Москва, 16 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» на уровне ruBB- со стабильным прогнозом.
Рейтинг кредитоспособности ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» обусловлен ограниченной оценкой бизнес-профиля, высокой рентабельностью, комфортной долговой нагрузкой при средней процентной нагрузке, низкой оценкой ликвидности и умеренно низким уровнем корпоративных рисков.
ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» (далее – компания, АЛЬФА ДОН ТРАНС) осуществляет самосвальные перевозки сыпучих материалов на собственных специализированных автотранспортных средствах. Центральный офис компании располагается в г. Павловск Воронежской области. В 2023 году компания также стала владельцем карьера по добыче песчаника через приобретение 100% доли ООО «Фора».
Компания не формирует консолидированную отчётность по стандартам МСФО, в связи с чем рейтинговая оценка основывается на индивидуальной РСБУ отчётности АЛЬФА ДОН ТРАНС. Единственное дочернее общество компании – ООО «Фора», которое владеет карьером по добычи песчаника. На момент проведения рейтингового анализа объемы операций ООО «Фора» в масштабах бизнеса АЛЬФА ДОН ТРАНС были нематериальны.
Обоснование рейтинга
Ограниченная оценка бизнес-профиля. Отрасль грузовых автоперевозок характеризуется невысокой капиталоемкостью и, как следствие, крайне высокой степенью конкуренции, представленной в основном со стороны локальных игроков в каждом регионе. В результате этого агентство оценивает барьеры для входа в отрасль как низкие, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Также в силу масштабов деятельности компании агентство не может высоко оценить рыночные позиции АЛЬФА ДОН ТРАНС. Основные грузоперевозки обеспечиваются для строительной отрасли. Спрос на продукцию компании во многом зависит от масштабов реализации инвестиционных проектов клиентов компании. В кризисные периоды экономики инвестиционные программы заказчиков могут существенно сокращаться. Так в 2020 году, во время распространения пандемии COVID-19 снизилась активность в дорожном строительстве, в результате чего значительно ухудшились показатели рентабельности компании – за период 30.09.2019-30.09.2020 показатель рентабельности по EBITDA составил 10%. Агентство также принимает во внимание существенную долю транспорта в лизинге и, как следствие, высокую долю фиксированных затрат в структуре расходов. Это приводит к повышенному уровню операционного рычага, вследствие которого операционная прибыль и операционные денежные потоки компании за вычетом лизинговых платежей подвержены более сильным колебаниям при сценарии сокращения рыночных тарифных ставок, натуральных показателей перевозок. Тем не менее, агентство позитивно оценивает рост масштабов бизнеса за счёт увеличения парка транспортных средств в оперировании, который вырос со 106 ед. на 30.09.2021 до 275 ед. по состоянию на 01.11.2024. При этом количество машин в собственности выросло с 6 единиц на 30.09.2021 до 90 на 01.11.2024. С учётом этих факторов агентство оценивает устойчивость компании к внешним шокам умеренно негативно, что оказывает давление на рейтинговую оценку.
Порядка 60% выручки компании формируется от перевозки строительных материалов, что свидетельствует об умеренно позитивной продуктовой диверсификации. Остальные грузоперевозки обеспечиваются для предприятий сельского хозяйства и животноводства. Автопарк компании характеризуется умеренно низкой степенью изношенности, самые старые автомобили 2018 года выпуска, что положительно сказывается на конкурентных позициях компании. В силу специфики отрасли деятельность компании не подразумевает заключения долгосрочных контрактов, вследствие чего снижается прогнозируемость денежных потоков, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Для бизнеса компании в целом не характерен риск концентрации деятельности на активе или контрагентах.
Комфортная долговая нагрузка при средней процентной нагрузке. За период 30.09.2023-30.09.2024 (далее – отчетный период) долговая нагрузка компании, по расчётам агентства, продемонстрировала существенный рост вследствие проведения выкупа карьера на заёмные средства и заключения новых лизинговых договоров. За отчётный период произошёл пик привлечения новых грузовых автомобилей в лизинг – общее количество тягачей в лизинге возросло со 159 единиц в сентябре 2023 года до 206 в январе 2024 года. Рост долговой нагрузки сопровождался сокращением уровня EBITDA, который снизился на 4% на фоне увеличения выручки на 36%. Падение уровня операционной прибыли было обусловлено негативной динамикой уровня тарифов на транспортные грузоперевозки в течение 2024 года и дефицитом водителей в 4 кв. 2023 г. и 1 кв. 2024 г., из-за которого среднее количество тягачей в работе в указанные кварталы был существенно ниже общего количества парка. При этом компании удалость исправить ситуацию с эффективной загрузкой машин удалось в течение года, к 2-3 кв. 2024 г. загрузка транспортных средств была близка к 100%. Совокупность этих факторов способствовали увеличению показателя чистый долг к EBITDA c около 2,4х годом ранее до 3,5х по итогам отчётного периода, что близко к прошлогодним ожиданиям агентства в 3,2х.
Долг компании представлен обязательствами по лизингу, облигационными заимствованиями и кредитными средствами. Ранее агентство отмечало, что основными рисками ухудшения показателя в будущем служили планы компании по наращиванию парка транспортных средств, в т.ч. за счёт лизинга, и возведению нового комплекса, который будет включать в себя производственные боксы, офисные помещения, торговые площади и т.д. Тем не менее, учитывая существенное удорожание кредитов и условий привлечения лизинговых обязательств, компания приостановила планы по наращиванию парка грузовых автомобилей и планы по возведению производственного кластера. По мнению агентства, эти факторы позволят компенсировать негативные события отчётного периода, способствовать органическому сокращению объема долговых обязательств по мере исполнения лизинговых платежей. Также агентство ожидает, что дефицит железнодорожной инфраструктуры будет способствовать смещению объемов грузоперевозок в пользу автомобильного транспорта, что с учётом возможностей по индексации тарифов участниками рынка поддержит средний уровень выручки на одно транспортное средство. Таким образом, агентство допускает возвращения показателя «чистый долг/EBITDA» к уровню предыдущего отчётного периода.
Процентная нагрузка оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга по причине снижения показателя EBITDA к процентным расходам в негативную зону по бенчмаркам агентства. За отчётный период значение метрики опустилось до 1,7х против 5,2х годом ранее. Ухудшению метрики преимущественно способствовал рост процентных расходов на фоне роста ключевой ставки ЦБ РФ, пик привлечения долга в начале отчётной даты при отсутствии пропорционального роста EBITDA. Агентство не ожидает кардинального улучшения показателя в краткосрочной перспективе. Однако в перспективе 30.09.2025-30.09.2026 агентство допускает улучшения показателя до средних уровней по бенчмаркам агентства в пределах 2,7-3,0х на фоне снижения лизинговых обязательств, роста EBITDA.
При оценке подверженности рыночным рискам агентство отмечает отсутствие затрат и выручки с привязкой к иностранной валюте. Все активы и обязательства компании номинированы в рублях. Приостановка планов по наращиванию парка зарубежных транспортных средств в лизинг создаёт большую предсказуемость в отношении будущих лизинговых платежей с учётом колебаний курсов национальной валюты или процентных ставок. В своём анализе агентство принимало во внимание, что все кредитные обязательства привлечены под плавающую процентную ставку. Также у порядка 28% лизинговых договоров предусмотрена оговорка об изменении уровня процентных ставок в случае роста ставки ЦБ РФ, которой воспользовались лизингодатели в отчетном периоде.
Низкая оценка ликвидности. В перспективе 12 месяцев от отчётной даты компании предстоит уплата около 1/3 всех лизинговых обязательств, что превышает показатель EBITDA за вычетом процентных расходов (FFO) и поддерживающих капитальных затрат за отчётный период. Это оказывает негативное влияние на качественную оценку ликвидности компании. Агентство отмечает, что по состоянию на отчётную дату источники ликвидности в виде прогнозных операционных денежных потоков, невыбранных кредитных линий и денежных средств не в полной мере покрывают все потребности компании в финансировании. Тем не менее, агентство ожидает, что компания сможет закрыть потенциальные кассовые разрывы за счёт открытия новых кредитных линий.
Высокая маржинальность. По итогам отчётного периода рентабельность по EBITDA сократилась до 21% против 30% годом ранее. Тем не менее, значение показателя по-прежнему выше бенчмарков для максимальной оценки в 20%. Агентство не ожидает снижения рентабельности по EBITDA ниже 20% в прогнозном периоде.
Умеренно низкий уровень корпоративных рисков. Структура собственности и группы в целом прозрачны для агентства. Агентство не ожидает материального оттока денежных средств на нужды своей дочерней компании ООО «Фора». В оценке степени транспарентности компании агентство отмечает отсутствие консолидированной МСФО отчётности. Агентство положительно оценивает создание Совета директоров и комитета по риск-менеджменту в ноябре 2023 года. Качество стратегического обеспечения оценивается положительно благодаря наличию отдельного документа по стратегическому развитию компании и детализированной финансовой модели.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» был впервые опубликован 22.12.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.12.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru
Краткая информация о Компании:
Название | ООО "АЛЬФА ДОН ТРАНС" |
ИНН | 3620013012 |
Отрасль | Транспорт |
Отчетность | РСБУ |
Аудитор | ООО "ИНТЭК-Аудит" |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 30.09.2023 LTM | 30.09.2024 LTM |
Активы, млн. руб. | 4 650 | 5 744 |
Капитал, млн. руб. | 850 | 674 |
Выручка, млн. руб. | 3 630 | 4 923 |
Долговые обязательства, млн. руб. | 2 770 | 3 751 |
Чистый долг (Долг)/EBITDA | 2,4 | 3,5 |
EBITDA/%% | 5,2 | 1,7 |
EBITDA margin, % | 30 | 21 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ООО "АЛЬФА ДОН ТРАНС"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025 Транспорт: позитивные результаты, стабильный прогноз
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru