Содержание |
Резюме
Прирост «розничных» сделок (около 44%) не компенсировал сокращение ж/д и авиализинга, в итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года упал на 10% и составил 522 млрд рублей. Помимо сворачивания крупных сделок, компании столкнулись с удорожанием кредитов и снижением платежеспособности клиентов вследствие ухудшения макроэкономической ситуации. В результате, согласно базовому прогнозу «Эксперта РА», новый бизнес в 2014 году может сократиться на 20%. В 2015 году снижение продолжится, а потенциальный драйвер – лизинг импортозамещающего оборудования – поддержит рынок не ранее конца следующего года и лишь при успешной реализации госпрограмм по развитию отечественного производства.
Третий квартал 2014 года продолжил негативную тенденцию 2013 года – сокращение нового бизнеса по итогам 9 месяцев составило 10% (за полугодие -2,5%). Объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года составил 522 млрд рублей (падение на 10%), а сумма новых договоров – 754 млрд рублей (сокращение на 20%). Эффект высокой базы III квартала 2013 года и сильное сокращение сделок в крупных сегментах (железнодорожная техника на -48,9% и авиатранспорт на -48,5%) сыграли главную роль в столь сильном падении суммы новых договоров. В то же время сворачивание корпоративных сделок подтолкнуло компании к наращиванию «розничных» сделок (темп прироста к 9 месяцам 2013 года составил около 44%), в результате доля МСБ составила за 9 месяцев 2014 года около 53% нового бизнеса (против 33% за 9 месяцев 2013 года).
Наращивание «розничных» сделок способствовало увеличению доли крупнейшего сегмента нового бизнеса – автолизинга (+ 2 п. п. по сравнению с 1 полугодием 2014 года).Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за 9 месяцев 2013 года она достигала 21,8%, то за 9 месяцев 2014 года – уже 32,3%. Факторами, способствовавшими росту лизинга автотранспорта, стали активное участие лизинговых госкомпаний в «розничных» сделках, а также высокая ликвидность данного имущества, что является важным фактором в условиях снижения платежеспособности лизингополучателей.
Удорожание и сокращение объемов банковского кредитования подтолкнули компании к повышению авансов и задействованию собственных средств при финансировании сделок. Продолжающееся удорожание кредитных ресурсов (повышение ставок по кредитам на 1,5–2 п. п.) в III квартале 2014 года оказывает все большее давление на маржинальность лизингового бизнеса. Кроме того, повышение требований банков к залоговому обеспечению делает банковские кредиты все менее доступными для лизингодателей. Такой источник, как облигации (в том числе обеспеченные), при текущей конъюнктуре долгового рынка также выглядит непривлекательным.
Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2014 составила не менее 10% (3,5% на 01.10.2013), а доля просроченных платежей – не менее 4% (годом ранее 2%). Острой проблемой для лизинговых компаний в этом году является ухудшение платежеспособности клиентов. Согласно данным исследования, средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, тогда как на 01.10.2013 была 3,5%. Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост объема просроченных платежей за 9 месяцев 2014 года, стали в основном компании, занимающиеся строительством и грузоперевозками. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых – со снижением объема грузоперевозок и ответными санкциями России.
Точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие два-три года может стать лизинг импортозамещающего оборудования. Согласно исследованию «Эксперта РА», в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее около 60%), при этом в ряде отраслей его доля составляет не менее 70%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Не последнюю роль в их развитии может сыграть лизинг отечественного оборудования, но реализовать его потенциал возможно лишь в долгосрочной перспективе.
Согласно оптимистичному сценарию «Эксперта РА», сокращение нового бизнеса в 2014 году составит около 5%, а в случае реализации пессимистичного прогноза – 20%. Согласно пессимистичному (базовому) прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ж/д сегмент сократится на 35%, авиализинг – на 15% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в конце года операторы из-за снижения перевозок не будут обновлять парк вагонов. Позитивный сценарий подразумевает сокращение рынка на 5%, а его объем составит 734 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение ж/д и авиасегментов на 20% и 10% соответственно. Автолизинг продемонстрирует рост на 15%, поддержку которому окажут государственная программа утилизации старых автомобилей и использование клиентами услуги Trade-In.