Содержание
- Резюме
- Экономическое здоровье населения держится на федеральной и региональной помощи
- Денежные доходы населения снижаются
- Покупательная способность населения по инерции продержалась до лета и пошла на спад
- Ажиотаж на наличные деньги, товары и услуги – реакция на повышенную тревожность населения
- Положительного тренда экономического здоровья населения российских регионов ожидать не стоит
Резюме
После поступательного восстановления экономического здоровья населения в течение 2021-го в нынешнем году регионы встретились с рисками ухудшения экономического благосостояния населения вследствие геополитического давления и макроэкономической нестабильности. С начала года наблюдается постепенное ухудшение экономического здоровья населения, включая снижение на 2,4% реальных денежных доходов населения по итогам III квартала и на 5,9% оборота розничной торговли по итогам десяти месяцев.
Проведенная частичная мобилизация и миграционный отток на ее фоне способствовали определенным трансформациям на рынке труда: образовался дефицит кадров в наиболее мужских отраслях, повысился интерес к дистанционной работе, наблюдалась потеря высококвалифицированных специалистов в результате их отъезда. Тем не менее годовые показатели экономического здоровья населения, в т. ч. в результате действия мер поддержки со стороны государства вряд ли окажутся хуже уровня середины 2020-го. По оценке агентства, уровень безработицы к концу года будет находиться в пределах 4,0%, а реальные денежные доходы населения составят не менее 95% от соответствующих значений 2021-го.
Экономическое здоровье населения держится на федеральной и региональной помощи
Поддержка со стороны государства в 2021 году, как и ранее, продолжала вносить значимый вклад в восстановление благосостояния населения: осуществлялись социальные выплаты уязвимым группам населения (адресные денежные выплаты), создавались условия для оказания социальной помощи за счет средств бюджетов всех уровней без предоставления гражданами документов («Социальное казначейство»), поддержку получали потерявшие работу (в т. ч. через повышение пособий по безработице до уровня МРОТ), совершенствовалось регулирование рынка труда для удаленной работы, неполной занятости и самозанятости.
В 2022 году поддержка населения продолжилась. Возникшие в начале текущего года риски ухудшения ситуации на рынке труда в регионах, которые напрямую могли сказаться на экономическом здоровье населения, стали минимизироваться осуществлением мероприятий по его поддержке со стороны государства в 1-м полугодии. Среди мер поддержки населения, и в т. ч. занятости, отмечаются разрешение временного перевода к другому работодателю 1, предоставление субсидий организациям, которые наняли уволенных граждан 2, предложение по переобучению по востребованным на локальном рынке труда профессиям 3, расширение практики заключения социального контракта с гражданами, потерявшими работу 4, помощь центров занятости гражданам, находящимся под риском увольнения 5, а также ряд других мер, затрагивающих социальные выплаты населению 6, условия льготного кредитования 7 и ограничений банкротства физических лиц 8.
В конце III квартала 2022 года была объявлена частичная мобилизация военнообязанного населения, параллельно с которой были внесены коррективы в законодательство для защиты трудовых прав мобилизованных сотрудников, а также предложены варианты поддержки их семей. Приведенный перечень поддержки постоянно расширяется в соответствии с возникающими вызовами, и фактическое осуществление этих мер в определенной степени позволяет нивелировать негативные эффекты текущих условий, сохраняя покупательную способность населения на приемлемом уровне.
Денежные доходы населения снижаются
В силу последствий пандемии (роста смертности) и других объективных демографических факторов (тенденций снижения рождаемости, в т. ч. в результате сокращения женского населения в репродуктивном возрасте и соответствующего старения населения) численность населения России в 2021 году уменьшилась более чем на 600 тыс. человек, тем самым продолжилась тенденция нескольких прошлых лет. За январь–сентябрь 2022 года численность населения сократилась почти на 500 тыс. человек 9, однако к уже сложившейся естественной убыли впервые за долгое время добавился и миграционный отток, который сформировался на фоне текущей ситуации и усилился в сентябре в результате объявления о частичной мобилизации. Если в 2021 году, несмотря на спад в численности населения, ряд индикаторов экономического здоровья населения демонстрировал положительные тенденции, то в начале 2022-го эти тенденции закончились.
В результате негативных эффектов текущих условий по итогам III квартала 2022-го реальные денежные доходы населения продемонстрировали сокращение, оказавшись ниже на 2,4% относительно уровня соответствующего квартала прошлого года, при этом отрицательная динамика наблюдалась в 75 регионах. Наибольшее снижение доходов (более чем на 7%) отмечалось в девяти регионах, в т. ч. в Калужской и Калининградской областях, где благосостояние населения в значительной степени зависит от деятельности зарубежных компаний, локализованных там. Случившийся отток населения на фоне частичной мобилизации также негативно отразился на статистике доходов, поскольку среди уехавших в основном образованные, высокооплачиваемые кадры, имеющие определенный запас сбережений для временного пребывания в другой стране и поиска работы. В целом же среднероссийская динамика на данном этапе выглядит достаточно умеренной относительно спада доходов в II квартале 2020 года, превышавшего 6%, однако это является свидетельством того, что в номинальном выражении доходы населения отстают от сложившегося уровня инфляции, который за период январь–октябрь 2022-го к декабрю 2021-го в целом по стране составил 10,7%, а по отдельным регионам (Республика Ингушетия) превысил 16%. Ситуацию весеннего всплеска цен несколько смягчила тенденция дефляции, сложившаяся в июне–августе, при этом в сентябре–октябре наблюдалась небольшая инфляция (+0,05% в сентябре 10 и +0,18% в октябре 11 к предыдущему месяцу). Последствия проведенной частичной мобилизации, по всей видимости, пока не разгоняют инфляци ю, а сдерживают ее за счет более слабой динамики потребительского спроса.
Несмотря на текущие обстоятельства, уровень безработицы в начале 2022-го продолжил тренд прошлого года на снижение и составил за август–октябрь 3,8%. Только в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Ленинградской областях уровень безработицы за август–октябрь текущего года оказался выше значений, сложившихся по итогам 2021-го. Тем не менее весной рынок труда находился в состоянии неопределенности, о чем свидетельствовало снижение количества вакансий работодателей при росте соискательской активности на площадках интернет-рекрутмента. Отсутствие резкого роста безработицы было связано в т. ч. с продолжающимися полными или частичными выплатами заработной платы и переводом сотрудников в режим простоя.
Покупательная способность населения по инерции продержалась до лета и пошла на спад
По итогам 2021 года в результате восстановления экономики в совокупности с мерами поддержки косвенные индикаторы покупательной способности населения также продемонстрировали позитивную динамику: во всех регионах наблюдался рост оборота розничной торговли, и в 81 регионе произошло увеличение объема платных услуг населению.
Показатели оборота розничной торговли продолжали расти и в январе–мае 2022 года, резко замедлились в апреле и снизились к июлю, отчасти показав снижение ажиотажа, а также появление возможных проблем с наличием товаров на рынке. Если за январь–апрель динамика оборота розничной торговли в сопоставимых ценах оставалась в положительной зоне в 43 регионах, то за январь–октябрь – только в 17. Динамика объема платных услуг за указанный период все еще оставалась в положительной зоне, однако события сентября тоже повлияли на снижение у населения желания к дополнительному потреблению услуг или товаров. Если летом с начала этого года рост потребления услуг относительно аналогичного периода прошлого медленно снижался, но составлял более 4%, то за январь–октябрь положительная динамика уменьшилась до 3,5%. Однако дело не только в нежелании приобретать, но и во временном сокращении количества самих потребителей в результате частичной мобилизации и миграционных оттоков в другие страны, которые достигают нескольких сот тысяч человек.
Ажиотаж на наличные деньги, товары и услуги – реакция на повышенную тревожность населения
В 2021 году наблюдалось увеличение доли расходов на покупку товаров и услуг при одновременном снижении показателя прироста наличных денег на руках у населения относительно уровня 2020-го. Прирост наличных денег на руках у населения в 2021-м в целом по России составил 0,9 против 4,5% годом ранее, при этом прибавка менее чем на 4,5% наблюдалась в более чем половине регионов страны, а снижение – в 11, что свидетельствует о сокращении спроса на наличные деньги и отражает смягчение реакции населения на экономическую ситуацию в регионах.
Ажиотажный спрос населения на отдельную продукцию в начале 2022-го привел к тому, что доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в структуре расходов за I квартал 2022 года достигла рекордного для последних лет значения в 92,7%, а сбережения населения снизились на 12,8%. Прирост наличных денег на руках у населения по итогам I квартала 2022 года также отразил его тревожную реакцию на экономическую ситуацию и возможную активизацию теневой экономики в регионах. В среднем по стране этот прирост превысил показатель кризисного коронавирусного 2020-го и составил 4,7%, а, например, в Москве прирост насчитывал 26,9% при снижении наличных денег на руках в предшествующие два года. По итогам II квартала 2022 года ситуация несколько смягчилась: доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг снизилась до 76,2%. Поднятие ключевой ставки Банком России с последующим ростом процентного дохода по вкладам в банках позволили к концу I квартала 2022 года частично вернуть ранее обналиченные деньги населения на депозиты и тем самым сохранить их сбережения в условиях текущей инфляции. По итогам II квартала 2022 года наблюдалось уменьшение наличных денег на руках на 2,7%, однако в конце сентября был зафиксирован рост спроса на наличные деньги, что сопровождалось вероятной паникой населения и действиями той ее части, которая снимала деньги для их дальнейшей конвертации в ближайшем зарубежье. Данные по итогам III квартала 2022 года подтверждают проявленный интерес к наличным деньгам (прирост наличных денег составил 4,8%), при этом доля расходов на оплату товаров и услуг остается относительно стабильной (78,2%).
Ситуация с просроченной задолженностью по кредитам, которая после локального пика в 2020 году по итогам 2021-го опустилась ниже уровня до пандемии и составила 3,9% от общего объема кредитов физическим лицам. С начала текущего года доля просрочки снова стала увеличиваться и по его итогам скорее всего еще прибавит в росте.
Положительного тренда экономического здоровья населения российских регионов ожидать не стоит
Почти полностью восстановившись после кризиса из-за коронавируса, в 2022 году регионы столкнулись с рисками макроэкономической дестабилизации в условиях геополитического давления и санкций. Частичная приостановка некоторых предприятий в результате проблем с импортом комплектующих и ограничений экспортного спроса, уход иностранных компаний и рост цен на товары и услуги стали реальной угрозой для ухудшения экономического благосостояния населения.
Данные прошедшего периода 2022-го отражают поступательное ухудшение экономического здоровья населения, а по итогам года можно ожидать определенного усугубления ситуации. Вероятно, изменение экономического здоровья населения будет территориально неоднородным, и это связано в т. ч. с особенностями структуры экономики и рынка труда в регионах. Более серьезным рискам ухудшения подвержено население регионов, где хозяйственный комплекс завязан на автопром или компании с иностранным капиталом, экспортно ориентированные компании, и в т. ч. металлургическое производство. При этом чуть лучше с текущими трудностями удастся справиться регионам, которые смогут осуществить переориентацию экспорта на Восток. Тем не менее это потребует времени.
Маловероятно, что после сентябрьских событий население продемонстрирует повышенный интерес к покупкам товаров и услуг, предпочтя более осторожное расходование накоплений, при этом образование дополнительного дефицита товаров будет сдерживать уже идущий процесс адаптации российского рынка, в т. ч. через импортозамещение. В сложившихся условиях помощь со стороны государства продолжит вносить значимый вклад в поддержание занятости населения, его доходов и потребительского спроса, в результате чего в худшем случае можно ожидать, что показатели экономического благосостояния населения группы рисковых регионов достигнут и возможно преодолеют негативные отметки кризисного 2020 года. Среднероссийские же значения показателей экономического здоровья населения по итогам 2022 года вряд ли окажутся хуже уровня середины 2020-го.
По оценке агентства, уровень безработицы к концу года будет находиться в пределах 4,0%, а реальные денежные доходы населения составят не менее 95% от соответствующих значений 2021-го. При этом следует ожидать определенную трансформацию рынка труда: в связи с проведенной частичной мобилизацией отмечается повышенный интерес к вакансиям в стратегически важных отраслях экономики, а также к предложениям с удаленным форматом работы, при этом соискатели готовы жертвовать размером заработной платы. Изъятие кадров из наиболее мужских отраслей, вероятно, будет компенсировано там притоком новых рабочих за счет снижения требований к их опыту, включая привлечение безработного населения, или установлением более высокой конкурентной заработной платы и соответствующим перетоком специалистов. Покинувшие страну высококвалифицированные кадры после объявлений о завершении мобилизации также частично возвращаются на рынок труда страны, как это было после весенних событий. Спрос населения на наличные деньги по итогам года скорее всего окажется в положительной зоне в результате краткосрочного пика интереса в сентябре, в т. ч. со стороны уезжающих, а доля социальных трансфертов в структуре денежных доходов сохранится выше уровня 2020-го, в т. ч. за счет оказания дополнительной поддержки семьям мобилизованных.
1 http://government.ru/sanctions_measures/measure/68/
2 http://government.ru/docs/45721/
3 http://government.ru/sanctions_measures/measure/320/
4 Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьей (или малоимущим гражданином). Благодаря соцконтракту можно пройти переобучение, открыть свое дело, развить личное подсобное хозяйство, устроиться на работу, получить поддержку в трудной жизненной ситуации; http://government.ru/sanctions_measures/measure/34/
5 http://government.ru/news/44837/
6 http://government.ru/sanctions_measures/measure/104/
7 http://government.ru/docs/44796/
8 http://government.ru/docs/45003/
9 https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801
10 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/170_07-10-2022.html
11 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/186_09-11-2022.html