Продолжается переток клиентских средств из крупных банков в банки второго эшелона
Якушкина Ксения, директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
Впервые за десять лет на отечественном банковском рынке произошло снижение концентрации банковских активов, находившихся в распоряжении топ-15 крупнейших банков. По оценкам агентства «Эксперт РА», эта тенденция сохранится и в 2023 году на фоне высокой адаптивности российской банковской системы к стрессу.
Смещение концентрации
С начала текущего года российская банковская система столкнулась с чередой вызовов, среди которых блокировка активов в иностранных юрисдикциях и сложности с проведением международных расчетов, паника вкладчиков и резкий рост ключевой ставки, реализация процентного и валютного рисков и нарушение цепочек поставок у заемщиков.
Наибольший негативный эффект от развернувшегося кризиса можно наблюдать у банков, работающих с крупным бизнесом. Лидеры рынка попали в санкционные списки и оказались отрезаны от части привычных для их клиентов услуг, в том числе от обслуживания внешнеэкономической деятельности. Клиенты таких банков вынужденно обратили внимание на отечественные банки второго эшелона, работающие преимущественно с малым и средним бизнесом (МСБ), а также на банки из дружественных стран.
Как следствие, по итогам первого полугодия 2022 года доля активов топ-15 российских банков впервые за десять лет снизилась с 85,9% до 84,6% (данные на основе клиентской базы «Эксперт РА», составляющей 82% активов банковского сектора без учета ПАО «Сбербанк» на 1 января 2022 года). По оценкам «Эксперт РА», наметившийся тренд на снижение доли крупных банков продолжится и в 2023 году.
На этом фоне усилится конкуренция среди банков в сегменте МСБ, поскольку свой взгляд на данную нишу обратят также и игроки, ранее фокусировавшиеся прежде всего на крупном бизнесе. При этом, несмотря на потенциал сегмента, ряд слабых, безнишевых банков, находящихся, как правило, за пределами 100-го места по активам, не смог получить новых клиентов и будет вынужден покинуть рынок, не выдержав конкуренции. Поэтому, по оценкам «Эксперт РА», в среднесрочной перспективе рост концентрации банковского рынка продолжится, но уже не на топ-15, как это происходило ранее, а в границах банков топ-100.
Перспективный МСБ
В условиях, когда с российского рынка ушли крупные иностранные бренды, на продукцию которых приходилась подавляющая часть потребительского спроса, импульс для развития получат небольшие локальные производители. Увеличение числа представителей этой группы клиентов станет одной из ключевых точек роста для банков, работающих с МСБ.
Для нивелирования санкционного давления крупные российские производители будут перестраивать свои экономические цепочки, включая туда новые небольшие компании, или же дробить основной бизнес, что также способствует росту числа компаний в данном сегменте рынка.
Развитие МСБ затронет и расчетно-инвестиционные банки за счет роста доли расчетов субъектов МСБ в иностранных валютах дружественных стран.
Увеличение доли продукции МСБ, а также реализация товарных остатков ушедших компаний и товаров, закупленных по параллельному импорту, будет способствовать росту торговых оборотов активно развивающихся в последние годы маркетплейсов. Сейчас у всех ключевых игроков — Wildberries, Ozon, Yandex — есть свои собственные банки, которые пока выполняют преимущественно расчетные функции. При этом спектр оказываемых ими услуг будет расти, некоторые банки уже предлагают продукт «купи сейчас — плати потом» (BNPL) покупателям, со временем продуктовая линейка может расшириться за счет кредитования и факторинговых услуг для компаний-поставщиков.
Доля просроченной задолженности по кредитам МСБ на протяжении последних двух лет неуклонно снижалась и на 1 октября 2022 года практически сравнялась с показателем, наблюдаемым у крупного бизнеса.
При этом стоит отметить, что нынешний кризис вызвал проблемы именно у крупного корпоративного сегмента и привел к гораздо большему объему реструктуризаций, чем в сегменте малого и среднего бизнеса.
То есть качество обслуживания долга крупным бизнесом сейчас сопоставимо с качеством обслуживания кредита представителями МСБ, что также делает кредитование этой группы клиентов привлекательным для банков в силу его большей маржинальности.
Новый ландшафт рынка
Трансформационные процессы затрагивают и розницу. Наибольший эффект уже заметен в автосегменте. Крупные иностранные автопроизводители покинули российский рынок, что привело к постепенному сворачиванию бизнеса их дочерних автокредитных банков.
Оставшиеся в этом сегменте игроки переориентировались на автомобили китайского и российского производства, однако объемы поставок первых и темпы сборки вторых с учетом технологической отсталости и проблем с комплектующими пока не могут ликвидировать образовавшийся дефицит машин, что приводит к значительному снижению темпов выдачи автокредитов. В таких условиях автокредитные банки постараются диверсифицировать свою продуктовую линейку или будут сворачивать бизнес, в том числе за счет продаж портфелей или сделок M&A. В результате на рынке практически не останется автокредитных монолайнеров, за исключением банков при автопроизводителях.
Льготная программа на протяжении последних лет являлась драйвером роста для ипотечных банков, которые даже по итогам первого полугодия 2022 года продемонстрировали наибольшие темпы увеличения портфелей по сравнению с прочими бизнес-моделями — 10%. Однако после объявления частичной мобилизации большинство игроков пересмотрели риск-подходы и существенно снизили темпы выдачи новых ипотечных кредитов, поскольку заемщики оказались подвержены росту риска снижения платежеспособности. Негативно на объеме выдач скажется также потенциальное окончание льготной программы, намеченное на декабрь 2022 года.
В середине года начали появляться предложения по ипотечным программам от застройщиков, такие как «ипотека под 0%», «ипотека без первоначального взноса», призванные стимулировать спрос, однако они вызывают опасения у ЦБ и в ближайшее время могут попасть под ограничения.
Банки, работающие с потребительскими кредитами, за счет быстрой оборачиваемости портфелей могут динамично реагировать на кризисные явления в экономике, а также за счет высокой маржинальности имеют возможность создавать резервы в случае роста проблемных долгов.
В условиях отсутствия роста реальных доходов населения сохраняется потребность в заемных средствах, что обеспечит сохранение спроса на кредитные продукты. Тем не менее давление на банки будет оказывать введение с 1 января 2023 года макропруденциальных лимитов, призванных снизить закредитованность населения. Однако лидеры сегмента уже начали диверсифицировать свои продуктовые линейки, предлагая залоговое кредитование.
Еще одной точкой роста для данной группы банков будет развитие BNPL-продуктов, которые сейчас банки нередко предлагают при покупке на маркетплейсах. Несмотря на то что Банк России уже рассматривает варианты регулирования этого сегмента, банки будут стараться нарастить позиции в данном направлении до введения регулирования.
Наибольший рост
Российская банковская система в нынешней кризисной ситуации показала высокий уровень адаптивности к стрессу. Начавшиеся трансформационные процессы будут продолжаться, что, с одной стороны, дает возможности для развития тем, кто сможет быстрее приспособиться к новым условиям и использовать имеющийся потенциал для укрепления бизнеса, а с другой стороны, будет способствовать уходу с рынка слабых игроков.
По мнению «Эксперт РА», в среднесрочной перспективе доля банков, работающих с крупным бизнесом, снизится с 76% до 62%, несмотря на то что сегмент останется крупнейшим из-за специфики российской экономики.
Монолайнеры в автокредитовании также потеряют долю рынка (с 1,2% до 0,5%) за счет дефицита новых машин и усиления конкуренции за поставщиков.
В прочих сегментах рынка ожидается рост: доля банков, ориентированных на потребительские кредиты, вырастет до 10,5%, в ипотеке — до 2%, а у расчетно-инвестиционных банков — до 4%.
Наибольший рост будет наблюдаться у банков, ориентированных на МСБ, доля которых ввиду изменений в реальном секторе экономики вырастет с 11% до 20%.
Источник: Коммерсантъ