Страны и регионы, 23.09.2025

Семь стран и одна ловушка: 30 лет в шаге от высоких доходов
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Кирилл Лысенко
Татьяна Тирских

Резюме

Семь стран – Аргентина, Мексика, Бразилия, Ливия, Габон, ЮАР и Малайзия – уже как минимум три десятилетия остаются в ловушке среднего дохода. У всех из них, кроме Малайзии, выражены проявления стагнации: среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения менее 1,4% и отсутствие значимого прогресса в увеличении производительности труда.

Застойная динамика производительности связана как с недостаточностью инвестиций, так и с их ограниченной эффективностью – обе данные проблемы существуют на фоне ряда структурно-институциональных ограничений. Среди них: сырьевая зависимость, высокая доля неформального сектора (более половины занятых в ряде стран), политическая и макроэкономическая непредсказуемость, а также слабый внутренний спрос, сдерживаемый неравенством (коэффициент Джини в ЮАР – 0,63, самый высокий в мире), всплесками инфляции и неразвитостью частного кредитования. Дополняет ряд и низкий уровень вложений в науку и разработки – не более 1,4% от ВВП.

Тем не менее в последние годы страны показывают и стремление к переменам: Малайзия делает ставку на полупроводники и цифровые технологии, Бразилия запускает программу индустриальной модернизации, Аргентина готовится к экспорту ядерных технологий, а ЮАР – к развитию возобновляемой энергетики и производству электромобилей. Эти шаги пока не изменили траекторию, но формируют базу для будущего роста и дают надежду на скорый выход государств из ловушки.

Общая динамика доходов и выпуска

Общемировые изменения в группе стран с доходами «выше среднего» за 30 лет. В 1994 году в мире насчитывалось 30 стран с уровнем доходов «выше среднего» по классификации Всемирного банка. За последующие 30 лет 20 из них смогли перейти в категорию государств с «высоким» уровнем доходов, девять – остались на том же уровне, а одно было убрано из классификации из-за прекращения публикации данных местными органами статистики (Венесуэла). Среди стран, оставшихся на данном уровне, две относились к малым островным государствам (Сент-Люсия и Маврикий) и семь – к более крупным странам, полностью или частично расположенным на материке (Аргентина, Мексика, Бразилия, Ливия, Габон, ЮАР и Малайзия).

Динамика доходов у семерки из ловушки. Что касается семи более крупных государств, которые оказались в ловушке одного уровня доходов (далее – семерка, группа), то за период 1994–2024 годов заметные положительные изменения отношения их подушевого валового национального дохода (ВНД) к пороговому значению высоких доходов (порог – $8,955 в 1994-м и $13,935 в 2024-м) произошли только у Мексики (с 61,9 до 91,9%), Бразилии (29,3 до 71,4%) и Малайзии (с 40,5 до 83,7%). Еще по трем странам улучшение оказалось незначительным: у Аргентины с 84,5 до 96,4%, Габона – с 44,6 до 54,2%, ЮАР – с 39,6 до 43,8%. Ливия и вовсе столкнулась со спадом отношения с 73,8 до 45,2%. Для сравнения, за этот же период у Чили это значение выросло с 41,8 до 113,0%, у России – с 29,6 до 109,9%, а у Польши – с 30,7 до 154,7%. Особенно разителен контраст с Китаем: стартовав в 1994 году в категории стран с низкими доходами, тот к 2024-му сумел приблизиться почти вплотную к порогу высоких доходов (рост отношения в 18,8 раза – до 98,0%).

Динамика выпуска. По реальному ВВП у шести стран из семерки среднегодовые темпы прироста (CAGR) в период 1994–2024 годов не превышали 2,4%. Только Малайзия имела значительно больший показатель на уровне 4,7%. Прирост ВВП на душу у всех стран был заметно меньше: у Малайзии он в среднем составлял 2,7%, а у остальных шести государств – не более 1,4%.

Население и трудовые ресурсы

Население. Существенное отличие темпов роста совокупного и подушевого ВВП в странах семерки было связано с быстрым увеличением численности населения. Причем, если в латиноамериканских странах данной группы и Малайзии к началу 2000-х обозначились четкие проявления демографического перехода с устойчивым замедлением роста населения, то в Ливии и Габоне стабильного охлаждения динамики не было, а в ЮАР и вовсе наблюдалась обратная тенденция увеличения темпов демографического роста. По итогу за 30 лет население Аргентины и Бразилии выросло в 1,3 раза, до 45,7 и 212,0 млн соответственно, Ливии, ЮАР и Мексики – в 1,5 раза, до 7,4, 64,0 и 130,9 млн, Малайзии – в 1,8 раза, до 35,6 млн, а Габона – в 2,3 раза, до 2,5 млн человек.

Рабочие ресурсы. В период 1995–2024 годов во всех странах группы произошло увеличение доли экономически активного населения в совокупной демографической структуре. У всех в семерке, кроме ЮАР, большая часть дополнительных кадров была успешно поглощена местными рынками труда – соответственно, это оказало поддержку общей экономической динамике данных государств. Наибольшее изменение произошло в Малайзии – там доля занятых относительно всего населения выросла на 10,8 п. п. В ЮАР в то же время рост доли экономически активного населения на 4,2 п. п. был сопряжен с повышением доли безработных на 5,4 п. п. – то есть потенциал от увеличения доли экономически активного населения реализован не был.

Производительность труда. Из семи стран три государства столкнулись с реальным снижением удельного объема валового продукта на одного работника: у Мексики – на 5,6%, Габона – на 29,8%, Ливии – на 46,5%. Рост производительности работников произошел у Аргентины (+4,9%), Бразилии (+30,3%), ЮАР (+39,6%) и Малайзии (+71,9%). Для сравнения, за этот же период выпуск на одного работника в России вырос в 2,0 раза, в Польше – в 2,7 раза, а в Китае – в 9,6 раза. Впрочем, в случае Китая высокие показатели относительного прироста отчасти были обусловлены эффектом низкой базы. Опережения в производительности стран семерки им пока не осуществлено – в выражении по ППС производительность труда у КНР в 2024-м пока находились на уровне, близком к наименьшим по данной группе: 45,5 млрд международных долларов 2021 года у Китая против 42,2 и 43,1 млрд долларов в Бразилии и Ливии соответственно.

Итоговые различия в занятости и производительности отражают действие более глубоких механизмов. Центральное место среди них занимают инвестиции: именно они определяют возможности расширения рынка труда, уровень оснащенности работников средствами производства и, как следствие, долгосрочную траекторию роста.

Капиталовложения и их эффект на производительность работников

Инвестиционная активность и е е динамика. Отношение валовых инвестиций в основной капитал к ВВП на уровне более 20% в течение последних 30 лет стабильно наблюдалось только у трех стран группы: Мексики, Габона и Малайзии (в среднем 21,6, 24,6 и 25,0% соответственно). Но даже они существенно отставали от показателей Китая (39,0%) – соответственно, процесс закладки фундамента для будущего роста во всех странах группы шел значительно медленнее, чем в КНР.

Интенсивность инвестиционного процесса в странах группы менялась со временем, отражая влияние глобальных и внутренних факторов. Так, период 2005–2014 годов для всех стран семерки, за исключением Малайзии, был сопряжен с ростом показателя вклада инвестиций в ВВП относительно предшествовавшего ему десятилетия. Сказывались как благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках, так и позитивные среднесрочные ожидания по развитию международной торговли в реалиях возросшей в 2000-х степени глобализации.

В случае Малайзии среди ключевых факторов обратной динамики (спад с 29,5 до 23,2%) были постепенное отвлечение капитала зарубежных компаний вступившим в ВТО Китаем, сохранявшееся сниженное доверие заграничных инвесторов к ЮВА после азиатского финансового кризиса, а также корректировка подхода властей к привлечению инвестиций в сторону большего протекционизма.

Период 2015–2024 годов, напротив, принес спад отношения инвестиций к ВВП для всех рынков группы, кроме Мексики. Общее снижение в значительной степени было связано с концом сырьевого суперцикла в 2014–2016 годах, а также с глобальным охлаждением инвестиционного оптимизма в 2010-х в реалиях замедления мировой экономики. Дополнительное давление оказывали и национальные факторы: в Ливии к этому времени развернулась затяжная вторая гражданская война, фактически парализовавшая инвестиционную активность, тогда как Аргентина вновь столкнулась с долговыми кризисами и валютной нестабильностью, что закрепило ее репутацию как одного из наиболее рискованных направлений для долгосрочных вложений.

Воздействие капиталовложений на производительность труда. Объем выпуска на одного работника характеризовался разной степенью чувствительности к параметру капиталовооруженности работников. Так, рассчитанный в фиксированных ценах показатель дополнительной отдачи производительности от накопленных за 30 лет вложений (с учетом амортизации) варьировался для шести из семи стран (для Ливии данные отсутствуют) от 0,220 (у Малайзии) до -0,280 (у Габона), т. е. увеличение запаса капитала на работника в 1 доллар могло быть сопряжено как с ростом стоимости производимой им продукции на 22 цента, так и с ее спадом на 28 центов.

Следующими за Малайзией странами по силе эффекта были ЮАР и Бразилия с заметно меньшими значениями на уровне 0,126 и 0,109 соответственно. Аргентина характеризовалась околонулевым влиянием (0,042), а у Мексики, как и у Габона, отдача была отрицательной (-0,030) – наличие столь низких значений степени влияния говорит о присутствии в этих странах искажающих эффектов или критически значимых структурных сдвигов, нивелировавших влияние роста запасов капитала.

Факторы сниженной результативности инвестиций

Одним из факторов, сдерживавших позитивные эффекты капиталовложений, был широкий неформальный сектор. В Аргентине, Мексике, Ливии и Габоне на него приходится более половины всей занятости. Фактически при таких размерах неформального сектора экономика страны начинает носить выраженный дуальный характер, при котором одна половина населения трудится на передовых производствах с активным инвестиционным процессом, а другая – в небольших, работающих в тени и мало инвестирующих в свое развитие организациях. При этом возможности первого типа фирм по наращиванию производительности своих работников со временем становятся все более ограниченными в силу убывающей отдачи от капитала, из-за чего экономика фактически начинает тормозить при больших резервах развития.

Волатильность и спады в индустрии с высокой добавленной стоимостью при низкой диверсификации экономики. У экономик с выраженным сырьевым характером имеются точки среднесрочной неустойчивости в виде волатильности цен на ресурсных рынках, а также возможного исчерпания разведанных запасов. Последнее как раз и наблюдалось с середины 90-х в Габоне. Из-за истощения действующих месторождений ежедневные объемы добычи нефти в стране упали с 337 тыс. баррелей в день в 1994-м до 236 тыс. баррелей в 2024 году (нефтегазовый сектор к 2024-м давал 40% ВВП страны). Как следствие, даже не смотря на компенсирующий эффект от развития добычи марганца, реальные приросты подушевого ВВП и производительности по итогу вышли отрицательными. В номинальном выражении это явление было отчасти компенсировано ростом цен на нефть относительно уровней 90-х годов.

Недоиспользование мощностей. На отдаче от капитала также может отражаться и степень задействования в производственном процессе накопленных капитальных средств. Сильное недоиспользование может быть как временным, так и хроническим явлением. Смесь первой и второй ситуаций как раз наблюдается в Аргентине: регулярные валютные кризисы, всплески инфляции и рецессии в 2010-х и 2020-х годах подорвали в стране как потребительский, так и инвестиционный спрос. В результате это отразилось на доле используемых организациями мощностей – с 2015 года у промышленных предприятий она постоянно была меньше 70% (против более 80% в начале 2010-х годов). В 1-м полугодии 2024 года, когда негативные эффекты от последнего всплеска гиперинфляции и от резкого урезания государственных расходов усилили общие негативные тенденции, уровень использования мощностей и вовсе упал до 55,6% (в среднем за период).

График 9. В Аргентине и России в 2024 году использовалось лишь около 60% промышленных мощностей (%)1

Фактором недоиспользования мощностей также объясняются и аномальные показатели чувствительности производительности к капиталовложениям у не относящихся к группе России и Польши, т. к. за точку отсчета берется 1994 год, когда в силу внешних эффектов рыночных реформ многие предприятия сократили производство до уровня гораздо меньше собственных возможностей. Впрочем, в случае России уровень использования мощностей и в последующие годы ни разу не поднимался выше 70%.

Итак, вышеперечисленные примеры показывают, что инвестиции не всегда трансформируются в рост создаваемой работниками добавленной стоимости. Их результативность может ограничиваться различными структурными и циклическими факторами. При этом крайне значимую роль играет объем и стабильность спроса на производимые в стране товары и услуги: они одновременно определяют, насколько эффективно будут использованы вложенные средства, и при этом служат ключевым стимулом для того, чтобы сами инвестиции осуществлялись.

Спрос как стимул развития

Организации заинтересованы в расширении и модернизации своего бизнеса тогда, когда они видят наличие возможностей по реализации своего продукта. Этот потенциал может присутствовать как внутри страны, так и за ее границами.

Ограничение внутреннего спроса неравенством. Масштабы перспектив от внутреннего сбыта в случае потребительского спроса определяются не только численностью населения и средним по стране показателем уровня дохода на душу, но и распределением этих доходов. Чем выше в стране неравенство, тем уже прослойка массового потребителя из среднего класса с оптимальной покупательской способностью. А чем она уже, тем у организаций меньше возможностей по реализации внутри страны стандартизированной качественной продукции (и услуг) с относительно высокой добавленной стоимостью. Причем проблема отсутствия широкого среднего класса внутри страны влияет и на экспортный потенциал, так как у компаний из-за нее ограничиваются возможности по опробыванию своих продуктов перед выходом на внешние рынки.

Согласно последним доступным по каждой стране данным наибольшее по группе значение индекса Джини, индуцирующего степень неравенства, наблюдается в ЮАР – 0,63. Данный показатель вместе с тем является и наибольшим по миру в целом. Следом по уровню неравенства в семерке идут Ливия (0,55) и Бразилия (0,52). Значения выше 0,50 говорят об экстремально высоком неравенстве, сильно ограничивающем формирование широкого внутреннего потребительского рынка.

Неравенство в Мексике, Аргентине и Малайзии тоже высокое, но выраженное в гораздо меньшей степени – эти страны обладают коэффициентами Джинни в диапазоне 0,40–0,45. В зоне умеренных значений в группе находится только Габон (0,38). Для сравнения, в России и Китае коэффициент Джини составляет 0,36, в Польше – 0,29, а средний по скандинавским странам уровень – 0,27.

Стимулирование внутреннего спроса кредитованием. Внутренний потребительский и инвестиционный спрос может в существенной степени подпитываться кредитным ресурсом. У семерки кредитная поддержка экономики характеризуется высокой вариативностью. Так, по состоянию на конец 2024 года у трех стран группы (Аргентина, Ливия, Габон) накопленный объем кредитования частного нефинансового сектора (и домохозяйств, и фирм) не достигал и 25% от ВВП. У Мексики он был также низким – на уровне менее 40%. Лидер группы – Малайзия со значением в 157,5% существенно отрывалась от идущими следом за ней Бразилии (93,5%) и ЮАР (66,9%), но все равно заметно отставала по объемам кредитования от Китая (198,1%).

Неоднородная развитость логистической инфраструктуры. Широта рынка, реально доступного для освоения организациями, во многом зависит и от логистического фактора – это касается как продаж внутри страны, так и за ее границами. В четырех из семи странах группы уровень развитости логистической инфраструктуры пока является скорее сдерживающим фактором масштабирования производств. Так, у двух стран индекс качества логистической инфраструктуры (диапазон от 1 до 5) по состоянию на 2023 год принимал значения менее 2,5 (1,7 у Ливии и 2,2 у Габона). Еще у двух имелись показатели ниже среднего в диапазоне от 2,5 до 3,0 (по 2,8 у Аргентины и Мексики). Развитостью логистики немного выше среднего характеризовалась Бразилия (3,2). Значения более 3,5 были только у Малайзии и ЮАР (по 3,6).

Поддержка экспорта свободой торговли. Доступность внешних рынков для внутренних производителей помимо географии и логистики определяет также степень открытости глобальной торговой среды для национальных производителей. Разница в уровне такой открытости во многом определяется степенью вовлеченности стран в соглашения о свободной торговле и интеграционные объединения.

Торговля в рамках подобных договоренностей покрывает больше половины экспортных потоков только у Мексики, Малайзии и ЮАР. У Мексики беспрепятственная торговля в первую очередь обеспечена соглашением США – Мексика – Канада (по состоянию на 2024 год, 84,3% товарного экспорта Мексики), ну а затем договоренностями о свободной торговле с ЕС, Японией, Израилем, Перу и рядом других стран (еще 4,0%). В случае Малайзии почти все торговые привилегии дает членство в АСЕАН, у которого также имеются договоры с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией (АСЕАН и его партнеры – 63,5% экспорта, прочие ЗСТ – 3,1%). У ЮАР беспошлинный упрощенный доступ на зарубежные рынки реализован через множественные региональные африканские соглашения, договоренности с государствами Европы и фактическую одностороннюю ЗСТ с США, что вместе дают покрытие 55,2% от национального экспорта ЮАР.

Для Аргентины и Бразилии на торговлю внутри единственного для данных стран интеграционного торгового объединения МЕРКОСУР пока приходится только 33,7 и 10,5% экспорта соответственно. Однако подписанное в 2024 году, но еще не ратифицированное участниками соглашение о свободной торговле МЕРКОСУР с ЕС должно будет увеличить долю беспошлинной торговли по упрощенным правилам до 45,0 и 25,2% соответственно. У Габона доля покрытия экспорта условиями свободной торговли составляет 43,6%, а наименьшим по выборке показателем характеризуется Ливия – всего менее 5%. Также Ливия, в отличие от всех остальных в семерке, не является членом ВТО.

Тем не менее одного спроса недостаточно. Если производственная база остается сырьевой или примитивной, экономика не может в полной мере воспользоваться возможностями внутреннего и внешнего рынка. Поэтому важным условием становится продвижение по пути усложнения и диверсификации экономики.

Пробуксовка в усложнении производства

Для показателей производительности большое значение имеет тип производств. Высокой добавленной стоимости на работника обычно позволяют добиться либо добывающие предприятия, либо организации, занимающиеся созданием технологически сложных товаров и услуг. Как было показано ранее на примере Габона, ресурсы имеют свойство исчерпаемости. Кроме того, они волатильны в цене. Поэтому для устойчивого роста подушевого продукта и доходов странам следует двигаться в направлении усложнения, диверсификации и повышения международной конкурентоспособности собственного производства.

Изменения в сложности экспорта. У многих стран продвижение по данному направлению в последние 30 лет было ограниченным. За период 1996–2023 годов из стран семерки увеличение индекса сложности экспорта (может принимать значения от -2,5 до 2,5) произошло только у Мексики (с 0,90 до 1,41), Малайзии (с 0,72 до 1,03) и Габона (с -1,50 до -0,41). У остальных, а в особенности у Бразилии (с 0,75 до -0,52) случилась просадка показателей. За это же самое время Китай увеличил значение индекса с 0,5 до 1,47, а Южная Корея – с 0,90 до 2,23.

Аргентина и Бразилия сохранили существенную значимость продукции АПК в структуре экспорта (товаров и услуг) – в 2023 году ее доля у обеих стран превышала 40%. При этом у Бразилии относительно 1995 года произошло заметное увеличение вклада минерального топлива и руд – на 16,6 п. п. ЮАР в свою очередь нарастила долю камней и драгоценных металлов – на 11,0 п. п. Ливия и Габон не сократили сверхвысокой зависимости от экспорта ископаемого топлива и руд – по данной статье у них произошло увеличение долей на 3,0 и 3,8 п. п., до 94,5 и 76,6% соответственно. Рост индекса сложности производства у Габона в основном был обусловлен падением экспорта леса и продукции АПК.

Развитие технологического потенциала. По последним данным, ни одна страна группы не осуществляет вложений в исследования и разработки на 2%-ном уровне, указываемом Всемирным банком и ОЭСР в качестве минимального порога для устойчивого перехода в клуб богатых стран. Наибольший по семерке показатель составляет только 1,4%.

График 16. Страны в ловушке тратят не более 1,4% на разработки и исследования2

Пониженный уровень вложений в научный потенциал естественным образом отражается на показателе числа патентов, регистрируемых резидентами этих стран. Во всех странах группы в год регистрируется не более 50 патентов на миллион человек. В это же самое время в Китае этот показатель составляет 1 172 патентов, а в Республике Корея – и вовсе 5 603.

В целом по группе прослеживается устойчивая проблема: большинство стран остаются привязанными к сырьевому или аграрному экспорту, что ограничивает их потенциал для долгосрочного роста производительности и доходов. При этом ограниченность вложений в исследования и разработки усиливает риск закрепления государств в роли поставщиков низко- и среднетехнологичных товаров с невысокой добавленной стоимостью.

Рывок к высоким доходам: последние государственные инициативы

Руководства стран, остающихся в ловушке среднего дохода, в последние годы делают ставку на качественное изменение модели роста. Сегодня в их основную повестку выведены инициативы, направленные на усложнение структуры экономики, развитие несырьевого экспорта и укрепление технологической базы.

Малайзия. В стране действует национальная стратегия полупроводников (2024–2030 годы) с бюджетом 5,25 млрд долларов, которая направлена на модернизацию сегмента чипов, развитие дизайна и привлечение международных инвесторов. Уже к концу I квартала 2025 года обеспечено 13,23 млрд долларов совместных вложений.

Также в рамках бюджета 2025 года была запущена новая схема инвестиционных стимулов (IIF2025) – фонд на 212 млн долларов поддерживает компании из сектора ИИ, робототехники, IoT, FinTech и данных через софинансирование и налоговые льготы.

Мексика. В рамках программы Plan Mexico (2025–2030 годы) предусмотрены налоговые льготы до 1,77 млрд долларов для компаний, инвестирующих в сложные производства. Меры включают ускоренную амортизацию (35–91%) и дополнительные вычеты на обучение и инновации (до 25%), что должно повысить технологическую интенсивность промышленности.

Бразилия. Программа Nova Industria Brasil (2024–2033 годы) с бюджетом 60 млрд долларов сочетает льготное кредитование и поддержку приоритетных отраслей – машиностроения, химии, биотехнологий, цифровых и зеленых технологий.

Аргентина. Реформы нового президента Хавьера Милея включают отмену экспортных пошлин и квот, дерегуляцию и запуск режима RIGI, предоставляющего крупным промышленным инвесторам долгосрочные налоговые, таможенные и валютные льготы (срок действия – до 30 лет).

В декабре 2024 года был также объявлен аргентинский ядерный план, ключевым элементом которого стало строительство малых модульных реакторов (SMR) при содействии частных иностранных инвесторов. Проект должен обеспечить страну надежной энергетической базой для центров обработки данных и индустрии ИИ, а к 2030 году – превратить Аргентину в экспортера собственных SMR-технологий.

ЮАР. В июне 2025 года Всемирный банк предоставил ЮАР $1,5 млрд долларов кредита для финансирования модернизации инфраструктуры и перехода к низкоуглеродной экономике.

В 2025 году правительством выделено 54 млн долларов на поддержку производства электромобилей и аккумуляторов в рамках Industrial Development Support Programme. Ожидается привлечение до 1,62 млрд долларов частных инвестиций и формирование локальных цепочек зеленой автопромышленности.

Также с января 2025 года действует новый закон, который позволяет министру труда устанавливать целевые показатели по найму для чернокожих, женщин и людей с ограниченными возможностями. За несоблюдение предусмотрены штрафы. Цель инициативы – борьба с неравенством.

Габон. С 2029 года вводится запрет на экспорт необработанного марганца. Ключевая цель – стимулировать переработку сырья внутри страны и увеличить долю локальной добавленной стоимости.

Ливия. В апреле 2025 года Ливия утвердила стратегию экономической диверсификации, нацеленную на снижение нефтяной зависимости и поддержку частного сектора. В ее рамках предусмотрены меры по улучшению инвестиционного климата, расширению доступа к финансированию, развитию сельского хозяйства, туризма, энергетики и IT, а также институциональные реформы для повышения прозрачности и доверия к экономике.

Уроки для России

Опыт стран, застрявших в ловушке среднего дохода, показывает: сами по себе инвестиции и расширение занятости не гарантируют высокого уровня экономического развития. Там, где экономика опиралась на сырьевой экспорт и ограниченный внутренний рынок, вложения не приводили к устойчивому росту производительности, а зависимость от внешней конъюнктуры лишь закрепляла стагнацию.

Для России эта логика особенно актуальна. Резервы экстенсивного роста через увеличение занятости почти исчерпаны, при этом старение населения со временем будет только усиливать данное ограничение. Дальнейшее развитие возможно лишь через повышение эффективности труда. Инвестиции играют ключевую роль в подобных процессах, однако их результативность определяется структурными особенностями среды, в которой они реализуются.

Сильный внутренний спрос создает стимулы для модернизации и реализации эффектов масштаба. Для его расширения необходимо снижение социального и межрегионального неравенства, развитие рынка кредитования, а также улучшение логистической инфраструктуры, связывающей локальные и зарубежные рынки в единое экономическое пространство. Не менее важно укрепление внешнего спроса: прогрессу по данному направлению могут значительно поспособствовать экономическая интеграция и заключение торговых и технологические соглашений с ведущими партнерами России (например, создание ЗСТ в рамках БРИКС или расширение ЕАЭС). Подобные договоренности могут обеспечить российскому бизнесу доступ к новым рынкам и глобальным цепочкам добавленной стоимости, а вместе с ними и к передовым технологиям, что особенно важно в условиях санкционного давления.

Однако без преодоления сырьевой зависимости рост остается уязвимым. Устойчивость может быть обеспечена только через усложнение производства: развитие несырьевого экспорта, вложения в исследования и разработки, а также расширение доли высокотехнологичных товаров и услуг. Именно сочетание эффективных инвестиций, сильного спроса и технологического усложнения способно сформировать условия для движения России к более высокому уровню доходов.

1 Данные по использованию промышленных мощностей в Габоне и Ливии национальными органами статистики не публикуются.

2 Данные по расходам на разработки и исследования для Габона и Ливии отсутствуют.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Семь стран и одна ловушка: 30 лет в шаге от высоких доходов

Семь стран – Аргентина, Мексика, Бразилия, Ливия, Габон, ЮАР и Малайзия – уже как минимум три десяти... 23.09.2025
Семь стран и одна ловушка: 30 лет в шаге от высоких доходов

Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2025 года

По итогам 1-го полугодия 2025-го доходы региональных бюджетов выросли на 2,1% относительно аналогичн... 02.09.2025
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2025 года

Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

По итогам I квартала 2025-го доходы региональных бюджетов увеличились на 7,5% по сравнению с аналоги... 03.06.2025
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за I квартал 2025 года

Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

К началу 2025-го регионы накопили 2,9 трлн рублей остатков средств на счетах бюджета и депозитах, чт... 28.05.2025
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности

Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно

В 2024 году наметившиеся ранее позитивные тенденции экономического здоровья регионов сохранились: в... 23.05.2025
Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильно
Вся аналитика