Лизинг и факторинг, 27.11.2014

Развитие рынка за 9 месяцев 2014 года
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

1.1. Объем и динамика рынка

Третий квартал 2014 года был непростым как для всей экономики России, так и для рынка лизинга в частности. Реализация отложенного спроса (из-за неопределенности введения новых санкций) не произошла из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. По оценке «Эксперта РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 месяцев текущего года составил около 522 млрд рублей (сокращение по отношению к трем кварталам 2013 года – около 10%), а сумма новых лизинговых договоров – 754 млрд рублей (сокращение почти на 20%). На графике 1 видно, что объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2014 года показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 месяцев на протяжении последних трех лет (см. график 1)

 

Главная тенденция рынка лизинга 1 полугодия – наращивание «розничных» сделок – продолжилась (темп прироста к 9 месяцам 2013 года составил около 44%), этому поспособствовало сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите.

Главные причины наращивания сделок с МСБ: сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите.

Доля МСБ в структуре нового бизнеса за 9 месяцев текущего года составила около 53% (около 33% за 9 месяцев 2013 года), а доля крупного бизнеса снизилась до 45% (66% годом ранее). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с 9 месяцами 2013 года доля «розничных» сегментов выросла на 9,5 п. п. (см. таблицу 1).

Крупнейший сегмент рынка – автолизинг – укрепил свои позиции: доля легкового и грузового автотранспорта выросла на 2 п. п. по сравнению с 1 полугодием 2014 года (в абсолютном выражении сегмент прибавил около 35% по отношению к 9 месяцам 2013 года). Лидеры 9 месяцев прошлого года – ж/д транспорт и авиатехника – продолжили сокращаться, их доли упали на 13,4 п. п и 5,7 п. п. соответственно. Объем нового бизнеса, очищенный от авиа- и ж/д сделок, вырос на 26%. Доля оперативного лизинга не претерпела серьезных изменений и составила, по оценкам «Эксперта РА», около 8–10%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2014 равен 2,95 трлн рублей (+11,3% по сравнению с 01.10.2013, годом ранее +12,8%).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2011 2011 9 мес. 2012 2012 9 мес. 2013 2013 9 мес. 2014 2014
(прогноз оптим./пессим.)
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 543 741 555 770 583 783 522 734/630
Темпы прироста (период к периоду), % 130,8 64,6 2,2 3,9 5,0 1,7 -10,4 -
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 920 1 300 965 1 320 940 1 300 754 1 050 / 900
Темпы прироста (период к периоду), % 119,0 79,3 4,9 1,5 -2,6 -1,5 -19,8 -
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 68 66 65 63 67 65 61 -
Индекс «розничности» 1, % 22 23 26 28 32 35 44,5 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 360 540 380 560 520 650 550 690
Объем профинансированных средств, млрд рублей 509 737 434 640 460 780 505 800/680
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей 1 600 1 860 2 350 2 530 2 650 2 900 2 950 3 200 / 3 050
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) - 55 798,7 - 62 356,9 - 66 689,1 - 73 993*
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % - 1,3 - 1,2 - 1,1 - 1

1 Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

* ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

В структуре финансирования сделок ключевую роль занимают кредиты, но их доля снизилась почти на 8 п. п., до 57,9%. Столь ощутимое снижение, по мнению агентства, связано с удорожанием банковских кредитов и активным использованием лизингодателями других источников средств. Однако, несмотря на удорожание и снижение доступности кредитов, лизингодателям трудно найти достойные альтернативные источники. Крупные компании, которые могли рассчитывать на значительные кредитные линии от госбанков, также почувствовали снижение объемов кредитования. Переориентация компаний на рынки капитала стран Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока займет время, однако отдельные лизингодатели уже активно сотрудничают с банками Китая (в октябре ГТЛК и Торгово-промышленный банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China, ICBC) подписали соглашение о лизинге трех самолетов Boeing 777-300ER). Между тем в условиях высокой волатильности курса российского рубля возрастают валютные риски, которые также могут удержать некоторых участников от фондирования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока.

Такой источник, как облигации (в том числе обеспеченные), при текущей конъюнктуре долгового рынка также выглядит непривлекательным. Однако стоит отметить, что ВЭБ-лизинг активно размещал облигации (за 9 месяцев компания привлекла около 24 млрд рублей). Если сравнивать структуру фондирования сделок в целом по рынку и без учета госкомпаний, то можно увидеть, что доля облигаций с учетом госкомпаний составила 13,3%, а без них 4,3%, что примерно соответствует прошлому году. Тем не менее для выхода на долговой рынок большего количества лизинговых компаний экономика России должна преодолеть стагнацию.

За 9 месяцев 2014 года структура фондирования сделок показала, что лизингодатели (без госучастия в структуре собственности) из-за снижения доступности кредитов больше используют собственные средства и авансы (см. график 2).

 

Таблица 2. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок (указаны в порядке убывания значимости)

Место Негативный фактор Место Место
(2014) (2013) (2012)
1 Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме 2 2
2 Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы») 3 3
3 Рост процентных ставок по кредитам - -
4 Нехватка платежеспособных «качественных» клиентов 1 1
5 Падение спроса из-за роста курса валют - -
6 Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (оперативный лизинг, лизинг недвижимости) 5 4
7 Другие причины (повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению) 9 9
8 Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов 6 8
9 Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций 7 6
10 Проблемы с возвратом/зачетом НДС 8 7

Источник: «Эксперт РА», по данным опроса лизинговых компаний

Первые три фактора затрагивают один из главных вызовов для сегодняшнего рынка лизинга – проблему фондирования. Замедление экономики и реализация внешнеполитических рисков только усугубили эту проблему. Фактор нехватки платежеспособных «качественных» клиентов, который был лидером на протяжении последних двух лет, занимает теперь четвертую позицию. На пятом месте оказался фактор падения спроса на лизинговые услуги из-за роста курса валют. Ведь российский рынок лизинга сильно зависит от иностранного оборудования, доля которого в некоторых сегментах составляет не менее 70%.

1.2. Лидеры рынка

Лидером рынка за 9 месяцев 2014 года стал ВЭБ-лизинг, объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд рублей (+8,7% к 9 месяцам 2013 года). Второе место занял ВТБ Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста из топ-10 (+67,5% к 9 месяцам 2013 года). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров приходится около 38% всего объема нового бизнеса (за 9 месяцев 2013 года – 32%).

За девять месяцев 2014 года лидеры показали разнонаправленные тенденции. И если концентрация на крупнейшем игроке рынка возросла (доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4%, тогда как за девять месяцев 2013 года – 13,5%, а за 2012 год – 24%), то концентрация на топ-10 компаний, наоборот, снизилась (на них пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь – сентябрь 2013 года).

В структуре рынка по видам собственности существенных изменений не произошло: доля государственных лизинговых компаний составила 45%, а частных – 55%. Объясняется это сокращением крупных сделок, финансированием которых нередко занимаются компании с участием государства в структуре собственности.

 

1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам

Территориальное распределение лизинговых сделок за 9 месяцев 2014 года не претерпело кардинальных изменений по сравнению с 9 месяцами 2013 года: снизилась доля Уральского ФО (с 11,7% до 7,2%) и Санкт-Петербурга (с 11,2% до 8,4%), доля Москвы увеличилась на 2,2 п. п. Объем новых сделок в Крымском ФО пока составляет не более 0,003%, но это уже показательно, так как, согласно данным за 1 полугодие 2014 года, еще ни одна компания не успела реализовать новые сделки в Крыму.

 

 

С 1 полугодия 2014 года автолизинг стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса – впервые с 2008 года (31,7%)

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за девять месяцев 2013 года до 23,6% за девять месяцев 2014 года. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года – авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%).

Рост прочих сегментов рынка (без учета ж/д и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь – сентябрь 2013 года она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014 года – уже 32,3%. Лидером в сегментах грузового и легкого автотранспорта стал ВЭБ-лизинг, а вторую позицию за собой удерживает Европлан. Первенство в сегменте строительной и дорожно-строительной техники с 1 полугодия 2014 года удерживает ВТБ Лизинг (18,2 млрд рублей).

Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали 11 (таблица 3). Годом ранее рост наблюдался в 21 сегменте из 37 (с 2013 года структура рынка по видам оборудования была сокращена до 17 сегментов).

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2013, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента по сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2014, %
Железнодорожная техника 25,4 23,6 37,0 -48,9 46,7
Грузовой автотранспорт* 16,5 17,3 12,3 12,8 7,3
Легковые автомобили 15,2 15,0 9,5 27,0 5,5
Авиационный транспорт 12,3 10,1 15,8 -48,5 17,4
Строительная и дорожно-строительная техника 11,0 11,0 7,6 15,9 4,6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,7 3,1 2,8 -12,5 2,4
Сельскохозяйственная техника и скот** 2,7 2,9 3,1 -26,2 2,4
Недвижимость (здания и сооружения) 1,7 2,1 0,6 174,7 2,1
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,6 1,8 1,7 -14,2 2,3
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 1,0 0,8 3,1 0,4
Суда (морские и речные) 1,1 1,4 0,8 39,8 2,1
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 1,0 1,2 0,3 246,5 0,3
Оборудование для ЖКХ 0,8 0,9 0,4 71,8 0,5
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 0,7 0,7 0,7 -16,8 0,5
Полиграфическое оборудование 0,4 0,4 0,2 70,1 0,2
Энергетическое оборудование 0,3 1,2 0,5 91,6 1,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,04 0,9 0,1 1395,4 0,30
Прочее оборудование 5,3 5,5 5,9 -25,8 3,8

* Без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток.

** При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг.

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

 

 

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика