Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
(495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1706)
(495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: (495) 225-34-44
(495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Ключевые события

  • Налоговая нагрузка на экономику продолжит увеличиваться не за счет повышения ставок, а за счет усиления налогового администрирования опережающими темпами. У налогового маневра, скорее всего, будет меньший эффект, чем предполагается.
  • Сверхнизкая инфляция теперь не результат успешной жесткой политики ЦБ РФ, а отражение подавленного состояния экономики. При этом восстановление роста возможно, в первую очередь, за счет бюджетной политики и потребителей, а не за счет снижения ключевой ставки.
  • Падение реальных доходов населения на фоне слабого роста зарплат и стагнации трат не должно удивлять – принудительное обеление бизнеса и снижение значимости нетрудовой прибыли приводят к такому статистическому эффекту.

Ключевые события и тренды

  • Несмотря на некоторое снижение цен, нефть остается достаточно дорогой. Темпы добычи нефти в США растут, при сохранении текущей динамики уже к концу 2018 года у этой страны есть все шансы стать лидером по добыче, что ставит под угрозу возможности ОПЕК+ контролировать цены на нефть и роль соглашения о продлении сниженной добычи. Однако в ближайшие месяцы экспортная выручка создает достаточно благоприятные условия для такого рода доходов США.
  • ЦБ РФ на февральском заседании продолжил плановое снижение ключевой ставки (на 25 б. п., до 7,5%, после 50 б. п. в декабре). Инфляционные ожидания продолжают замедляться, при этом инфляция остается существенно меньше целевого уровня в 4%, а реальная ставка – рекордной (февральская инфляция, скорее всего, будет около 2% по сравнению с февралем 2017 года). Лозунги об инфляции в 4% к концу 2018-го и переходе к нейтральной денежно-кредитной политике уже в этом году носят характер ритуальных заявлений. До середины нынешнего года мы можем рассчитывать на снижение ставки на 1 п. п. При сохранении низкой инфляции можно ожидать падения ставки за отметку 6% к началу 2019 года.
  • США продолжили ужесточение санкций преимущественно на бумаге. Риск запрета на приобретение российских долговых бумаг значительно снизился, однако бурный рост доходности на рынке госдолга США повышает стоимость заимствований для всего мира.
  • Минфин реализует политику абсорбирования излишней ликвидности, закупая доллары на сумму дополнительных нефтегазовых доходов, что стабилизирует рубль и снижает зависимость последнего от цен на нефть.

Мировые рынки

На февральском заседании ФРС приняла решение не повышать диапазон ключевой ставки (текущий: 1,25–1,5%), что не стало сюрпризом для рынка. ФРС отметила хорошее состояние рынка труда, а также указала на стабильный рост экономической активности в США. Расходы домохозяйств устойчиво увеличиваются, рост объема инвестиций в основной капитал восстановился в последние кварталы. Комитет ожидает, что постепенная корректировка кредитно-денежной политики поспособствует умеренному экономическому росту и благоприятным условиям на рынке труда. Ожидается инфляция на целевом уровне 2%, прогноз экономического роста был повышен с 2,1 до 2,5%. В 2018 году ФРС планирует три повышения ключевой ставки. Прогнозы относительно роста мировой экономики не меняются, поддерживая устойчивый спрос на сырьевой импорт из развивающихся стран. Основным риском является рост инфляционных ожиданий, уже приведший доходности по 10-летним гособлигациям на рекордные уровни.

В еврозоне не стоит ожидать резких движений. На последнем заседании по монетарной политике ЕЦБ ожидаемо оставил без изменений основные параметры своей денежно-кредитной политики. Кроме того, к декабрьскому заседанию ЕЦБ пересмотрел прогнозы по росту экономики еврозоны в сторону повышения до 2,4% в 2017 году (2,3% – в 2018-м, 1,9% – в 2019-м). Показатели инфляции были также скорректированы в сторону повышения: она ожидается на уровне 1,4% в 2018 году (1,5% – в 2019-м, 1,7% – в 2020-м). Также ЕЦБ напомнил, что с начала текущего года объем выкупа активов будет снижен с 60 до 30 млрд евро. Программа количественного смягчения продлится, по крайней мере, до сентября 2018-го. Великобритания и Евросоюз достигли соглашения в переговорах по Brexit, окончательные условия выхода из ЕС близки к изначальным требованиям Брюсселя.

Развивающиеся рынки, включая китайский, получили преимущество от бурного роста развитых экономик, и даже повышение ставок в США оказало на них меньшее влияние. Скорее всего, эта тенденция останется в ближайшие месяцы.

Российская экономика

Основным драйвером экономической ситуации в России продолжают оставаться действия правительства по ограничению расходов и ЦБ – по поддержанию высоких ставок. Низкая инфляция последних двух лет, в первую очередь, результат зажимания расходования средств федерального бюджета при умеренно растущей прибыли. Продолжение такого сценария при точечных шагах в стимулировании роста выглядит достаточно реалистическим.

В 2017 году рост ВВП составил 1,5%. Фактический рост оказался ниже всех прогнозов, тенденция к спаду проявилась во 2-м полугодии. После роста в 1-м полугодии на волне оптимизма и курсовой динамики начались спад и стагнация. Сократился выпуск обрабатывающей промышленности, строительства, оптовой торговли. Добывающее производство ограничено ОПЕК+ и слишком слабым ростом внутреннего рынка. Обрабатывающую промышленность сдерживают низкие темпы роста экономики. Инвестиционная активность также начала падение в III квартале. Инвестиции в основной капитал в III квартале 2017-го выросли на 3,1% г/г против роста на 6,3% г/г кварталом ранее.

Оживленность 1-го полугодия, вызванная благоприятной динамикой валютного курса, сменилась чувством неопределенности и утратой веры в экономический рост.

Предприятия выводят деньги из оборота и размещают их на срочных депозитах, рассчитывая на лучшие экономические условия. В 2018 году мы ожидаем роста в 1,8% ВВП – даже несмотря на хорошие цены на сырье, его уровень не дотягивает до среднемирового.

Негативная динамика в строительстве сохраняется на фоне падения реальных располагаемых доходов населения, несмотря на активизацию ипотеки, предложение превосходит платежеспособный спрос. Инвестиции пока обеспечиваются масштабными инфраструктурными проектами (Керченский мост, инфраструктура ЧМ по футболу и тому подобное), но этот эффект начинает выдыхаться. За ростом на 3,2% г/г в III квартале последовал спад в размере 1,3% г/г.

Что касается потребительского спроса, то позитивная динамика различных параметров указывает на его восстановление. Оборот розничной торговли демонстрирует положительные темпы прироста. С января по ноябрь 2017 года реальная заработная плата продемонстрировала рост на 3,2% г/г. Реальные располагаемые денежные доходы за тот же период упали на 1,4% г/г – частично за счет падения доходов от финансовых активов, частично за счет снижения прибыли от предпринимательской деятельности. Несоответствие объясняется тем, что данные по зарплатам собираются по наиболее прозрачным показателям (например, оплата труда госслужащих), в то же время при этом упускаются из виду серые схемы и прочие неучтенные доходы, снижающиеся в условиях затяжной стагнации.

Наблюдается рост объема розничного кредитования почти на 12% г/г. Объем сбережений продолжает снижаться, кратко- и среднесрочные депозиты предлагают ставки ниже инфляции.

Безработица в РФ сохраняется на невысоком уровне, но с августа тренд на снижение развернулся, численность безработных относительно экономически активного населения выросла до 5,2% по итогам 2017.

На 16 февраля средний курс доллара за 2018-й составляет 56,75 рубля. В течение года ожидается ослабление российской валюты в направлении 60 рублей за доллар к лету и 62 – к концу 2018-го при цене Brent $63 за баррель.

Ключевым фактором, определяющим динамику курса в 2018 году, будет динамика кредитно-денежной политики ЦБ и ФРС. С февраля текущего года Минфин начал закупать на рынке доллары на сумму дополнительных нефтегазовых доходов с целью укрепления стабильности курса и снижения его чувствительности к ценам на нефть. Резервы ЦБ РФ последние несколько месяцев остаются на стабильном уровне.

Цена на нефть несколько упала в начале года и составляет $65,22 по состоянию на 19 февраля. Наиболее значимое влияние оказывает решение о продлении ОПЕК+. Американские компании, добывающие сланцевую нефть, в этом году значительно увеличили объем привлекаемых средств (на 28% по сравнению с 2016-м). Темпы добычи растут, и при сохранении текущей динамики уже к концу 2018 года США могут стать мировым лидером по производству нефти.

За год объём экспорта составил 353,1 млрд. долларов, рост за год составил 25,3%.  Годовой объём импорта составил 237,7 млдр. долларов, рост по сравнению с предыдущим годом составил 24,1%. Сальдо торгового оборота в 2017 году составило 115,3 млрд. долларов.

В 2017 году регионам было делегировано право принимать решение о применении федеральных льгот по региональным налогам (региональные власти определят объекты вычета, размер и тому подобное). Особенно острым этот вопрос становится в разрезе инвестиционного вычета из налога на прибыль, введенного с 2018 года, и налога на движимое имущество, пребывавшего в забвении с 2013-го. В 2018 году действует ограничение на максимальный размер ставки 1,1%, с 2019-го власти регионов смогут поднять его до 2,2%.

Бюджетная политика: тихое закручивание гаек

В соответствии с законом доходы бюджета составят 15,2 трлн рублей, расходы запланированы на уровне 16,5 трлн рублей, дефицит, таким образом, будет исчисляться 1,3 трлн рублей. В закон заложено новое бюджетное правило, согласно которому дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от нефти, проданной по цене выше установленного порога ($40 за баррель в ценах 2017-го, с ежегодной индексацией на 2% с 2018-го), будут определены не в расходы, а в резерв.

Долговая нагрузка остается крайне умеренной, а уровень правительственных резервов – высоким: внутренний долг федерального правительства составляет около 9% ВВП, внешний суверенный долг – около 5% ВВП, а с долгом госкомпаний весь государственный и квазигосударственный долг несколько больше 25%. Заявления экономического блока правительства о скором исчерпании резервов – это «пугалки» для других ведомств, а не реальная перспектива. Таким образом, за счет использования возможностей для заимствований и существующих резервов, а также роста собираемости налогов правительству под силу достаточно комфортно держать дефицит ниже 2% в ближайшие два года. При отсутствии всплеска социальных расходов, скорее всего, мы увидим дефицит в районе 1,5% ВВП по итогам года (по сравнению с 3,3% по итогам 2017-го) при пополнении ФНБ.

Налоговая нагрузка продолжает расти опережающими темпами по сравнению с динамикой ВВП. Применение новых технологий и инструментов администрирования позволяет получать большие поступления при неизменности ставок. С 2018 года НДС в группе отраслей (реализация лома и отходов черных и цветных металлов и тому подобное) перекладывается на покупателя. Есть версия, что данные отрасли являются тестовой группой и в будущем все больше отраслей перейдут на НДС, уплачиваемый покупателем.

После выборов президента РФ заявлено проведение налогового маневра. К 2024 году запланировано увеличение расходов бюджета на образование на 0,8% ВВП, на здравоохранение – на 0,7% ВВП и на инфраструктуру – на 0,8% ВВП. Детали финансирования еще обсуждаются, возможные пути – повышение НДФЛ, эффективности социальных трат, обеление теневого сектора. Снижения расходов на ОПК ничто не предвещает. С лета 2018 года возможны изменения в пользу социального сектора, однако полномасштабного маневра не стоит ожидать раньше 2019-го.

С 1 января 2018 года Резервный фонд прекратил свое существование, последняя транзакция была направлена на финансирование бюджетного дефицита. Объем средств Фонда национального благосостояния составляет 3,7 трлн рублей (3,8% ВВП), ликвидными являются 2,2 трлн рублей (59%).

Строительство и инвестиции в основной капитал

Безработица

ИПЦ и индекс цен производителей

Таблица 1. Темпы роста индекса потребительских цен и его структура, %

Темпы роста индекса потребительских цен и его структура, %
Мес. к мес. Год к году
Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
ИПЦ 0,2 0,2 2,7 2,5
Продовольствие 0,4 0,2 1,6 1,1
Непродовольственные товары 0,3 0,3 2,8 2,7
Услуги (0,2) 0,1 4,2 4,3
Источник: Росстат

Таблица 2. Индекс цен производителей и его структура, %

Индекс цен производителей и его структура, %
Мес. к мес. Год к году
Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017
Индекс цен производителей 1,2 0,9 7,6 8,0
Добывающий сектор 0,9 2,7 14,0 13,9
Обрабатывающий сектор 1,3 0,5 5,7 6,3
Сектор пр-ва и распред. э/э и газа 0,8 (0,5) 7,4 7,2
Водоснабжение 0,0 0,0 10,0 10,0
Источник: Росстат

Внешняя торговля

Бюджет

Ключевая ставка