1.1. Объем и динамика рынка
В первом полугодии 2014 года российский рынок лизинга продолжил снижение: новый бизнес (стоимость имущества) за январь-июнь 2014 года составил около 344 млрд руб. (сокращение по отношению к 1П2013г. - около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд руб. (сокращение на 15%). Стоит заметить, что новый бизнес (стоимость имущества) менее волатильный показатель, чем сумма новых договоров. Так в 1П2012 его темп прироста составил 20%, а по сумме новых договоров около 34%, в 1П2013 новый бизнес сократился на 9%, а сумма новых договоров почти на 17%. Столь существенная разница между темпами изменения показателей в 1П2014, на наш взгляд, объясняется снижением количества крупных сделок в сегментах авиа- и ж/д лизинга, объемы которых сократились на 26% и 44% соответственно. На снижении суммы новых договоров также сказался рост розничных сделок за счет активного участия в них государственных лизинговых компаний (количество сделок госкомпаний увеличилось в 1П2014г. на 50% по сравнению с 1П2013г.). Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (+16%) и легковой (+23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией ВТБ Лизинг, «вытянул» сегмент строительной и дорожно-строительной техники также в плюс.
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели | 1П2011г. | 2011г. | 1П2012г. | 2012г. | 1П2013г. | 2013г. | 1П2014г. | 2014г. |
(прогноз оптим/пессим) | ||||||||
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. | 320 | 741 | 384,5 | 770 | 353 | 783 | 344 | 745/627 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. | 530 | 1300 | 712 | 1320 | 594 | 1300 | 505 | 1235 /973 |
Средняя сумма сделки, млн. руб. | 11,2 | 12,1 | 11,2 | 9,2 | 8,2 | 8,6 | 5,5 | - |
Концентрация топ-10 компаний в портфеле | н/д | 59,0% | н/д | 56,5% | н/д | н/д | 57,4 | - |
Индекс розничности1 | 24 | 23% | 23,5 | 28% | 31% | 35% | 43% | - |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. | 210 | 540 | 275 | 560 | 330 | 650 | 300 | 690 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. | 310 | 737 | 290 | 640 | 290 | 780 | 295 | 800/680 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. | 1360 | 1860 | 2100 | 2530 | 2470 | 2900 | 2840 | 3100/2800 |
Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата) | - | 55798,7 | - | 62356,9 | - | 66689,1 | - | 73 993 * |
Доля лизинга в ВВП, % | - | 2,3 | - | 2,1 | - | 1,9 | - | 1,0 |
*ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
В начале года лизингодателями был зафиксирован рост спроса на услуги со стороны клиентов, которые приобретали имущество, чтобы избежать крупных валютных рисков, связанных с ожиданиями ослабления курса рубля. В дальнейшем произошло резкое падение спроса, вызванное как удорожанием кредитов, так и неопределенностью внешнеполитической ситуации и введенными санкциями в отношении России. Давление на лизинговый рынок по-прежнему оказывает стагнация в экономике страны. На этом фоне инвестиционная привлекательность бизнеса в России продолжает падать: чистый вывоз капитала из России банками и предприятиями за первое полугодие 2014г. составил $74,6 млрд, согласно данным ЦБ РФ, что вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($33,7 млрд). Как следствие, сужение объемов и рост стоимости банковского кредитования, которые негативно сказались на объемах нового бизнеса.
1.2. Источники финансирования деятельности
На текущий момент основным источником финансирования деятельности для лизинговых компаний остаются банковские кредиты. Наибольшую долю (более 60%) в структуре источников кредиты занимают в государственных компаниях и у лизингодателей, контролируемых банками. Доля авансов выше у лизингодателей, собственниками которых являются отечественные производители оборудования и иностранные банки, что, вероятно, связано с более консервативным подходом компаний к оценке рисков. Привлечение средств путем выпуска векселей практикуют только компании с иностранными собственниками, не являющимися банками и производителями оборудования. Наименьшую долю капитала в финансировании деятельности показывают лизинговые компании банков.
Привлечение средств путем выпуска облигаций практикуют компании с госучастием и другими российскими собственниками, кроме банков и производителей оборудования. Однако в текущей макроэкономической ситуации в финансировании российских компаний потенциальные инвесторы видят высокие риски, что отрицательно отразилось на конъюнктуре долгового рынка. При снижении активности инвесторов и удорожании заемных средств подобный долговой инструмент не выглядит привлекательным с экономической точки зрения. В то же время, с 1 июля законодательство РФ позволяет российским эмитентам выпускать обеспеченные облигации, которые [в отличие от необеспеченных] должны дать возможность привлекать финансирование под меньшие процентные ставки и на более длительные сроки. Согласно опросу, проведенному «Эксперт РА», около 15% лизинговых компаний не исключает использования такого вида секьюритизации активов в среднесрочной перспективе при улучшении ситуации на долговом рынке. «Для лизинговых компаний обеспеченные облигации являются интересным инструментом, позволяющим снизить стоимость заимствований денежных средств на долговом рынке. По сравнению с необеспеченными облигациями более низкие ставки купона по обеспеченным определяют заинтересованность эмитентов в использовании данного инструмента. Наличие же у лизинговых компаний имущества, которое может быть оформлено в качестве обеспечения, создает широкие возможности для выхода на долговой рынок путем эмиссии обеспеченных облигаций» - комментирует Андрей Коноплев, генеральный директор ВТБ Лизинг. Стоит отметить, что активное использование такого инструмента как обеспеченные облигации может ограничиться только сегментом сделок и компаний среднего размера. Крупные сделки, как правило, проводятся компаниями с широким доступом к капиталу, которым облигации удобны из-за отсутствия обеспечения, а при мелких сделках затраты на оформление и сопровождение пула обеспечения могут привести к низкой эффективности таких облигаций для лизингодателя.
1.3. Лидеры рынка
В топ-3 по объёму нового бизнеса (стоимости имущества) за 1П2014г. вошли «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг, поднявшиеся на 1-е и 2-е место соответственно. Третье место заняла компания Европлан. В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1П13 год – 33%, за 1П12 год – 37%, за 1П11 год – 43%). Концентрация рынка в 1П2014г. продолжает расти: на крупнейшего лизингодателя приходится 20% новых сделок (в 1П2013г. – 14,6%, в 1П2012г. – 30,2%). На долю 10 крупнейших компаний пришлось около 65% нового бизнеса (в 1П2013г. – 55,1%, в 1П2012г. – 65%). В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний возросла на 7 п.п. (график 3), связано это с наращиванием розничных сделок (в первую очередь компаниями «ВЭБ-лизинг» и ВТБ Лизинг) на фоне сокращения крупных сделок в ж/д- и авиа сегментах.
1.4. Распределение сделок по регионам и сегментам
В территориальном распределении лизинговых сделок за 1П2014г. по сравнению с 1П2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ. Значительная часть из них пришлась на компании ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». По данным этих компаний, сделки были совершены в рамках сотрудничества с Республикой Казахстан. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиасделками в прошлом году (поставка самолетов для компании Трансаэро).
Доля ж/д техники в сумме новых договоров продолжает стремительно снижаться: если в 1П2013г. она достигала 34%, то в 1П2014г. – уже 22,3%. Авиасегмент после рекордного роста в прошлом году (доля его выросла с 2% до 19,8%) также продемонстрировал отрицательную динамику (доля сегмента снизилась до 17,2%). Как следствие, автолизинг впервые с 2008 года стал крупнейшим сегментом (31%) в структуре нового бизнеса. Грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно), при этом «ВЭБ-лизинг» теперь занимает первое место по новым сделкам в сегменте грузового и легкового автолизинга. Компания ВТБ Лизинг значительно нарастила объем новых договоров в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, что положительно сказалось на доле сегмента (рост с 7,6% до 10,5%) в сумме новых договоров. Компания заключила крупную сделку с «ГБУ Автомобильные дороги» (г. Москва), в рамках которой начала поставки коммунальной техники в объеме более 1,5 тыс. единиц и на сумму более 8 млрд руб. Без учета ВТБ Лизинг сегмент строительной и дорожно-строительной техники в 1П2014г. сократился бы на 13%. В целом по рынку положительные темпы прироста, помимо автомобилей и строительной техники, продемонстрировали еще 9 сегментов (таблица 6). Среди них - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда и пр. Но с учетом того, что эти сегменты имеют слабую корреляцию, а их доля в общем объеме рынка около 21% - они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения лизингового рынка России.
Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга
|
* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток
** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
1 Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.