Лизинг и факторинг, 11.07.2014

Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2014 года: автолизинг в лидерах
Поделиться
VK


Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2014 года: автолизинг в лидерах

Содержание

Резюме

Сокращение объема нового бизнеса в 1П2014г. составило около 3%, а суммы новых договоров - 15%. Причиной стало сжатие сегментов ж/д- и авиа техники на 44% и 26% соответственно. Как следствие, ключевой розничный сегмент – автолизинг - впервые с 2008 года стал крупнейшим (31%) в структуре нового бизнеса. Повышение активности компаний в розничных сделках связано с возросшими трудностями в поиске фондирования и сокращением объема крупных контрактов на рынке. Однако отмечается рост проблемных активов в сегменте МСБ, который вряд ли компенсирует полностью падение крупных сделок. Поэтому даже при реализации оптимистичного сценария мы ждем сокращение рынка в 2014 году до 5%, а при пессимистичном - до 20%.

Новый бизнес (стоимость имущества) за 1П2014г. составил около 344 млрд руб. (сокращение по отношению к 1П2013г. - 2,5%), а сумма новых договоров – 505 млрд руб. (сокращение - 15%). Причины сокращения рынка – продолжающееся падение крупнейшего сегмента - ж/д техники - на 44,3% в 1П2014г. (в 1П2013г. – 48,6%) и снижение объема авиасделок (падение на 26,2%) после рекорда 2013 года. В целом по рынку положительные темпы прироста продемонстрировали 12 из 18 сегментов, в том числе автомобили и строительная техника. Но с учетом того, что доля сокращающихся сегментов - ж\д- и авиа техники в общем объеме рынка все еще велика (около 40%), другие сегменты не смогли переломить тенденцию сокращения лизингового рынка.

На фоне сокращения ж/д- и авиа сегментов (на 44% и 26% соответственно) автолизинг продемонстрировал рост (+19%) и стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса впервые с 2008 года.В 1П2014 грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно). Автотранспорт ввиду его высокой ликвидности стал одним из самых востребованных видов лизингового имущества в условиях замедления темпов роста экономики. Помимо традиционных лидеров в сегменте автотранспорта существенно нарастили сделки госкомпании: «ВЭБ-лизинг» теперь занимает первое место по новым сделкам в сегменте грузового и легкового автолизинга.

Сокращение объемов фондирования и крупных договоров подтолкнуло лизинговые компании к активному наращиванию розничных сделок.Согласно исследованию, доля крупных компаний в структуре нового бизнеса за 1П2014г. снизилась до 53,2%. Агентство отмечает, что сокращение сделок с крупным бизнесом (не менее чем на 60 млрд руб. по сравнению с 1пг2013) также отразилось на значительном росте сделок с представителями малого бизнеса. Доля малого бизнеса возросла до 36% в структуре нового бизнеса за первое полугодие текущего года. Активный выход в розничный сегмент за 1П2014г. продемонстрировали лидеры рынка, которые теперь также входят в топ-3 по количеству заключенных новых сделок.

По оценкам «Эксперт РА», доля просроченных платежей по рынку составила не менее 4% (годом ранее около 2,5%), в то время как в розничном секторе - в среднем 5-6%. Проблемная задолженность у некоторых лизинговых компаний на 01.07.2014 составляет более 10% от портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. Дальнейшее замедление экономики страны может ощутимо повлиять на рост неплатежей со клиентов компаний, что приведет к значительному снижению маржинальности лизинговых компаний и сокращению объема сделок на рынке лизинга.

Эффективным инструментом снижения кредитного риска для розничных компаний в будущем могут стать гарантии региональных фондов, а участие МСБ в программах субсидирования - оказать поддержку рынку.Использование клиентами гарантий фонда может сократить объемы потерь ЛК при реализации кредитных рисков: размер ответственности фонда по поручительству может составлять 50-70% от суммы обязательств заемщика. При этом пока лизингополучатели вместо гарантий предпочитают участвовать в программах по субсидированию авансовых и лизинговых платежей, так как на практике это дает возможность клиенту покрывать 25-30% лизинговых платежей, что ощутимо снижает объем долговой нагрузки лизингополучателей.

Согласно оптимистичному сценарию «Эксперт РА», падение рынка лизинга в 2014 году составит около 5%, а в случае пессимистичного прогноза рынок сократится на 20%. По нашим оценкам, при реализации позитивного прогноза рынок сократиться на 5% и составит 745 млрд руб. В этом случае сегмент ж/д техники продолжит падение (-16%, при пессимистичном прогнозе -35%). Снижение в лизинге авиатехники мы ждем на уровне 10%, а при пессимистичном прогнозе – до 20%, так как данный сегмент сильно зависит от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, сотрудничество с которыми сейчас находится под сильным влиянием внешнеполитической обстановки. В случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка, что соответствует пессимистичному прогнозу, его падение может составить не более 5%. При позитивном сценарии автолизинг продемонстрирует рост около 15%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем падение нового бизнеса на 14%, при оптимистичном сценарии – 6%. При дальнейшей стагнации экономики и, как следствие, снижении активности на лизинговом рынке произойдет падение нового бизнеса на 20%, в таком случае он составит около 630 млрд руб., что соответствует пессимистичному прогнозу Агентства.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика