Рейтинговые действия, 21.06.2024

«Эксперт РА» понизил кредитный рейтинг АО «Первая Грузовая Компания» да уровня ruAA и снял статус «под наблюдением»
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 июня 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании АО «Первая Грузовая Компания» до уровня ruAA со стабильным прогнозом и сняло статус «под наблюдением». Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruAAA со стабильным прогнозом.

Понижение рейтинга обусловлено изменением финансового профиля компании, связанного со сделкой, в рамках которой в ноябре 2023 г. АО «Аврора Инвест» приобрело 100% акций компании.

Рейтинг кредитоспособности АО «Первая Грузовая Компания» обусловлен умеренно сильной оценкой риск-профиля отрасли, сильными рыночными и конкурентными позициями и высокими показателями маржинальности. Также компания характеризуется удовлетворительной ликвидностью, комфортной долговой нагрузкой и невысоким уровнем корпоративных рисков.

Акционерное общество «Первая Грузовая Компания» (далее – ПГК, компания) – частный оператор железнодорожного подвижного состава, работающий на территории РФ и стран СНГ. По состоянию на 31.12.2023 (далее – отчётный период) парк в управлении компании составлял 87.8 тыс. единиц.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по отчетности по стандартам МСФО АО «Первая Грузовая Компания».

Обоснование рейтинга

Умеренно сильная оценка риск-профиля отрасли. Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании, оценивая устойчивость компании к внешним шокам как умеренную. Агентство также оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. По итогам 2023 г. грузооборот компании составил 254 млрд т-км, что на 3.6% меньше результата 2022 г., что коррелирует с изменением размера вагонного парка и изменениями в логистике ключевых перевозимых компанией грузов, углей и металлургических грузов. С момента предыдущей актуализации рейтинга профиль ставок на оперирование полувагонами был благоприятен для компании, и наличие собственных вагоноремонтных мощностей, обеспечивающих модернизацию, текущие и плановые ремонты, способствовало повышенной устойчивости к ухудшению макроэкономических условий.

Сильные рыночные и конкурентные позиции. Агентство отмечает стабильность контрактной базы и наличие у компании долгосрочных контрактов с крупнейшими клиентами. По итогам 2023 года компания подтвердила позиции, являлась крупнейшим железнодорожным оператором в терминах грузооборота и погрузки. На пять крупнейших клиентов по итогам 2023 года пришлось 59% выручки. Компания оперирует диверсифицированным парком подвижного состава – полувагонами (81% парка в управлении на 31.03.2024), крытыми вагонами (18%). Грузовая база компании диверсифицирована – по итогам 2023 года крупнейшей статьей перевозок был каменный уголь (39% грузооборота), металлургические сырье и грузы (включая кокс) – 36%, строительные грузы – 5%. С рядом крупнейших клиентов действуют средне- и долгосрочные контракты, в ряде случаев включающие обязательства сервисного характера и фиксирующие минимальную долю ПГК в структуре железнодорожных перевозок компаний. Контрактная база с подобной структурой, по мнению агентства, обеспечивает достаточно высокий уровень прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков.  Средний возраст собственных полувагонов компании составляет на 31.03.2024 13.8 лет, что оказывает сдерживающее влияние на оценку фактора.

Комфортная долговая нагрузка. Исторически компания поддерживала очень низкий уровень долговой нагрузки. По состоянию на 31 декабря 2023 г. и на дату оценки отношение долга к EBITDA составляло менее 1. Однако, в 2023 году компанией была выпущена независимая финансовая гарантия в адрес кредитора материнской компании в качестве обеспечения ее долгосрочных кредитных обязательств. Таким образом, в рамках оценки финансового профиля, агентством была учтена потенциальная долговая нагрузка с учетом условных обязательств компании на конец 2024 года, и для расчета средних показателей не принимались результаты 2023 года, так как они не соответствуют изменившемуся финансовому профилю компании. Агентство предполагает, что по итогам 2024 года отношение долга к EBITDA составит порядка 2.5, а процентная нагрузка на рассматриваемом горизонте будет соответствовать достаточно высокой оценке согласно бенчмаркам агентства.

Удовлетворительная ликвидность. Агентство ожидает сохранения высоких показателей прогнозной ликвидности ввиду сильного операционного денежного потока, комфортного графика амортизации кредита и невысоких потребностях в капитальных затратах вне поддерживающих вложений. Тем не менее, фактор оценивается сдержанно ввиду снижения качественной оценки ликвидности из-за отсутствия диверсификации долговой нагрузки – весь новый долг будет представлен одним кредитором.

Высокая маржинальность. Компания демонстрирует высокий уровень рентабельности – по итогам 2023 год маржинальность по EBITDA по расчетам агентства составила 54%, и агентство предполагает сохранение высоких результатов в последующие годы за счет благоприятного состояния рынка и возможности оптимизации отдельных статей затрат.

Невысокий уровень корпоративных рисков. В рамках изменившийся структуры собственности изменилась структура Совета директоров – из его состава вышли независимые члены и текущий состав включает только конечных собственников и исполнительных директоров, что соответствует более низкой оценке качества управления. На текущий момент компания не демонстрирует появления каких-либо новых сделок со связанными сторонами. Агентство продолжит наблюдать, насколько компания сохранит приверженность высоким качествам стратегического планирования и следованию консервативной финансовой политике и бизнес-стратегии.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг АО «Первая Грузовая Компания» был впервые опубликован 10.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.06.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 05.02.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Первая Грузовая Компания», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Первая Грузовая Компания» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Первая Грузовая Компания» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023