Финансовый сектор, 20.10.2022

Объем ФНБ по отношению к ВВП к концу 2024 года достигнет минимума за 20 лет
Поделиться
VK


Ведомости

Объем фонда национального благосостояния (ФНБ) к концу 2024 г. по отношению к ВВП снизится до минимальной отметки за 20 лет – 3,7%. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Показатель был ниже только в момент создания института такого рода подушек безопасности. В 2004 г., когда был учрежден стабилизационный фонд, отношение его активов к ВВП составляло 3,1%. В номинальном выражении прогнозируемый объем ФНБ к концу следующего года снизится до минимальной отметки с момента преобразования фонда в нынешний формат – с 2018 г., когда ФНБ объединили с резервным фондом и изменили практику его наполнения и трат, обращают внимание аудиторы.

Объем фонда национального благосостояния (ФНБ) к концу 2024 г. по отношению к ВВП снизится до минимальной отметки за 20 лет – 3,7%. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку. Показатель был ниже только в момент создания института такого рода подушек безопасности. В 2004 г., когда был учрежден стабилизационный фонд, отношение его активов к ВВП составляло 3,1%. В номинальном выражении прогнозируемый объем ФНБ к концу следующего года снизится до минимальной отметки с момента преобразования фонда в нынешний формат – с 2018 г., когда ФНБ объединили с резервным фондом и изменили практику его наполнения и трат, обращают внимание аудиторы.

Согласно прогнозам Минфина, объем фонда на конец 2022 г. ожидается на уровне 8,99 трлн руб. (или 6,2% ВВП), в 2023 г. – 6,3 трлн (или 4,2% ВВП), в 2024 г. – 5,95 трлн (или 3,7% ВВП), в 2025 г. – 6,6 трлн (или 3,9% ВВП).

После приостановки действия бюджетного правила в этом году на фоне западных санкций власти приняли решение направлять дополнительные нефтегазовые доходы на поддержку экономики. В связи с этим в 2023 г. ФНБ пополняться не будет, поскольку средства перечисляются в фонд по итогам года. Но это планируется делать в 2024 г. и в последующие годы, следует из проекта Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на ближайшие три года. В следующем году Минфин планирует покупки валюты в рамках обновленного бюджетного правила, говорил министр финансов Антон Силуанов в конце сентября. Новая конструкция предполагает базовые нефтегазовые доходы на уровне 8 трлн руб. в ближайшие три года, поступления выше этой величины считаются сверхдоходами и должны быть направлены в ФНБ. В следующем году Минфин ожидает дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 939 млрд руб., в 2024 г. – 656 млрд, в 2025 г. – 489 млрд. В 2023–2024 гг. средства ФНБ также планируется использовать для покрытия дефицита федерального бюджета в объемах 2,9 трлн и 1,3 трлн руб. соответственно.

Не время для накоплений

ФНБ создавался для поддержки бюджета в трудные периоды, сейчас времена именно такие и фонд используется по назначению, отметил главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Риски же состоят в том, что кризис может затянуться и дефицит бюджета будет сложно закрыть заимствованиями, но в этом случае нужно говорить не о фонде, а об устойчивости бюджета, заметил он.

По опыту прошлых кризисов можно судить, что на затыкание дыр в бюджете уходит порядка 7% ВВП – именно столько это стоило в 2008–2009 и в 2014–2016 гг., при этом расходы в пандемийные годы были несколько ниже, указал Табах. По его мнению, 7–8% от ВВП является разумным минимумом ликвидной части ФНБ.

Источник: Ведомости

Аналитика


Пол-оборота на Ближний Восток: перспективы российских экспорта и импорта

Среди направлений сотрудничества, призванного заместить торговые и инвестиционные отношения с европе... 29.11.2022
Пол-оборота на Ближний Восток: перспективы российских экспорта и импорта

Российский рынок корпоративных облигаций: преодолеть нестабильность

С начала 2021 года на рынок корпоративных облигаций вышло более 40 новых эмитентов и около 5 млн нов... 27.10.2021
Российский рынок корпоративных облигаций: преодолеть нестабильность

Розничные инвестиции: от спринта к марафону

Российский фондовый рынок находится в уникальной ситуации. За два прошедших года на нем возникла нов... 18.05.2021
Розничные инвестиции: от спринта к марафону

Структурные облигации: критерии для розницы

С принятием Закона № 75-ФЗ в октябре 2018 года появилась возможность выпуска структурных облигаций в... 08.08.2019
Структурные облигации: критерии для розницы

Долговой рынок нефинансовых компаний: бондизация в опасности

За последние 3 года объем выпущенных нефинансовыми компаниями облигаций вырос более чем в 2 раза: с... 16.11.2018
Вся аналитика