Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Генеральный партнер:

Партнер:

Содержание

Резюме

Прирост «розничных» сделок (около 44%) не компенсировал сокращение ж/д и авиализинга, в итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года упал на 10% и составил 522 млрд рублей. Помимо сворачивания крупных сделок, компании столкнулись с удорожанием кредитов и снижением платежеспособности клиентов вследствие ухудшения макроэкономической ситуации. В результате, согласно базовому прогнозу «Эксперта РА», новый бизнес в 2014 году может сократиться на 20%. В 2015 году снижение продолжится, а потенциальный драйвер – лизинг импортозамещающего оборудования – поддержит рынок не ранее конца следующего года и лишь при успешной реализации госпрограмм по развитию отечественного производства.

Третий квартал 2014 года продолжил негативную тенденцию 2013 года – сокращение нового бизнеса по итогам 9 месяцев составило 10% (за полугодие -2,5%). Объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года составил 522 млрд рублей (падение на 10%), а сумма новых договоров – 754 млрд рублей (сокращение на 20%). Эффект высокой базы III квартала 2013 года и сильное сокращение сделок в крупных сегментах (железнодорожная техника на -48,9% и авиатранспорт на -48,5%) сыграли главную роль в столь сильном падении суммы новых договоров. В то же время сворачивание корпоративных сделок подтолкнуло компании к наращиванию «розничных» сделок (темп прироста к 9 месяцам 2013 года составил около 44%), в результате доля МСБ составила за 9 месяцев 2014 года около 53% нового бизнеса (против 33% за 9 месяцев 2013 года).

Наращивание «розничных» сделок способствовало увеличению доли крупнейшего сегмента нового бизнеса – автолизинга (+ 2 п. п. по сравнению с 1 полугодием 2014 года).Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за 9 месяцев 2013 года она достигала 21,8%, то за 9 месяцев 2014 года – уже 32,3%. Факторами, способствовавшими росту лизинга автотранспорта, стали активное участие лизинговых госкомпаний в «розничных» сделках, а также высокая ликвидность данного имущества, что является важным фактором в условиях снижения платежеспособности лизингополучателей.

Удорожание и сокращение объемов банковского кредитования подтолкнули компании к повышению авансов и задействованию собственных средств при финансировании сделок. Продолжающееся удорожание кредитных ресурсов (повышение ставок по кредитам на 1,5–2 п. п.) в III квартале 2014 года оказывает все большее давление на маржинальность лизингового бизнеса. Кроме того, повышение требований банков к залоговому обеспечению делает банковские кредиты все менее доступными для лизингодателей. Такой источник, как облигации (в том числе обеспеченные), при текущей конъюнктуре долгового рынка также выглядит непривлекательным.

Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2014 составила не менее 10% (3,5% на 01.10.2013), а доля просроченных платежей – не менее 4% (годом ранее 2%). Острой проблемой для лизинговых компаний в этом году является ухудшение платежеспособности клиентов. Согласно данным исследования, средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, тогда как на 01.10.2013 была 3,5%. Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост объема просроченных платежей за 9 месяцев 2014 года, стали в основном компании, занимающиеся строительством и грузоперевозками. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых – со снижением объема грузоперевозок и ответными санкциями России.

Точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие два-три года может стать лизинг импортозамещающего оборудования. Согласно исследованию «Эксперта РА», в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее около 60%), при этом в ряде отраслей его доля составляет не менее 70%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Не последнюю роль в их развитии может сыграть лизинг отечественного оборудования, но реализовать его потенциал возможно лишь в долгосрочной перспективе.

Согласно оптимистичному сценарию «Эксперта РА», сокращение нового бизнеса в 2014 году составит около 5%, а в случае реализации пессимистичного прогноза – 20%. Согласно пессимистичному (базовому) прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ж/д сегмент сократится на 35%, авиализинг – на 15% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в конце года операторы из-за снижения перевозок не будут обновлять парк вагонов. Позитивный сценарий подразумевает сокращение рынка на 5%, а его объем составит 734 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение ж/д и авиасегментов на 20% и 10% соответственно. Автолизинг продемонстрирует рост на 15%, поддержку которому окажут государственная программа утилизации старых автомобилей и использование клиентами услуги Trade-In.



  Методология
Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка