Лизинг и факторинг, 20.09.2016

Прогноз развития рынка: хрупкое восстановление
Поделиться
VK


Согласно опросу «Эксперт РА», подавляющее большинство лизинговых компаний ожидает, что объем лизинговых сделок во втором полугодии 2016 года будет сопоставим с объемом 1 полугодия текущего года. Поддержать рынок сможет автолизинг на фоне стабилизации банковского сектора и наметившейся тенденции к снижению ставок кредитования. «Мы верим в рост объемов нового бизнеса в сегментах автотранспорта, промышленного оборудования и сельскохозяйственной техники. Положительная динамика обусловлена влиянием антикризисных мер, применяемых государством. Отдельно стоит выделить программу льготного лизинга Минпромторга, «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности, а также «Лизинг-Целевой» от МСП-Банка», – говорит Дмитрий Корчагов.

Ключевые индикаторы свидетельствуют об отсутствии существенных признаков восстановлении экономики России, что не дает оснований для устойчивого роста лизингового рынка. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в I квартале 2016 года уменьшились на 4,8% в годовом исчислении. Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах показывает рост с января текущего года с -7% до -3%, но находится в отрицательной зоне. За январь–июнь 2016 года индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях упал на 0,9% относительно аналогичного периода прошлого года. В целом объем промышленного производства за январь–июнь 2016 года вырос на 0,4%, однако прирост был обеспечен увеличением добычи полезных ископаемых (+2,6% к соответствующему периоду прошлого года) на фоне общего снижения ВВП страны на 0,9% в 1 полугодии 2016 года.

Текущее состояние экономики не дает возможностей компаниям в 2016 году существенно активизировать бизнес, но позволяет им выйти на уровень прошлого года. При этом мы ожидаем, что около 30% сделок придется на четвертый квартал, как в 2015 году. Давление на автосегмент будут оказывать продолжающееся падение продаж легковых автомобилей (-16,6% в июле 2016 года по сравнению с июлем 2015-го)1 и завершение госпрограммы по льготному автолизингу. Однако невысокая база прошлого года, а также рост доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. В связи с этим мы ожидаем, что рост автолизинга по итогам 2016 года составит не менее 15%. Сокращение ж/д сегмента будет не более 25% (-37% годом ранее) вследствие дальнейшего списания вагонов (66,5 тыс. вагонов за 1 полугодие 2016 года против 44,3 тыс. за аналогичный период 2015 года)2, а также роста погрузки на сети РЖД и, как следствие, постепенного повышения ставок доходности по аренде / лизингу полувагонов. Сжатие авиализинга, по нашим оценкам, составит около 10%. Если в прошлом году значительное влияние на рынок оказало перераспределение самолетов, принадлежащих авиакомпании «Трансаэро», то в этом году таких сделок будет меньше. Позитивно на авиасделках скажется господдержка аренды / лизинга российских самолетов. «Рост авиасегмента в нашем портфеле в первую очередь связан с реализацией программы операционного лизинга самолетов «Сухой Суперджет 100», – говорит Владимир Добровольский. – Спрос на эти самолеты со стороны авиакомпаний находится на высоком уровне. В настоящий момент ГТЛК заключены предварительные договоры на поставку свыше 110 единиц «Сухой Суперджет 100» для российских региональных авиаперевозчиков. Основные поставки в рамках этих договоров будут осуществляться в 2016–2017 годах». Прочие сегменты рынка продолжат динамику первого полугодия и вырастут за год на 25%. В результате объем нового бизнеса за 2016 год может вырасти на 5% и составить около 570 млрд рублей. Этот прогноз мы считаем базовым, а его реализация больше всего вероятна при снижении инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года не менее чем на 3,5% (за 2015 год падение было на 8,4%). При этом инфляция, по нашим оценкам, составит 6-7%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 9-10%.

Позитивный прогноз подразумевает увеличение объема нового бизнеса на 15%, при этом его объем составит около 625 млрд рублей. Значительное влияние на реализацию прогноза будет оказывать вероятность заключения крупных корпоративных сделок на рынке.

В этом случае сокращение сегмента ж/д техники составит не более 12%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 30% за счет их небольшого размера. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Реализация позитивного прогноза, по мнению агентства, возможна при снижении инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года на 2,5%. Прогноз также подразумевает снижение инфляции до 6% и, как следствие, понижение ключевой ставки Банком России ниже 9%.

1 По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

2 По данным НПК «Объединенная вагонная компания».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика