Экономики стран Центральной Азии развиваются хорошими темпами благодаря удачному сочетанию внешней конъюнктуры, геополитической ситуации и внутренних драйверов роста. Общими факторами можно считать позитивное влияние и растущие торговые обороты с Россией (несмотря на санкции и в чем-то даже благодаря им) и КНР. Завершение конституционных реформ в Казахстане и Узбекистане, крупнейших государствах региона, также прибавило стабильности. Отчет посвящен оценке экономической ситуации в странах региона и продолжает наши обзоры 2021 и 2023 годов.
Казахстан
- Экономика Казахстана достаточно динамично растет на благоприятной внешней конъюнктуре.
- Темп инфляции начал замедляться с середины 2023 года, и Национальный банк Казахстана (НБК) приступил к снижению ставок. Мы ожидаем снижение и инфляции, и ставок до конца 2024 года. При этом достижение цели по инфляции (5%) представляется маловероятным.
- Недавняя рокировка в Кабинете министров с назначением нового премьер-министра и полной заменой глав финансово-экономического блока, ожидавшаяся сразу после парламентских выборов, – дополнительный сигнал об увеличении роли государства и повышенном внимании к налоговым вопросам и регулированию.
Узбекистан
- Экономика уверенно растет на фоне притока инвестиций и благоприятной ситуации с трудовыми ресурсами. Основной риск – инфраструктурные ограничения.
- Инфляция остается выше целевых уровней, однако экономика вполне адаптирована.
Кыргызстан
- Экономика растет, несмотря на ресурсные ограничения.
- Инфляция, как и в других странах региона, снижается.
- Внешняя торговля Кыргызстана продолжает рост на обслуживании торговых потоков с соседями.
Таджикистан
- Таджикистан – беднейшая страна региона, темпы экономического роста в ней остаются высокими. Основной драйвер экономики – промышленность, а именно добыча полезных ископаемых.
- Национальному банку Таджикистана удалось добиться низкой инфляции.
- Снижается зависимость от экспорта рабочей силы.
Казахстан – главный бенефициар геополитической ситуации; идет активная работа над инфраструктурой в секторах, остававшихся без внимания
После передачи президентской власти Назарбаевым Токаеву, завершившейся политическими реформами 2022–2023 годов, Казахстан смог стабилизировать свою политическую систему и разрядить социальную напряженность, попытался найти баланс между требованиями своих крупнейших соседей, сохранив при этом хорошие отношения с Западом и Турцией. Нейтралитет и демонстративная многовекторность усилили роль страны как торгового и инвестиционного центра, но создали дополнительную нагрузку на ее транспортную и энергетическую инфраструктуру. Работа над многими из существующих препятствий станет способствовать их уменьшению в ближайшем будущем.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев после прихода к власти в 2023 году дал ряд смелых обещаний в области экономической и социальной политики, призванных извлечь выгоду из высоких показателей экспортного сектора и завершить политические реформы. Одним из национальных проектов станет трехлетняя программа строительства дорог и водной инфраструктуры, а также создание специальных министерств для реализации этих планов. Ожидается, что около 9% ВВП будет производиться в транспортном секторе, при этом КТЖ («Казахстан темир жолы», оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана) будет преобразована из железнодорожного монополиста в логистическую экосистему. Для борьбы с растущим дефицитом электроэнергии было обещано масштабное развитие энергетики. Приоритет отдан возобновляемым источникам энергии, кроме того, было обещано проведение национального референдума по вопросу строительства атомной электростанции. Казахстан является ведущим производителем урана, но сам не имеет атомных электростанций. Планы по строительству АЭС существуют, ведутся переговоры с крупными мировыми игроками, но экологические вопросы в Казахстане исторически являются очень чувствительными, поэтому исход голосования не стоит воспринимать как нечто само собой разумеющееся.
В правительстве, назначенном в начале февраля, полностью заменен финансово-экономический блок. Мы ожидаем более активного участия государства в экономическом развитии и усиления налогового и регуляторного давления на бизнес, в т. ч. на иностранных инвесторов. Некоторые из новых проектов будут финансироваться за счет повышения налогов в финансовой отрасли. Часть средств уже привлечена из Национального фонда, но большая их доля будет покрываться за счет займов, размещения акций или прямых инвестиций, в основном из-за рубежа. В то же время ограниченность внутренних источников капитала и высокие процентные ставки создают еще более существенный спрос на иностранные инвестиции.
Мы ожидаем дальнейшую консолидацию инфраструктуры внутреннего рынка, хотя детали пока неясны. Скорее всего, биржи получат единого владельца, при этом KASE (Казахстанская фондовая биржа) сохранит контроль над рынком облигаций и денежным рынком, а AIX (Астанинская международная биржа) – над рынками акций и деривативов.
Горнодобывающая и обрабатывающая промышленность остаются основой экономики Казахстана. В 2022 году на их долю приходилось почти 45% ВВП. Нефтегазовая отрасль является крупным мировым игроком, как и производители металлов и угля.
Казахстан является крупной страной – экспортером нефти. В 2023 году доля нефти и газа в общей стоимости товарного экспорта страны составила около 59%. Основными статьями экспорта являются медь и изделия из нее (8,3% экспорта), радиоактивные химикаты (4%), зерновые (3%).
С IV квартала 2020 года торговый баланс вернулся к типичному положительному состоянию для стран – экспортеров нефти благодаря постпандемическому росту стоимости нефти.
Основными направлениями товарного экспорта Казахстана в 2021 году стали страны Европейского союза с долей 40,5%, Китай (19%) и Россия (12%). В 2021-м стоимостной объем экспорта уже превысил допандемические показатели 2019-го на 14%, а в 2022-м рост экспорта составил 31% в годовом исчислении. Рост в 2022 году был в значительной степени обусловлен увеличением доходов от продажи нефти на 51% (г/г).
Добыча металлических руд и металлургия Казахстана достаточно сильно зависимы от российского рынка. По черным металлам в 2021 году доля экспорта в Россию составила 38%, по изделиям из черных металлов – 56%, по железным рудам и концентратам – 71%. При этом санкции в 2022 году были в значительной степени направлены против российских отраслей промышленности, которые являются основными потребителями данных товаров казахстанского экспорта. Таким образом, возможные перспективы роста экспорта этих видов товаров значительно ухудшились для казахстанских производителей как минимум на ближайшие несколько лет, если только Казахстан не расширит торговлю с Китаем.
За 2023 год экономика Казахстана продемонстрировала хороший рост в +4,7%. Как промышленный сектор, так и сектор услуг выросли на 3,7 и 5,1% соответственно. Сельское хозяйство пострадало после летней засухи и продолжительных дождей в период сбора урожая. Общие перспективы на следующий год хорошие, если мировой спрос на нефть не снизится слишком сильно.
Инфляция в 2021-м подскочила до 8,4% в годовом выражении, а в 2022-м достигла уровня 20,3% благодаря росту внутреннего спроса и неурядицам, связанным с торговлей с Россией. Пик (ИПЦ) индекса потребительских цен находился на уровне 21,3%, в то время как ключевая ставка достигла максимума в 16,75%.
С марта 2023-го инфляция в Казахстане начала неуклонно снижаться – к сентябрю она составила 12,01%, а по итогам года достигла 9,8%. Стремительное замедление было обусловлено жесткой дезинфляционной политикой центрального банка страны. До конца августа регулятор удерживал ставку на высоком уровне в 16,75%. Даже на фоне крайне позитивных тенденций, чтобы избежать корректировок инфляционных ожиданий в сторону повышения, Центробанк проявляет большую осторожность, смягчив ставку всего на 150 б. п. с августа по 19 января. Мы ожидаем значительного смягчения в 2024-м со снижением ставок до 11% и инфляцией примерно до 7,5% к концу года. Инфляция вряд ли опустится до целевого уровня в 5% (пересмотренного весной с диапазона 4–6%) в ближайшее время, поскольку правительство много тратит и торговля процветает.
Тенге оставался крайне волатильным. Однако в первой половине 2022 года национальная валюта Казахстана обесценилась, испытав значительный шок после начала российско-украинского конфликта. Наблюдаемая привязка тенге к курсу рубля объясняется тем, что Казахстан сильно зависит от российского импорта (в 2021 году на долю Р приходилось 42,5% казахстанского импорта). В этом году ситуация не очень отличается – сильные колебания на не слишком ликвидном рынке и некоторые признаки переоцененности валюты.
Помимо уже упомянутых инфляционных и геополитических рисков, еще одним фактором ускорения роста цен в стране стал переезд бизнеса из России и Беларуси в Казахстан, что привело к повышению деловой активности.
Финансовое положение остается в относительно хорошем состоянии. С 2020 по 2023 год доходы бюджета увеличились с 17,1 до 19,9% ВВП, в основном за счет роста налоговых поступлений от нефтегаза. Государственные расходы выросли в основном за счет увеличения финансирования социальных секторов экономики. Дефицит государственного бюджета в 2023-м ожидается на уровне 2,7% ВВП, в последующие годы он будет незначительно снижаться – до 2,6% в 2024-м и до 2,5% в 2025-м.
Консолидированный государственный долг остается довольно низким. Более того, после скачка до 26,4% ВВП в 2020 году государственный долг по отношению к ВВП начал постепенно снижаться. В 2022 году он составил 24,8% ВВП, но в абсолютном выражении долг продолжает расти из-за сохраняющегося бюджетного дефицита. Примерно 75% государственного долга размещено на внутреннем рынке, а 25% приходится на внешний долг. Казахстан располагает значительным Национальным фондом, обеспечивающим безопасность в случае низких экспортных цен.
Импорт товаров и услуг в Казахстан значительно вырос по сравнению с допандемическим периодом. Импорт составил $13,9 млрд в I квартале 2023 года (рост на 86,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го) и $15,4 млрд во II квартале 2023 года (рост на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го). Экспорт по сравнению с 2022 годом несколько снизился, но торговый баланс по-прежнему остается стабильно положительным.
В целом мы считаем, что Казахстан сможет извлечь выгоду из своего положения в текущей ситуации. Значительными рисками являются очередная волна инфляции, а также более жесткая посадка мировой экономики, поскольку Казахстан в большей степени зависит от внешней торговли, чем другие члены ЕАЭС. Недавно завершенные политические реформы добавили дополнительно стабильности.
Узбекистан – фаворит инвесторов и региональный источник доступной рабочей силы
Узбекистан является второй по величине экономикой в регионе, хотя он значительно меньше Казахстана. Экономика страны демонстрирует высокие темпы роста. Даже в 2020 году наблюдался экономический рост, хотя его темпы снизились до 2% г/г. В 2021 году экономика подскочила на 7,4%, а в 2022-м темпы роста составили 5,7%, в 2024-м мы ожидаем около 5%. По оценкам Азиатского банка развития, в ближайшие годы страна будет поддерживать темпы роста на уровне около 5% из-за текущей низкой производственной базы – ВВП на душу населения в 2022-м составляет всего 2 200 долларов на человека, несмотря на структурные проблемы и ограничения в области водоснабжения и энергии. Это одна из немногих стран с растущей рабочей силой, способная экспортировать рабочих и принимать трудоемкое производство. Политические реформы также были завершены в этом году принятием новой конституции и продлением срока полномочий президента еще на семь лет с возможностью переизбрания в 2030-м.
Что касается структуры экономики, то в 2022 году на сектор услуг приходилось 41,5% ВВП. Доля промышленности составляет 26,7%, это ненамного выше доли сельского хозяйства (25,1%), что свидетельствует об относительно слабом уровне индустриализации экономики.
Роль сельского хозяйства продолжает снижаться
Узбекистан столкнулся с растущими темпами инфляции с 2017 года после запуска программы либерализации обменного курса и цен. В период с 2017-го по 2019-й годовой уровень инфляции не опускался ниже 14%. В этих условиях в стране начали формироваться высокие инфляционные ожидания. Для борьбы с этим и во избежание раскручивания инфляционной спирали в конце 2019 года Центральный банк Узбекистана ввел режим инфляционного таргетирования, хотя инфляция оставалась стабильно выше, чем в соседних странах.
В 2023 году инфляция неуклонно снижалась и в июне достигла 9%. Последнее снижение ставки было произведено в марте 2023 года. С тех пор она оставалась на уровне 14%. На последнем заседании в октябре ставка была вновь сохранена на прежнем уровне. Центральный банк вряд ли будет повышать ставку в отсутствие явной инфляционной тенденции, чтобы не усугубить замедление экономики. Снижение, скорее всего, возобновится в 2024 году, если рост цен начнет замедляться.
Финансовая ситуация не очень хороша, хотя ничего особо тревожного не предвидится. Общие расходы составят 24,1% ВВП в 2023 году. Половина из них приходится на социальные траты (образование остается главным приоритетом – 22,7% всех государственных расходов), учитывая молодое и растущее население. Дефицит бюджета Узбекистана в 2021 и 2022 годах увеличился за счет высоких субсидий и расходов на инфраструктуру. Вероятно, он снизится до 3% ВВП в 2023 году (против 4% в 2022-м) и до 2,7% в 2024-м.
Государственный долг, подскочивший с 29,6% ВВП до 38,9% ВВП в 2020-м, начал постепенно снижаться в относительном выражении благодаря быстрому росту экономики после кризиса, и упал до 34,1% ВВП в III квартале 2022 года. Однако в IV квартале, когда дефицит бюджета превысил запланированный порог в 3%, власти прибегли к внешним займам, и к концу года госдолг вырос до 36,4% ВВП. В октябре страна размещала как еврооблигации, так и долговые обязательства в национальной валюте, что привело к росту спредов. Мы ожидаем значительный объем предложения в ближайшие годы, поскольку стране необходимо финансирование для реализации масштабных инфраструктурных программ.
Международная торговля в Узбекистане в 2021 и 2022 годах, как и в период с начала ее либерализации в 2017-м до пандемии, характеризовалась превышением импорта над ростом экспорта. Отрицательное сальдо за эти два года сократилось еще на 87% по отношению к значениям 2020-го.
Наибольшую долю товарного экспорта Узбекистана (среди других четырехзначных кодов ВЭД) составляет золото. Помимо золота, важную роль для страны играют текстильные изделия, на долю которых приходится 17% экспорта. В 2022 году прирост продаж этой продукции составил +14%, что во многом было обусловлено увеличением ее экспорта в РФ на 50% – доля российского рынка для данных изделий повысилась с 30 до 41%. Кроме того, заметную роль в экспорте играют медь и изделия из нее, а также продукция нефтегазовой промышленности. Узбекистан импортирует машины и оборудование, транспорт, черные и цветные металлы, химическую продукцию.
Основными партнерами Узбекистана по экспорту являются Китай, Россия, Турция, Казахстан. Основные партнеры по импорту – Россия, Китай, Казахстан и Южная Корея.
Уровень безработицы в Узбекистане, всегда являвшийся большой проблемой для страны, после пандемии постепенно снижается. В 2020 году он составил 10,5%, в 2021-м снизился до 9,6%, а в 2022-м – до 8,9% (немного лучше, чем в 2019-м – 9%). В этом году он, вероятно, упадет до 8%. Значительный приток молодых работников требует роста внутренней занятости или трудовой миграции, которая смещается из России в сторону Персидского залива и даже ЕС. Стоит отметить, что качество рабочей силы и уровень ее образования растут, что приводит к увеличению доходов и денежных переводов от работников.
Для Узбекистана наибольшими рисками являются инфраструктурные ограничения, приводящие к нехватке воды, электроэнергии и природного газа, а также к падению внешнего спроса на его продукцию. Инфраструктурные проблемы решаются, но на это потребуется время, тогда как рабочие нуждаются в местах, а новые проекты – в финансировании.
Кыргызстан – небольшой, но важный игрок
Пережив пандемию и политические события 2020 года, которые в совокупности привели к падению ВВП на 8,4%, экономика Кыргызстана начала быстро восстанавливаться, обеспечив высокие темпы роста (2021-й – 6,2%, 2022-й – 7%). В 2023-м оценивается в 6%.
В 2022-м после национализации золоторудного месторождения Кумтор добыча резко возросла (по словам премьер-министра Кыргызстана, с 10 тонн в 2021-м до 17,2 тонны в 2022-м), и в том году Кумтор во многом определил успех промышленного сектора (с учетом Кумтора рост промышленности составил 11,4%, а без него – всего 4,6%).
Однако в 2023 году экономический рост в стране замедлился. Таким образом, за первые семь месяцев рост валового продукта составил 2,9%. Причиной тому стало сокращение производства металлов, в т. ч. золота, а также замедление темпов роста сельского хозяйства. Несмотря на это, Европейский банк реконструкции и развития ожидает, что экономика страны вырастет на 4,6%.
Темпы инфляции в Кыргызстане с 2020 года значительно превысили коридор инфляционного таргетирования в 5–7%, установленный Национальным банком Кыргызской Республики. В 2022 году уровень инфляции в Кыргызстане был самым высоким среди стран Центральной Азии – 14,7%. В конце 2022 года инфляция достигла пика в 15,4% и к настоящему времени снизилась примерно до 9,2%.
Ключевая ставка остается на уровне 13% в течение всего 2023 года. Целью Центрального банка является возвращение инфляции в коридор 5–7%, поэтому вряд ли стоит ожидать значительное снижение ставки в ближайшее время.
Несмотря на значительное увеличение доходов бюджета (на 25%), дефицит несколько вырос в 2022 году на фоне повышения социальных расходов в дополнение к затратам на оборону, общественный порядок и безопасность в связи с кыргызско-таджикскими пограничными конфликтами с января по сентябрь. Дефицит бюджета в 2023 году прогнозируется на уровне 2,3% ВВП. Отношение государственного долга к ВВП составляет около 48%, в основном это задолженность перед международными финансовыми организациями и иностранными партнерами. Внутренний рынок облигаций ограничен, евробондов нет.
В 2021 и 2022 годах объем товарооборота увеличился. В 2021 году рост составил +46%, а в 2022-м – +42%. Однако характер подобного роста в эти годы был разным. Если в 2021 году и экспорт, и импорт продемонстрировали схожую динамику оживления торговых потоков (экспорт в 2021-м – +39%, импорт – +50%), то в 2022-м, напротив, наблюдалось снижение экспорта более чем на 20%, в то же время импорт увеличился на 73%. Рост импорта в 2022 году обусловлен как расширением торговли с КНР в 2,8 раза, так и четырехкратным увеличением импорта из ЕС (+297% по сравнению с 2021-м).
Рост торговли с Китаем произошел на фоне оживления товарных потоков после снятия ограничений, связанных с COVID, и изменения структуры торговли в регионе.
Объемы внешней торговли в 2023 году продемонстрировали значительный рост. Таким образом, за первые девять месяцев 2023 года внешнеторговый оборот вырос на 32,3%.
Для Кыргызстана концентрация рабочей силы в России является фактором риска, поскольку это может привести как к сокращению денежных переводов, так и к необходимости возвращения некоторых мигрантов на родину. Однако потоки рабочей силы, скорее всего, будут перенаправлены в другие страны.
Таджикистан: рост с низких позиций
При ВВП на душу населения около 1130 долларов США страна имеет широкие возможности для роста. Таджикистан активно реформирует ИТ-бизнес и инвестиционный климат. В результате у него высокие темпы экономического роста. В 2021 и 2022 годах экономика выросла на +9,2 и +8% соответственно. За 2023 год рост ускорился до + 8,3%. В 2024-м ожидается его замедление до 7,3%.
После периода смягчения денежно-кредитной политики в 2020-м инфляция ускорилась до 9,5% к январю 2021 года.
Таджикистан пережил инфляционную волну в 2021–2022 годах, но она отступила раньше, чем у его контрагентов. В январе 2023-го уровень инфляции составил всего 4% в годовом исчислении, при этом инфляция находилась за пределами нижней границы целевого коридора, регулятор сократил ставку до 10% в апреле, где она и остается с тех пор.
Начиная с августа темпы инфляции вновь стали расти: в августе – +4,2%, а в сентябре – + 5,1%. Причиной этого является как рост внутреннего спроса, так и удорожание импорта. На текущем этапе существующая инфляция остается в пределах целевого показателя Центрального банка в 6% – +/-2 п. п., поэтому регулятор вряд ли прибегнет к существенному повышению ставки в ближайшем будущем.
После окончания пандемии государственный бюджет консолидировался. За 2023 год дефицит составил 0,8%.
В 2021 году государственный долг Таджикистана вырос до 42,9% ВВП, после чего валовой долг по отношению к ВВП снизился до 34,6% в 2022-м благодаря сокращению дефицита, удвоению безвозмездной помощи стране и высокому росту ВВП. В 2023-м государственный долг страны немного снизился и составляет 31,1% ВВП по состоянию на 1 июля 2023 года. Внешний долг составляет 3,2 млрд долларов и 400 млн долларов – внутренний долг. Внешний долг Таджикистана невелик по отношению к экспорту и трансфертам, поэтому представляет собой очень ограниченный риск.
Таджикистан является нетто-импортером. В 2021 году дефицит торгового баланса составил около 2,1 млрд долларов на уровне 2019-го, а в 2022-м дефицит достиг 2,5 млрд долларов только за первые три квартала. Несмотря на растущий дефицит торгового баланса, счет текущих операций страны остается профицитным благодаря денежным переводам от трудовых мигрантов.
Высокоразвитая трудовая миграция и значительная зависимость государства от денежных переводов, с одной стороны, позволяют населению получать доходы выше среднего местного уровня, тем самым стимулируя потребительский спрос. С другой стороны, такая установка повышает риски в случае экономического спада в одном из государств – основных получателей рабочей силы.