Содержание
- Резюме
- Международный миграционный прирост ослабевает на фоне усиления контроля и ограничений
- Потребность экономики регионов в миграционных ресурсах сохраняется
- Регионы притяжения населения относительно стабильные
- Миграционная привлекательность регионов многофакторна
- Программы привлечения населения в регионы скорее работают, чем нет
- На фоне недостаточного миграционного сальдо в регионах ищут резервы
- Отказаться от миграционных трудовых ресурсов полностью вряд ли получится
- Перспективы: чего ожидать?
Резюме
Обзор статистических данных показал, что в текущем году международные потоки населения в Россию ослабевают (миграционный прирост за девять месяцев текущего года снизился на 6%), что отчасти связано с ужесточением миграционной политики и установлением экономических ограничений в регионах (ограничения на работу мигрантов так или иначе действуют практически в половине регионов). Совокупный миграционный прирост за январь – сентябрь 2024 года наблюдался только в 32 регионах против 43 за аналогичный период 2023-го, при этом за 1-е полугодие за счет внутрироссийской миграции население приросло только в 23 регионах.
В то же время результаты проведенного АО «Эксперт РА» опроса1 региональных органов власти говорят о том, что существует явная экономическая потребность в миграционном притоке населения. В среднем за июль – сентябрь 2024 года уровень безработицы опустился ниже 2% более чем в трети регионов, и в таких регионах кадровый голод ощущается наиболее остро. На этом фоне в регионах ведутся поиски внутренних кадровых резервов, однако их вряд ли будет достаточно для полного замещения миграционного труда.
В данной связи миграции, в т. ч. трудовые, по всей видимости, останутся одним из ключевых факторов поддержки экономики в регионах, поэтому для иностранных граждан необходимо усиливать меры социально-культурной адаптации, прогнозировать кадровую потребность и расставлять приоритеты миграционной политики, причем важно понимать эффективность существующих программ привлечения мигрантов и базовые факторы миграционной привлекательности территорий, о которых также упоминается в настоящем обзоре.
Международный миграционный прирост ослабевает на фоне усиления контроля и ограничений
В текущем году миграционный прирост населения сохраняется, но его абсолютный и удельный вклады ослабевают: за январь – сентябрь превышение количества прибывших над количеством убывших составило 125,8 тыс. человек, что более чем на 20% ниже уровня аналогичного периода 2023-го, прирост компенсировал естественную убыль населения, которая в 2024-м ускорилась впервые с 2021-го, на 28,5%2.
В начале года сокращение международных миграций было более явным: прирост в рамках международного обмена населения за январь-июль сократился почти в 2,5 раза (к аналогичному периоду 2023 года), за январь-сентябрь сокращение менее значимое – порядка 6%. Внутри России, наоборот, снижение миграционного прироста усилилось, и за январь-сентябрь он оказался более чем на 40% ниже прошлогодних данных. Основной международный миграционный прирост, как и ранее, приходится на обмен населением со странами СНГ, которые формируют его более чем на 90%, однако он сократился более чем на 5 тыс. человек, при этом прирост в обмене со странами дальнего зарубежья увеличился почти на 1,5 тыс. человек.
Количество приехавших из стран СНГ сократилось на 16,1% (на 59,1 тыс. человек), а выбывших из России в данном направлении – на 18,6% (на 52,5 тыс. человек). Основное сокращение прироста произошло из-за снижения обмена населением с Республикой Таджикистан: если в 2023-м прирост за январь – сентябрь составлял почти 62,3 тыс. человек, то в текущем году это 37,8 тыс. человек. Среди стран СНГ обмен населением наиболее существенным образом увеличился с Узбекистаном и Киргизией, которые совокупно формируют теперь более 40% прироста от стран СНГ.
По всей видимости, снижение миграционного обмена с отдельными странами СНГ обусловлено в т. ч. усилением мер по укреплению правопорядка в сфере миграции, контролю за миграционными потоками, противодействию незаконной миграции и преступности среди мигрантов. Согласно информации МВД за январь – октябрь 2024 года в 2,4 раза выросло число внеплановых проверок по контролю работодателей, привлекающих к трудовой деятельности мигрантов, за девять месяцев в 1,5 раза увеличилось количество решений об удалении из РФ иностранных граждан3. На этом фоне снизились показатели иностранной преступности и выросло количество уведомлений в МВД об устройстве на работу, что, безусловно, является позитивным моментом процесса.
Кроме того, на уровне регионов в конце 2023-го и текущем году активизировалась практика введения ограничений на работу мигрантов в отдельных отраслях экономики4. По данным опроса АО «Эксперт РА», почти половина респондентов подтвердили наличие в регионе одной или более отраслей с ограничениями для мигрантов.
* Отрасли по доле ответов.
Транспортировка и хранение стали отраслью, где таких ограничений больше всего (13% ответов), чуть меньше ограничений в торговле (12% ответов), гостиничном секторе и секторе общественного питания (10%), а также в сельском хозяйстве (9%) и подсекторах обрабатывающих производств (8%). При этом в строительстве регионы пока что совсем не спешат вводить ограничения на работу мигрантов, по всей видимости, опасаясь рисков срыва стройки.
Анализ сводной информации в нормативно-правовых системах показывает5, что на 2024 год те или иные ограничения установлены почти в половине регионов. Если оценить по количеству подотраслей ОКВЭД с ограничениями, то среди лидеров Краснодарский край (более 80 укрупненных6 подотраслей), Севастополь (более 70), а также Республики Крым (более 30 подотраслей) и Саха (Якутия) (около 30 подотраслей). В целом среди регионов с ограничениями не менее чем в половине из них есть запреты полностью или частично в отраслях «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта» (чаще всего это перевозка пассажиров), «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами» (чаще всего торговля напитками и пищевыми продуктами), «Производство пищевых продуктов» (чаще всего производство детского питания).
Потребность экономики регионов в миграционных ресурсах сохраняется
Статистически наблюдаемые тенденции миграционной политики и демографические тренды на фоне уже сложившегося кадрового голода способны вынуждать регионы буквально бороться за миграционные, в т. ч. трудовые ресурсы, периодически конкурируя между собой не только за иностранцев, но и за собственных граждан. Результаты анкеты показали, что более чем в 60% среди участвующих в опросе регионов реальна потребность в трудовом миграционном притоке, при этом почти половина респондентов отметила, что существующий у них миграционный отток негативно влияет на экономику региона.
* Структура ответов регионов по наличию потребности миграционного притока.
* Структура ответов регионов по оценке наличия негативного влияния миграционного оттока на экономику.
Действительно, отдельные сектора экономики в регионах в значительной степени опираются на миграционный труд, но это прежде всего низкоквалифицированная рабочая сила. Вполне ожидаемо, что по результатам опроса строительный сектор стал наиболее популярной отраслью экономики с вовлечением мигрантов: 94% респондентов указали данную отрасль. Это и строители, и разнорабочие, при этом чаще работа имеет сезонный характер. Также почти половина участвующих в опросе регионов указала торговлю и еще треть – сельское хозяйство и обрабатывающие производства. Наиболее популярные ответы в обрабатывающих производствах – это производство пищевых продуктов, одежды, а также деревообработка. В целом ответы на вопрос о нехватке в отраслях трудящихся мигрантов в определенной степени повторяют вышеприведенный перечень.
Регионы притяжения населения относительно стабильные
Вслед за цифрами общего снижения миграционного прироста по стране сокращается и количество регионов с положительным миграционным сальдо: если в январе – сентябре 2023-го таких было 43, то в текущем году их осталось 32. Из 32 регионов с миграционным приростом в 20 его вклад также сократился, при этом миграционный прирост по регионам в целом наблюдается на фоне сокращения количества выбывших (количество выбывших снизилось в 80 регионах).
В целом миграционный прирост за январь – сентябрь компенсировал естественную убыль (там, где она есть) в шести регионах. Это Московская, Ленинградская и Тюменская области, Республики Адыгея и Калмыкия, а также Краснодарский край. При этом миграционная убыль наблюдалась одновременно с естественной убылью в 44 регионах. Удельный вклад миграционного сальдо для каждого из регионов при этом свой. Относительно постоянной численности населения в текущем году список регионов с наибольшей интенсивностью оттока формируют не только преимущественно регионы Дальнего Востока и Сибири, но и территории других частей Российской Федерации.
Таблица. Топ-10 регионов с положительным и отрицательным вкладом миграционного прироста
Источник: Росстат, расчеты агентства «Эксперт РА»
По общему количеству людей миграционного прироста лидируют по-прежнему Московская область, где относительно Москвы дешевое жилье, сама Москва с привлекательными трудовыми и социально-экономическими условиями для иммиграции, Санкт-Петербург (аналогично столице) с прилегающей Ленинградской областью, а также Краснодарский край. ХМАО в этом году вышел из пятерки лидеров, там прирост сократился в два раза после рекордных показателей в 2023-м, но он по-прежнему в группе регионов, наиболее сильно притягивающих мигрантов.
Росстат публикует информацию по разделению миграции в разрезе регионов на межрегиональную и международную только с квартальной периодичностью, и на основе последних полугодовых данных (данные по миграциям за 9 месяцев в издании «Социально-экономическое положение федеральных округов» отсутствуют) можно обратить внимание на следующее.
Во-первых, регионов с положительным миграционным обменом с российскими регионами немного – их только 23. Во-вторых, в текущем году положительное сальдо миграций с зарубежными странами наблюдается в 46 регионах, при этом одновременно с межрегиональным притоком регионов с положительным сальдо только 16. В-третьих, соответственно, межрегиональная миграция выглядит более акцентированной по сравнению с международной. Так, положительное сальдо межрегиональной миграции наблюдается в шести из восьми регионов ЮФО – в среднем по федеральному округу интенсивность прироста достигает 1,35 на 1 тыс. населения, также в плюс выходят ЦФО (только из-за Москвы и Московской области) и СЗФО (из-за Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей). По международной миграции (прежде всего со странами СНГ) в среднем все федеральные округа имеют прирост населения, за исключением СКФО.
Миграционная привлекательность регионов многофакторна
В рамках отдельно взятого региона по данным опроса часто отмечаются отдельные локальные центры притяжения миграции населения. Прежде всего следует назвать административный центр региона, где в среднем более привлекательные трудовые, социальные условия, развитая инфраструктура, в т. ч. международная (аэропорты) и т. д. – это относительно устойчивые центры тяготения. Также это могут быть места реализации крупных инвестиционных проектов, например, «Восток Ойл» в Красноярском крае или строительство Амурского газоперерабатывающего завода и газохимического комплекса в Амурской области (рядом со Свободным). Кроме того, без внимания миграций не остаются и туристические места, например, Азово-Черноморское побережье и Сочи в Краснодарском крае или Светлогорск, Зеленоградск в Калининградской области.
Вовсе не удивительно, что в регионах есть отдельные точки притяжения населения – они в значительной степени и формируют факторы, из-за которых люди покидают границы региона. По данным опроса, среди факторов привлекательности регионов для миграций на высокую заработную плату и развитую социальную инфраструктуру приходится половина ответов, при этом если население уезжает, то низкая заработная плата – основной фактор такого решения.
* Доля факторов в структуре ответов.
* Доля факторов в структуре ответов.
Территория нашей страны охватывает несколько климатических поясов, одни регионы расположены в более комфортных, теплых условиях, другие – в более суровом климате, поэтому фактор благоприятности климата остается одним из ключевых: почти треть опрошенных выбрала данный фактор привлекательности.
В случае факторов оттока населения регионы посчитали значимыми и другие причины (хотя в большинстве случаев они так или иначе перекликаются с базовыми), в т. ч. близость к Москве и Московской области (население переезжает в близлежащие субъекты РФ с более высоким качеством жизни), дороговизна жизни (отмечается в части дальневосточных регионов), а также уже отмеченное ранее установление запретов на привлечение иностранных работников в отдельных отраслях экономики.
В части задействования иностранной рабочей силы среди прочих факторов отметим, что определенную роль для привлекательности может играть и региональное различие в стоимости патентов7: самые дорогие (ежемесячный авансовый платеж более 10 тыс. рублей на 2024 год) в Краснодарском и Забайкальском краях, Тверской области, ЯНАО и Республике Саха (Якутия), а самые дешевые (менее 5 тыс. рублей в месяц) в Чеченской Республике, Республиках Калмыкия и Крым, Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской, Новгородской и Архангельской областях. Однако очевидно, что стоимость патента далеко не главный фактор привлекательности у иностранных рабочих.
Программы привлечения населения в регионы скорее работают, чем нет
Среди факторов, способствующих привлечению населения регионами, также было отведено место наличию программ для мигрантов (17% ответов). Какие-либо мероприятия или программы привлечения населения в регион – это важный инструмент решения вопросов кадрового голода, выделения приоритетов развития тех или иных отраслей экономики, где дефицит рабочих рук ощущается наиболее остро. Среди участвующих в опросе более половины указали на наличие такого инструмента в регионе.
* Структура ответов регионов по наличию программ.
Среди регионов с наличием программ в большинстве есть программы привлечения населения из зарубежных стран и/или программы привлечения населения из регионов России.
В зарубежной части это в основном утвержденные госпрограммы регионов по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих в других странах. Они формируются регионами согласно требованиям аналогичного федерального документа8 и направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с нуждами развития российских регионов. 2/3 считают программы привлечения соотечественников вполне эффективными, остальная часть – неэффективными, так как, несмотря на наличие такой программы в некоторых регионах, количество желающих переехать снижается (например, наличие программы не перевешивает проблему сурового климата) или отмечается, что есть и другие более эффективные инструменты.
* Структура ответов по эффективности/неэффективности программ.
Кроме этих программ, регионы здесь не указали иного, однако это не значит, что других инструментов привлечения зарубежных специалистов они не имеют. Так, согласно законодательству9 регионы формируют межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, на которой рассматривают заявки работодателей по соответствующей потребности. Вместе с тем на привлечение иностранной рабочей силы Минтрудом России распределяются квоты по регионам, которые необходимо учитывать. Общая квота на 2024 год – 156 тыс. иностранных работников10, среди регионов наибольшую квоту имеют Амурская область (19,3 тыс.), а также Ленинградская (15,2 тыс.) и Московская (11,3 тыс.) области, при этом по 10 регионам таких квот не предусмотрено вовсе.
В части программ привлечения населения из регионов это в основном программы повышения трудовой мобильности, которые формируются также на основании федеральных НПА11. В региональные программы включаются компании, которые формируют заявку о потребности в приезжих работниках и затем обязуются выплатить привлеченным сотрудникам компенсации, например, на переезд и/или проживание, обучение и т. д. Основная часть мер поддержки финансируется государством, поэтому регионам с данными программами предоставляется субсидия из федерального бюджета. Данные программы могут внедрять только те, кто включен в утвержденный на федеральном уровне перечень12 – в первой итерации в 2015-м в этот список входило 15 субъектов РФ (по большей мере дальневосточные или северные регионы), а в последней редакции от 2024-го перечень расширился до 26 субъектов РФ, причем в этом году он был дополнен сразу шестью регионами, для которых привлечение трудовых ресурсов стало приоритетным: Республикой Карелия, Пермским краем, а также Иркутской, Кировской, Костромской и Ленинградской областями.
На фоне недостаточного миграционного сальдо в регионах ищут резервы
Традиционно регионы принимают меры для того, чтобы вовлечь в экономическую деятельность в т. ч. безработных граждан. Например, в рамках федерального проекта «Содействие занятости» в регионах проводятся мероприятия по обучению востребованным профессиям и осуществляется помощь в трудоустройстве. Также в регионах организуются ярмарки вакансий для установления прямого контакта работодателя с населением, в т. ч. всероссийская ярмарка «Работа в России. Время возможностей» проводится с 2023 года в два этапа (региональный и федеральный). Перечень мероприятий можно продолжать, но очевидно, что потенциал удовлетворения кадровых потребностей за счет безработных в регионах за последнее время существенно уменьшился, это особенно актуально для регионов с наиболее низкой безработицей.
За июль – сентябрь текущего года более чем в трети регионов безработица опустилась ниже уровня в 2% – уровень, при котором регионы уже сталкиваются с серьезной проблемой нехватки кадров, в большинстве случаев это рекордный показатель, при котором среди субъектов РФ более-менее привычно функционировать только Москве и Санкт-Петербургу, по-прежнему компенсирующим кадровый голод за счет миграционных потоков. В большинстве регионов отсутствие достаточной компенсации кадровых потребностей за счет миграционного прироста или вовсе обострение кадрового голода на фоне миграционного оттока, по сути, вынуждает их также изыскивать резервные трудовые силы.
К таким трудовым резервам относятся школьники, пенсионеры, инвалиды и другие отдельные категории граждан – это те люди, которые при определенном обучении или адаптации также могут выполнять перечень работ. Еще одной категорией граждан, для которых совсем недавно расширились возможности трудоустройства, являются заключенные. По данным опроса, в 2/3 регионов так или иначе используется труд заключенных.
Среди тех, где есть такая практика, почти в половине регионов она реализуется в обрабатывающих производствах, это в т. ч. деревообработка или легкая промышленность. Также пятая часть ответов приходится на сельское хозяйство (это не только типичные аграрные регионы), значимая часть респондентов указывают на строительный сектор, а также другие направления, например, сбор мусора или переработку отходов. Тем не менее практику использования труда заключенных пока что нельзя назвать массовой как с точки зрения числа регионов, так и с позиции разнообразия отраслей, ведь этот источник имеет определенные ограничения, в т. ч. и по квалификации.
Отказаться от миграционных трудовых ресурсов полностью вряд ли получится
Общие наблюдения в регионах, в т. ч. за тенденциями в миграционной политике и потоками населения, ограничениями по занятости иностранных мигрантов и созданием условий для межрегионального притока, кадровым голодом и поисками источников его минимизации приводят к выводам, что в настоящее время большинство регионов находятся в непростом положении. В условиях крайне низкой безработицы потенциал дополнительного вовлечения населения в экономику резко снизился, а поиск и использование трудовых резервов, по всей видимости, пока не позволяют в нужной мере замещать труд сокращающегося притока мигрантов.
Безусловно, реализация потенциала внутренних трудовых резервов остается сейчас одним из важнейших направлений дальнейшего развития, появляются новые инструменты для этого. Например, в текущем году в силу вступил Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», в соответствии с которым в регионах с 2025-го должны будут открываться центры пробации, где среди прочего бывшие осужденные станут адаптироваться, восстанавливать социальные связи и им окажут содействие в трудоустройстве. Однако внутренние резервы все же крайне ограничены, и по всей видимости, исключительный акцент на это не ставится, так как, например, квоту по иностранным рабочим на 2025 год Минтруд России предложил увеличить в 1,5 раза13.
Следует отметить: несмотря на то что отдельные субъекты РФ привыкли жить в условиях низких показателей безработицы, но и в них сейчас остро стоит вопрос если не общей, то структурной безработицы, то есть имеются сложности по отдельным отраслям региональной экономики. Это важный вопрос, который в дальнейшем отчасти мог бы решиться с использованием прогнозирования таких потребностей – в начале 2024-го правительством были озвучены планы к концу года подготовить пятилетний прогноз кадровой потребности экономики России, а в октябре была утверждена методика подготовки этого прогноза14. На самом деле на основе этого прогноза можно будет не только формировать политику подготовки кадров, но и расставлять приоритеты по привлечению иностранной рабочей силы. В отдельных регионах уже существуют схожие инструменты, например, в Омской области перспектива потребности в кадрах оценивается на семь лет вперед15.
Так или иначе миграционный приток остается важным фактором труда – регионы это понимают и, несмотря на экономические ограничения, параллельно вводят дополнительные меры адаптации иностранных граждан. Например, недавно глава Приморского края объявил о необходимости создания миграционного агентства в регионе, в т. ч. для культурной и социальной адаптации приезжих16. На самом деле социальная и культурная адаптация мигрантов является важным способом снять социальную напряженность в целом и в определенной степени ослабить тенденции введения экономических ограничений в регионах. На федеральном уровне методические рекомендации для регионов по адаптации мигрантов существуют с 2020 года17, а регионам в свою очередь необходимо доводить такие рекомендации до муниципалитетов. По всей видимости, деятельность по социальной адаптации мигрантов в регионах в настоящее время должна быть усилена.
Перспективы: чего ожидать?
В настоящее время мы видим, что экономические ограничения для международных мигрантов в регионах только расширяются. Скорее всего, регионы, которые установили ограничения на 2024 год, продлят их, при этом в 2025-м перечень регионов может существенно расшириться. Среди тех, кто уже выпустил соответствующие НПА на 2025 год, есть новички, и это в т. ч. Московская область18 , являющаяся одним из ключевых реципиентов миграций. Кроме того, на федеральном уровне также обсуждаются дополнительные ограничения, например, ограничения на переселение семей трудовых мигрантов. На этом фоне можно ожидать продолжающегося снижения международного притока в большинстве регионов.
По совокупности факторов, а именно, с одной стороны, на фоне ужесточения миграционного контроля, установления экономических ограничений, а с другой – в связи с ожидаемым увеличением квот на привлечение иностранных рабочих (в 1,5 раза в 2025 году) и опережающим ростом заработной платы (в III квартале реальный рост денежных доходов по стране составил +9,4%), мы можем увидеть определенную трансформацию международного притока: доля более квалифицированных рабочих может в ближайшее время заметно увеличиться.
С одной стороны, между регионами сохраняются определенные диспропорции в части экономического развития и, соответственно, в уровне заработной платы, количестве безработных и уровне безработицы (в ряде регионов безработица по-прежнему остается выше 4%), поэтому интенсивность перераспределения населения между российскими регионами в пользу благоприятных в ближайшее время скорее всего не снизится, но с дальнейшим повсеместным обострением кадрового голода необходимость покинуть свой регион может уменьшиться. С другой стороны, в настоящий момент рынок труда – рынок соискателя, поэтому у каждого соискателя увеличивается выбор работы, в т. ч. и в других регионах.
Для организаций в регионах это будет период усиливающейся конкуренции за трудовые миграционные ресурсы. Возможно, где социальная напряженность в связи с наплывом международных мигрантов еще невысокая, экономические ограничения если и будут введены, то в более мягком режиме – в такие регионы может случиться переток иностранной рабочей силы. Так или иначе полностью обойтись без привлечения иностранных рабочих, по всей видимости, не удастся, и одним из основных приемов миграционной политики станет усиление реализации адаптационных мер в регионах.
1 Опрос проводился АО «Эксперт РА» среди профильных органов власти субъектов РФ в июне – августе 2024 года, ссылка опроса: https://raexpert.ru/survey/migration2024/.
2 Социально-экономическое положение России, январь-октябрь 2024 года. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801.
3 Аналитическая справка о результатах деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за январь – октябрь 2024 года https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/57172708/
4 В соответствии с п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе ежегодно устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ, к работе иностранцев по отдельным видам экономической деятельности.
6 Чаще всего регионы накладывают ограничения не на всю отрасль сразу, а только на отдельные ее виды деятельности. Для простоты подсчета использовано понятие «укрупненная подотрасль», которая учитывается, если внутри нее есть ограничение по хотя бы одному виду деятельности.
7 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286167/b586103679f0571ef78a9bf15d8c0f8f9b74a65e/.
8 Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 (ред. от 22.11.2023) «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
9 Приказ Минтруда России от 23.01.2014 № 27н (ред. от 16.03.2023) «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников» (зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2014 № 31536).
10 Приказ Минтруда России от 22.12.2023 № 884н «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2024 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности».
11 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2023) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024); Приказ Минтруда России от 12.10.2022 № 643н «Об утверждении порядка согласования численности работников, привлекаемых из другого субъекта Российской Федерации в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным».
12 Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2015 № 696-р (ред. от 28.05.2024) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным».
13 https://www.rbc.ru/economics/25/10/2024/671a26f09a7947ba60917595.
14 http://government.ru/docs/52921/.
15 https://docs.cntd.ru/document/553283704.
16 https://primorsky.ru/news/301090/.
17 Приказ ФАДН России от 17.11.2020 № 142 «Об утверждении методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации».
18 Постановление Губернатора Московской области от 16.09.2024 № 333-ПГ «Об установлении на 2025 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Московской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности».