономически активного у Узбекистана и Таджикистана составила всего 0,14 и 0,26) – в условиях недостаточности трудовых возможностей жители стран массово уходили в неформальный сектор или прибегали к трудовой миграции.
Недостаточная емкость национальных рынков труда сегодня является фактором наличия у трех из пяти стран региона проблемы сильной зависимости от внешней трудовой конъюнктуры: денежные переводы мигрантов, в основном из России, достигают 47,9% ВВП у Таджикистана, 18,6% – у Киргизии и 14,4% – у Узбекистана. В связи с этим на фоне наблюдаемого замедления российской экономики страны региона сталкиваются с существенными социально-экономическими рисками.
Снизить эти риски государства могут через активную реализацию программ развития собственных рынков труда. Речь идет о комплексных мерах: создании качественных рабочих мест в приоритетных несырьевых секторах, масштабной переподготовке кадров, цифровизации трудовых отношений и стимулировании легализации занятости. Успех данных реформ определит, смогут ли экономики региона трансформировать свой демографический дивиденд во внутренний источник устойчивого экономического роста.
Демографический рост и увеличение предложения труда
Численность трудоспособного населения в странах Центральной Азии в 2022–2024 годах продолжала уверенный рост. За три года количество жителей региона в возрасте от 15 до 64 лет увеличилось на 4,1%, до 513,0 млн человек. Наибольший темп продемонстрировал Таджикистан (+5,9%), а наименьший – Казахстан (+3,0%). В расчете за 10 лет демографический дивиденд выглядит еще более значительным (+13,9% в целом по региону), с наибольшим значением в Таджикистане – +24,1%.
Однако увеличение предложения трудовых ресурсов на национальных рынках труда данных стран отставало от демографической динамики. Отношение абсолютного показателя прироста экономически активного населения к абсолютному увеличению численности жителей в возрасте от 15 до 64 лет за период 2022–2024 годов у четырех из пяти стран региона было менее 85%: у Туркменистана 82%, у Киргизии 76%, у Таджикистана 26% и у Узбекистана 14%. Исключением был Казахстан, у которого данное отношение составило 109%. Преобладание низких значений этого отношения в регионе связано с массовой трудовой миграцией, нелегальной занятостью и недостаточной вовлеченностью в экономику женщин. Тем не менее, полученное по итогам последних трех лет отношение оказалось выше 10-летнего параметра для всех государств, кроме Узбекистана, что говорит о распространенности тенденции укрепления возможностей национальных экономик по поглощению дополнительных кадров.
Достигнутый к 2024 году уровень участия населения в возрасте от 15 до 64 лет в Казахстане оказался наивысшим по региону и составил 79,5%. Наименьшим уровнем характеризовался Таджикистан – 42,7%. Параметры экономической активности в трех из пяти странах региона сильно отличались в гендерном разрезе: спред мужского показателя относительно женского в Таджикистане составлял 19,6 п. п., в Киргизии – 25,5 п. п., Узбекистане – 33,9 п. п. В Казахстане спред был существенно меньше – 6,9 п. п., а в Туркменистане и вовсе был отрицательным – -3,9%.
Безработица и зарплаты
С 2022 года во всех странах региона наблюдалось снижение уровня безработицы. Наибольшее сокращение за период 2022–2024 годов продемонстрировал Узбекистан (-4,1 п. п.), тогда как в Казахстане и Туркменистане снижение было минимальным (-0,2 п. п.). В случае Узбекистана фактором опережающего падения, помимо высоких темпов роста экономики, стала ранее отмеченная низкая конверсия демографического роста в увеличение предложения рабочей силы. В 1-м полугодии 2025 года общая тенденция к снижению безработицы сохранилась.
При этом период 2022–2024 годов также оказался сопряжен с высокими темпами роста заработных плат. В долларовом выражении среднемесячная зарплата сильнее всего увеличилась в Киргизии (+78,9%), в то время как самый скромный по региону прирост продемонстрировал Узбекистан (+38,8%).
* По Туркменистану актуальные данные отсутствуют.
Казахстан
За период с III квартала 2021 года по II квартал 2025-го в Казахстане было создано 495,4 тыс. рабочих мест. Сферами – лидерами по количеству дополнительных трудовых возможностей оказались оптовая и розничная торговля и ремонт транспортных средств (+137,8 тыс. мест), образование (+110,7 тыс. мест) и сегмент прочих услуг (+79,1 тыс. мест). В то же время сильное негативное изменение произошло в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (-172,4 тыс. мест).
При этом в плане динамики окладов сельское хозяйство наоборот было лидером – среднегодовые (CAGR1) реальные темпы увеличения заработных плат в данной сфере за указанный период составили 13,9%. Впрочем, даже после такого роста достигнутый уровень зарплат в сельском хозяйстве остался на 30,7% ниже среднего по всем отраслям показателя, составив 605,8 доллара. Следующими по темпам роста шли информация и связь (+12,0%), а также электроснабжение, подача газа и пара (+10,5%) и финансовый сектор (+9,3%). По итогу специалисты в финансовой сфере опередили в уровне окладов работников добывающей промышленности (1 861 против 1 732 долларов) и стали в среднем самыми высокооплачиваемыми кадрами в Казахстане.
Узбекистан
За период с 2022 по 2024 год в Узбекистане было создано 723 тыс. рабочих мест. Основной вклад в увеличение занятости внесла сфера услуг, а именно категория «прочие услуги» (+894,2 тыс. мест). Далее по количеству созданных рабочих мест шли образование (+99,7 тыс. мест) и здравоохранение (+44,4 тыс. мест). Выраженный негативный характер несла динамика численности работников в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства (-174 тыс. мест), обрабатывающей промышленности (-94,1 тыс. мест), а также в области перевозок и хранения (-52,7 тыс. мест).
Наибольшие реальные темпы роста зарплат в период с III квартала 2021 года по II квартал 2025-го наблюдались в сфере операций с недвижимостью (+19,2% CAGR), информации и связи (+18,3%), а также в перевозках и хранении (+13,5%). Самыми высокооплачиваемыми специалистами, как и в случае Казахстана, по состоянию на II квартал 2025 года оказались работники финансовой сферы – их месячные оклады составили 1 264,8 тыс. долларов. Второй по зарплатам была область информации и связи (1 150,6 тыс. долларов).
Киргизия
Число занятых в экономике Киргизии за период с III квартала 2021 года по II квартал 2025-го увеличилось на 80,7 тыс. человек. Наибольшее количество новых рабочих мест было создано в сфере образования (+24,8 тыс. мест), обрабатывающей промышленности (+11,9 тыс. мест), торговле и ремонте транспортных средств (+11,2 тыс. мест), финансовой сфере (+7,6 тыс. мест), а также гостиничном деле и хранении (+4,8 тыс. мест).
Лидером по реальным темпам роста зарплат за данный период (CAGR) оказался персонал обрабатывающей промышленности (+21,2%), строительства (+17,9%), госуправления (+16,7%) и сферы операций с недвижимостью (16,6%). Наибольшие средние заработные платы в II квартале получили специалисты из сферы финансов (949,5 доллара), а также информационных технологий и связи (847,2 доллара).
Таджикистан
По сравнению с 2021-м среднегодовая численность занятых в таджикской экономике увеличилась на 166,9 тыс. человек. При этом только 45,5 тыс. дополнительных рабочих мест было обеспечено наймом на предприятиях всех форм собственности – остальная часть пришлась на новых самозанятых, ИП и работников неформального сектора. В целом, на формальный найм в 2024 году пришлось 48,4% занятости в таджикской экономике. Наибольшее увеличение численности нанятых сотрудников за период 2022–2024 годов произошло в сферах гостиниц и ресторанов (+12,2 тыс. работников), образования (+8,3 тыс. работников), обрабатывающей промышленности (+8,1 тыс. работников), строительства (+7,2 тыс. работников), а также оптовой и розничной торговли и ремонта ТС (+3,7 тыс. работников).
Наибольшие среднегодовые реальные темпы роста (CAGR) заработных плат у нанятого персонала в период 2022–2024 годов наблюдались в таких государственных услугах, как образование (+13,6%) и здравоохранение (+12,6%). В результате зарплатное отставание данных сфер от среднего по стране уровня сократилось с 33,6 и 19,0% до 26,1 и 12,3% соответственно. Самые высокие заработные платы в 2024 году получали сотрудники финансовой отрасли и сферы информации и связи – 565,1 и 421,3 доллара соответственно.
Зависимость стран от денежных переводов трудовых мигрантов
В силу ограниченного прогресса по поглощению национальными экономиками дополнительных трудовых ресурсов в ряде стран миграция остается критически значимым способом получения доходов домохозяйствами. По состоянию на 2024 год три из пяти стран Центральной Азии в существенной степени зависели от потоков денежных переводов трудовых мигрантов: в 2024-м у Узбекистана частные денежные трансферты из-за рубежа составляли 14,4% от ВВП, у Киргизии – 18,6%, а у Таджикистана – 47,9%. При этом основным источником притока денежных переводов для этих стран была Россия: 77% от валового объема для Узбекистана, 93% – для Киргизии и 95% – для Таджикистана.
Что касается Казахстана, то для него отношение переводов к ВВП в 2024 году составило всего 0,08% от ВВП. В случае Туркменистана информация по трансфертам отсутствует, однако, учитывая, что по данным переписи 2022 года за рубежом в качестве трудовых мигрантов работали лишь 176 тыс. человек (численность граждан в возрасте от 15 до 64 лет при этом была 4,65 млн человек), допустимо утверждать, что роль трудовой миграции для национальной экономики также должна быть малой.
В последние годы увеличивающаяся жесткость на российском рынке труда выступала фактором роста для потоков трансфертов в страны Центральной Азии: во-первых, за счет повышения размеров окладов, а во-вторых, за счет большого потенциала с точки зрения возможностей поглощения дополнительных внешних трудовых ресурсов. Особенно сильно это отразилось на Узбекистане и Таджикистане – совокупное увеличение вторичных доходов в долларовом выражении за период 2022–2024 годов в эти страны составило +68,4% и +98,0% соответственно.
Однако текущее замедление российской экономики в сочетании с ужесточением миграционного законодательства на федеральном и региональных уровнях создает серьезные риски для дальнейшей динамики переводов. В этой связи развитие национальных рынков труда и создание действенных стимулов для удержания граждан являются задачами первостепенной важности для руководств стран Центральной Азии.
Государственные меры по развитию рынков труда
Власти стран региона в целях реализации экономического потенциала сегодня прибегают к комплексному подходу в политике занятости: множественные меры по созданию внутренних возможностей для трудоустройства активно дополняются инициативами по повышению качества условий работы. При этом подходы различаются в зависимости от уровня экономического развития и приоритетов национальной политики, однако объединяет их стремление к формированию устойчивых, формализованных и производительных рабочих мест.
Казахстан
Концепция развития рынка труда на 2024–2029 годы. Ее ключевая цель – создание 3,8 млн качественных рабочих мест к 2029 году. Под качественным подразумевается место, которое соответствует четким критериям: официальное трудоустройство с социальными отчислениями, зарплата выше медианной по региону, стабильный контракт (как правило, более шести месяцев) и безопасные условия труда.
Внедрение с 2024 года системы цифрового мониторинга создания и качества рабочих мест. Информация о ситуации на рынке труда отслеживается практически в реальном времени через данные об уплаченных пенсионных взносах и количестве заключенных электронных трудовых договоров. Это позволяет объективно оценивать прогресс, а не полагаться на отчеты компаний.
Региональные карты занятости в Казахстане – инструмент точечного развития рынка труда. В каждом регионе определяются ядра роста – конкретные предприятия и проекты в промышленности, АПК, логистике и строительстве, которые создают новые рабочие места. На основе этих карт государство развивает инфраструктуру, организует подготовку кадров и стимулирует инвестиции именно в те отрасли, где регион имеет наибольший потенциал.
Узбекистан
Ужесточение ответственности за нелегальную занятость. По поручению президента от 30 июня 2024 года подготовлен законопроект о значительном повышении штрафов для работодателей: за первое нарушение – 30 базовых расчетных величин (БРВ), что составляет около 12,3 млн сумов (порядка $1 000). За повторное нарушение – 100 БРВ, или около 41,2 млн сумов (порядка $3 300).
Запуск масштабной программы молодежной занятости. В июне 2025 года анонсировано выделение $300 млн через государственные банки (Нацбанк, Aloqabank) на трудоустройство 240 тыс. молодых людей, поддержку стартапов и обучение цифровым навыкам, включая искусственный интеллект.
Внедрение системы рейтингов для строительных компаний. С 2026 года доступ к государственным заказам будет напрямую зависеть от рейтинга компании в системе «Прозрачное строительство», который в т. ч. оценивает соблюдение трудового законодательства и легальность трудоустройства работников.
Киргизия
Введение обязательной безналичной выплаты зарплат для всех юридических лиц (с 1 октября 2024 года). Исключения допускаются только в случае форс-мажора или чрезвычайной ситуации. Эта мера направлена на вывод расчетов из тени и повышение финансовой вовлеченности населения.
Принятие нового трудовой кодекса (вступил в силу 1 января 2025 года). Его ключевые нововведения:
– полноценное внедрение электронных трудовых договоров и цифрового кадрового документооборота;
– улучшение регулирования удаленной работы: четкое определение прав и обязанностей сторон при дистанционном режиме;
– ужесточение штрафов за задержку заработной платы;
– снятие дискриминационных барьеров: отмена устаревшего списка профессий, запрещенных для женщин, с сохранением норм по охране труда.
Таджикистан
Среднесрочная программа содействия занятости на 2023–2027 годы. В ее рамках поставлена амбициозная цель – обучить 1 млн человек востребованным профессиям и ремеслам через расширяющуюся сеть центров обучения взрослых.
Концепция развития продуктивной занятости (рассчитана до 2040 года). Она фокусируется на решении структурных проблем: дефиците рабочих мест, высокой доле неформальной занятости и зависимости от трудовой миграции.
Однако власти Таджикистана отчетливо понимают, что в условиях ограниченных возможностей по резкому наращиванию потребностей экономики в кадрах для увеличения благосостояния населения необходимы действия в направлении повышения конкурентоспособности трудовых мигрантов за рубежом. Впрочем, данные действия вместе с тем являются и долгосрочными инвестициями в человеческий капитал страны в целом.
Усиление подготовки трудовых мигрантов (с 2024 года). Акцент делается на языковой подготовке (прежде всего русский язык) и получении профессиональных навыков, что позволяет диверсифицировать потоки миграции и повысить доходы мигрантов. В стране активно создаются центры подготовки мигрантов и центры тестирования по русскому языку.
Туркменистан
Концепция развития рынка труда до 2030 года (утверждена в сентябре 2024-го). Документ фокусируется на модернизации служб занятости, развитии цифровых сервисов и повышении стандартов охраны труда.
Единая цифровая платформа занятости (внедряется с 2025 года). Платформа будет включать:
- онлайн-биржу труда для поиска работы и персонала;
- электронные трудовые книжки;
- каталог курсов переподготовки.
Усиление взаимодействия с Международной организацией труда (МОТ). В 2024-м подписана новая рамочная программа на 2025–2028 годы, которая направлена на:
- гармонизацию трудового законодательства с международными нормами;
- внедрение современных стандартов охраны труда;
- развитие социального диалога между государством, профсоюзами и работодателями.
Реформа системы оплаты труда – планируется поэтапный пересмотр минимальной зарплаты и введение стимулирующих выплат в зависимости от производительности труда.
1 CAGR (Compound Annual Growth Rate) – совокупный среднегодовой темп роста, рассчитываемый с учетом эффекта сложного процента. Показывает, на сколько процентов в среднем в год должно было устойчиво расти население, чтобы достигнуть наблюдаемого изменения за весь период.