Рейтинговые действия, 06.02.2018

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «ПТК-Холдинг» на уровне ruBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 февраля 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ПТК-Холдинг» на уровне ruBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

АО «ПТК-Холдинг» - холдинговая компания группы «Первая Тяжеловесная Компания», владеющей двумя операционными активами - ООО «Восток1520» и ООО «Нитрохимпром». Оценка проводилась на основе консолидированной отчетности АО «Первая Тяжеловесная Компания» (ПТК), непосредственно владеющей ранее упомянутыми операционными компаниями. Агентство исходило из предпосылки, что на балансе «ПТК-Холдинг» не будут представлены прочие вложения, кроме ПТК, и долговые обязательства не будут привлекаться на неоперационные компании группы без поручительств со стороны операционных компаний.

Группа была образована в 2016 году Сергеем Генераловым, ранее владевшим многопрофильным транспортным холдингом FESCO. По состоянию на конец 2017 года группа является одним из крупнейших операторов инновационного - с нагрузкой на ось до 25 тонн - железнодорожного подвижного состава. На 31.12.2017 общий парк в управлении ПТК составил 37.5 тысяч единиц, представлен полувагонами (96%) и хопперами (4%).

Грузооборот ПТК в 2017 году составил 151.9 млрд ткм., объем перевозок - 36.3 млн тонн. На каменный уголь пришлось 92.6% объемов погрузки оператора. Компания оперирует на основных экспортных маршрутах, преимущественно связывающих месторождения Кузбасса с портами Дальнего Востока и Северо-Запада.

Клиентская база компании концентрирована - по итогам 1 пг. 2017 года в терминах чистой (очищенной от проходящего через компанию инфраструктурного железнодорожного тарифа) выручки крупнейшим клиентом являлся УГМК с долей 39%, на пять крупнейших клиентов приходилось 75% чистой выручки. С УГМК действует долгосрочный контракт, подразумевающий фиксацию минимального количества ежемесячных вагоноотправок. Из-за сильной концентрации на одном типе груза и недостаточного высокого уровня законтрактованности, влияющего на прогнозируемость объемов, компания подвержена рискам волатильности объема перевозок. Несмотря на позитивное влияние операционных преимуществ инновационного подвижного состава, включающих гарантированное безотцепочное плечо перевозки по основным направлениям и увеличенный совокупный межремонтный пробег, коэффициент порожнего пробега находится на уровне 50%, что является следствием перевозок по кольцевым маршрутам и обеспечивает сокращение срока оборота вагонов.

Сдерживающее влияние на перспективы отрасли оказывают отсутствие долгосрочного планирования инфраструктурного тарифа и наличие ограничений со стороны инфраструктуры. Агентство не ожидает значительных темпов роста отрасли в будущем как по причине достижения пика восстановления рыночных цен на предоставление полувагонов после значительных списаний устаревшего подвижного состава в 2015-2016 гг., так и ограниченного потенциала прироста грузооборота. Кроме того, отрасль характеризуется высокой конкуренцией в сегменте полувагонов, что может ограничивать потенциал компании по привлечению новых клиентов.

Профиль финансовых рисков компании преимущественно характеризуется высокой совокупной долговой нагрузкой. Для целей оценки агентство капитализировало операционную аренду подвижного состава ввиду важности арендуемых активов для бизнеса группы и планов по росту парка, находящегося в оперировании. Также агентство отмечает стабильность объемов арендуемого парка в прошлых периодах - на уровнях порядка 6.8 тыс. вагонов. Кроме того, в расчетах долговых показателей вексель в размере 5.5 млрд руб., выпущенный компанией в пользу группы НПК ОВК, контролирующей 19.9% акций компании, был отнесен к квазикапиталу из-за длительного срока обращения, превышающего срочность действующих на 30.06.2017 банковских кредитов, и капитализации начисляемых процентов. С учетом примененных корректировок долговая нагрузка характеризуется соотношением долга на 31.12.2017 к EBITDA за 2017 год на уровне 4.5 (4.3 без учета капитализации аренды и восстановления арендных платежей в EBITDA) и покрывается операционным денежным потоком на 15%. Для оценки долговых метрик компании агентством были использованы ожидаемые EBITDA и денежные потоки по итогам 2017 для более корректного отражения влияния роста парка, начиная со второго полугодия 2016 года.  Агентство предполагает, что компания будет планомерно реализовывать стратегию, подразумевающую рост парка в управлении до 60 тыс. вагонов до конца 2020 года, что сохранит высокий уровень общей долговой нагрузки. На этапе роста парка в управлении давление на рейтинг будет оказывать существенная доля авансовых платежей лизинговым компаниям, что также может привести к дополнительному давлению на ликвидность компании в случае снижения ставки предоставления полувагонов и формирования значительной разницы между маржинальной доходностью от оперирования и платежами по финансовому лизингу.

По состоянию на 30.06.2017 величина балансовых долговых обязательств была практически равномерно распределена между банковским кредитованием и финансовым лизингом, однако агентство учитывает, что к концу 2017 года компания планирует полностью отказаться от банковского фондирования в пользу финансового лизинга. Доля крупнейшего кредитора, ПАО ГТЛК, на 31.12.2017 составит порядка 42% в структуре пассивов, что оказывает умеренно негативное влияние на уровень рейтинга.

Для оценки краткосрочной долговой нагрузки агентство также использовало ожидаемые EBITDA и денежные потоки по итогам 2017 года.  Тем не менее, с учетом будущего роста парка в управлении, финансовые метрики за период на постоянной основе будут отставать от величины долга, что негативно влияет на оценку текущей долговой нагрузки. По итогам 2017 года агентство ожидает соотношение выплат по долгу в течение 2018 года к EBITDA за 2017 год на уровне 1.04, CFO будет покрывать 54% платежей.

Прогнозная ликвидность оценивается агентством на умеренно низком уровне - соответствующий коэффициент составил 1.06 на горизонте 18 месяцев от 30.06.2017. При его оценке агентство полагалось только на соотношение операционного денежного потока, скорректированного на процентные и арендные выплаты, к обслуживанию долга без учета возможностей рефинансирования, так как на момент оценки компания не обладала долгосрочными невыбранными кредитными линиями.

Агентство высоко оценивает уровень рентабельности компании -  за период с 30.06.2016 по 30.06.2017 компания демонстрировала уровень рентабельности по EBITDA на уровне 67%. Для оценки периода, приходящегося на 2016 год, агентство использовало данные подтвержденной аудитором проформы отчета о прибылях и убытках за полный 2016 год, так как фактически контур консолидации был сформирован только к 01.12.2016. В расчетах рентабельности не проводились корректировки на величину инфраструктурного тарифа РЖД, так как клиенты компании оплачивают его самостоятельно. Также на рентабельности компании позитивно отражается бессрочная специальная тарифная схема на порожний пробег вагонов нового поколения.

В блоке корпоративных рисков агентство позитивно оценивает опыт крупнейшего собственника - Сергея Генералова, контролирующего 80.1% акций компании - в транспортном бизнесе, однако отмечает, что из-за малого срока функционирования объединенной компании не было завершено формирование всех бизнес-процессов и аспектов корпоративного управления, что может привести к реализации дополнительных рисков.

По данным консолидированной отчетности АО «Первая тяжеловесная компания» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2017 составляли 74.7 млрд руб., капитал - 9 млрд руб. Выручка по итогам 1 пг. 2017 года составила 13.3 млрд руб., чистая прибыль - 2.2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017) Ключевые источники информации: данные АО «ПТК-Холдинг», «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 26.01.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Что есть инвестиционный рейтинг и как он присваивается

vc.ru

Повышение рейтинга эмитента с ВВВ+ до А- сильно меняет его возможности по привлечению финансирования: он становится доступен неквалифицированным инвесторам (после тестирования), на него проще открыть лимиты в банках и т.д. Чем руководствуется рейтинговое агентство при присвоении/пересмотре/повышении рейтинга до А-? На вопросы Angry Bonds ответил старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Дмитрий Сергиенко
24.04.2024

"Эксперт РА" ожидает темп роста портфеля кредитов МСБ на уровне 20%

МОСКВА, 17 апр - РИА Новости.

Портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) в России по итогам 2024 года вырастет на 20%, до почти 15 триллионов рублей, следует из обзора рейтингового агентства "Эксперт РА".
18.04.2024

Эксперты сообщили об упавшем интересе инвесторов к российскому госдолгу

РБК

"Эксперт РА": спрос инвесторов на гособлигации ослаб вопреки росту доходностей
18.04.2024

Розничные инвесторы разогнали доходности корпоративных бондов

Ведомости

Доходности бумаг компаний и ОФЗ аномально сблизились
18.04.2024

Брать в подсчет

Известия

В Минфине ждут принятия законодательства о крипте в 2024 году
11.04.2024