Содержание
- Резюме
- Страны с самым низким уровнем безработицы: предпосылки первенства
- Дисбалансы, связанные с образованием: Индия и Китай
- Внутренняя миграция и жесткая система прописки КНР
- Сдвиги в миграционной политике Японии
- Привлечение старших поколений на рынок труда
- Повышение уровня участия женщин в рабочей силе
- Сезонные дефициты рабочей силы в Греции, реакция государства
- Миграционный отток: кейс Румынии и Израиля
- Ориентация Канады на привлечение квалифицированной рабочей силы
- Перспективы и стратегии развития рынка труда в условиях глобальных изменений: вызовы и решения
Резюме
Как страны мира справляются с растущей нехваткой рабочих рук? Почему такие страны, как Катар, Камбоджа и Бурунди, демонстрируют самые низкие уровни безработицы, а такие экономические гиганты, как Китай и Индия, страдают от структурных дисбалансов на рынке труда? Этот обзор посвящен скрытым закономерностям на глобальных рынках труда, здесь проанализированы примеры из разных уголков мира, от сложных миграционных вопросов до неформального сектора занятости. В центре внимания – вызовы России, столкнувшейся с дефицитом кадров на своем рынке труда, и возможные международные решения, которые помогут стране выйти на новый уровень экономической стабильности и роста.
Ситуация на рынке труда России обострилась из-за демографического кризиса, последствий пандемии, утечки мозгов за рубеж и перетока кадров в импортозамещающие отрасли и военно-промышленный комплекс. В августе 2024 года безработица в России составила рекордно низкие 2,4%. Предприятиям остро не хватает трудовых ресурсов. Значение индекса обеспеченности предприятий кадрами в III квартале достигло исторического минимума (-33,6 п.)1.
В условиях борьбы за рабочие ресурсы предприятия вынуждены повышать оплату труда опережающими рост производительности темпами – в реальном выражении среднемесячные зарплаты в стране в июле увеличились на 8,1% г/г, что, соответственно, сказывается на рентабельности компаний, а, значит, и на их инвестиционных возможностях. Возникший дисбаланс на рынке труда формирует почву для ограничения потенциала экономического роста, ставит под сомнение вероятность укрепления технологического суверенитета страны и усиливает инфляционные риски вследствие увеличения удельных затрат на рабочую силу.
Есть ли у России товарищи по несчастью дефицита рабочей силы? Какие меры предпринимаются странами для повышения численности рабочей силы и для преодоления дисбалансов на рынке труда? На эти и другие вопросы мы ответим в данном обзоре.
Страны с самым низким уровнем безработицы: предпосылки первенства
Одним из ключевых параметров, отражающих ограниченность трудовых ресурсов в экономике страны является уровень безработицы. Рассмотрим пять стран с самым низким уровнем безработицы в мире по итогам 2023 года.
Таблица 1. Страны с самым низким уровнем безработицы в 2023 году
Катар | Камбоджа | Нигер | Таиланд | Бурунди | |
Уровень безработицы, % | 0,13 | 0,24 | 0,55 | 0,91 | 0,93 |
Источник: Международная организация труда
Чем обусловлен такой низкий уровень безработицы в этих странах? В случае богатого ресурсами Катара высокий уровень занятости связан со спецификой государственной трудовой политики. Сотрудники из числа резидентов, на кого приходится лишь около 5% всей рабочей силы, приоритетным образом активно поглощается государственным сектором – в нем задействованы 84% лиц из данной категории. На мигрантов же в Катаре распространяются жесткие ограничения ближневосточной системы найма «кафала», не позволяющей им оставаться в государстве после потери работы (до 2020 года мигрантам было даже запрещено менять место трудоустройства).
Остальные страны из вышеперечисленной пятерки сильно отличаются от Катара, но у них есть кое-что общее – существенная роль неформального сектора2.
Таблица 2. Доля населения внутри неформального сектора
Камбоджа | Нигер | Таиланд | Бурунди | Россия | |
Доля населения, % | 88,30 | 73,60 | 52,30 | 93,50 | 17,20 |
Источник: Международная организация труда
Множественные уличные торговцы шляпками и овощами, извозчики, чистильщики автомобильных стекол, стригущие на краю тротуара своих клиентов парикмахеры – типичные представители неформального сектора. В случае кризиса их никто не увольняет. Эти люди и тогда продолжают свою работу по выращиванию овощей на участках и торговле на обочинах. В слаборазвитых странах в силу низкого уровня развития социальной защиты и недостаточного размера корпоративного сектора у граждан, по сути, и нет иного выбора. В связи с этим мы и видим там чрезвычайно высокую долю неформальной экономики и очень низкие уровни статистически регистрируемой безработицы.
В силу незначительной вооруженности капиталом неформального сектора уровень производительности труда у работников, занятых в нем, существенно ниже – по подсчетам Всемирного банка здесь он в среднем на 79% меньше, чем в формальном. По мере развития экономик данных стран и роста производств персонал постепенно переходит на более крупные, вооруженные капиталом производства, где он может, даже трудясь по найму, получать от работодателя бОльшую награду за свои старания. Таким образом, низкая безработица в слаборазвитых экономиках, обусловленная преобладанием населения в примитивных видах труда, в т. ч. внутри неформального сектора не ведет к повышенной жесткости на данном рынке. По мере развития экономики работники постепенно переходят в более производительные, более зарегулированные сектора, за счет чего во многом и растет экономика на догоняющем этапе.
Дисбалансы, связанные с образованием: Индия и Китай
По мере роста более технологически сложных секторов повышается значение уровня квалификации сотрудников. Поэтому даже при избытке рабочей силы в некоторых сегментах рынка труда может возникать дефицит кадров. Примером подобной ситуации служит Индия. В стране по состоянию на середину 2024 года 524 млн экономически активного населения. Из них около 80% работают в неформальном секторе, при том официальная безработица находится на уровне 9,2% (июнь 2024 года). Сельскохозяйственный сектор до сих пор занимает 18,2% от ВВП (2023 год). У Индии имеется широкое пространство для индустриализации. Однако сдерживающим фактором является нехватка работников с соответствующим образованием. По данным опросов3, в большинстве основных отраслей более 70% компаний стабильно заявляют о недостаче квалифицированной рабочей силы. Это и неудивительно. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) от 2022 года, среди населения в возрасте от 25 до 64 лет лишь у 22,3% имелось образование уровня старшей школы и выше (в т. ч. профтехобразование), а у 9,6% – уровня бакалавра и выше. Более того, у 33,9% населения из данного возрастного диапазона не было даже образования уровня начальной школы.
Однако на определенном этапе становление системы образования и переход рабочей силы в более технологически развитые сектора могут начинать давать сбой. И запутанным олицетворением этого в последние годы начинает выступать Китай. За последние десятилетия система подготовки высококвалифицированных специалистов сделала большой скачок: к 2023 году доля населения возрастной категории 18–23, получающих или получивших высшее и среднее специальное образование, достигла 60,2% (против 12,5% в 2000-м). При этом в стране все равно возникают дисбалансы, связанные с образованием, но в данном случае структурные (недостаточная подготовка кадров определенных специальностей): так, согласно апрельскому отчету от Академии социальных наук Китая в государстве имеется дефицит высококвалифицированных специалистов с навыками в области цифровых технологий в размере от 25 до 30 млн человек.
Страна имеет наибольшую долю выпускников высших учебных заведений с техническими специальностями (41% по данным 2020 года), но проблема в том, что многие из них выпускаются с направлений подготовки, которые не востребованы рынком.
В эпоху активной индустриализации стране нужно было быстро насытить рынок инженерами и техниками всех профилей. Но быстрое внедрение современных технологий во все этапы производственного цикла привело к тому, что часть инженерных специальностей стали уже не актуальными, а нужда в работниках с цифровыми навыками росла по экспоненте. Схожая ситуация свойственна не только для технических, но и для гуманитарных профилей работы. Система образования, имея определенные элементы жесткости в плане смены ориентиров, не может в должной мере поспеть за рынком, из-за чего возникают диспропорции, когда университеты заглатывают людские ресурсы, а на выходе выдают слабо применимые в экономике кадры. А эти кадры впоследствии, понеся издержки в виде времени и зачастую денег на получение образования, начинают переоценивать себя относительно своей реальной стоимости на рынке. Как результат, молодежная безработица в стране в июле 2024-го составила 17,1%, а из них, по оценкам The Economist, 70% в последние годы приходится как раз на лиц с образованием уровня колледжа и выше.
Наблюдая это, китайские власти последние годы активно применяют меры в данном поле. Так, в 2023 году был принят план, в соответствии с которым 20% образовательных программ в вузах страны к 2025-му должны будут подвергнуться корректировке и оптимизации. Но в экономике также есть и существующие кадры, чьих навыков может тоже со временем становиться недостаточно для текущих рабочих задач. Учитывая это, в принятой весной 2024 года национальной программе развития цифровых талантов до 2026-го было предусмотрено прохождение работниками на предприятиях соответствующих тренингов и образовательных курсов.
Важной особенностью рынка труда Китая является определенный дисбаланс, связанный с историческими предпочтениями соискателей. Еще с императорских времен работа на государство воспринимается как весьма почетная деятельность. Сегодня же к этому прибавляются дополнительные факторы в виде лучшего социального обеспечения в связанных с государством индустриях по сравнению с частным сектором. Как итог, мы видим, что, по данным опроса специалистами из Стэнфордского университета, студентов в Китае, 63,8% респондентов хотят работать в государственном секторе, 17,7% – в партии и правительстве, 20,1% – в других госучреждениях, а 26% – на госпредприятиях. Это при том, что более 80% всех новых рабочих мест в стране сегодня создается именно в частном секторе. Иллюстрацией расхождения желаний и реальности является статистика по экзамену на правительственную службу 2023 года: количество рабочих мест, за которые боролись испытуемые, было около 200 тыс., а число сдававших экзамен – 7,7 млн человек.
Внутренняя миграция и жесткая система прописки КНР
Пока КНР в основном предпочитает решать проблемы дефицитов кадров задействованием собственных трудовых ресурсов. В конце 2023 года на иностранных мигрантов приходилось лишь 0,07% всех людей, проживающих в государстве. У Китая в изобилии имеются и свои мигранты, то есть внутристрановые. Обычно это выходцы из сельской местности, приезжающие в город или другие провинции на заработки. По состоянию на 2023 год их численность составляла 297,5 млн человек, то есть треть всей рабочей силы страны. Из них 176 млн пришлось на мигрантов, работающих не в своей провинции (аналог российских регионов).
У подобной работы есть как стимулы, так и отталкивающие моменты. Основным стимулом этой работы является различие в уровнях заработных плат: по данным 2023 года, медианная зарплата в городах КНР была в 2,5 раза выше, чем в сельской местности. Схожая ситуация и в межрегиональном разрезе: так, средние зарплаты в Шанхае в 2022 году были в 2,4 раза выше, чем в городах менее развитой провинции Хэйлунцзян. Со стороны негативных аспектов находится китайская жесткая система прописки, сильно ограничивающая мигрантов в доступе к социальным благам вне места, к которому они приписаны (смена прописки в стране затруднена). Например, они и приезжающие с ними члены семьи сталкиваются с проблемой отсутствия медицинского страхования, а у их детей имеется лишь ограниченная возможность попадания в местные школы по системе выделяемых квот. В связи с этим в стране стало масштабным явление «оставленные дети» (66,9 млн человек в 2023 году) – те, чьи родители уехали работать в другие районы и регионы и оставили их по месту прописки под присмотром родных или знакомых. Кроме того, условия труда у многих мигрантов вследствие устройства на полулегальной основе оказываются существенно хуже: удлиненные рабочие дни, малое количество выходных, отсутствие гарантий безопасности труда и к тому же проблемы с поиском крова в условиях дорогой аренды.
Баланс стимулов и негативных факторов может меняться, из-за чего мигранты, даже будучи мигрантами из собственной страны, могут уехать домой. Так и произошло в 2022 году, когда некоторые из наиболее развитых юго-восточных провинций, являющихся основными реципиентами рабочих из других регионов, столкнулись с миграционным оттоком – после ряда повторявшихся ограничений работы предприятий, приводивших к частому снижению или потере доходов у мигрантов, при сохраняющейся потребности оплаты аренды и при отсутствии поддержки в виде социальных гарантий часть людей предпочли просто уехать в места прописки или поближе к дому, хоть и со снижением потенциального уровня доходов (так, число мигрантов, покинувших провинцию Гуандун в 2022 году составило 692 тыс. человек).
Сдвиги в миграционной политике Японии
В китайском случае возникающие дефициты кадров пока не являются острыми в масштабах страны и могут ликвидироваться по мере развития реформ, а также мобилизации и перераспределения собственных трудовых резервов из разных регионов. Вдобавок страна все еще жнет демографический дивиденд, хоть и постепенно начинает сокращаться в плане населения. Япония же в свою очередь уже давно и глубоко погрузилась в демографический кризис с сопутствующей нехваткой работников, а резервов населения уже в отличие от Китая нет. В сложившихся условиях стране нужно, либо опираясь на инновации и инвестиции, повышать производительность труда каждого работника, но для богатых и развитых стран эффект от этого уже весьма ограниченный, либо завозить последних извне.
Япония, чья нация является очень закрытой и гомогенной в плане этнического состава, в условиях долгосрочного замедленного экономического роста становится вынуждена привлекать иностранцев, хоть и очень умеренными темпами. Так, если в 2013 году доля иностранных резидентов в государстве составляла 1,62%, то к середине 2024-го этот показатель вырос до 2,66%. В последние годы Япония смягчает условия для иностранных трудовых мигрантов: подобного рода значимым изменением стала принятая весной 2024-го корректировка программы стажировок иностранных специалистов (в конце 2023-го в ней участвовало около 410 тыс. человек). Ранее данная программа скорее рассматривалась как механизм передачи японского опыта другим странам. Поэтому по окончании подобной стажировки (от трех до десяти лет в зависимости от сложности специальности) иностранные работники должны были возвращаться к себе на родину. Текущая же поправка в механизм подразумевает, что по окончании стажировки работники получат возможность и дальше оставаться в стране по рабочей визе. Кабинет министров Японии рассчитывает привлечь еще 820 тыс. иностранных специалистов в течение ближайших пяти лет.
График 2. Высокая доля населения старше 60 лет в Японии
Источник: China Statistical Yearbook, Portal Site of Official Statistics of Japan
Привлечение старших поколений на рынок труда
Помимо активного использования внешних трудовых ресурсов, Япония также двигается в направлении увеличения доли экономически активного населения. Для этого правительство активно работает в направлении удержания на рынке труда более возрастных категорий населения. Тем более у страны есть большой потенциал в этом направлении. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в стране в 2023 году составила 81,09 года, у женщин – 87,14. Кроме того, по данным ООН, в 2021-м страна является лидером по средней продолжительности здоровой жизни (то есть без серьезных заболеваний) – 73,4 года (для сравнения: в России это число составляло всего 60,9 года). Пока существенно сдерживает успех работы в данном направлении распространенная в японских компаниях практика обязательного выхода на пенсию сотрудников в определенном возрасте. По достижении данного возраста люди должны либо уходить с работы, либо переходить на менее оплачиваемую должность. По состоянию на 2022 год 94% японских организаций придерживались подобной практики, причем в 70% из них данный возрастной порог составлял 60 лет4.
Одной из последних предпринятых властями мер корректировки ситуации в области занятости населения старше 60 лет стал вышедший в 2020 году закон, дающий компаниям пять опций на выбор (нужно обязательно выбрать как минимум одну):
- разрешать сотрудникам работать после достижения ими возраста обязательного выхода на пенсию, при наличии у них желания до 70 лет (с 2013 по 2021 год подобное правило уже существовало, но минимальный потолок составлял 65 лет);
- повысить возраст выхода на пенсию до 70 лет;
- отменить обязательный возраст выхода на пенсию вовсе;
- вывести на аутсорсинг часть операций и предоставить их пенсионерам, имеющим собственный бизнес;
- привлекать пенсионеров к филантропическим проектам.
Впрочем, даже при наличии практики обязательного выхода на пенсию страна все равно является лидером по среднему эффективному (то есть в среднем за последние пять лет) возрасту покидания рынка труда населением.
В числе прочих лидирующих по данному показателю стран в разрезе обоих полов также находятся Индонезия, Индия и Исландия.
Таблица 3. Эффективный возраст ухода из рабочей силы среди стран ОЭСР и G20: Индонезия, Индия, Япония и Исландия – страны с наибольшими значениями среди обоих полов
Мужчины | Женщины | |||
Индонезия | 69,9 | Индонезия | 69,2 | |
Исландия | 68,3 | Индия | 69,1 | |
Япония | 68,3 | Корея | 67,4 | |
Колумбия | 67,8 | Япония | 67 | |
Чили | 67,3 | Израиль | 66 | |
Новая Зеландия | 67,3 | Исландия | 65,8 | |
Индия | 67 | Мексика | 65,6 |
Источник: OECD. Pensions at a Glance 2023
В случае Индии и Индонезии причина высокого показателя кроется в сильной неразвитости пенсионной системы. Так, по данным последнего отчета по покрытию населения пенсионной системой 2020 года, доля населения пенсионного возраста, получающего пенсию по старости, в Индонезии составляла всего 14,8%, в Индии – 42,5%. В Исландии же пенсию могут получить все люди соответствующего возраста, если они официально проживали и работали в государстве три года, к тому же страна находится на втором месте в мировом рейтинге качества пенсионной системы от Mercer CFA. Поздний уход населения на заслуженный отдых в случае Исландии обусловлен высоким официально установленным пенсионным возрастом – 67 лет.
Повышение уровня участия женщин в рабочей силе
Кроме привлечения более возрастных категорий населения, повысить численность экономически активного населения можно путем повышения участия женщин в рабочей силе (повышения доли экономически активных женщин среди женщин работоспособного возраста). Преимущественно очень низкий показатель участия женщин в рабочей силе имеется в странах Среднего Востока (Иран – 15,1%, Сирия – 14,9%, Афганистан – 5,3%) и Северной Африки (Алжир – 18%, Марокко – 21,2%). Впрочем, и в том регионе есть свои исключения, например ОАЭ (56%) и ранее упомянутый нами Катар (65,4%). Даже в Европе есть страны, которым еще точно есть куда развиваться в данном направлении, например, Италии (56,8%), Греции (61,2%) и Хорватии (65,4%). Мировыми же лидерами по данному показателю являются Соломоновы острова, Исландия, Мадагаскар, Швеция и Нидерланды.
Таблица 4. Страны с наибольшим уровнем участия женщин в рабочей силе (% женского населения в возрасте от 15 до 64 лет), сравнение с Россией
Наименование страны | Уровень участия женщин, % |
Соломоновы о-ва | 84,2 |
Исландия | 84,1 |
Мадагаскар | 84,1 |
Швеция | 81,2 |
Нидерланды | 80 |
Россия | 71,1 |
Источник: Всемирный банк
В случае Соломоновых островов и Мадагаскара причина высокого процента участия женщин в рабочей силе схожа с причинами низкого уровня безработицы в Нигере и Бурунди. Эти страны весьма бедные: у Соломоновых островов ВВП на душу населения по ППС 3 035 долларов в год, у Мадагаскара – 1 875 долларов (2023 год), соответственно и доходы населения очень маленькие, а вместе с ними и слабо развита система социальной защиты. Поэтому для выживания в семье работать должны все, кто может.
В случае гораздо более богатых Исландии, Швеции и Нидерландов, помимо культурных факторов, сказывается и поддержка женской занятости со стороны государства. Так, в этих странах развита система учреждений ухода за детьми дошкольного возраста (яслей и детских садов). По данным ОЭСР 2020-го, в Исландии, Нидерландах и Швеции 59,8, 59,3 и 46,6% детей в возрасте 0–2 года посещали подобные заведения. Также в этих странах мужчины, а не только женщины имеют право на отпуск по уходу за ребенком – причем около 90% мужчин в них пользуются этим отпуском. То есть у матерей в этих странах нет столь острой проблемы под названием: «А на кого же я ребенка оставлю?».
Сезонные дефициты рабочей силы в Греции, реакция государства
Компенсировать дефицит кадров миграцией и прочими ухищрениями порой приходится даже странам с высокими уровнями безработицы. Примером тому служит Греция (уровень безработицы в июле 2024 года 9,9%). Весной 2024 года бизнес страны столкнулся с острой нехваткой работников. О проблемах с наймом сотрудников стали заявлять работодатели из сельскохозяйственного сектора, а также строительной и туристической отраслей. Причем эта ситуация уже наблюдалась и в прошлом, 2023 году: тогда, например, каждое пятое рабочее место в греческих отелях оставалось незаполненным.
Можно в целом сказать, что Греция имеет острую проблему набора сотрудников на работу с сезонным типом занятости. Ранее нехватка кадров в подобных сферах в основном компенсировалась за счет потоков мигрантов из Албании, Болгарии и прочих стран, с которыми у Греции имеются соглашения по сезонной миграции. Однако в последние годы работники-мигранты стали предпочитать направления с большими возможностями по заработку, вроде Италии и Великобритании. Так, по сравнению с 2017 годом число мигрантов с разрешением на проживание и работу в Греции сократилось к концу 2023-го с 556 до 466 тыс. При этом потребность сфер бизнеса с сезонными типами занятости в работниках только растет. К слову, ранее упомянутая сфера туризма и смежные с ней области в Греции стремительно развиваются благодаря росту числа приезжающих туда отдохнуть иностранцев (32,7 млн человек в 2023 году против 21,4 млн человек в 2014-м). Естественно, эти сферы крайне нуждаются в наращивании штата. Например, только в гостиничном бизнесе и кейтеринге численность персонала за период с 2014 по 2023 год увеличилась на 28,8%, с 297,12 до 382 тыс. человек (с 8,4% от рабочей силы до 9,1%). Самих же греков подобный вид занятости отталкивает фактором отсутствия стабильного денежного потока: пособие по безработице сезонным безработным предоставляется лишь на три месяца, в то время как реальный период без дохода у таких работников гораздо дольше. Иным сдерживающим фактором является высокая степень нагрузки на подобной работе.
Решать проблему нехватки кадров греческие власти стали склонны путем увеличения числа рабочих дней. До последнего времени шестидневная рабочая неделя уже была разрешенной в туристическом бизнесе и в сфере общественного питания, а с июля этого года список отраслей с данным разрешением существенно расширился, в их числе теперь и сельское хозяйство, и бизнесы из сферы услуг с 24-часовым режимом работы.
Миграционный отток: кейс Румынии и Израиля
Не уходя далеко с Балкан, можно найти еще один интересный пример дефицита кадров. Речь в данном случае идет про Румынию. Официальная безработица в стране по состоянию на июль составляла 5,4%. Как минимум 20% населения страны работает за рубежом, чистый миграционный приток в 2023-м был -0,39%. По идее отрицательное сальдо миграционного притока при и без того большой покинувшей страну диаспоре должно было бы означать наличествующий избыток работников. Однако в румынском случае массовая эмиграция связана с тем, что население просто при наличии разрешения на свободный переезд и работу внутри ЕС едет жить в более богатые страны. Издержки переезда сравнительно низкие, денежные переводы родным не затруднены, а зарплаты в развитых странах ЕС гораздо выше (в 2023-м средний чистый годовой доход жителей Румынии составлял €11,105, в то же самое время в таких популярных направлениях миграции румын, как Италия, Испания и Германия, он был €24,207, 23,568 и 38,086 соответственно).
При этом Румыния сама имеет нехватку рабочих, которую она последние годы пытается компенсировать за счет привлечения мигрантов: к 2022-му под давлением бизнеса, испытывающего недостачу рабочих рук, государство повысило квоту числа рабочих для лиц не из стран ЕС до 100 тыс. человек (по сравнению с 55 тыс. в 2017-м). Но мигранты, подобно самим румынам, далеко не все остаются в стране при наличии более заманчивых альтернатив. Например, ранее, в 2023 году стало известно, что лишь 10% получающих румынскую рабочую визу бангладешцев оставались в стране. Теперь же после принятия Румынии этой весной в Шенгенскую зону появляется еще больше возможностей для реэмиграции – по оценке кадрового агентства Work from Asia, уже к июню страну покинули около 35–40% приехавших в нее мигрантов.
На нежелание трудовых ресурсов оставаться в стране существенное влияние также могут оказывать факторы, ассоциирующиеся у работников с экзистенциальной угрозой, вроде стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. С подобным недавно столкнулся Израиль. В результате длящегося с октября конфликта часть населения покинула страну, и в итоге Израиль столкнулся с дефицитом рабочей силы. В связи с этим правительством Израиля в мае 2024 года было принято предложение увеличить количество разрешенных квот для иностранных работников с 210 тыс. (из них 80 тыс. было квотами на медперсонал) до 3,3% от численности населения (то есть приблизительно до 330 тыс.).
Ориентация Канады на привлечение квалифицированной рабочей силы
В миграции также есть определенная тонкость: привлечь высококвалифицированных специалистов гораздо труднее, чем низкоквалифицированных, к тому же они более привередливы в вопросе зарплат и условий жизни в стране. Вдобавок нужно еще уметь сохранить своих имеющихся специалистов, чтобы не наблюдалось чистой утечки мозгов.
Таблица 5. Топ-10 стран с наибольшим отношением притока высококвалифицированных специалистов – пользователей Linked in к оттоку за 2022 год
№ п/п | Наименование страны | Отношение |
1 | Канада | 2,40 |
2 | Кипр | 2,35 |
3 | Австралия | 1,96 |
4 | Польша | 1,84 |
5 | Швейцария | 1,83 |
6 | Португалия | 1,80 |
7 | Люксембург | 1,70 |
8 | США | 1,67 |
9 | ОАЭ | 1,62 |
10 | Саудовская Аравия | 1,60 |
Источник: Всемирный банк
Выше представлены данные, собранные совместно Всемирным банком и Linked in по отношению иммиграции и эмиграции высококвалифицированных специалистов. Первое место в данном рейтинге занимает Канада. Страна сделала систему иммиграции для специалистов простой и понятной в бюрократическом плане. Здесь еще с 2015 года действует система Express Entry. В ее рамках квалифицированные работники получают право на постоянное проживание в стране при наборе определенного числа баллов по различным критериям вроде опыта работы, образования, знания языков и т. д. (уровень требуемых баллов год от года варьируется в зависимости от количества поданных заявок). В отличие от программ многих других стран срок согласований по ней очень короткий – заявлено шесть месяцев, а в реальности выдача происходит уже через три – четыре месяца. В 2023 году по ней постоянный вид на жительство был получен 110,2 тыс. специалистов. Также в стране действует множество отдельных пилотных провинциальных программ, программы для стартаперов, цифровых кочевников, а также программы ускоренного получения визы в двухнедельный срок по заявке от работодателя по необходимым для страны специальностям.
В последнее время у Канады наметился тренд в ориентации именно на специалистов с бОльшим объемом человеческого капитала, способных создавать бОльшую добавленную стоимость, вместе с чем позволять стране устойчиво наращивать выпуск и налоговую базу. В конце августа 2024 года было заявлено, что Канада собирается в течение трех лет снизить долю низкооплачиваемых иностранных сотрудников в населении с 6,2 до 5%. В числе мер осуществления данного плана сокращение разрешенного срока проживания низкооплачиваемых мигрантов с двух лет до одного года. Также работодателям будет теперь разрешено иметь в штате только 10% низкооплачиваемых зарубежных сотрудников, приехавших в страну на временной основе, против 20% ранее. В числе основных заявленных причин данного сдвига рост нагрузки на госбюджет и увеличение безработицы.
Перспективы и стратегии развития рынка труда в условиях глобальных изменений: вызовы и решения
В ближайшей перспективе рынок труда разных стран будет развиваться под влиянием нескольких основных факторов, включая технологические изменения, демографические тенденции и экономические условия. Устойчивый спрос на квалифицированные кадры, особенно в сфере высоких технологий и цифровизации, станет одним из основных вызовов. Это приведет к необходимости внедрения образовательных программ, которые помогут подготовить специалистов, способных удовлетворить требования современного рынка. Автоматизация и роботизация станут одной из значимых тенденций, которые продолжат менять структуру занятости. Новые технологии создадут новые рабочие места, но они также приведут к сокращению некоторых профессий, что потребует адаптации работников. И программы, направленные на переквалификацию и повышение квалификации, станут важным элементом государственной политики, ориентированной на снижение безработицы и поддержку трудоустройства. Демографические вызовы, связанные со старением населения и снижением рождаемости, потребуют активной миграционной политики, направленной на привлечение иностранных специалистов. Гибкость трудового законодательства станет важным условием для адаптации рынка труда к меняющимся экономическим условиям. Модернизация трудового законодательства позволит обеспечить защиту прав работников и более быстрое реагирование на вызовы, возникающие в результате экономических изменений.
Для улучшения состояния рынка труда в России можно использовать несколько ключевых подходов:
- Развитие системы образования и повышение квалификации. Важно улучшить соответствие образовательных программ реальным потребностям экономики. Это поможет устранить дефицит квалифицированных кадров в высокотехнологичных и быстроразвивающихся отраслях. Например, следует развивать программы переквалификации и повышения квалификации для взрослых и работников старшего возраста.
- Привлечение мигрантов и создание гибкой миграционной системы. Привлечение высоко- и низкоквалифицированных мигрантов с предоставлением им четких и прозрачных условий для работы в России. Это позволит компенсировать дефицит рабочих рук в определенных секторах экономики, таких как строительство, сельское хозяйство и высокие технологии.
- Стимулирование занятости женщин и пожилых людей. Усиление социальной помощи женщинам, включая развитие детских учреждений и программ поддержки ухода за детьми. Также можно продлить возраст активного участия пожилых людей на рынке труда через гибкие условия занятости и сокращение обязательного возраста выхода на пенсию.
- Поддержка малого и среднего бизнеса. Улучшение условий для малого и среднего бизнеса может создать дополнительные рабочие места. Снижение налоговой нагрузки, доступ к кредитам и субсидиям, а также поддержка стартапов могут значительно расширить рынок труда.
- Технологическая модернизация. Внедрение цифровых технологий и автоматизации позволит увеличить производительность труда и сократить нехватку рабочих ресурсов. Государственные программы поддержки цифровизации бизнеса и промышленности помогут ускорить этот процесс.
- Снижение неформальной занятости. Борьба с теневым сектором и неформальной занятостью через реформы и программы легализации труда могут повысить официальную занятость и улучшить защиту прав работников.
Существует еще один важный момент касательно ожиданий населения. Демография, миграционные процессы, инвестиции в основной капитал зависят от того, насколько предсказуемо будущее для бизнеса и домохозяйств и насколько это будущее оценивается ими позитивно. Оптимистического характера ожиданий можно добиться сочетанием устойчиво низких темпов инфляции, постоянства приоритетов фискальной политики, наличия долгосрочной позитивной динамики темпов роста экономики и доходов населения, а также отсутствия социально-политических шоков.
1 https://www.cbr.ru/analytics/dkp/monitoring/1024/.
2 Под неформальной экономикой понимают совокупность видов хозяйственной деятельности, полностью или частично не подчиненных государственному регулированию, не подкрепленных формальными контрактами и не фиксируемых статистическим и налоговым учетом. То есть это экономика, не регулируемая непосредственно государственными правилами и законами.
3 ManpowerGroup Employment Outlook Survey, 2024.
4 По японскому закону базовый возраст выхода на пенсию составляет 65 лет, но можно уходить и в 60, однако со сниженным размером выплат.