Компании развивают розничное направление
Первый квартал 2021 года стал весьма успешным для управляющих компаний. Их активы выросли до 8,3 трлн руб. Основной приток продолжается в розничный сегмент — паевые фонды, индивидуальные инвестиционные счета и индивидуальное доверительное управление. Эти сегменты стали активно развивать и те, кто раньше специализировался на институциональных инвесторах.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело предварительные итоги деятельности крупнейших управляющих компаний в первом квартале 2021 года. Объем активов в доверительном управлении 15 крупнейших компаний превысил 8,3 трлн руб., прибавив за квартал 336 млрд руб. Темпы роста оказались более чем в четыре раза выше, чем за аналогичный период 2020 года. «В основном рост объема активов под управлением произошел за счет притока новых средств»,— отмечает директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Диана Коваленко.
Первый квартал традиционно считается лучшим периодом для рынка коллективных инвестиций, но если раньше основной рост происходил за счет перевода средств из ПФР в НПФ, то сейчас портфели УК пополняются за счет частных инвесторов.
По словам гендиректора «Сбер Управление активами» Евгения Зайцева, привлечение в открытые и биржевые ПИФы по итогам квартала достигло 15 млрд руб., в три раза выше, чем в 2020 году. «С начала года в сегмент розничных закрытых ПИФов удалось привлечь 2 млрд руб., на треть больше привлечений за весь прошлый год»,— отмечает гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева. По словам главного исполнительного директора «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимира Потапова, в феврале этого года клиентам была предоставлена возможность покупки паев ЗПИФов недвижимости через биржу.
Инвесторов привлекают высокие результаты инвестирования, которые многократно превзошли ставки по депозитам. По данным Investfunds, по итогам 2020 года из 185 крупных розничных фондов больше половины показали рост стоимости пая на 20–53%. Важным фактором роста продаж инвестпродуктов стало развитие дистанционных каналов. По данным «Сбер Управление активами», в настоящее время 60% привлечений приходится на онлайн, в первом квартале 2020 года таких продаж почти не было. «За время пандемии произошла цифровая трансформация не только бизнеса, но и предпочтений частных клиентов, которые распробовали преимущества дистанционного обслуживания. Состоятельные клиенты также стали чаще прибегать к возможностям онлайн-обслуживания»,— отмечает госпожа Кривошеева.
В частности, «Ингосстрах-Инвестиции» планирует удвоить активы под управлением за счет развития розницы (см. “Ъ” от 28 января). По словам гендиректора «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимира Кириллова, регуляторные требования вынуждают институциональных клиентов оставаться консервативными. В таких условиях компания стала развивать услуги ДУ для состоятельных клиентов. «Чем больше клиент, тем он ближе всего по запросам к уровню институциональных клиентов. И для нас это становится органичным развитием нашей экспертизы»,— пояснил господин Кириллов.
Большинство монолайнеров, работающих, как правило, с одним крупным институциональным клиентом, останутся в своей нише, в то время как рыночные УК будут стремиться сохранить свои позиции за счет наращивания компетенций в наиболее динамично развивающихся сегментах, считает Диана Коваленко.
Управляющие намерены активно побороться за клиентов брокеров, которых сейчас на порядок больше, чем у управляющих компаний. Для таких клиентов в «Сбер Управление активами» планируют запустить смарт-фонды. Это биржевые фонды, которые соответствуют не индексу из одного класса активов, а риск-профилю каждого клиента, отмечает господин Зайцев. Структура композитного индекса БПИФ, по его словам, будет меняться в соответствии со специальным алгоритмом в рамках заданных параметров риск-профиля клиента.
Источник: Коммерсант
Виталий Гайдаев