Рейтинговые действия, 30.05.2019

«Эксперт РА» повысил рейтинг компании Global Ports до уровня ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 мая 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Global Ports до уровня ruA+. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA со стабильным прогнозом. 

Global Ports Investments Plc (далее – группа) – крупнейший в России холдинг, контролирующий ряд стивидорных активов по перевалке контейнерных и других видов грузов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Повышение уровня рейтинга обусловлено сокращением долговой нагрузки группы, что было достигнуто как за счет сокращения абсолютного размера задолженности в соответствии со стратегией, так и за счет роста операционных показателей.

Ключевые активы группы – «Первый Контейнерный Терминал» с пропускной способностью, рассчитанной на основе причального оборудования и окружающей инфраструктуры, 1250 тыс. TEU в год и «Петролеспорт» (1000 тыс. TEU в год) на территории Большого порта Санкт-Петербург и «Восточная стивидорная компания» (650 тыс. TEU в год) на территории порта Восточный. Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским Контейнерным Терминалом» (440 тыс. TEU в год) на территории порта Усть-Луга. Сухой порт «Логистика-Терминал» в промышленной зоне «Шушары» в Санкт-Петербурге был в 2018 году продан компании ПАО «ТрансКонтейнер» (ruAA+, стаб.) за вознаграждение в 1,9 млрд руб. в рамках программы реализации непрофильных активов и снижения уровня долга. Некоторыми активами группа владеет на условиях совместного контроля. В партнерстве с финской Container Finance Группа управляет контейнерным терминалом «Моби Дик» (400 тыс. TEU в год) в г. Кронштадт, двумя контейнерными терминалами Multi-Link Terminals в Финляндии совокупной пропускной способностью 420 тыс. TEU в год и логистическим парком «Янино» в Ленинградской Области. В 2019 году в рамках вышеупомянутой программы была также продана доля группы в терминале Vopak EOS, который занимается перевалкой нефтепродуктов в Эстонии. Агентство продолжает основывать свой анализ на отчетности группы по МСФО, так как в структуре ее долгового портфеля отсутствуют субординированные долговые обязательства. В частности, еврооблигации Группы совокупным объемом 700 млн долл. США, выпущенные Global Ports Investments Finance Plc, обеспечены поручительством ключевых операционных компаний группы. Биржевые рублевые облигации, выпущенные на уровне АО «Первый контейнерный терминал», в свою очередь обеспечены поручительством головной компании группы – Global Ports Investments Plc.

Агентство продолжает оценивать бизнес профиль группы как сильный, признавая ее лидирующее положение на рынке перевалки контейнеров в России. На терминалы группы по-прежнему приходится около трети всего российского контейнерооборота. По итогам 2018 года объемы перевалки контейнеров в портах Санкт-Петербурга выросли на 11%, на Дальнем Востоке - на 13%, в среднем по рынку рост составил около 10%. Группа нарастила объемы перевалки в 2018 году с 1205 тыс. TEU до 1351 тыс. TEU (+12%), продемонстрировав динамику лучше рынка. При этом выручка группы выросла только на 4% по причине снижения показателя выручки на TEU из-за изменения структуры предоставляемых услуг. Так, за последние годы в объемах перевалки значительно выросла доля экспортных грузов, обработка которых, с одной стороны, придает бизнес-модели группы большую устойчивость к изменениям рыночной конъюнктуры, с другой стороны, имеет меньшую маржинальность за счет меньшего количества оказываемых сопровождающих услуг. Например, при экспортной перевалке группа не оказывает услуги таможенного оформления грузов и ремонта контейнеров. Другая причина сокращения выручки на TEU – продолжающийся высокий уровень конкуренции на рынке перевалки в Балтийском бассейне, избыток свободных мощностей, вынуждающий группу осуществлять политику косвенного снижения тарифов на перевалку путем расширения пакета предоставляемых услуг. В ближайшие два года в регионах деятельности группы агентство ожидает слабую позитивную динамику рынка контейнерной перевалки в денежном выражении: рост объемов перевалки, в том числе за счет продолжающейся контейнеризации российского экспорта, может компенсироваться сокращением выручки на TEU.

Основные клиенты группы - крупные международные транспортно-логистические компании, доля крупнейшей из них, группы Maersk, в выручке по итогам 2018 года составила 27%, что продолжает оцениваться позитивно. Условия заключенных контрактов не предполагают наличия гарантированных объемов перевалки в будущем, что частично компенсируется длительным опытом работы с контрагентами, а также тем, что один из двух контролирующих акционеров группы, APM Terminals, входит в группу Maersk, которая является лидирующим в мире контейнерным оператором.

В августе 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», в соответствии с которыми тарифы на услуги в морских портах России должны устанавливаться исключительно в российских рублях. Он предусматривает переходный период вступления в силу до 1 января 2025 года для стивидоров, имеющих долгосрочные валютные обязательства, привлеченные на цели модернизации портовых мощностей. Два выпуска еврооблигаций группы не удовлетворяют этому критерию, поэтому группой была согласована с ФАС тарифная политика, предусматривающая перевод валютных тарифов в рублевые с возможностью индексации последних в случае изменения среднемесячного курса доллара последовательно на 5%, 10% и 15%. Группа полагает, что с 2020 года существенная часть тарифных поступлений группы будут иметь подобную индексацию, оставшиеся будут полностью рублевыми без привязки к курсу доллара. В целях частичного нивелирования негативного эффекта описанного перевода группа расторгла валютно-процентные свопы по рублевым облигациям, получив соответствующую компенсацию. Агентство отмечает несколько выросший валютный риск в деятельности группы из-за наличия валютного долга, несмотря на предусмотренную соглашением с ФАС ограниченную индексацию тарифов.       

Прогнозная ликвидность группы на горизонте 18 месяцев от 31.12.2018 (далее – отчетная дата) продолжает оцениваться как сильная: источники ликвидности группы покрывают ее потенциальные направления использования на уровне более 1,25х. Позитивное влияние на фактор оказывает незначительный объем капитальных затрат группы, представленный преимущественно поддерживающими инвестициями, отсутствие дивидендных выплат, обусловленное стратегией сокращения уровня долговой нагрузки, а также долгосрочный характер долгового портфеля, основной объем погашения которого приходится на период после 2020 года. У группы отсутствуют материальные погашения основного долга в 2019 году, что обуславливает высокую оценку агентством фактора текущей долговой нагрузки: покрытие процентов к уплате и совокупных выплат по долгу в 2019 году EBITDA за 2018 год составляет более 2,5х.  

Рост операционных показателей группы и снижение уровня долга в абсолютном выражении привели к переоценке агентством факторов общей долговой нагрузки, «стрессовой» ликвидности и рентабельности, что обусловило повышение уровня рейтинга. Показатель EBITDA группы, по расчетам агентства, вырос с 199 млн долл. до 219 млн долл. в 2018 году, что было связано как с ростом выручки, так и с успешной реализацией программы оптимизации затрат. Скорректированная чистая прибыль группы, по расчетам агентства, выросла более чем в 2,5 раза до 83 млн долл., благодаря снижению налога на прибыль через зачет части накопленных ранее убытков, росту EBITDA и сокращению процентных расходов. Объем долга группы сократился с 1025 млн долл. на 31.12.2017 до 872 млн долл. на отчетную дату, что превысило ожидания агентства, благодаря досрочному выкупу с рынка части еврооблигаций. Отношение чистого долга к EBITDA группы на отчетную дату составило около 3,6х против 4,4х годом ранее. Фактор общей долговой нагрузки при этом по-прежнему оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Оценка «стрессовой» ликвидности была повышена вслед за снижением объема обязательств группы по отношению к ее скорректированным на качество активам. 

Оценки блока корпоративных рисков группы были оставлены без изменений. Позитивное влияние на рейтинг по-прежнему оказывают высокое качество корпоративного управления и высокий уровень информационной прозрачности.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Global Ports Investments Plc был впервые опубликован 09.06.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.06.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Global Ports Investments Plc, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Global Ports Investments Plc принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Global Ports Investments Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023