В целях поддержания клиентского спроса на лизинговые услуги лизингодатели стали все чаще участвовать в госпрограммах, направленных на поддержку лизингополучателей путем субсидирования лизинга / аренды определенного вида имущества. Участие в таких проектах начинает сказываться на структуре нового бизнеса и портфеле лизинговых компаний.
Так, за счет программы льготного автолизинга, несмотря на падение продаж в 2015 году (новых грузовых автомобилей на 41,9%1, а новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 35,7%2) и сокращение автолизинга, доля автосегмента в структуре нового бизнеса и лизингового портфеля сохранилась на прежнем уровне (37% и 14% на 01.01.2016 соответственно). При этом доля лизинга в общем количестве реализованных легковых автомобилей, по оценке агентства, выросла с 3,6% за 2014 год до 5,4% за 2015 год, грузовых – с 34,1 до 50,9% за аналогичный период (см. таблицу 4). На госпрограмму льготного автолизинга в 2016 году из бюджета выделено 5 млрд рублей (годом ранее – 4 млрд рублей). Реализация данной программы приведет к дальнейшему росту доли лизинга в автопродажах, которые, очевидно, продолжат падать в текущем году.Таблица 4. Доля лизинга в автопродажах за 2015 год выросла
2014г. | 2015г. | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей5, тыс. шт. | 2 490 | 1 601 |
количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс.шт. | 91 | 87 |
доля лизинга в продажах легковых автомобилей | 3,6% | 5,4% |
Продажи новых грузовых автомобилей4, тыс. шт. | 88 | 51 |
количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. | 30 | 26 |
доля лизинга в продажах легковых автомобилей | 34,1% | 50,9% |
Источник: оценка «Эксперт РА», по данным анкет ЛК
Помимо госпрограммы, в автолизинге также произошли структурные изменения: по данным анкетирования «Эксперт РА», доля оперлизинга в объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями в 2015 году выросла до 2%, против 1% в 2014 году. В сделках с грузовыми автомобилями оперлизинг по итогам прошлого года составляет около 5% (как и годом ранее), однако отмечается увеличение доли сделок с б/у грузовыми автомобилями (около 7% в 2015 году против 3% в 2014 году). «Спрос на новую технику значительно снизился по сравнению с докризисным периодом, при этом на рынке есть спрос на подержанную спецтехнику и грузовой автотранспорт иностранного производства, а также новую российскую технику», – отмечает Владимир Добровольский.
В объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями в 2015 году доля автомобилей для личного пользования не снизилась и составила около 2%, как и годом ранее. Отчасти снижения доли не произошло в связи с тем, что в рамках госпрограммы физические лица также могли приобрести автомобиль со скидкой, в том числе в оперлизинг. С другой стороны, упоминаний про автолизинг в СМИ становится все больше, что привлекает новых клиентов. По данным опроса, около трети лизинговых компаний, работающих с автолизингом, оценивают потенциал лизинга для физических лиц как высокий и рассчитывают в будущем занять нишу в данном сегменте. По мнению агентства, в условиях снижения покупательской способности населения более значительного роста лизинговых сделок с физическими лицами в текущем году не произойдет, а их доля по-прежнему будет около 1%. С учетом того, что доля оперлизинга третий год подряд составляет на рынке около 10%, агентство планирует составление и публикацию рэнкингов по объему операционного лизинга (таблица 5).
Таблица 5. Лидеры по оперативному лизингу в 2015 году
№ | Наименование компании | Новый бизнес по оперативному лизингу/аренде за 2015г. | Доля оперлизинга в объеме нового бизнеса компании за 2015г. |
1 | "Государственная транспортная лизинговая компания" | 34 743,4 | 72,8% |
2 | "РЕЙЛ1520" (ГК) | 7 913,0 | 100,0% |
3 | "Транслизинг-сервис" | 7 199,0 | 100,0% |
4 | "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) | 3 405,6 | 35,0% |
5 | "ЛизПлан Рус" | 1 027,0 | 100,0% |
6 | "КОНТРОЛ лизинг" | 440,0 | 38,8% |
7 | "ЮГРА-ЛИЗИНГ" | 223,8 | 76,7% |
8 | ЯрКамп Лизинг | 110,0 | 16,1% |
9 | "ЛИКОНС" | 52,7 | 57,5% |
10 | "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан" | 28,0 | 17,5% |
11 | "Северная Венеция" (ГК) | 17,7 | 0,5% |
12 | "ТаймЛизинг" | 17,0 | 2,0% |
13 | "Альянс-Лизинг" | 10,9 | 0,7% |
14 | "Универсальная лизинговая компания" | 9,0 | 0,3% |
15 | "Технолизинг" | 5,0 | 15,7% |
16 | "Межотраслевая лизинговая компания" | 2,9 | 1,0% |
17 | "Межрегиональная лизинговая компания" | 2,2 | 2,1% |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Значительное влияние на развитие лизинга в РФ за последние три года также оказала господдержка авиализинга российских самолетов. Отдельно стоит отметить докапитализацию ГТЛК на 30 млрд рублей, госсубсидии ЛК на возмещение части затрат по кредитам, а также программу гарантирования остаточной стоимости российских самолетов, реализация которой в дальнейшем также может позитивно отразиться на лизинге / аренде авиасудов в России.
На текущий момент более 60% всех переданных в аренду и лизинг самолетов в России приходится на иностранных лизингодателей. Одними из ключевых преимуществ иностранных лизинговых компаний перед российскими является опыт и компетенции в оперлизинге авиасудов: по оценкам, не менее 80–90% своего парка иностранцы сдают в оперативную аренду, в то время как у российских лизинговых компаний доля оперлизинга в объеме нового бизнеса с авиатехникой редко превышала 10%. Однако в 2015 году за счет крупных сделок ГТЛК доля оперлизинга в объеме нового бизнеса в авиасегменте выросла до 31%. Распространение государственных субсидий на оперлизинг российских самолетов может положительно отразиться на наращивании лизинговыми компаниями компетенций в аренде самолетов в ближайшие годы.
Кроме того, оперлизинг остается более привлекательным для авиакомпаний в связи с тем, что он не требует значительного первоначального взноса, а краткосрочный договор оперлизинга позволяет более гибко управлять парком в текущих условиях нестабильности в авиаотрасли. Однако низкий уровень капитализации российских авиакомпаний и кризис в авиаотрасли снижают привлекательность авиасегмента для лизингодателей. Кроме того, при аренде самолетов, в отличие от финансового лизинга, лизингодатели больше подвержены рискам в связи с возможной потерей значительной части остаточной стоимости самолета, который нужно будет передать другому клиенту или реализовать на вторичном рынке. Ситуация с «Трансаэро» показала, что для предотвращения таких случаев лизинговые компании будут вводить дополнительный техосмотр и проводить более жесткий контроль при простое самолета.
Новая программа Фонда развития промышленности (ФРП), направленная на поддержку промышленных предприятий, также может сказаться на структуре нового бизнеса. В рамках программы предполагается предоставление льготных займов по ставке 5% годовых промышленным предприятиям на уплату до 50% аванса за оборудование, взятое в лизинг. Для участия в программе лизинговые компании должны соответствовать определенным критериям: капитал не менее 500 млн рублей, отсутствие убытков, влекущих к снижению чистых активов более чем на 15%, отсутствие просроченных платежей по кредитам на срок более 90 календарных дней. В случае успешной реализации данного проекта доля высокотехнологичного оборудования на рынке в 2016 году может составить около 5% (за 2015 год – 3%), а лизинговые компании приобретут необходимые компетенции и клиентов из новых отраслей. «Особенную значимость для нас приобрело внимание, которое государство стало проявлять к лизинговой отрасли как к инструменту экономического развития. Последние годы государство научилось его использовать по прямому назначению – стимулировать инвестиции в основной капитал, – отмечает Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг». – Такая политика отразилась в нескольких эффективно работающих программах субсидирования лизинга. Важно то, что это реализуется в пакете мер по поддержке спроса на отечественные инвестиционные товары (продукцию машиностроения)».
1 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».
2 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).