Современный тренд устойчивого развития компаний – забота о сотрудниках
Последние два года социальная часть ESG-стратегии российских компаний вышла на первый план. При этом в условиях дефицита кадров основной задачей HR-политик становится забота о сотрудниках. Работодатели не только повышают уровень оплаты труда, но и расширяют различные программы для удержания и поощрения работников, включая медицинское обслуживание и обучение.
Причиной трансформации стратегий устойчивого развития российских компаний стала именно нехватка людей, поняли "Ведомости. Идеи управления" из утверждений опрошенных экспертов. И если раньше основное внимание было приковано к экологической составляющей (E), то теперь компании больше ориентируются на социальную повестку (S).
Социальный компонент ESG включает в себя решение вопросов, связанных с неравенством, инклюзивностью и справедливыми трудовыми практиками. Сегодняшние потребители товаров и услуг как в России, так и в остальном мире ожидают от компаний ответственного отношения к сотрудникам. Все больше людей хотят работать в организациях, которые соответствуют их ценностям.
"Несколько лет назад эксперты наблюдали бум экологической компоненты в ESG-стратегиях. И сейчас ее актуальность высокая, но общие приоритеты компаний сместились в сторону социальных вопросов", – прокомментировала директор отдела рейтингов устойчивого развития "Эксперт РА" Елена Жанахова. Она пояснила, что повышение роли социальной компоненты связано, в частности, с экономическими и политическими вызовами, такими как демографический кризис 1990-х гг., пандемия коронавируса, СВО и релокация в ее условиях, сокращение притока и отток трудовых мигрантов. Все эти события, по мнению эксперта, привели к значительным изменениям на рынке труда в России, который стал "рынком соискателя".
"Работодателям уже недостаточно повышать заработную плату для привлечения и удержания квалифицированных специалистов, важен комплексный и системный поход, а также понимание потребностей и ожиданий работников", – считает Жанахова. По ее словам, для привлечения и удержания кадров необходима и нематериальная мотивация: социальные программы, забота о здоровье сотрудников, возможности профессионального роста, гибкий график работы, хорошая корпоративная культура, развитие профессиональных и личных компетенций. Также большое внимание работодатели стали уделять психологическому состоянию сотрудников: вводятся соответствующие программы поддержки.
Платить
Если посмотреть средний балл раскрытия данных нефинансовой отчетности компаний по блокам E, S и G, объем информации по социальным аспектам занимает второе место после экологической, рассказала Жанахова. Подавляющее большинство компаний раскрывают сведения о количественном и качественном составе персонала, текучести кадров, предоставляемых льготах и бонусах, хуже всего компании показывают данные об оплате труда, поскольку, по мнению эксперта, такая информация является чувствительной.
Учить
Кадровый голод в России коснулся 64% работодателей, свидетельствуют данные проведенного в конце октября исследования центра "Профессии будущего" и социальной сети для бизнеса TenChat. Главной причиной дефицита специалистов в стране являются демографические процессы, объясняет другое исследование, проведенное Superjob в июле 2024 г. Проблема затронула практически все отрасли экономики, отметила Жанахова, но сильнее всего пострадали промышленность, ритейл и строительство. Чтобы восполнить нехватку кадров, крупные компании все более активно внедряют в свои стратегии социального развития программы обучения, а также взаимодействие с образовательными учреждениями.
Источник: Ведомости