Содержание |
Поддерживать спрос на страхование имущества физических лиц в условиях кризиса страховщики будут за счет расширения линейки коробочных продуктов и улучшения клиентского сервиса. Низкая убыточность сегмента (22,8% по итогам 1 полугодия 2014 года) в сравнении со многими другими видами и огромный потенциал (в России застраховано менее 20% домохозяйств) делают его привлекательным для страховщиков. Рост рынка на 23% в 1 полугодии 2014 года в сравнении с 1 полугодием 2013 обеспечили страхование домов и строений (+1,3 млрд. рублей), бытовой техники и электроники (+800 млн. рублей) и квартир (+730 млн. рублей). Однако сжатие рынка банковского кредитования и снижение покупательной способности населения в 2015 году замедлят рост сегмента до нуля.
Коробочные продукты способствуют популяризации страхования. Объем взносов за 1 полугодие 2014 года в сравнении с 1 полугодием 2013 года вырос на 23%, значительно опередив темпы прироста рынка в целом (8,4%). Количество заключенных договоров за этот период выросло на 64%. Наполнение рынка коробочными продуктами повлекло за собой снижение средней стоимости полиса (с 3900 тыс. рублей до 1900 тыс. рублей за 2 года). Сдерживает развитие этого рынка уверенность населения в получении помощи от государства и невысокий уровень доверия к страховщикам. В результате превалирующая доля взносов все еще приходится на страхование частных домов и строений (57% за 1 полугодие 2014 года), и только 20% на страхование квартир.
Драйверами роста стали страхование домов и строений, страхование бытовой техники и электроники, а также страхование квартир. Суммарно эти виды обеспечили 80% прироста рынка в 1 полугодии 2014 года. В номинальном выражении рынок имущества физических лиц вырос на 3,4 млрд. рублей. Наибольший вклад внесли страхование домов и строений (+1,3 млрд. рублей) ввиду высокой доли в сегменте, страхование бытовой техники и электроники (+800 млн. рублей) и страхование квартир (+730 млн. рублей), за счет активного сотрудничества с банками в части некредитного страхования. Активнее всего росли страхование бытовой техники и электроники (78%) и ипотечное страхование (25%).
На первый план выходит вопрос финансовой устойчивости. Основным преимуществом страхования имущества физических лиц в сравнении с моторными (ОСАГО, страхование автокаско) и корпоративными видами (грузы, ДМС, страхование имущества юридических лиц) является его низкая убыточность. По итогам 1 полугодия 2014 года коэффициент убыточности-нетто по страхованию имущества граждан составил всего 22,8%, комбинированный коэффициент убыточности-нетто – 56,6%. Таким образом, для компаний в период кризиса это сегмент может стать дополнительным источником прибыли, а его высокая доля в портфеле позволит страховщикам даже в условиях сокращения взносов поддерживать убыточность на приемлемом уровне.
По прогнозу «Эксперт РА», рост рынка страхования имущества в 2015 году замедлится до нуля. Негативное влияние на сегмент окажет финансовая нестабильность и сжатие рынка банковского кредитования. Объем ипотечного страхования снизится вслед за сокращением выдачи новых ипотечных кредитов и расторжениями по договорам, рынок страхования незалогового имущества окажется под давлением снизившейся покупательной способности населения. С другой стороны, низкая убыточность и нереализованный потенциал рынка (доля застрахованных частных домохозяйств не превышает 20%) делают его крайне привлекательным для страховщиков. В 2015 году кризис существенно отразится на объемах сегмента – взносы останутся на уровне 2014 года (34 млрд. рублей).