en
loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Проекты методологий Рейтинги под наблюдением Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента

Перевод кредитных рейтингов по национальной шкале иностранного государства в национальную рейтинговую шкалу РФ
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Донор российской экономики: Республика Татарстан в лидерах по поступлениям в федеральный бюджет

Гульназ Галиева, Александр Шураков

Подводя итоги уходящего года, редакция издания «Эксперт Татарстан» обратилась к представителям рейтингового агентства «Эксперт РА» за оценкой предварительных результатов региона в 2018 году.

Экономическая система Республики Татарстан является одной из наиболее развитой среди регионов Российской Федерации. Она характеризуется высокой степенью диверсификации, т.е. разнообразием представленных в экономике видов деятельности. Структура экономики Татарстана имеет сходство со структурой ведущих регионов США - Калифорнии и Техаса. Как и в указанных штатах, в Татарстане есть мощный нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс, благодаря которому экономика способна производить широкий ассортимент нефтепродуктов, пластиков, каучуков, поставляемых на внутренний рынок и на экспорт. Аналогично, в республике функционирует развитый оборонно-промышленный комплекс, который выпускает продукцию в сфере авиастроения, судостроения, систем управления и обычного вооружения, а также развитый сектор гражданского машиностроения, который производит грузовые автомобили, легковые и коммерческие автомобили и автомобильную спецтехнику. В Татарстане развито сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и алкоголь, а также производство лекарственных средств. В регионе созданы сильная научно-образовательная база и наукоград Иннополис, который в перспективе способен играть существенную роль в развитии информационных технологий и инновационных высоких технологий.

Экономическое разнообразие позволяет экономике республики развиваться темпами, опережающими среднероссийский уровень. Так, в 2015 и 2016 годах, когда экономика России уменьшилась на 2,5% и 0,2% соответственно, экономика Татарстана демонстрировала пусть и небольшой, но рост - 0% и 1% соответственно. По итогам 2017 года рост регионального ВРП составил 2,8% - что также выше общероссийского роста (+1,5%).

Экономика Татарстана входит в число пяти регионов – крупнейших доноров1 консолидированного бюджета Российской Федерации: по итогам девяти месяцев 2018 года в экономике республики осталось примерно 37,5% собранных налоговых платежей: т.е. из 525,9 млрд рублей налоговых платежей, собранных Федеральной налоговой службой РФ на территории Татарстана за девять месяцев текущего года, 197,5 млрд рублей остались в республике, а 328,5 млрд рублей – стали чистыми (за вычетом трансфертов, которые Федеральный бюджет перечислил обратно в бюджет региона) поступлениями в федеральный бюджет. Для сравнения: другие нефтедобывающие регионы Поволжья - Самарская и Оренбургская область, Пермский край и Республика Башкортостан также являются донорами федерального бюджета, но их чистый вклад в Федеральный бюджет меньше (Таблица 1).

Регион РФ Чистый вклад в Федеральный
бюджет, млрд руб
Доля налоговых доходов, которые
остались в регионе, %
ХМАО-Югра 2 251 8%
Москва 1 076 58%
ЯНАО 855 15%
Санкт-Петербург 499 44%
Татарстан 329 38%
Красноярский край 272 38%
Московская область 234 64%
Самарская область 224 36%
Оренбургская область 199 26%
Пермский край 192 35%

Источник: Минфин РФ, ФНС РФ, расчеты Эксперт РА

Примечание: чистый вклад в федеральный бюджет рассчитывался как разница между суммой поступивших из региона платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (по данным ФНСРФ) и суммой налоговых доходов Консолидированного бюджета региона (субъект и муниципалитеты) и трансфертов из Федерального бюджета (дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов) за аналогичный период. Доля налоговых доходов, которые остались в регионе, рассчитывалась как соотношение суммы налоговых доходов консолидированного бюджета региона и трансфертов из ФБ, деленная на сумму налоговых платежей, поступивших из экономики региона в Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Хорошим индикатором, который позволяет оперативно отслеживать состояние региональной экономики, является состояние бюджета региона, в частности динамика доходов по видам налогов и сборов. Когда в ведущих отраслях региональной экономики возникают какие-то проблемы, это сказывается на производственных и финансовых показателях компаний и, как следствие, на налогах, которые они перечисляют в региональный бюджет. И, наоборот, при оживлении экономической активности и возникновении новых точек роста растут поступления по налогу на прибыль (основная его часть остается в регионе), налогам на доходы физических лиц (расщепляется между бюджетом субъекта и муниципальными бюджета, но вся сумма, тем не менее, остается в регионе), налогам на имущество юридических лиц.

В текущем году консолидированный бюджет (КБ) Татарстана демонстрирует позитивную динамику: по итогам девяти месяцев профицит КБ составил 24,6 млрд рублей или 12,8% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Для сравнения – за аналогичные периоды времени в 2016 и 2017 годов профицит КБ республики в среднем составлял 15 млрд рублей или 8,7% ННД. Обычно на четвертый квартал года приходится пик инвестиционных расходов бюджета, которые финансируются, в том числе, за счет профицита предыдущих трех кварталов. Поэтому мы ожидаем, что по итогам 2018 года КБ будет исполнен с небольшим профицитом. В случае дефицитного исполнения бюджета он будет профинансирован за счет денежных остатков прошлого года (профицит КБ в 2017 году составил 13,65 млрд рублей), без привлечения рыночного долга.

КБ Республики Татарстан обладает высокой степенью самодостаточности – на долю ННД в текущем году приходится более 91% доходов бюджета. В структуре ННД доминируют поступления по налогу на прибыль и НДФЛ - 36,3% и 27,1%. Наличие крупных предприятий по производству пива и крепких алкогольных напитков оказывает существенную поддержку бюджету – акцизы на эти виды продукции в текущем году составили 7,3% ННД КБ региона (т.е. примерно 14 млрд рублей).

Основным плательщиком налогов на прибыль является нефтедобывающий сектор республики, который по итогам девяти месяцев 2018 года сформировал 52% поступлений по указанному налогу в бюджет региона. На долю производства химических продуктов, предприятий торговли и финансовых учреждений пришлось 9,8%, 9,4% и 5,7% поступлений по налогу на прибыль соответственно. По сравнению с девятью месяцами прошлого года, поступления по налогу на прибыль в бюджет региона увеличились на 12,4%. Этот рост на 95% обеспечен приростом налоговых платежей от нефтедобывающего сектора экономики.

Структура поступлений по НДФЛ более диверсифицирована: крупнейшими плательщиками являются предприятия торговли (12,4% поступлений по НДФЛ). Образование, добыча полезных ископаемых, транспорт и хранение, госуправление и обеспечение военной безопасности сформировали 8,7%, 7,9%, 7,8% и 7,5% поступлений соответственно.

В среднесрочной перспективе динамика бюджетных показателей во многом будет зависеть от состояния крупнейших налогоплательщиков, ситуации на глобальном и внутренних рынках, а также от интенсивности реализации новых майских указов президента РФ. Так, в соответствии с одним из майских указов, объемы жилищного строительства в стране к 2024 году должны увеличиться до 120 млн кв. метров или примерно до 0,82 кв. метров в год на человека. Текущие темпы ввода жилья в Татарстане пока не дотягивают до ориентировочного целевого уровня, хотя превышают среднероссийский уровень (0,62 кв. метра на душу в Татарстане против 0,53 кв. метра на душу в РФ по итогам 4 квартала 2017 – 3 квартала 2018 гг.). Поэтому выполнение майских указов потребует от региона дальнейшей активизации жилищного строительства, стимулирования платежеспособного спроса и необходимого инфраструктурного строительства. Поддержку инициативам региональных властей будет оказывать комфортная структура долгового портфеля: прямой долг субъекта состоит из бюджетных кредитов, существенное погашение которых начнется не ранее 2023 года.

Таблица 2. Показатели консолидированного бюджета Республики Татарстан

Показатель, КБ республики 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Доходы бюджета, млрд руб. 191,5 210,7 208,3 216,8 242,5 262,0 287,7
Расходы бюджета, млрд руб. 206,8 214,3 209,6 234,6 248,9 261,5 274,0
Профицит (дефицит), млрд руб. -15,3 -3,6 -1,2 -17,8 -6,5 0,5 13,7
Профицит (дефицит)/ ННД, % -11,6% -2,2% -0,7% -9,5% -3,1% 0,2% 5,3%

Источник: Минфин РФ, расчеты Эксперт РА

Республика Татарстан имеет наивысший уровень кредитоспособности на уровне ruAAA от Эксперт РА. Среди компаний, которые поддерживают высокую бюджетную обеспеченность бюджета Республики, являются ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим» и компании, входящие в структуру АО «Связьинвестнефтехим».

Все рейтинги компаний имеют стабильный прогноз, что означает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе. Устойчивый бизнес и финансовый профиль, комфортная инвестпрограмма оказывают позитивное влияние на рейтинги компаний в ближайшей перспективе. В период действия рейтинга, агентство проводит мониторинг финансового состояния объектов рейтинга. В практике агентства есть случаи пересмотра уровня, прогноза по рейтингу. При первичном присвоении рейтинга, а также в период проведения мониторингов в случае пересмотра уровня рейтинга, компания может подать обоснованную апелляцию на присвоенный рейтинг. Эта возможность закреплена Указанием Банка России от 14.12.2015 № 3896-У «О требованиях к положению о рейтинговом комитете, в том числе порядку работы рейтингового комитета кредитного рейтингового агентства». Мотивированная апелляция компании изучается агентством и при наличии аргументированных возражений возможно повторное рассмотрение на рейтинговом комитете, по результатам которого присвоенный первоначальный уровень рейтинга может быть пересмотрен.

Директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева и младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА», к.э.н Александр Шураков специально для «Эксперт Татарстан».

Источник: Эксперт Татарстан

1 Региональную экономику считаем донором федерального бюджета, если сумма поступивших из региона платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (по данным ФНС РФ) превышает сумму налоговых доходов Консолидированного бюджета региона (субъект и муниципалитеты) и трансфертов из Федерального бюджета (дотаций, субвенций, субсидий и иных трансфертов) за аналогичный период.


Обращение в службу внутреннего контроля — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в службу внутреннего контроля по телефону +7(495) 225-34-44 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!