Содержание
- Резюме
- ESG: новый вектор развития городов в XXI веке
- Экологическое развитие через призму ESG
- Развитые социальные аспекты для устойчивого будущего
- Эффективное городское управление: основа успешного ESG-развития
- ESG-развитие городов: перспективы устойчивости
- ESG-оценка городов: краткая методология


Резюме
В 2023 году ESG-повестка в городах продолжила активно развиваться, следуя мировым тенденциям по укреплению устойчивости, социальной ответственности и совершенствованию управления. Акцент был сделан на таких основных зонах, как включение конкретных ESG-критериев в городские долгосрочные стратегии, снижение выбросов, увеличение использования возобновляемых источников энергии, рост зеленых зон, повышение доступности социальных услуг, инклюзивность и равенство, применение технологий для оптимизации управления и усиления прозрачности.
Тем не менее различия в скорости и степени интеграции городов в ESG-повестку продолжают сохраняться, что связано с особенностями экономического развития, принятыми управленческими решениями местных властей, доступностью инфраструктуры и технологий, уровнем осведомленности, а также поддержки со стороны бизнеса. Более ESG-развиты города в промышленных регионах (в группе с наивысшим ESG-уровнем развития более 50% таких городов), они имеют больше ресурсов и возможностей для внедрения ESG-практик. В то время как в менее развитых эти инициативы реализуются медленнее, и наибольшая доля городов с приемлемым уровнем по-прежнему находится в Северо-Кавказском федеральном округе. Затрудняет получение более точной картины по ESG-развитию городов отсутствие системных данных в информационном пространстве. Без точных сведений сложно оценить экологические и социальные риски, что в т. ч. в ряде случаев может привести к неправильным управленческим решениям.
Продолжающаяся реализация ESG-повестки на местах будет способствовать созданию устойчивой и благоприятной среды для жизни, работы и отдыха, а также адаптированию муниципалитетов к вызовам и возможностям.
ESG: новый вектор развития городов в XXI веке
12 целей устойчивого развития (далее – ЦУР) ООН1 тесно связаны с развитием городов и служат основой для создания устойчивых и процветающих городских пространств. Комплексная реализация этих целей способствует созданию более устойчивых и комфортных условий для жизни горожан, экологичного и устойчивого города.
Таблица 1. Цели устойчивого развития ООН для городов
№ п/п | Наименование ЦУР | Связь с развитием городов | ||
1 | ![]() |
Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.2 | Города играют ключевую роль в предоставлении экономических возможностей, доступного жилья и социальных программ, направленных на сокращение бедности среди городского населения. | |
2 | ![]() |
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.3 | Развитие городов включает улучшение инфраструктуры здравоохранения, доступ к медицинским услугам и создание условий для активного и здорового образа жизни. | |
3 | ![]() |
Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.4 | Города могут обеспечивать доступ к качественному образованию через строительство школ, библиотек и учреждений дополнительного образования, а также внедрение технологий для дистанционного обучения. | |
4 | ![]() |
Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.5 | Устойчивое управление водными ресурсами, улучшение систем водоснабжения и водоотведения в городах способствует обеспечению доступа к чистой воде и санитарии. | |
5 | ![]() |
Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.6 | Города могут переходить на возобновляемые источники энергии, повышать энергоэффективность зданий и развивать транспортные системы на основе чистых технологий. | |
6 | ![]() |
Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.7 | Городская экономика – двигатель создания рабочих мест и экономического роста, обеспечивающая достойные условия труда и устойчивое развитие бизнеса. | |
7 | ![]() |
Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.8 | Развитие современной и устойчивой инфраструктуры, поддержка инноваций и технологий способствует промышленному росту и повышению качества жизни в городах. | |
8 | ![]() |
Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.9 | На создание инклюзивных, безопасных, устойчивых и экологичных городов непосредственно направлена данная цель, которая включает улучшение жилищных условий, транспортной инфраструктуры, управление отходами и снижение уровня загрязнения. | |
9 | ![]() |
Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.10 | Города могут внедрять программы по переработке отходов, сокращению использования пластика и поддержке местных производств, способствующих устойчивому потреблению. | |
10 | ![]() |
Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.11 | Города могут адаптироваться к изменению климата через меры по снижению выбросов парниковых газов, улучшение энергоэффективности и развитие зеленых зон. | |
11 | ![]() |
Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.12 | Города могут поддерживать биоразнообразие через создание парков, зеленых насаждений и охрану природных территорий. | |
12 | ![]() |
Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках глобального партнерства в интересах устойчивого развития.13 | Прогресс городов требует сотрудничества между правительствами, бизнесом, НПО и гражданским обществом для достижения устойчивого развития. |
Источник: сайт ООН, агентство «Эксперт РА»
Агентством «Эксперт РА» ESG-оценка городов проводится третий раз. Методологические подходы сохранились, но в пуле показателей, как и годом ранее, наблюдаются некоторые изменения. Выросло число показателей с 25 до 2714, ряд показателей был заменен, в т. ч. по причине отсутствия новых статистических данных. В итоге мы получили несколько отличные результаты от предыдущей оценки, в большинстве случаев шаг движения составил один уровень, как в лучшую, так и в худшую сторону. Несомненно, не только изменение/дополнение некоторых показателей повлияло на это, но и то, что у отдельных городов произошли улучшения/ухудшения факторов, характеризующих ESG-процессы. Вместе с тем у ряда городов продолжает быть слабой стороной информационная открытость в части устойчивого развития, это негативно отразилось на интегральной ESG-оценке и не позволило занять им более высокие позиции в рэнкинге.
Если рассматривать в целом по блокам, то у большинства городов сильные позиции в блоке «качество управления», в социальном блоке – половина городов, а в экологическом – чуть больше 40%. В Уральском федеральном округе представлена наибольшая доля городов с наивысшим уровнем ESG – 57%, вместе с тем в данном федеральном округе по одному городу с очень высоким, высоким и приемлемым уровнем ESG. Наибольшая доля городов с приемлемым уровнем находится в Северо-Кавказском федеральном округе – 86%. При этом в данном округе отсутствуют города с наивысшим и высоким уровнями. В Приволжском, как и годом ранее, отсутствуют города с наивысшим уровнем, при этом больше всего городов с высоким и приемлемым уровнем и в Южном округе – по 36 и 43% в каждом соответственно. В Дальневосточном федеральном округе больше всего городов с очень высоким и приемлемым уровнями ESG – по 40% в каждом, в Северо-Западном – с наивысшим – 40%, в Сибирском – с очень высоким – 40%, в Центральном – с высоким – 53%.
Таблица 2. Доля городов в федеральных округах в разрезе каждого уровня ESG-оценки
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти
Лидирующие позиции в основном занимают города, у которых все три компонента ESG находятся на высоком уровне, и это говорит о том, что для достижения успеха и устойчивого развития города-лидеры уделяют равное внимание всем трем аспектам: экологии (E), социальным вопросам (S) и управлению (G). Высокие показатели по каждому из этих компонентов способствуют созданию благоприятной среды для жизни, стимулируют экономическое развитие и обеспечивают социальное благополучие. Такие города становятся более привлекательными для инвесторов, жителей и туристов, что в свою очередь усиливает их конкурентные преимущества на глобальной арене.
В топ-15 по устойчивому развитию вошли следующие города: Анадырь, Великий Новгород, Горно-Алтайск, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Липецк, Магадан, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Сыктывкар, Ханты-Мансийск, Челябинск, Южно-Сахалинск. Эти города получили наивысшую ESG-оценку. Свои позиции в данной группе сохранили 12 городов: Анадырь, Великий Новгород, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Липецк, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Сыктывкар, Ханты-Мансийск и Южно-Сахалинск. Горно-Алтайск, Челябинск и Магадан поднялись с очень высокого уровня. В Горно-Алтайске и Челябинске улучшились позиции во всех блоках, в Магадане – в социальном и экологии. Три города покинули данный уровень и оказались во второй группе – Ставрополь, Благовещенск, Тамбов.
Дмитрий Васильев,
первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар:«По вопросу удержания сильных позиций Краснодара в ESG-рэнкинге городов в первую очередь следует отметить наличие двух документов, определяющих развитие города на долгосрочную перспективу, – стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года и генерального плана.
Во-первых, в условиях изменения геополитической ситуации и увеличения числа санкций в отношении РФ реализация стратегии города была достаточно успешной. Поэтапное выполнение утвержденных 14 флагманских проектов приостановлено не было. Из 65 запланированных мероприятий была приостановлена реализация только двух. В настоящее время проводится работа по корректировке.
Во-вторых, на ESG-оценку Краснодара влияет масштабная работа в сфере экологии.
К настоящему времени в границах города созданы 14 особо охраняемых природных территорий общей площадью 292,7 га. До конца текущего года запланировано создание еще двух».
Владимир Голдин,
глава МО ГО «Сыктывкар», руководитель администрации:«Городу позволяет удерживать сильные позиции в ESG-рэнкинге городов благоприятная экологическая ситуация, устойчивое социальное развитие и эффективное управление ресурсами. Проводятся различные экологические программы, акции, активно внедряются новые технологии для сокращения выбросов и повышения энергоэффективности. Социальная сфера также развивается, предоставляются качественные услуги населению, обеспечивается доступ к образованию, жилью, спортивной инфраструктуре. Кроме того, город активно работает над улучшением управления финансовыми ресурсами – обеспечивает прозрачность в принятии решений и участие общественности в обсуждении вопросов».
Юрий Сердечкин,
глава администрации города Мурманска:«В последние годы внешний облик города Мурманска стремительно меняется: благоустраиваются общественные пространства, растет число туристов. Постоянно увеличивается количество спортивных объектов. Наиболее востребованными объектами в настоящее время являются молодежное спортивное пространство «СОПКИ. СПОРТ» и спортивный комплекс «Снежинка».
В городе-герое Мурманске успешно реализуются национальные проекты, стратегический план «На Севере – жить», инициированный губернатором Мурманской области Андреем Владимировичем Чибисом. Это целый комплекс мероприятий, целью которых является улучшение качества жизни мурманчан.
Большой комплекс мер направлен на улучшение внешнего облика города: ремонтируются фасады домов, проводятся ремонтно-реставрационные работы, которые сохраняют историческое и культурное наследие, используются современные световые технологии в системе наружного освещения, создается единый архитектурно-художественный образ города. Активно проводится реконструкция общественных территорий для увеличения доли благоустроенных мест для отдыха и занятий спортом. Зона отдыха возле ручья Чистого, экотропа «Беличий хвост», озеро Среднее, парк «Кольский» – эти и другие общественные зоны, благоустроенные в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», стали настоящими точками притяжения мурманчан. Здесь гуляют с детьми, занимаются спортом, встречаются с друзьями и посещают массовые мероприятия».
20 городов имеют очень высокий и высокий уровни оценки, 27 – приемлемый. Города с приемлемым уровнем характеризуются относительно низким уровнем развития ESG-компонентов. Кроме того, в таких городах существуют трудности относительно открытости данных, что накладывает негативный отпечаток на результаты оценки и нередко дает неверное представление о ситуации и положении дел как в целом о устойчивом развитии, так и по каждому компоненту.
Таблица 3. ESG-оценка городов России*
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти
* Внутри уровня города располагаются в алфавитном порядке.
** Города, в которых более чем на 15% факторов, характеризующих ESG-развитие, были оценены консервативно по причине отсутствия информации.
Экологическое развитие через призму ESG
Обеспечение экологической устойчивости в городах означает создание гармоничной среды, где жители могут жить, работать и отдыхать без угрозы для здоровья и комфорта. Это включает в себя использование эффективных технологий и практик, нацеленных на уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу и водоемы, улучшение управления отходами и энергетической эффективности зданий и инфраструктуры. Кроме того, экологическая устойчивость способствует сохранению природных ресурсов, таких как вода и энергия, что в свою очередь позволяет сокращать расходы на их добычу и обработку. Это экономически выгодно для городской инфраструктуры и бюджета, так как освобождаются ресурсы для инвестиций в другие нужды. Важным аспектом является также повышение устойчивости городов к изменению климата, потому что устойчивая инфраструктура может лучше справляться с экстремальными погодными условиями, такими как засухи или наводнения.
Проведенное исследование показало, что наиболее экологически развитые города находятся в пяти федеральных округах, наибольшее их количество сосредоточено в Дальневосточном: Анадырь, Магадан, Южно-Сахалинск, Хабаровск и Сибирском: Омск, Абакан, Кемерово. В топ-10 не попал ни один из городов Северо-Кавказского, Южного и Приволжского федеральных округов.
Елена Терзитская,
первый заместитель главы города Кемерово, начальник управления экономического развития:«В городе Кемерове уделяется огромное внимание как практической природоохранной, так и эколого-просветительской деятельности. Приоритетными задачами в работе администрации города являются сохранение благоприятной экологической обстановки, повышение уровня экологического просвещения и образования населения, активизация общественного экологического движения. На территории города ежегодно проводятся экологические мероприятия в форме экоквестов, челленджей, зеленых субботников, экоуроков, флешмобов, экомарафонов и т. д.».
В группе отстающих представлены города почти по четырем федеральным округам. Больше всего городов со слабой экологической устойчивостью насчитывает Северо-Кавказский и Северо-Западный федеральные округа, по три города в каждом.
Таблица 4. В Дальневосточном федеральном округе наиболее экологичные города, в Северо-Кавказском и Северо-Западном – наименее
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти
В экологичных городах доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих и загрязняющих веществ от стационарных источников составляет высокий процент и в отдельных случаях даже перешагивает 90%-ный барьер (в Омске). В таких городах в основном высокая доля объема оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а сброс сточных вод на душу населения минимален. Так, наибольшие значения по отношению объема оборотного и повторно-последовательного водоснабжения к общему объему водопотребления наблюдается в Анадыре, Липецке, Абакане, Великом Новгороде, Челябинске, Хабаровске. Относительно озеленения в топ-10 городов сохраняется разброс, как и ранее, от максимального значения показателя (в Кемерове) до минимальных (в Анадыре). У лидеров доля озеленения составляет более 50% от общей площади города – это Горно-Алтайск, Уфа, Кемерово, Ставрополь, Пенза, Хабаровск, Магадан, Ханты-Мансийск. Менее 10% озелененных территорий имеют Кострома, Якутск, Калининград, Ульяновск, Кызыл, Биробиджан, Элиста, Оренбург, Саратов, Махачкала, Астрахань, Магас, Краснодар, Салехард, Анадырь.
Вениамин Троицкий,
заместитель мэра города Магадана:«Магадан находится в субарктической климатической зоне с чертами морского муссонного климата со среднесуточной температурой летом 11–16 °С, частыми туманами и продолжительностью фактического лета – 2,5 месяца, в связи с чем сохранение высокого уровня озеленения является одним из приоритетных направлений деятельности городских служб. На протяжении ряда лет в городе создаются новые парки и скверы, все общественные территории в обязательном порядке предусматривают парковые зоны».
Отстающие по экологическому развитию города, как правило, характеризуются низкими значениями всех показателей данного блока. При этом в информационной среде у большинства этих городов отсутствует ряд данных.
Финансовая сторона характеризуется как сложная, затраты на охрану окружающей среды на душу населения колеблются от 24,9 тыс. рублей в Южно-Сахалинске до 0,1 тыс. рублей в Махачкале. Десятитысячный порог по данным затратам перевалил только в 13 городах: Южно-Сахалинске, Магадане, Гатчине, Липецке, Кемерове, Петропавловск-Камчатском, Анадыре, Салехарде, Мурманске, Омске, Екатеринбурге, Тамбове, Нарьян-Маре. А доля расходов на охрану окружающей среды у городских бюджетов и вовсе минимальна. Наибольшая сложилась в Омске – 9,1%, наименьшая в Рязани, Туле, Владивостоке – по 0,01%. Кроме того, по ряду городов из-за отсутствия бюджетной открытости проанализировать уровень расходов бюджета, направленных на охрану окружающей среды, не удалось, и это, конечно, отрицательно отразилось на оценке.
Несмотря на то что в связи с макроэкономическими условиями были приостановлены некоторые инициативы, работа по экологическому развитию продолжается и постепенно возвращается к прежним объемам. Города продолжают улучшать экологическую ситуацию.
Павел Павленко,
директор Департамента экономического развития аппарата администрации Южно-Сахалинска:«Весь общественный транспорт города переведен на газомоторное топливо. Спецтехника также переводится на газ. Осуществляется поддержка населения в газификации личного транспорта. Создается сеть электроавтомобилей.
В Южно-Сахалинске создан цифровой стандарт уборки улиц, ведется мониторинг деятельности, в результате чего количество пыли сократилось в пять раз.
В целях ликвидации несанкционированных свалок мусора в городском округе используются дроны и цифровые карты».
Развитые социальные аспекты для устойчивого будущего
Развитая социальная ответственность показывает, что органы власти активно занимаются улучшением всех социальных аспектов, включая обеспечение безопасных и справедливых условий труда, соблюдение прав человека, развитие местных сообществ, поддержание образования и обучения, внедрение политики разнообразия и инклюзии, защиту прав потребителей, эффективное управление персоналом и т. д. Такой подход способствует устойчивому развитию, улучшению качества жизни и повышению доверия со стороны населения. Люди предпочитают выбирать такие города, потому что они обеспечивают высокий уровень социальной защиты и справедливости, активно заботятся о качестве жизни граждан, поддерживают устойчивое развитие и обладают эффективным управлением ресурсами. Эти города обычно предлагают богатые возможности для разнообразных культурных и социальных инициатив, что делает их привлекательными для проживания и инвестирования.
Анализ социальной составляющей ESG-повестки показал сохраняющуюся неравномерность пространственного распределения по территории страны городов-лидеров. В топ-10 не вошел ни один город из Приволжского, Центрального, Северо-Кавказского федеральных округов. Наибольшее количество городов в десятке лидеров – из Дальневосточного федерального округа (Анадырь, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский). Города-аутсайдеры также распределены неравномерно, но наибольшее их количество из десяти наихудших сосредоточено в Северо-Кавказском федеральном округе (Черкесск, Ставрополь, Магас, Махачкала).
Таблица 5. В Дальневосточном федеральном округе наиболее социально развиты города, в Северо-Кавказском – наименее
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, веб-сайта citylifeindex.ru, материалов сайтов городских органов власти
Города с сильными позициями в социальном блоке характеризуются в основном высоким уровнем пенсий, низкой разницей между уровнем заработной платы мужчин и женщин. В половине данных городов высокий уровень среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума, высокие показатели по количеству спортивных сооружений, численности врачей, обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детсадах и высоким коэффициентом охвата детей дошкольным образованием. Ну а в отстающих городах половина всех показателей находится на низком уровне.
Вениамин Троицкий,
заместитель мэра города Магадана:«В Магадане особое внимание уделяется развитию социальной инфраструктуры. В 2023 году продолжились работы по благоустройству города – расширение парка «Маяк», ведется ремонт улично-дорожной сети, дворовых территорий, открыт ФОК «Президентский», завершается строительство школы в Третьем мкр-не, продолжается строительство нового родильного дома с гинекологическим корпусом, ведется застройка нового мкр-на Гороховое поле и др. В целях стимулирования повышения демографии в Магадане все дети от года до шести лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях (по данным информационной системы «Электронный детский сад», на 01.01.2024 численность детей указанного возраста, стоящих на учете в актуальном спросе, – 0 человек)».
Ключевые позиции по уровню среднемесячной заработной платы работников организаций к величине прожиточного минимума занимают Салехард, Южно-Сахалинск, Красногорск, Казань, Тюмень, Ханты-Мансийск. Наименьший уровень наблюдается в Владикавказе, Биробиджане, Элисте, Грозном, Нальчике, Черкесске. В трех городах пенсии превышают 25-тысячный барьер: Анадыре, Нарьян-Маре, Петропавловск-Камчатском. Самые низкие пенсии, менее 15 тыс. рублей, сложились в Грозном, Элисте, Черкесске, Нальчике, Махачкале. В двух городах самая низкая разница между уровнем заработной платы мужчин и женщин, менее 100 рублей, в Южно-Сахалинске и Магадане. Самая высокая, более 10 тыс. рублей, в Уфе, Грозном, Симферополе, Магасе.
Павел Павленко,
директор Департамента экономического развития аппарата администрации Южно-Сахалинска:«В 2023 году в городском округе выросло соотношение среднемесячной заработной платы работников крупных и средних организаций городского округа с величиной прожиточного минимума Сахалинской области до 703,1% (рост на 38,5 п. п.), средний размер назначенных пенсий повысился в сравнении с 2022-м на 7,8% и составил 27 145,1 рубля».
Лидерами по обеспеченности детей местами в детских садах стали Нарьян-Мар, Петрозаводск, Салехард, Сыктывкар, Тамбов; по числу лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. человек населения – Краснодар, Брянск, Гатчина, Майкоп, Кемерово; по обеспеченности врачами на 10 тыс. человек населения – Ханты-Мансийск, Благовещенск, Анадырь, Владикавказ, Иркутск, Чита, Нальчик, Якутск, Смоленск; по обеспеченности населения жильем – Магас, Краснодар, Красногорск, Владикавказ; спортивными сооружениями – Гатчина, Белгород, Красноярск, Южно-Сахалинск, Нарьян-Мар; по численности занимающихся в ДЮСШ на 10 тыс. человек – Грозный, Калуга, Чита, Петропавловск-Камчатский, Тамбов, Салехард; по количеству объектов розничной торговли и общественного питания на 10 тыс. человек – Гатчина, Абакан, Тула, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Сыктывкар, Красногорск; по объему продовольственных товаров на душу населения – Красногорск, Гатчина, Махачкала, Краснодар, Южно-Сахалинск, Мурманск.
Дмитрий Васильев,
первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар:«Увеличение численности населения как за счет естественного прироста, так и в основном миграционного способствовало активному строительству жилья. Город длительное время является лидером по вводу жилья в ЮФО. При этом отмечается дисбаланс между темпами строительства жилья и социальных объектов. Для решения проблемы обеспеченности детскими садами и школами проводится большая работа в части строительства данных учреждений. В 2023 году введено в эксплуатацию 11 школ на 13,0 тыс. мест и 19 детских садов на 4,7 тыс. мест. В 2024 году планируется ввести в эксплуатацию еще 11 школ на 13,8 тыс. мест и 24 садика на 6,9 тыс. мест.
В новых жилых комплексах главный акцент ставится на комплексную жилую застройку, обязательным условием которой является наличие школ, детских садов, парковок, детских и спортивных площадок. К уже заключенным пяти договорам на комплексную застройку территорий в 2024 году будет подписано еще три».