Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, объем нового бизнеса не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника – сократится на 35% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в IV квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, так как это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.
Позитивный сценарий подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд рублей. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение ж/д сегмента на 20%.
Таблица 4. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%
Сегмент | Факторы роста сегмента | Факторы замедления сегмента | Прогноз прироста на 2014 год (негатив./позитив. прогноз), % | Прирост в абсолютном выражении, млрд рублей (негатив./позитив. прогноз) | Влияние на общий прирост нового бизнеса (негатив. прогноз), п. п. | Влияние на общий прирост нового бизнеса (позитив. прогноз), п. п. |
Железнодорожная техника | Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД». | Сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию | -35 / -20 | -94,9 / -54,2 | - 12,5 | -5,6 |
Авиатехника | Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка | Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (например, «Добролет») | -15 / -10 | -17,5 / -11,7 | - 2,3 | -1,2 |
Грузовые и легковые автомобили | Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, обновление автопарков за счет скидок по утилизации и Тrade-In | Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей | -5 / 15 | -9,7 / 29,2 | - 1,3 | 3,0 |
Прочие сегменты | Отсутствие крупных государственных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий | -15 /-6 | -30,0 / -2,0 | - 3,9 | -1,2 | |
Итого прирост по рынку | -20,0 | -5,0 |
Источник: «Эксперт РА»
Безусловно, рынок лизинга, как один из наглядных индикаторов динамики инвестиций в экономике, в следующем году с высокой долей вероятности продемонстрирует дальнейшее снижение.
При реализации негативного прогноза «Эксперта РА» на 2015 год темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10–25% (в случае дальнейшего падения доли ж/д и авиасегментов на 10–20% и 5–15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), так как падение продаж автомобилей3 продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.
Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу – 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и прочее). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5–10%.
Агентство прогнозирует сокращение объема нового бизнеса при позитивном и при негативном сценарии. Поэтому темпы прироста полученных платежей в 2015 году, как и в 2014-м, превысят темпы прироста профинансированных средств (график 14).
3 В январе – октябре 2014 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,7%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).