Устойчивое развитие, 18.07.2024

ESG-оценка российских городов как ключ к устойчивому и инклюзивному развитию
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Татьяна Тирских

Резюме

В 2023 году ESG-повестка в городах продолжила активно развиваться, следуя мировым тенденциям по укреплению устойчивости, социальной ответственности и совершенствованию управления. Акцент был сделан на таких основных зонах, как включение конкретных ESG-критериев в городские долгосрочные стратегии, снижение выбросов, увеличение использования возобновляемых источников энергии, рост зеленых зон, повышение доступности социальных услуг, инклюзивность и равенство, применение технологий для оптимизации управления и усиления прозрачности.

Тем не менее различия в скорости и степени интеграции городов в ESG-повестку продолжают сохраняться, что связано с особенностями экономического развития, принятыми управленческими решениями местных властей, доступностью инфраструктуры и технологий, уровнем осведомленности, а также поддержки со стороны бизнеса. Более ESG-развиты города в промышленных регионах (в группе с наивысшим ESG-уровнем развития более 50% таких городов), они имеют больше ресурсов и возможностей для внедрения ESG-практик. В то время как в менее развитых эти инициативы реализуются медленнее, и наибольшая доля городов с приемлемым уровнем по-прежнему находится в Северо-Кавказском федеральном округе. Затрудняет получение более точной картины по ESG-развитию городов отсутствие системных данных в информационном пространстве. Без точных сведений сложно оценить экологические и социальные риски, что в т. ч. в ряде случаев может привести к неправильным управленческим решениям.

Продолжающаяся реализация ESG-повестки на местах будет способствовать созданию устойчивой и благоприятной среды для жизни, работы и отдыха, а также адаптированию муниципалитетов к вызовам и возможностям.

ESG: новый вектор развития городов в XXI веке

12 целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН1 тесно связаны с развитием городов и служат основой для создания устойчивых и процветающих городских пространств. Комплексная реализация этих целей способствует созданию более устойчивых и комфортных условий для жизни горожан, экологичного и устойчивого города.

Таблица 1. Цели устойчивого развития ООН для городов

№ п/п Наименование ЦУР Связь с развитием городов
1   Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.2 Города играют ключевую роль в предоставлении экономических возможностей, доступного жилья и социальных программ, направленных на сокращение бедности среди городского населения.
2   Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.3 Развитие городов включает улучшение инфраструктуры здравоохранения, доступ к медицинским услугам и создание условий для активного и здорового образа жизни.
3   Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.4 Города могут обеспечивать доступ к качественному образованию через строительство школ, библиотек и учреждений дополнительного образования, а также внедрение технологий для дистанционного обучения.
4   Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.5 Устойчивое управление водными ресурсами, улучшение систем водоснабжения и водоотведения в городах способствует обеспечению доступа к чистой воде и санитарии.
5   Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.6 Города могут переходить на возобновляемые источники энергии, повышать энергоэффективность зданий и развивать транспортные системы на основе чистых технологий.
6   Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.7 Городская экономика – двигатель создания рабочих мест и экономического роста, обеспечивающая достойные условия труда и устойчивое развитие бизнеса.
7   Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.8 Развитие современной и устойчивой инфраструктуры, поддержка инноваций и технологий способствует промышленному росту и повышению качества жизни в городах.
8   Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.9 На создание инклюзивных, безопасных, устойчивых и экологичных городов непосредственно направлена данная цель, которая включает улучшение жилищных условий, транспортной инфраструктуры, управление отходами и снижение уровня загрязнения.
9   Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.10 Города могут внедрять программы по переработке отходов, сокращению использования пластика и поддержке местных производств, способствующих устойчивому потреблению.
10   Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.11 Города могут адаптироваться к изменению климата через меры по снижению выбросов парниковых газов, улучшение энергоэффективности и развитие зеленых зон.
11   Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.12 Города могут поддерживать биоразнообразие через создание парков, зеленых насаждений и охрану природных территорий.
12   Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках глобального партнерства в интересах устойчивого развития.13 Прогресс городов требует сотрудничества между правительствами, бизнесом, НПО и гражданским обществом для достижения устойчивого развития.

Источник: сайт ООН, агентство «Эксперт РА»

Агентством «Эксперт РА» ESG-оценка городов проводится третий раз. Методологические подходы сохранились, но в пуле показателей, как и годом ранее, наблюдаются некоторые изменения. Выросло число показателей с 25 до 2714, ряд показателей был заменен, в т. ч. по причине отсутствия новых статистических данных. В итоге мы получили несколько отличные результаты от предыдущей оценки, в большинстве случаев шаг движения составил один уровень, как в лучшую, так и в худшую сторону. Несомненно, не только изменение/дополнение некоторых показателей повлияло на это, но и то, что у отдельных городов произошли улучшения/ухудшения факторов, характеризующих ESG-процессы. Вместе с тем у ряда городов продолжает быть слабой стороной информационная открытость в части устойчивого развития, это негативно отразилось на интегральной ESG-оценке и не позволило занять им более высокие позиции в рэнкинге. 

Если рассматривать в целом по блокам, то у большинства городов сильные позиции в блоке «качество управления», в социальном блоке – половина городов, а в экологическом – чуть больше 40%. В Уральском федеральном округе представлена наибольшая доля городов с наивысшим уровнем ESG – 57%, вместе с тем в данном федеральном округе по одному городу с очень высоким, высоким и приемлемым уровнем ESG. Наибольшая доля городов с приемлемым уровнем находится в Северо-Кавказском федеральном округе – 86%. При этом в данном округе отсутствуют города с наивысшим и высоким уровнями. В Приволжском, как и годом ранее, отсутствуют города с наивысшим уровнем, при этом больше всего городов с высоким и приемлемым уровнем и в Южном округе – по 36 и 43% в каждом соответственно. В Дальневосточном федеральном округе больше всего городов с очень высоким и приемлемым уровнями ESG – по 40% в каждом, в Северо-Западном – с наивысшим – 40%, в Сибирском – с очень высоким – 40%, в Центральном – с высоким – 53%.

Таблица 2. Доля городов в федеральных округах в разрезе каждого уровня ESG-оценки

Таблица 2. Доля городов в федеральных округах в разрезе каждого уровня ESG-оценки

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

Лидирующие позиции в основном занимают города, у которых все три компонента ESG находятся на высоком уровне, и это говорит о том, что для достижения успеха и устойчивого развития города-лидеры уделяют равное внимание всем трем аспектам: экологии (E), социальным вопросам (S) и управлению (G). Высокие показатели по каждому из этих компонентов способствуют созданию благоприятной среды для жизни, стимулируют экономическое развитие и обеспечивают социальное благополучие. Такие города становятся более привлекательными для инвесторов, жителей и туристов, что в свою очередь усиливает их конкурентные преимущества на глобальной арене.

В топ-15 по устойчивому развитию вошли следующие города: Анадырь, Великий Новгород, Горно-Алтайск, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Липецк, Магадан, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Сыктывкар, Ханты-Мансийск, Челябинск, Южно-Сахалинск. Эти города получили наивысшую ESG-оценку. Свои позиции в данной группе сохранили 12 городов: Анадырь, Великий Новгород, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Липецк, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Сыктывкар, Ханты-Мансийск и Южно-Сахалинск. Горно-Алтайск, Челябинск и Магадан поднялись с очень высокого уровня. В Горно-Алтайске и Челябинске улучшились позиции во всех блоках, в Магадане – в социальном и экологии. Три города покинули данный уровень и оказались во второй группе – Ставрополь, Благовещенск, Тамбов.

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев,
первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар:

«По вопросу удержания сильных позиций Краснодара в ESG-рэнкинге городов в первую очередь следует отметить наличие двух документов, определяющих развитие города на долгосрочную перспективу, – стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года и генерального плана.

Во-первых, в условиях изменения геополитической ситуации и увеличения числа санкций в отношении РФ реализация стратегии города была достаточно успешной. Поэтапное выполнение утвержденных 14 флагманских проектов приостановлено не было. Из 65 запланированных мероприятий была приостановлена реализация только двух. В настоящее время проводится работа по корректировке.

Во-вторых, на ESG-оценку Краснодара влияет масштабная работа в сфере экологии.

К настоящему времени в границах города созданы 14 особо охраняемых природных территорий общей площадью 292,7 га. До конца текущего года запланировано создание еще двух».

Владимир Голдин
Владимир Голдин,
глава МО ГО «Сыктывкар», руководитель администрации:

«Городу позволяет удерживать сильные позиции в ESG-рэнкинге городов благоприятная экологическая ситуация, устойчивое социальное развитие и эффективное управление ресурсами. Проводятся различные экологические программы, акции, активно внедряются новые технологии для сокращения выбросов и повышения энергоэффективности. Социальная сфера также развивается, предоставляются качественные услуги населению, обеспечивается доступ к образованию, жилью, спортивной инфраструктуре. Кроме того, город активно работает над улучшением управления финансовыми ресурсами – обеспечивает прозрачность в принятии решений и участие общественности в обсуждении вопросов».

Юрий Сердечкин
Юрий Сердечкин,
глава администрации города Мурманска:

«В последние годы внешний облик города Мурманска стремительно меняется: благоустраиваются общественные пространства, растет число туристов. Постоянно увеличивается количество спортивных объектов. Наиболее востребованными объектами в настоящее время являются молодежное спортивное пространство «СОПКИ. СПОРТ» и спортивный комплекс «Снежинка».

В городе-герое Мурманске успешно реализуются национальные проекты, стратегический план «На Севере – жить», инициированный губернатором Мурманской области Андреем Владимировичем Чибисом. Это целый комплекс мероприятий, целью которых является улучшение качества жизни мурманчан.

Большой комплекс мер направлен на улучшение внешнего облика города: ремонтируются фасады домов, проводятся ремонтно-реставрационные работы, которые сохраняют историческое и культурное наследие, используются современные световые технологии в системе наружного освещения, создается единый архитектурно-художественный образ города. Активно проводится реконструкция общественных территорий для увеличения доли благоустроенных мест для отдыха и занятий спортом. Зона отдыха возле ручья Чистого, экотропа «Беличий хвост», озеро Среднее, парк «Кольский» – эти и другие общественные зоны, благоустроенные в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», стали настоящими точками притяжения мурманчан. Здесь гуляют с детьми, занимаются спортом, встречаются с друзьями и посещают массовые мероприятия».

20 городов имеют очень высокий и высокий уровни оценки, 27 – приемлемый. Города с приемлемым уровнем характеризуются относительно низким уровнем развития ESG-компонентов. Кроме того, в таких городах существуют трудности относительно открытости данных, что накладывает негативный отпечаток на результаты оценки и нередко дает неверное представление о ситуации и положении дел как в целом о устойчивом развитии, так и по каждому компоненту. 

Таблица 3. ESG-оценка городов России*

Таблица 3. ESG-оценка городов России*

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

* Внутри уровня города располагаются в алфавитном порядке.

** Города, в которых более чем на 15% факторов, характеризующих ESG-развитие, были оценены консервативно по причине отсутствия информации.

Экологическое развитие через призму ESG

Обеспечение экологической устойчивости в городах означает создание гармоничной среды, где жители могут жить, работать и отдыхать без угрозы для здоровья и комфорта. Это включает в себя использование эффективных технологий и практик, нацеленных на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, улучшение управления отходами и энергетической эффективности зданий и инфраструктуры. Кроме того, экологическая устойчивость способствует сохранению природных ресурсов, таких как вода и энергия, что в свою очередь позволяет сокращать расходы на их добычу и обработку. Это экономически выгодно для городской инфраструктуры и бюджета, так как освобождаются ресурсы для инвестиций в другие нужды. Важным аспектом является также повышение устойчивости городов к изменению климата, потому что устойчивая инфраструктура может лучше справляться с экстремальными погодными условиями, такими как засухи или наводнения.

Проведенное исследование показало, что наиболее экологически развитые города находятся в пяти федеральных округах, наибольшее их количество сосредоточено в Дальневосточном: Анадырь, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск и Сибирском: Омск, Абакан, Кемерово. В топ-10 не попал ни один из городов Северо-Кавказского, Южного и Приволжского федеральных округов.

Елена Терзитская
Елена Терзитская,
первый заместитель главы города Кемерово, начальник управления экономического развития:

«В городе Кемерове уделяется огромное внимание как практической природоохранной, так и эколого-просветительской деятельности. Приоритетными задачами в работе администрации города являются сохранение благоприятной экологической обстановки, повышение уровня экологического просвещения и образования населения, активизация общественного экологического движения. На территории города ежегодно проводятся экологические мероприятия в форме экоквестов, челленджей, зеленых субботников, экоуроков, флешмобов, экомарафонов и т. д.».

В группе отстающих представлены города почти по четырем федеральным округам. Больше всего городов со слабой экологической устойчивостью насчитывает Северо-Кавказский и Северо-Западный федеральные округа, по три города в каждом.

Таблица 4. В Дальневосточном федеральном округе наиболее экологичные города, в Северо-Кавказском и Северо-Западном – наименее

Таблица 4. В Дальневосточном федеральном округе наиболее экологичные города, в Северо-Кавказском и Северо-Западном – наименее

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

В экологичных городах доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих и загрязняющих веществ от стационарных источников составляет высокий процент и в отдельных случаях даже перешагивает 90%-ный барьер (в Омске). В таких городах в основном высокая доля объема оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а сброс сточных вод на душу населения минимален. Так, наибольшие значения по отношению объема оборотного и повторно-последовательного водоснабжения к общему объему водопотребления наблюдается в Анадыре, Липецке, Абакане, Великом Новгороде, Челябинске, Хабаровске. Относительно озеленения в топ-10 городов сохраняется разброс, как и ранее, от максимального значения показателя (в Кемерове) до минимальных (в Анадыре). У лидеров доля озеленения составляет более 50% от общей площади города – это Горно-Алтайск, Уфа, Кемерово, Ставрополь, Пенза, Хабаровск, Магадан, Ханты-Мансийск. Менее 10% озелененных территорий имеют Кострома, Якутск, Калининград, Ульяновск, Кызыл, Биробиджан, Элиста, Оренбург, Саратов, Махачкала, Астрахань, Магас, Краснодар, Салехард, Анадырь.

Вениамин Троицкий
Вениамин Троицкий,
заместитель мэра города Магадана:

«Магадан находится в субарктической климатической зоне с чертами морского муссонного климата со среднесуточной температурой летом 11–16 °С, частыми туманами и продолжительностью фактического лета – 2,5 месяца, в связи с чем сохранение высокого уровня озеленения является одним из приоритетных направлений деятельности городских служб. На протяжении ряда лет в городе создаются новые парки и скверы, все общественные территории в обязательном порядке предусматривают парковые зоны».

Отстающие по экологическому развитию города, как правило, характеризуются низкими значениями всех показателей данного блока. При этом в информационной среде у большинства этих городов отсутствует ряд данных.

Финансовая сторона характеризуется как сложная, затраты на охрану окружающей среды на душу населения колеблются от 24,9 тыс. рублей в Южно-Сахалинске до 0,1 тыс. рублей в Махачкале. Десятитысячный порог по данным затратам перевалил только в 13 городах: Южно-Сахалинске, Магадане, Гатчине, Липецке, Кемерове, Петропавловск-Камчатском, Анадыре, Салехарде, Мурманске, Омске, Екатеринбурге, Тамбове, Нарьян-Маре. А доля расходов на охрану окружающей среды у городских бюджетов и вовсе минимальна. Наибольшая сложилась в Омске – 9,1%, наименьшая в Рязани, Туле, Владивостоке – по 0,01%. Кроме того, по ряду городов из-за отсутствия бюджетной открытости проанализировать уровень расходов бюджета, направленных на охрану окружающей среды, не удалось, и это, конечно, отрицательно отразилось на оценке.

Несмотря на то что в связи с макроэкономическими условиями были приостановлены некоторые инициативы, работа по экологическому развитию продолжается и постепенно возвращается к прежним объемам. Города продолжают улучшать экологическую ситуацию.

Павел Павленко
Павел Павленко,
директор Департамента экономического развития аппарата администрации Южно-Сахалинска:

«Весь общественный транспорт города переведен на газомоторное топливо. Спецтехника также переводится на газ. Осуществляется поддержка населения в газификации личного транспорта. Создается сеть электроавтомобилей.

В Южно-Сахалинске создан цифровой стандарт уборки улиц, ведется мониторинг деятельности, в результате чего количество пыли сократилось в пять раз.

В целях ликвидации несанкционированных свалок мусора в городском округе используются дроны и цифровые карты».

Развитые социальные аспекты для устойчивого будущего

Развитая социальная ответственность показывает, что органы власти активно занимаются улучшением всех социальных аспектов, включая обеспечение безопасных и справедливых условий труда, соблюдение прав человека, развитие местных сообществ, поддержание образования и обучения, внедрение политики разнообразия и инклюзии, защиту прав потребителей, эффективное управление персоналом и т. д. Такой подход способствует устойчивому развитию, улучшению качества жизни и повышению доверия со стороны населения. Люди предпочитают выбирать такие города, потому что они обеспечивают высокий уровень социальной защиты и справедливости, активно заботятся о качестве жизни граждан, поддерживают устойчивое развитие и обладают эффективным управлением ресурсами. Эти города обычно предлагают богатые возможности для разнообразных культурных и социальных инициатив, что делает их привлекательными для проживания и инвестирования.

Анализ социальной составляющей ESG-повестки показал сохраняющуюся неравномерность пространственного распределения по территории страны городов-лидеров. В топ-10 не вошел ни один город из Приволжского, Центрального, Северо-Кавказского федеральных округов. Наибольшее количество городов в десятке лидеров – из Дальневосточного федерального округа (Анадырь, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский). Города-аутсайдеры также распределены неравномерно, но наибольшее их количество из десяти наихудших сосредоточено в Северо-Кавказском федеральном округе (Черкесск, Ставрополь, Магас, Махачкала).

Таблица 5. В Дальневосточном федеральном округе наиболее социально развиты города, в Северо-Кавказском – наименее

Таблица 5. В Дальневосточном федеральном округе наиболее социально развиты города, в Северо-Кавказском – наименее

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

Города с сильными позициями в социальном блоке характеризуются в основном высоким уровнем пенсий, низкой разницей между уровнем заработной платы мужчин и женщин. В половине данных городов высокий уровень среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума, высокие показатели по количеству спортивных сооружений, численности врачей, обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детсадах и высоким коэффициентом охвата детей дошкольным образованием. Ну а в отстающих городах половина всех показателей находится на низком уровне.

Вениамин Троицкий
Вениамин Троицкий,
заместитель мэра города Магадана:

«В Магадане особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры. В 2023 году продолжились работы по благоустройству города – расширение парка «Маяк», ведется ремонт улично-дорожной сети, дворовых территорий, открыт ФОК «Президентский», завершается строительство школы в Третьем мкр-не, продолжается строительство нового родильного дома с гинекологическим корпусом, ведется застройка нового мкр-на Гороховое поле и др. В целях стимулирования повышения демографии в Магадане все дети от года до шести лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях (по данным информационной системы «Электронный детский сад», на 01.01.2024 численность детей указанного возраста, стоящих на учете в актуальном спросе, – 0 человек)».

Ключевые позиции по уровню среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума занимают Салехард, Южно-Сахалинск, Красногорск, Казань, Тюмень, Ханты-Мансийск. Наименьший уровень наблюдается в Владикавказе, Биробиджане, Элисте, Грозном, Нальчике, Черкесске. В трех городах пенсии превышают 25-тысячный барьер: Анадыре, Нарьян-Маре, Петропавловск-Камчатском. Самые низкие пенсии, менее 15 тыс. рублей, сложились в Грозном, Элисте, Черкесске, Нальчике, Махачкале. В двух городах самая низкая разница между уровнем заработной платы мужчин и женщин, менее 100 рублей, в Южно-Сахалинске и Магадане. Самая высокая, более 10 тыс. рублей, в Уфе, Грозном, Симферополе, Магасе.

Павел Павленко
Павел Павленко,
директор Департамента экономического развития аппарата администрации Южно-Сахалинска:

«В 2023 году в городском округе выросло соотношение среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций городского округа с величиной прожиточного минимума Сахалинской области до 703,1% (рост на 38,5 п. п.), средний размер назначенных пенсий повысился в сравнении с 2022-м на 7,8% и составил 27 145,1 рубля».

Лидерами по обеспеченности детей местами в детских садах стали Нарьян-Мар, Петрозаводск, Салехард, Сыктывкар, Тамбов; по числу лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. человек населения – Краснодар, Брянск, Гатчина, Майкоп, Кемерово; по обеспеченности врачами на 10 тыс. человек населения – Ханты-Мансийск, Благовещенск, Анадырь, Владикавказ, Иркутск, Чита, Нальчик, Якутск, Смоленск; по обеспеченности населения жильем – Магас, Краснодар, Красногорск, Владикавказ; спортивными сооружениями – Гатчина, Белгород, Красноярск, Южно-Сахалинск, Нарьян-Мар; по численности занимающихся в ДЮСШ на 10 тыс. человек – Грозный, Калуга, Чита, Петропавловск-Камчатский, Тамбов, Салехард; по количеству объектов розничной торговли и общественного питания на 10 тыс. человек – Гатчина, Абакан, Тула, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Сыктывкар, Красногорск; по объему продовольственных товаров на душу населения – Красногорск, Гатчина, Махачкала, Краснодар, Южно-Сахалинск, Мурманск.

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев,
первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар:

«Увеличение численности населения как за счет естественного прироста, так и в основном миграционного способствовало активному строительству жилья. Город длительное время является лидером по вводу жилья в ЮФО. При этом отмечается дисбаланс между темпами строительства жилья и социальных объектов. Для решения проблемы обеспеченности детскими садами и школами проводится большая работа в части строительства данных учреждений. В 2023 году введено в эксплуатацию 11 школ на 13,0 тыс. мест и 19 детских садов на 4,7 тыс. мест. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию еще 11 школ на 13,8 тыс. мест и 24 садика на 6,9 тыс. мест.

В новых жилых комплексах главный акцент ставится на комплексную жилую застройку, обязательным условием которой является наличие школ, детских садов, парковок, детских и спортивных площадок. К уже заключенным пяти договорам на комплексную застройку территорий в 2024 году будет подписано еще три».

Таблица 6. Топ городов-лидеров по ряду социальных факторов*

Обеспеч. детей дошкольн. возраста местами в организациях, осуществ. образоват. деятельность по образоват. программам дошкольн. образования, присмотр и уход за детьми, на 1 тыс. чел. Число лечебно-профилактич. организаций на 10 тыс. чел. насел. Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. чел. насел. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м Число спортивных сооружений (на 10 тыс. чел. насел.) Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (на 10 тыс. чел. насел.) Кол-во объектов розн. торговли и обществ. питания (на 10 тыс. чел. насел.) Общий
объем всех продовольств. товаров за финанс.
год на душу насел., тыс. руб.
Нарьян-Мар Брянск Анадырь Владикавказ Белгород Грозный Абакан Гатчина
Петрозаводск Гатчина Благовещенск Красногорск Гатчина Калуга Гатчина Красногорск
Салехард Кемерово Владикавказ Краснодар Красноярск Петровск-Камчатский Красногорск Краснодар
Сыктывкар Краснодар Иркутск Магас Нарьян-Мар Салехард Ростов-на-Дону Махачкала
Тамбов Майкоп Нальчик Южно-Сахалинск Тамбов Сыктывкар Мурманск
Смоленск Чита Тула Южно-Сахалинск
Ханты-Мансийск Ульяновск
Чита
Якутск

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

* Города в таблице располагаются в алфавитном порядке.

Эффективное городское управление: основа успешного ESG-развития

Блок управления в рамках ESG отражает способы, которыми органы власти осуществляют прозрачное, ответственное и эффективное управление городскими ресурсами и общественными делами. В блок входят разработка и реализация политик, которые способствуют устойчивому развитию, управлению рисками и включению общественных интересов в процесс принятия решений. Является основой для достижения значимых результатов в социальной области и охране окружающей среды, обеспечивая устойчивое и гармоничное развитие общества и природы.

Для городов с высоким качеством управления характерны высокий и умеренно высокий уровни инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, умеренно высокий уровень дисциплины исполнения бюджета, наличие стратегии социально-экономического развития. В тех городах, где хромает качество управления, почти во всех отсутствуют стратегии социально-экономического развития, исполнительская бюджетная дисциплина находится на низком уровне, кроме того, открытость бюджетных данных в ряде городов отсутствует. Показатели, характеризующие ввод жилья, инвестиции, объем отгруженных товаров, количество мест, находятся в большинстве случаев на низком уровне.

В десятке лидеров три города из Центрального федерального округа, по два из Приволжского и Северо-Западного и по одному из Южного, Дальневосточного и Сибирского.

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев,
первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар:

«Учитывая, что объем планируемых доходов местного бюджета недостаточен для гарантированного и качественного выполнения задач и функций местного самоуправления, нами в 2023-м, как и в предыдущие годы, была продолжена работа по увеличению поступлений собственных доходов и оптимизации бюджетных расходов. В итоге увеличение собственных доходов составило почти 30 млрд рублей, темп роста – 115,8%.

Исполнение бюджета в 2023 году позволило обеспечить выполнение всех задач, поставленных в рамках шести национальных проектов, в полном объеме освоить выделенные средства в сумме 25,5 млрд рублей».

С самым низким качеством управления города из пяти федеральных округов, наибольшее их количество в Северо-Кавказском (Черкесск, Грозный, Владикавказ, Магас, Махачкала). В Сибирском, Северо-Западном и Приволжском округах города-аутсайдеры отсутствуют.

Таблица 7. В десятку лидеров не попали города Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов

Таблица 7. В десятку лидеров не попали города Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

Результаты исследования показали, что наибольший объем отгруженных товаров, выполненных услуг собственными силами на душу населения характерен для административных центров промышленных регионов – Нарьян-Мара, Калуги, Анадыря, Липецка, а наименьший – для административных центров регионов, в структуре экономики которых преобладает сельское хозяйство, государственное управление, торговля, – Магаса, Махачкалы, Кызыла, Элисты, Грозного, Нальчика. Лидирующие позиции по вводу жилья на 1 тыс. человек населения отмечены у Красногорска и Гатчины, а Мурманск и Анадырь занимают самые низкие строчки. Самый большой удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в Магадане, Казани, Воронеже, а самый низкий – в Иркутске и Анадыре. Пять городов – Сыктывкар, Петрозаводск, Великий Новгород, Магадан, Иркутск – характеризуются наибольшей сбалансированностью числа мест, занимаемых женщинами (руководящие позиции), к общему количеству руководящих должностей. В пяти городах разрыв в уровне занятости между мужчинами и женщинами отрицательный – Южно-Сахалинске, Горно-Алтайске, Кызыле, Пскове, Биробиджане.

Таблица 8. Топ городов-лидеров по ряду управленческих факторов*

Объем отгруженных товаров, выполненных услуг собственными силами на душу насел. Ввод жилья на 1 тыс. чел. насел. Удельный вес инвестиций в осн. капитал, финансир. за счет бюджетных средств Сбалансир. числа мест, занимаемых женщинами (руковод. позиции), к общему кол-ву руковод. должностей Отриц. разрыв в уровне занятости между мужчинами и женщинами
Анадырь Гатчина Воронеж Великий Новгород Биробиджан
Калуга Красногорск Казань Иркутск Горно-Алтайск
Липецк Магадан Магадан Кызыл
Нарьян-Мар Петрозаводск Псков
Сыктывкар Южно-Сахалинск

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти

* Города в таблице располагаются в алфавитном порядке.

ESG-развитие городов: перспективы устойчивости

Продвижение ESG в городах играет все более важную роль в устойчивом развитии. Города стремятся интегрировать устойчивые практики в свою инфраструктуру, управление ресурсами и обеспечение социального развития. Возрастающий интерес к устойчивости и ответственному управлению среди городских администраций способствует разработке инновационных подходов к решению экологических и социальных проблем.

Продолжается углубление стремления к экологической устойчивости с акцентом на снижение углеродных выбросов, развитие возобновляемых источников энергии и улучшение качества окружающей среды. Прилагается все больше усилий для справедливого распределения ресурсов, повышения доступности образования и здравоохранения, а также улучшения условий жизни всех граждан. Управление становится более системным, идет укрепление партнерских отношений между городскими властями и частным сектором для совместной работы над решением глобальных вызовов, таких как климатические изменения и социальная несправедливость.

Ключевым инструментом для органов власти в достижении устойчивого развития городов является зеленое и социальное финансирование. В контексте зеленого финансирования следует уделять внимание привлечению инвестиций на проекты по снижению выбросов углерода, улучшению энергоэффективности зданий и развитию общественного транспорта. Это может включать использование зеленых облигаций, сотрудничество с частным сектором и создание фондов для экологически устойчивых инициатив. Социальное финансирование в свою очередь направлено на улучшение социальной инфраструктуры, такой как образование, здравоохранение и доступное жилье. Важно искать инвестиции и гранты для развития социальных программ и поддержку социальных предпринимателей, способствующих уменьшению социального неравенства и повышению качества жизни горожан. Создание благоприятной инвестиционной среды для этих целей поможет городам достичь устойчивого и инклюзивного развития.

Улучшение прозрачности в области ESG представляет собой важный аспект для органов власти, стремящихся к устойчивому развитию. Основные меры включают стандартизацию отчетности, обязательное раскрытие данных о влиянии на окружающую среду, социальных практиках и управлении, обучение и поддержку в разработке прозрачных практик, участие заинтересованных сторон в процессе улучшения отчетности, а также использование технологий для сбора и анализа данных. Эти меры способствуют не только повышению доверия к информации, предоставляемой организациями, но и обеспечивают более эффективное управление в сфере устойчивого развития.

ESG-оценка городов: краткая методология

Проведенная агентством «Эксперт РА» ESG-оценка городов – административных центров регионов России15 основывалась на расчете 27 показателей, которые были распределены по трем компонентам: экологический (Environmental), социальный (Social) и качество управления (Governance). Каждый компонент в итоговой оценке имел свой вес. Наибольший пришелся на социальную составляющую – 50%, экологическая компонента и качество управления имели веса ниже – 30 и 20% соответственно. Расчет каждого интегрального показателя был основан на применении сравнительного анализа. Для расчетов применялись актуальные годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, а также материалы сайтов городских органов власти. По итогам интегральной оценки города были отнесены к четырем уровням ESG: наивысший, очень высокий, высокий, приемлемый. К наивысшему уровню отнесено 15 городов, получивших наивысшую оценку, к очень высокому и высокому уровням – по 20 городов соответственно с более низкими оценками и к приемлемому уровню – 27 городов, это те города, которые получили наиболее низкие оценки16.

Итоговая оценка городов определяется по формуле:

ESGj = 0,3xEj + 0,5xSj + 0,2xGj,

где:

ESGj – интегральный показатель j-го города;

Ej – интегральный показатель оценки экологии j-го города;

Sj – интегральный показатель оценки общества j-го города;

Gj – интегральный показатель оценки управления качеством j-го города.

При вычислении интегральной оценки используются показатели:

Оценка экологии

№ п/п Показатели
1 Доля расходов местного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме расходов местного бюджета городского округа, %
2 Затраты на охрану окружающей среды на душу населения, тыс. руб.
3 Площадь зеленых насаждений от общей площади города, %
4 Объем сброса сточных вод на душу населения
5 Доля объема оборотного и повторно-последовательного водоснабжения от общего объема водопотребления
6 Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих и загрязняющих веществ от стационарных источников, %

Оценка общества

№ п/п Показатели
1 Соотношение среднемесячной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) с величиной прожиточного минимума региона, в котором расположен анализируемый городской округ, %
2 Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения, %
3 Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте от года до шести лет, %
4 Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, на 1 тыс. чел.
5 Число лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. чел. населения
6 Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. чел. населения
7 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м
8 Число спортивных сооружений (на 10 тыс. чел. населения)
9 Численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (на 10 тыс. чел. населения)
10 Количество объектов розничной торговли и общественного питания (на 10 тыс. чел. населения)
11 Общий объем всех продовольственных товаров за финансовый год на душу населения, тыс. руб.
12 Средний размер назначенных пенсий, руб.
13 Разница между уровнем заработной платы мужчин и женщин, руб.

Оценка качества управления

№ п/п Показатели
1 Динамика объема отгруженных товаров собственного производства
2 Объем отгруженных товаров собственного производства (по всем видам хозяйственной деятельности) на душу населения
3 Дисциплина исполнения бюджета
4 Отношение общего числа мест, занимаемых женщинами (руководящие позиции), к общему количеству руководящих мест, %
5 Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств
6 Ввод в действие общей площади жилых домов на 1 тыс. чел. населения
7 Стратегия социально-экономического развития
8 Разрыв в уровне занятости между мужчинами и женщинами, %

1 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.

2 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/poverty/.

3 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/.

4 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/.

5 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/water-and-sanitation/

6 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/energy/.

7 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/economic-growth/.

8 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/infrastructure-industrialization/.

9 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cities/.

10 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-production/.

11 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/.

12 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/biodiversity/.

13 https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/globalpartnerships/.

14 Краткая методология представлена в конце обзора.

15 Москва, Санкт-Петербург, Севастополь не принимают участия в данной ESG-оценке, так как являются городами федерального значения – субъектами РФ.

16 Распределение городов по уровням ESG-развития условно, существует методология присвоения городским округам рейтингов ESG, на основании которой «Эксперт РА» представляет мнение агентства о том, в какой степени процесс принятия ключевых решений в городе ориентирован на устойчивое развитие в экологической и социальной сферах.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


ESG-оценка российских городов как ключ к устойчивому и инклюзивному развитию

В 2023 году ESG-повестка в городах продолжила активно развиваться, следуя мировым тенденциям по укре... 18.07.2024
ESG-оценка российских городов как ключ к устойчивому и инклюзивному развитию

Будущее рынка устойчивого финансирования: на энтузиазме и ожидании гриниума

Российский рынок ESG-финансов в 2023 году почти дорос до 500 млрд рублей. Высокая ключевая ставка су... 13.03.2024
Будущее рынка устойчивого финансирования: на энтузиазме и ожидании гриниума

ESG-прозрачность: базовая ценность

Сфера устойчивого развития проходит структурную трансформацию вместе со всей российской экономикой.... 05.10.2023
ESG-прозрачность: базовая ценность

Обзор ESG-банкинга за 1-е полугодие 2023 года: устойчивые перспективы

Неопределенность прошлого года не остановила ESG-трансформацию банковского сектора – банки продолжил... 13.09.2023
Обзор ESG-банкинга за 1-е полугодие 2023 года: устойчивые перспективы

ESG-оценка российских городов: трансформация вошла в новую колею

ESG-повестка на фоне изменившихся в 2022 году макроэкономических и геополитических условий подвергла... 05.07.2023
ESG-оценка российских городов: трансформация вошла в новую колею
Вся аналитика