Региональные финансы, 07.10.2024

Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов
Поделиться
VK


Содержание

Тирских Татьяна

Резюме

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инвестиционной привлекательности регионов, выросло на 0,14 п. относительно уровня 2022-го и составило 0,72.

Ведущие регионы укрепили свои позиции за счет активного привлечения капитала, внедрения инноваций и развития инфраструктуры. Реализация «Инфраструктурного меню» позволила регионам усилить блоки инфраструктурного и социального развития, а рост заинтересованности в решении вопросов экологии – блок состояния окружающей среды. Разнонаправленная динамика развития регионов привела к смене позиций более чем половины регионов, треть потеряла свои позиции. Шаг движения в основном составил один уровень в лучшую или худшую сторону.

По итогам 2023 года наблюдался прирост инвестиций в основной капитал на 9,8% г/г. В 1-м полугодии 2024 года положительная динамика сохранилась, прирост составил 10,9% г/г. Экономическая активность поддерживается сохраняющимся ростом в ряде отраслей, в частности, объем промышленного производства за январь – июль увеличился на 4,8% г/г. Безработица продолжает бить исторический минимум – за май – июль 2024 года всего 2,5%.

Успешное привлечение инвестиций возможно при дальнейшем развитии инфраструктуры, поддержке инноваций, улучшении условий для ведения бизнеса. Развитие индустриальных парков, бизнес-центров, технопарков поможет привлекать высокотехнологичные компании. Создание комфортной среды для жизни и работы, включая развитие социальной инфраструктуры, также является привлекательным условием для инвесторов. Поддержка федерального центра, реализация «Инфраструктурного меню» оказывают позитивное влияние на развитие регионов. Внедрение ESG-повестки положительно отражается на многих аспектах инвестпривлекательности. «Эксперт РА» считает, что, активно работая над всеми этими направлениями, региональные власти смогут создать устойчивую и привлекательную среду для инвестиций и обеспечить долгосрочный экономический рост. По прогнозам агентства, медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2024 года сохранится на уровне 2023-го.

Позиции ряда регионов изменились

Экономическая нестабильность и санкционные ограничения оказывали давление на регионы и требовали принятия новых решений, продолжения перенастройки, начавшейся годом ранее. Регионы, активно вкладывавшие в модернизацию инфраструктуры и развитие новых высокотехнологичных и экологически чистых отраслей, сумели компенсировать негативные макроэкономические влияния и улучшить свои позиции. Поддержка со стороны федерального центра, реализация «Инфраструктурного меню», плана правительства «Трансформация делового климата» также способствовали укреплению позиций регионов, успешно адаптировавшихся к текущим экономическим условиям.   

Сохранить свои позиции, а в ряде случаев и улучшить удалось 2/3 регионов. Преимущественно шаг движения составил не более чем один уровень как в положительную, так и в отрицательную сторону. 24 региона улучшили свои позиции: Саратовская, Самарская, Мурманская, Волгоградская, Костромская, Тульская, Нижегородская, Вологодская, Ульяновская, Кировская, Брянская, Астраханская, Омская области, Республики Карелия, Мордовия, Дагестан, Алтай, Калмыкия, Адыгея, Бурятия, Чукотский автономный округ, Пермский край, Удмуртская Республика, Еврейская автономная область.

Александр  Марченко
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области:

«Важно отметить значительную роль губернатора Саратовской области Романа Викторовича Бусаргина в достижении подобных результатов. Благодаря слаженной работе региональная команда во главе с руководителем субъекта достигает поставленных целей и стремится улучшить результат.

Так, по итогам 2023 года зафиксирован уверенный рост инвестиционной активности в регионе. По данным статистики, объем инвестиций в основной капитал в Саратовской области вырос на 78 млрд рублей по сравнению с 2022 годом и составил 286,5 млрд рублей. Темп роста объема инвестиций сложился на уровне 124,0% к прошлому году, что позволило региону занять по этому показателю 12-е место в России. Кроме того, два года подряд нам удалось сохранять лидерство среди регионов ПФО по темпам роста частных инвестиций».

Олег Ермолаев
Олег Ермолаев,
член Правительства Республики Карелия – министр экономического развития Республики Карелия:

«Основной приток инвестиций в основной капитал республики обеспечивает бизнес. Секрета никакого нет – в регионе уже много лет действует комплексная система мер поддержки инвесторов и малого бизнеса, одна из самых гибких в стране. Это отмечают предприятия, представители федеральных ведомств и деловых объединений.

По динамике инвестиций с 2018 по 2023 год Карелия занимает 1-е место среди субъектов Северо-Западного федерального округа. За пять лет инвестиции в основной капитал по Республике Карелия увеличились на 35% в сопоставимых ценах с 48,1 млрд рублей в 2018 году до 103,6 млрд рублей по итогам 2023-го».

Вместе с тем 27 регионов утратили свои позиции: Челябинская, Липецкая, Архангельская, Ленинградская, Амурская, Оренбургская, Тюменская, Воронежская, Курганская, Белгородская, Тверская, Магаданская, Владимирская, Калужская, Рязанская области, Республики Башкортостан, Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Ханты-Мансийский, Ненецкий автономные округа, Кабардино-Балкарская Республика, Севастополь, Красноярский и Ставропольский края.

Пятерка лидеров осталась неизменной. В топ-5 по итогам оценки вошли: Москва, Краснодарский, Приморский края, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности (А-1).

Анатолий Гарбузов
Анатолий Гарбузов, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:

«По итогам 2023 года инвестиции в основной капитал Москвы достигли 6,8 трлн рублей. При этом доля столицы в объеме инвестиций в основной капитал РФ составляет около одной пятой от общего объема.

Москва постоянно работает над тем, чтобы оставаться привлекательной для ведения бизнеса, формирует качественную инвестиционную инфраструктуру. Сегодня в городе действуют более 20 системных мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнеса».

Василий Воробьев
Василий Воробьев,
руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края:

«Краснодарский край уже достаточно давно и успешно укрепляет имидж одного из наиболее привлекательных и комфортных для инвесторов регионов России – по объему привлеченных инвестиций уже много лет подряд входит в топ-10 в стране и имеет положительную международную репутацию одного из лучших регионов в стране для эффективного инвестирования».

Валерий Миронов
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:

«Сильные позиции региона в рэнкинге инвестиционной привлекательности обусловлены следующими факторами: высокий уровень социально-экономического развития; эффективное инвестиционное законодательство; широкий спектр мер государственной поддержки бизнеса; наличие прямой связи инвесторов с руководством региона».

Таблица 1. Распределение регионов по уровням инвестиционной привлекательности*

Наименование субъекта Российской Федерации Уровень
1 Алтайский край В-3
2 Амурская область В-1
3 Архангельская область А-3
4 Астраханская область В-2
5 Белгородская область В-2
6 Брянская область В-2
7 Владимирская область В-3
8 Волгоградская область А-3
9 Вологодская область В-1
10 Воронежская область В-2
11 Еврейская автономная область В-3
12 Забайкальский край В-3
13 Ивановская область В-3
14 Иркутская область С
15 Кабардино-Балкарская Республика В-3
16 Калининградская область А-2
17 Калужская область В-3
18 Камчатский край В-1
19 Карачаево-Черкесская Республика С
20 Кемеровская область С
21 Кировская область В-2
22 Костромская область В-1
23 Краснодарский край А-1
24 Красноярский край В-3
25 Курганская область В-2
26 Курская область А-3
27 Ленинградская область А-3
28 Липецкая область А-3
29 Магаданская область В-3
30 Москва А-1
31 Московская область А-2
32 Мурманская область А-3
33 Ненецкий автономный округ В-2
34 Нижегородская область В-1
35 Новгородская область В-1
36 Новосибирская область В-2
37 Омская область В-1
38 Оренбургская область В-1
39 Орловская область А-2
40 Пензенская область В-3
41 Пермский край В-1
42 Приморский край А-1
43 Псковская область А-2
44 Республика Адыгея В-3
45 Республика Алтай В-1
46 Республика Башкортостан В-1
47 Республика Бурятия В-3
48 Республика Дагестан В-2
49 Республика Ингушетия С
50 Республика Калмыкия В-3
51 Республика Карелия А-2
52 Республика Коми В-2
53 Республика Крым В-2
54 Республика Марий Эл С
55 Республика Мордовия В-1
56 Республика Саха (Якутия) С
57 Республика Северная Осетия – Алания С
58 Республика Татарстан А-1
59 Республика Тыва С
60 Республика Хакасия С
61 Ростовская область В-2
62 Рязанская область С
63 Самарская область А-2
64 Санкт-Петербург А-2
65 Саратовская область А-2
66 Сахалинская область А-2
67 Свердловская область А-3
68 Севастополь С
69 Смоленская область А-2
70 Ставропольский край С
71 Тамбовская область С
72 Тверская область В-3
73 Томская область С
74 Тульская область В-1
75 Тюменская область В-1
76 Удмуртская Республика В-2
77 Ульяновская область В-2
78 Хабаровский край В-3
79 Ханты-Мансийский автономный округ В-2
80 Челябинская область А-3
81 Чеченская Республика С
82 Чувашская Республика А-3
83 Чукотский автономный округ В-1
84 Ямало-Ненецкий автономный округ А-1
85 Ярославская область А-3

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЦБ РФ, портала «Электронный бюджет», МВД России, Минфина России, НИФИ, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

Медианные значения приросли во всех группах, кроме группы С, характеризующейся низким уровнем инвестиционной привлекательности. Но и в данной группе снижение медианного числа составило всего 0,004 п. В целом медианное значение по итогам отчетного года приросло на 0,14 п. относительно 2022-го, превысив ожидания агентства 1.

Вместе с тем в структуре инвестиционной привлекательности по итогам 2023 года наблюдалось увеличение медианного числа по оценке социальных, инфраструктурных ресурсов и состояния окружающей среды. Наибольший рост сложился в блоке инфраструктурных ресурсов, медианное значение увеличилось с 0,24 в 2022 году до 0,27 в 2023-м. Несомненно, содействие данному блоку оказали меры государственной поддержки, в т. ч. инфраструктурные бюджетные кредиты (далее – ИБК), специальные казначейские кредиты (далее – СКК), реализация национальных проектов. Медианное значение ухудшилось в финансовом и экономическом блоках. На снижение медианного числа в финансовом блоке повлиял ряд факторов: ухудшение ситуации по открытости бюджетных данных, сбалансированности бюджетов (региональные бюджеты были исполнены с агрегированным дефицитом против агрегированного профицита годом ранее), рост просроченной задолженности по кредитам, долговой нагрузки (долг в основном увеличился из-за привлеченных ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов). Несмотря на положительные результаты в развитии экономики в целом, у ряда регионов наблюдалось замедление в развитии, в т. ч. в инновационном, что отрицательно отразилось на медианном значении.  

Ключевыми инструментами для усиления инвестиционной привлекательности регионов являются информационная доступность и открытость, так как они повышают доверие инвесторов, снижают риски и делают регион более предсказуемым. Также упрощают доступ к информации – открытые данные помогают инвесторам быстрее оценить потенциал региона и принять решения, способствуют созданию положительного имиджа. Регионы больше стали уделять внимание данному аспекту. Более чем в 1/3 регионов информационная доступность и прозрачность находятся на высоком и умеренно высоком уровне. Лидеры инвестпривлекательности характеризуются высоким уровнем открытости.

Анатолий Гарбузов
Анатолий Гарбузов,
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:

«Для выстраивания бесшовной безбарьерной коммуникации бизнеса и города создаются современные цифровые инструменты. Так, с 2014 года функционирует инвестиционный портал Москвы, который объединяет более 40 уникальных цифровых сервисов. В режиме онлайн инвесторы могут подобрать площадку для локализации производства или ведения бизнеса, оценить ее инвестиционную привлекательность и многое другое. Москва готова тиражировать успешные практики работы с инвесторами, поэтому в рамках ПМЭФ-2024 мэр Москвы Сергей Собянин и министр экономического развития РФ Максим Решетников подписали Меморандум о создании единого инвестиционного портала Российской Федерации, основой для которого станет инвестпортал Москвы.

Одной из лучших практик развития предпринимательства, по версии Агентства стратегических инициатив, стал электронный сервис «Московский инвестор», запущенный в 2020 году для оперативного взаимодействия бизнеса и власти. С его помощью предприниматели могут направлять органам власти предложения по развитию инвестиционного потенциала и улучшению инвестиционного климата столицы, а также решать проблемные вопросы. Срок рассмотрения обращений составляет до 10 дней».

Также можно выделить и такие регионы с высоким уровне открытости, как Саратовская, Калининградская, Ленинградская, Псковская, Самарская, Смоленская, Тюменская области, Республика Карелия.

Александр  Марченко
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области:

«Серьезная работа была проведена по модернизации главного информационного ресурса инвестора – инвестиционного портала региона. Сегодня это современная, информативная платформа, где размещена как основная информация о регионе, так и «Личный кабинет» инвестора, с помощью которого можно предложить проект, подать заявку на сопровождение или задать вопрос руководству региона. Важным новшеством стало внедрение цифрового сервиса – калькулятора мер поддержки. Теперь инвестор может в режиме онлайн узнать, какие льготы и преференции ему доступны исходя из конкретных параметров инвестиционного проекта».

Поступательное улучшение открытости снизило количество аутсайдеров с 1/3 годом ранее до 1/4. В отстающих регионах в большинстве случаев важная информация либо вообще отсутствует, либо уже давно устарела. Информационные ресурсы регионов все также остаются сложными для поиска и получения данных. Во многих регионах отсутствует информация о тарифах на электроэнергию, тепло-, водоснабжение, финансово-кредитных учреждениях, социальной инфраструктуре, земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности. В число слабых по открытости вошли большинство республик Северо-Кавказского федерального округа (Республики Ингушетия и Северная Осетия (Алания), Чеченская и Карачаево-Черкесская Республики).

Инфраструктурные ресурсы: успешные результаты

2023 год принес положительные результаты в инфраструктурном развитии. Значительное влияние на позитивные итоги оказала реализация «Инфраструктурного меню», которое позволило направить ресурсы на наиболее важные и актуальные проекты. Его реализация не только ускорила развитие инфраструктуры, но и повысила ее качество, сделав более современной, устойчивой и ориентированной на потребности общества. Существенный разрыв между лидерами и отстающими сохранился: у передовика значение индекса составило 20,3, а у аутсайдера – 1,7. Инфраструктура, оставаясь ключевым фактором для привлечения инвестиций в регионы, по-прежнему развита недостаточно и распределена неравномерно. В связи с этим в последнее время вопросам инфраструктурного развития уделяется значительное внимание как со стороны российского правительства, так и региональных властей. Так как ИБК позволяет активнее формировать благоприятную городскую среду, правительством принято решение продолжить выделять по 250 млрд рублей на инфраструктурные кредиты регионам в период с 2026 по 2030 годы.

Таблица 2. Топ-10 регионов с наиболее высокими и низкими интегральными оценками по инфраструктурным ресурсам*

Наименование региона Наименование региона
1–10 Архангельская область 76–85 Астраханская область
Камчатский край Кабардино-Балкарская Республика
Костромская область Калужская область
Москва Карачаево-Черкесская Республика
Республика Коми Республика Ингушетия
Санкт-Петербург Республика Тыва
Сахалинская область Республика Хакасия
Тверская область Севастополь
Чукотский автономный округ Удмуртская Республика
Ямало-Ненецкий автономный округ Чеченская Республика

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

Свои лидирующие позиции сохранили Москва, Санкт-Петербург и Архангельская область. В топ-10 вошли регионы с более развитыми сетями автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, торговыми площадями, системой воздушного и городского пассажирского транспорта, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктурой.

Анатолий Гарбузов
Анатолий Гарбузов,
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:

«В Москве успешно реализуются крупные инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства. Например, в 2023 году в рамках крупнейшего концессионного соглашения столицы был открыт проспект Багратиона. Инвестиции в реализацию проекта составили около 68 млрд рублей. Всего же в столице заключено семь концессий и одно ГЧП-соглашение в таких сферах, как образование, здравоохранение, экология, автодорожное строительство, ЖКХ, гостиничное обслуживание».

В числе наименее инфраструктурно развитых 40% составляют регионы Северо-Кавказского федерального округа.

Большое внимание к развитию инфраструктуры в последние годы дает положительные результаты, но тем не менее в ряде случаев состояние инфраструктуры оставляет желать лучшего. В пяти регионах (Самарская, Волгоградская области, Чукотский АО, Республики Тыва, Саха (Якутия)) менее 50% автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. В Ненецком автономном округе и Архангельской области доля дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет всего 9,9 и 6,1% соответственно. В Республике Марий Эл, Саратовской и Архангельской областях дорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, только 30,9, 26,3 и 25,8% соответственно. В пяти регионах (Республики Тыва, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика) менее 10 на 100 человек населения являются активными абонентами фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет.

Социальные ресурсы в движении: уверенный рост и развитие

Без развитых социальных ресурсов регион не может быть инвестиционно-привлекательным, так как они играют ключевую роль в создании благоприятных условий для жизни и работы. Здравоохранение, образование, культура, транспорт, жилищная инфраструктура напрямую влияют на качество жизни населения и привлечение квалифицированных специалистов. Развитая социальная инфраструктура способствует снижению социальной напряженности, уровня преступности и безработицы, что создает стабильную и безопасную среду, важную для долгосрочных инвестиций. Инвесторы всегда обращают внимание на регионы, в которых есть возможность привлечь и удержать квалифицированные кадры, поскольку это повышает конкурентоспособность бизнеса.

Валерий Миронов
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:

«Автономный округ входит в группу регионов с благополучной социальной ситуацией, которая характеризуется высокой покупательной способностью населения, низкой долей населения с доходами ниже прожиточного минимума, низким уровнем безработицы. Среднедушевые денежные доходы населения и реальный размер начисленных пенсий находятся выше среднероссийского уровня».

Социальные ресурсы, имеющие весомую значимость в инвестпривлекательности, показывают динамический рост. Так, по итогам отчетного года медианное значение интегральной оценки данного блока выросло с 18 до 19,2. В социальном блоке разрыв между лидерами и аутсайдерами не такой большой, как в инфраструктурном. У лидера интегральная оценка 25,2, а у отстающего региона 12,4. Топ-10 регионов по качеству жизни составляют в основном те, у которых наблюдается высокий уровень доходов населения, потребительских расходов, развития сферы услуг. Регионы со слабым социально-экономическим развитием имеют в ряде случаев невысокие значения показателей, их отрицательную динамику, высокий уровень безработицы. Несмотря на напряженность рынка труда, вызванную низкой безработицей (по итогам 2023 года безработица составила 3,2%), в республиках Северо-Кавказского федерального округа, а также в Республике Алтай уровень безработицы превышает 7,0%. Наибольший уровень безработицы по итогам 2023 года сложился в Республике Ингушетия – 27,8%. При этом в республиках Северо-Кавказского федерального округа наблюдается самый низкий уровень преступности на 1 тыс. человек населения – менее пяти преступлений на 1 тыс. человек населения в Чечне, Дагестане, Ингушетии, а также в Приморском крае. Самый высокий уровень преступности в Республиках Алтай, Карелия, Коми – более 20 преступлений на 1 тыс. человек населения. В ряде регионов, находящихся в числе последних по итогам оценки социальных ресурсов, наблюдается один из самых низких объемов платных услуг на душу населения. Например, в Ингушетии и Тыве данный показатель составляет 31,0 и 19,5 тыс. рублей на человека соответственно.  

Таблица 3. Топ-10 регионов с наиболее высокими и низкими интегральными оценками по социальным ресурсам*

Наименование региона   Наименование региона
1–10 Астраханская область 76–85 Владимирская область
Калининградская область Ленинградская область
Краснодарский край Липецкая область
Москва Магаданская область
Нижегородская область Республика Адыгея
Приморский край Республика Ингушетия
Республика Карелия Республика Тыва
Ростовская область Ставропольский край
Удмуртская Республика Тульская область
Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменская область

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, МВД России, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

В текущем году социальные ресурсы продолжают развиваться, несмотря на внешние условия, демонстрируя адаптивность к вызовам современной среды. Так, по итогам II квартала 2024 года среднедушевые денежные доходы населения выросли на 16,8%, реальные денежные доходы – на 7,7%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата сотрудников организаций также демонстрирует рост: в июне 2024 года он составил 15,3% к июню 2023-го. Безработица продолжает бить исторический минимум, за май – июль 2024 года составив 2,5%, что вызывает напряжение на рынке труда и ставит новые задачи, чтобы решать вопросы с дефицитом кадров.

Александр  Марченко
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области

«Кадровый вопрос выступает основной проблемой и самым серьезным вызовом в части развития инвестиционного потенциала региона. Безработица в Саратовской области на сегодняшний день достигла исторического минимума, на рынке труда уже сейчас представлено 30 тыс. вакансий, а с завершением крупных инвестиционных проектов в ближайшие несколько лет будет создано еще порядка 20 тыс. рабочих мест. Заполнение кадровой потребности инвесторов и привлечение людей для работы на новых предприятиях – одно из приоритетных направлений нашей текущей работы».

Компенсировать нехватку кадров позволяют такие меры, как повышение производительности труда через внедрение автоматизации и цифровизации. Программы повышения квалификации и подготовки способствуют лучшему использованию внутреннего трудового потенциала, адаптируя работников к новым требованиям рынка, а оптимизация условий труда и конкурентоспособные зарплаты снижают текучку кадров.

Колебания в экономическом блоке незначительные

Региональная экономика в 2023 году развивалась в условиях санкций, геополитической напряженности. Программа импортозамещения, начатая в предыдущие годы, получила дополнительный импульс в 2023-м. Многие регионы сосредоточились на развитии местного производства в секторах, особенно чувствительных к санкциям и ограничениям на импорт. В результате в ряде регионов увеличилось производство продукции в агропромышленном комплексе, фармацевтике, машиностроении, информационных технологиях. Важную роль в развитии региональной экономики сыграли государственные инвестиции. Регионы продолжили искать новые пути для диверсификации своей экономики. В условиях ограничения международных поездок внутренний туризм продолжил развиваться.

Валерий Миронов
Валерий Миронов,
директор департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:

«Ямало-Ненецкий автономный округ – центр газовой добычи арктической зоны РФ. Основой региональной экономики является добыча углеводородов. По добыче природного газа Ямал занимает первое место среди регионов России (76% от общей добычи, или 482 млрд куб. м).

Социально-экономическое развитие автономного округа в 2023 году, происходившее на фоне беспрецедентного санкционного давления и отказа ряда европейских стран от российских углеводородов, в целом было стабильным. Отмечена положительная динамика обрабатывающего производства, объемов добычи газового конденсата, ввода жилья, номинальной и реальной заработных плат, доходов населения.

Валовой региональный продукт в 2023 году составил 5,4 трлн рублей, или 53% от объема ВРП в арктической зоне. Регион занимает лидирующие позиции по объему промышленного производства на душу населения (10,3 млн рублей) и первое место в РФ по инвестициям на душу населения (2,9 млн рублей)».

Сохраняется значительная разница в экономическом развитии между регионами. Многие из них продолжают сталкиваться с оттоком населения, особенно молодежи, что затрудняет экономическое развитие. Сдерживает его в ряде регионов и отмеченная выше проблема недостаточно развитой инфраструктуры, препятствующая развитию торговли и логистики. По итогам 2023 года заняли лидирующие строчки и имели по большинству показателей положительную динамику в основном регионы, у которых более сильные позиции по инновационному развитию, отгруженным товарам собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами на душу населения. Регионы, находящиеся в числе последних, имеют незначительные размерные характеристики экономических ресурсов и в ряде случаев отрицательную динамику по показателям. В данных регионах отмечена отрицательная динамика от трех до пяти показателей из девяти. Как и ранее, по количеству занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения невысокие показатели у всех республик Северного Кавказа, в т. ч. самые низкие значения в Республике Дагестан (12,3 человека). Первые строчки в рэнкинге по данному показателю заняли Республика Калмыкия (112,4 человека), Сахалинская область (74,2 человека), Республика Саха (Якутия) (74,12 человека) и Ненецкий автономный округ (73,9 человека). Оценка по доле вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП показала, как и в предыдущие годы, что наименьшие значения демонстрируют все автономные округа: Чукотский (9,3%), Ханты-Мансийский (5,4%), Ямало-Ненецкий (2,1%), Ненецкий (2,2%), а также Республика Коми (9,2%). Ведущее положение занимает Новосибирская область с долей 39,8%. Лидерами по производству инновационных товаров, работ и услуг остаются Республики Мордовия и Татарстан. Доля этих регионов в общем объеме произведенных инновационных товаров, а также выполненных работ и услуг составила 21,8 и 19,0% соответственно. Наименьшие значения – 0,1% в девяти регионах: Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа, Астраханская, Сахалинская области, Чеченская Республика, Республики Тыва, Хакасия, Саха (Якутия) и Забайкальский край. Наименьшая доля населения, занятого в неформальном секторе экономики, наблюдается в Чукотском автономном округе (2,7%) и Москве (4,9%). Во всех регионах Северо-Кавказского федерального округа самая значительная доля населения, занятого в неформальном секторе экономики, превышает 30%-ный барьер, а наибольшая – в Ингушетии (54,4%). Кроме того, 30%-ный барьер по данному показателю превышен в Республиках Бурятия, Тыва, Алтай и Ставропольском крае.

Таблица 4. Топ-10 регионов с наиболее высокими и низкими интегральными оценками по экономическим ресурсам*

Наименование региона Наименование региона
1–10 Курская область 76–85 Архангельская область
Москва Астраханская область
Республика Крым Вологодская область
Республика Марий Эл Карачаево-Черкесская Республика
Республика Саха (Якутия) Орловская область
Республика Татарстан Псковская область
Самарская область Республика Алтай
Тульская область Республика Ингушетия
Удмуртская Республика Республика Калмыкия
Челябинская область Республика Тыва

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

Геополитическая напряженность продолжает влиять на экономические стратегии отдельных регионов, вызывая сдвиги в торговых потоках и инвестициях. В течение 2024-го экономическая активность поддерживается сохраняющимся ростом промышленного производства (индекс промышленного производства за январь – июль составил 104,8%), увеличением объемов продукции сельского хозяйства (индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 1-го полугодия текущего года насчитывал 100,9%), строительства (прибавка на 3,3% к январю – июлю 2023-го в соотносимых ценах), оборота розничной торговли (+8,4% к январю – августу 2022 года). Инвестиции по итогам 1-го полугодия текущего года продемонстрировали динамику в размере +10,9% г/г.

Финансы нестабильны

В 2023 году исполнение региональных бюджетов проходило в условиях сохраняющейся турбулентности. Тем не менее успешные результаты предыдущих двух лет, накопленные резервы ликвидности и эффективная координация всех ветвей власти в условиях неопределенности позволили завершить финансовый год без серьезных негативных последствий. Агрегированный дефицит консолидированных бюджетов составил 0,2 трлн рублей. С дефицитом исполнены бюджеты в 52 регионах, что отрицательно отразилось на интегральной оценке их финансовых ресурсов. При этом результаты оценки получились неоднозначные. В числе лидеров регионы с различным уровнем финансовой обеспеченности. Бюджет данных регионов исполнен с профицитом либо с незначительным дефицитом, демонстрирующим снижение по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, почти все показатели, характеризующие развитие данного блока, имели положительную динамику в этих регионах. По итогам 2023 года наибольший объем ННД на душу населения зафиксирован в трех автономных округах: Ямало-Ненецком (749,4 тыс. рублей), Ненецком (614,8 тыс. рублей), Чукотском (548,9 тыс. рублей) и Сахалинской области (536,7 тыс. рублей). Самые низкие значения по данному показателю насчитывались в республиках Северного Кавказа, от 36,0 тыс. рублей в Северной Осетии до 14,2 тыс. рублей в Ингушетии. Долговая нагрузка снизилась в 39 регионах. Наибольшая долговая нагрузка в Мордовии и Удмуртии – 81,0 и 68,7% соответственно. Самая высокая доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) отмечалась в Северной Осетии и Республике Ингушетия – 63,2 и 73,3% соответственно. При этом зафиксировано незначительное снижение относительно 2022-го на 2,6 и 2,1 п. п. соответственно. Наименьшая доля кредиторской задолженности организаций наблюдалась в Республике Алтай – 0,1%. В рэнкинге регионов по доле убыточных предприятий и организаций позиции по наихудшему результату остались, как и годом ранее: у Ненецкого автономного округа – 48,7% и Еврейской автономной области – 61,0%. Минимальное значение по данному показателю у Чувашской Республики – 15,8%. По доле просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, у большинства территорий наблюдаются отрицательные результаты, снижение зафиксировано только в 14 регионах. Но, несмотря на это, при медианном значении 2,6% в Ненецком автономном округе доля просроченных юрлицами кредитов составляет 64,5%, что на 16,4 п. п. ниже, чем годом ранее, тогда как в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Амурской области всего 0,1%.  

Таблица 5. Топ-10 регионов с наиболее высокими и низкими интегральными оценками по финансовым ресурсам*

Наименование региона Наименование региона
1–10 Амурская область 76–85 Архангельская область
Белгородская область Еврейская автономная область
Забайкальский край Кабардино-Балкарская Республика
Липецкая область Калининградская область
Мурманская область Карачаево-Черкесская Республика
Республика Саха (Якутия) Ненецкий автономный округ
Самарская область Новгородская область
Свердловская область Республика Адыгея
Смоленская область Республика Ингушетия
Ставропольский край Чеченская Республика

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, Федерального казначейства, Минфина России, ЦБ РФ, НИФИ, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

По итогам семи месяцев текущего года прямые консолидированные долговые обязательства регионов снизились на 104,6 млрд рублей относительно его начала, что связано в т. ч. с погашением бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, банковских кредитов, облигационных займов, а также с амортизацией. Из-за высокой ключевой ставки регионы не стремятся попасть на облигационный рынок и обращаться за кредитами в банки. В течение года регионы пользуются казначейскими кредитами для покрытия кассовых разрывов и короткого долга. Кроме того, регионы имеют существенный запас ликвидности в виде остатков средств на счетах. Вместе с тем наблюдается положительная динамика по налоговым и неналоговым доходам. ННД консолидированных бюджетов регионов приросли на 11,8%, или на 1,2 трлн рублей относительно аналогичного периода 2023 года.

Развитие окружающей среды набирает обороты

В 2023 году регионы продолжили развитие системы раздельного сбора и переработки отходов, восстановление водных объектов и лесов, вводили меры по снижению загрязнения воздуха, поддерживали экологический транспорт и возобновляемую энергетику. Кроме того, увеличилось внимание к экологическому просвещению, созданию парков и развитию экологического туризма. Блок, характеризующий развитие окружающей среды, показал рост. Если ранее медианное значение интегрального индекса по развитию окружающей среды составляло 5,1, то по итогам 2023 года – 5,7. У большинства регионов наблюдается положительная динамика по большинству показателей. Тем не менее расходы на охрану окружающей среды в ВРП у территорий остаются минимальными, в 62 регионах их доля к ВРП ниже 1%. Наибольшее значение данного показателя зафиксировано в Красноярском крае (2,9%). Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, к ВРП также незначительны, а в некоторых регионах и вообще отсутствуют. Наибольший объем данных инвестиций отмечен в Красноярском крае – 2,0% к ВРП. В 70 регионах (в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) доля городов с благоприятной средой от их общего количества (индекс качества городской среды – выше 50%) в 2023 году составила 50% и более. В Забайкальском крае и Республике Тыва таких городов всего 20%. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников составляет выше 50% у 49 регионов, наибольшее значение показателя у Рязанской области (97,9%). Регионы, занявшие последние места, характеризуются невысокими значениями, а также в большинстве случаев отрицательной динамикой показателей. Наибольшее их количество в Дальневосточном федеральном округе. В числе лидеров большинство регионов Центрального и Сибирского федеральных округов (по три региона), для ряда которых характерны высокие значения показателей по сравнению с другими территориями и положительная динамика.

Таблица 6. Топ-10 регионов с наиболее высокими и низкими интегральными оценками по состоянию окружающей среды*

Наименование региона Наименование региона
1–10 Иркутская область 76–85 Воронежская область
Кабардино-Балкарская Республика Еврейская автономная область
Кемеровская область Липецкая область
Красноярский край Магаданская область
Нижегородская область Приморский край
Республика Марий Эл Республика Карелия
Рязанская область Республика Крым
Свердловская область Сахалинская область
Тверская область Томская область
Ярославская область Чувашская Республика

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЕМИСС

* Регионы располагаются в алфавитном порядке.

В текущем году ESG-повестка в регионах продолжает активно развиваться, следуя мировым тенденциям по укреплению устойчивости, социальной ответственности и совершенствованию управления. Завершается реализация национального проекта «Экология», на смену которому в следующем году придет новый проект «Экологическое благополучие». В рамках «Экологии» реализуется ряд федеральных проектов, в т. ч. «Чистая страна», в рамках которой на 01.07.2024 была ликвидирована 191 несанкционированная свалка в границах городов, осуществляется ликвидация 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде. А также «Чистый воздух», в рамках которого в 12 городах – участниках проекта (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец, Чита) с 2019 года проводится эксперимент по квотированию выбросов.

Инвестпривлекательность регионов: что сулит 2024 год?

Развитие инвестиционной привлекательности регионов продолжается, и успех в ее повышении будет зависеть от комплексного подхода, включающего в себя экономические, административные, инфраструктурные и социальные меры. Региональные власти наряду с федеральным центром активно реализуют мероприятия, направленные на улучшение инвестклимата. Реализуются меры по поддержке крупных проектов, развитию инфраструктуры, создаются экономические зоны, развиваются индустриальные парки, внедряются программы поддержки бизнеса. Региональные агентства по привлечению инвестиций помогают в продвижении и взаимодействии с инвесторами. Улучшение городской инфраструктуры и качество жизни также способствуют привлечению капитала.

Александр  Марченко
Александр Марченко,
министр инвестиционной политики Саратовской области:

«Поддержка местных предприятий в целом сегодня остается одной из приоритетных задач для нас. Ежегодно совместно с агентством развития региона мы посещаем не менее 100 производственных предприятий, обсуждаем планы их инвестиционного развития и связанные с этим возможные риски, разрабатываем дорожную карту, в которой отражены пути и перспективы развития. Затем на основе проведенной работы анализируем потребности инвесторов в мерах поддержки и формируем новые льготы и преференции на основе их запросов. Так, например, ежегодно расширяются критерии предоставления земельных участков под реализацию проектов по упрощенной процедуре. На сегодняшний день такую возможность получили инвесторы, реализующие проекты в сфере обрабатывающей промышленности и туристической отрасли».

Василий Воробьев
Василий Воробьев,
руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края:

«Существенным аргументом для принятия решения о размещении проекта в Краснодарском крае для любого инвестора выступает внушительный пул мер государственной поддержки. Три года назад мы поменяли парадигму работы: перестали рассчитывать только на входящий поток и заняли в чем-то даже агрессивную позицию. Мы боремся с другими регионами за инвестора, разрабатываем новые меры поддержки, становимся пилотами всевозможных федеральных проектов.

На сегодняшний день Краснодарский край предлагает широкий перечень мер и видов поддержки в самых разных отраслях – по сути, это наши инвестиции в развитие экономики региона. Ежегодно несколько десятков тысяч предпринимателей и инвесторов являются получателями этих мер господдержки (в т. ч. нефинансовой – консультаций, обучения).

Особенно хочу подчеркнуть – мы глубоко погружаемся в экономику инвесторов и проблематику их деятельности. Это ложится в основу профильных отраслевых мер поддержки, которые уже дают результат.

В целом с 2020 года количество преференций увеличили в 3,7 раза – сейчас их 183 (рост в 1,5 раза к 2022-му), а общий объем поддержки бизнеса оценивается в сумме 45,6 млрд рублей (рост на 27% к 2022-му). И они показывают высокую эффективность: по проектам 2023 года на 1 рубль господдержки мы видим почти 6 рублей налогов в бюджет».

Экономические показатели демонстрируют положительную динамику. Инвестиции в основной капитал за 1-е полугодие 2024-го приросли на 10,9% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Поддержке инвестиционной активности способствуют в т. ч. ИБК, за счет которых идет активное строительство объектов инфраструктуры в регионах. Продолжается реализация национальных проектов. По итогам семи месяцев наблюдается устойчивое исполнение консолидированных региональных бюджетов, агрегированный профицит бюджетов регионов составил 1,5 трлн рублей. За семь месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов регионов продемонстрировали рост почти на 12% к аналогичному периоду 2023-го. Федеральный центр продолжает оказывать финансовую помощь регионам: так, межбюджетные трансферты за январь – июль 2024 года составили 1,9 трлн рублей. Кроме того, регионы вошли в 2024 году с определенным запасом прочности. Совокупный объем остатков средств на счетах на начало 2024-го составил 2,8 трлн рублей или порядка 13% от утвержденного объема расходов на текущий год. По мере увеличения расходов к концу года профицит региональных бюджетов будет снижаться, и к тому времени мы скорее всего увидим исполнение региональных бюджетов с агрегированным дефицитом.

ESG-факторы становятся ключевыми при оценке инвестиционной привлекательности регионов. Интеграция экологических, социальных и управленческих аспектов в региональную политику способствует привлечению более устойчивых и долгосрочных инвестиций, улучшает репутацию региона и способствует его развитию. А ESG-рейтинг становится отличным инструментом, показывающим результаты работы региональной власти и ее достижения. Кроме того, привлекать средства на устойчивые проекты, такие как возобновляемая энергетика, модернизация инфраструктуры, социальные инициативы возможно через выпуск зеленых и социальных облигаций. Освоение ESG-рынка – это еще один шаг к улучшению инвестиционной привлекательности.  

Несмотря на удорожание банковских кредитов на фоне высокой ключевой ставки, существуют различные формы государственной поддержки, которые дают возможность привлекать финансовые ресурсы на реализацию инвестиционных проектов на выгодных условиях.

Анатолий Гарбузов
Анатолий Гарбузов, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы:

«Благоприятный инвестиционный климат в стране во многом – результат работы по комплексной поддержке промышленного сектора столичной экономики. Например, только по итогам 2023 года свыше 800 промпредприятий воспользовались поддержкой города.

Среди ключевых инструментов – льготные инвестиционные кредиты, которые предоставляет Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства под 3% годовых на сумму до 3 млрд рублей и на срок до трех лет. Промышленные предприятия могут получить финансовую поддержку при приобретении оборудования, регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности и реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или реконструкцию промышленной инфраструктуры на территории столицы».

Василий Воробьев
Василий Воробьев,
руководитель департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края:

«Одной из наиболее востребованных мер является субсидирование процентных ставок по инвесткредитам. Мы единственные в России, кто оказывает инвесторам эту меру поддержки в первые три года, когда проценты максимально высокие. Край покрывает до 70% переплаты по кредитам – фактически в условиях высокой ключевой ставки мы берем все риски на себя и не останавливаем инвестактивность.

Мы также ведем работу над увеличением числа предпринимателей – получателей займов краевых фондов. В 2023 году стала доступна подача онлайн-заявок на получение льготных займов. В дополнение к федеральной цифровой платформе «МСП.РФ» предприниматели могут подать заявку на площадке с использованием портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края. Цифровые сервисы подачи документов облегчают процедуру получения финансовой поддержки, расширяют возможности доступа малых и средних предприятий к льготным займам. Также введение цифровых сервисов упрощает процедуру получения займов в удаленных районах края.

В 2022–2023 годах мы запустили две меры поддержки импортозамещающих производств – финансирование 30% затрат на создание или развитие таких предприятий и льготный заем «Импортозамещение» Фонда развития промышленности региона с процентной ставкой 0,1% годовых».

Олег Ермолаев
Олег Ермолаев,
член Правительства Республики Карелия – министр экономического развития Республики Карелия:

«В 2022 году на фоне геополитической ситуации нами было принято решение об увеличении возмещения части затрат инвесторам. Сегодня компания уже на инвестиционной стадии проекта может получить возврат 25% от суммы вложений, а по приоритетным отраслям – до 50%. Мы субсидируем капитальные вложения в строительство и реконструкцию производственных зданий, покупку техники и оборудования, уплату процентов по кредитам».

Давление на развитие будет оказывать дефицит трудовых ресурсов, который испытывают все регионы. Но, учитывая динамику показателей за истекший период текущего года, работу, которая проводится федеральными и региональными властями в рамках инвестиционных процессов, агентство полагает, что медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2024-го останется на том же уровне.

Карта. Дифференциация инвестиционной привлекательности российских регионов

Оценка инвестиционной привлекательности регионов: краткая методология

Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 66 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы, состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков у инфраструктурных (40%) и социальных (30%) ресурсов, так как для инвесторов существенное значение имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличия производительной и квалифицированной рабочей силы. Остальные блоки имеют равные веса по 10%. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, портала «Электронный бюджет», Минфина России, МВД России, НИФИ, ЕМИСС. Кроме того, в расчетах использованы динамика показателей за последний год и данные из чек-листов по информационной и географической доступности регионов, которые отражены в корректировке текущих значений параметров.

Итоговый индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется по формуле:

IPj = 0,4xIj + 0,1xEj + 0,3xSj + 0,1xFj + 0,1xOj,

где:

IPj – интегральный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;

Ij – интегральный показатель оценки инфраструктурных ресурсов j-го региона;

Ej – интегральный показатель оценки экономических ресурсов j-го региона;

Sj – интегральный показатель оценки социальных ресурсов j-го региона;

Fj – интегральный показатель оценки финансовых ресурсов j-го региона;

Oj – интегральный показатель оценки состояния окружающей среды j-го региона.

Показатели, характеризующие уровень инфраструктурных ресурсов

Оценка комплекса инфраструктурных факторов позволяет определить обеспеченность региона объектами социальной, производственной и технологической инфраструктур. Развитая инфраструктура региона – один из главных факторов инвестиционной привлекательности. Инвесторы, которые рассматривают ту или иную территорию, чтобы зайти, оценивают не только производственную и технологическую инфраструктуру, но и насколько комплексная в регионе социальная инфраструктура – для них это очень важно.

Таблица 7. Показатели для оценки инфраструктурного блока

Показатели
1 Количество отделений, пунктов связи и других структурных подразделений (объектов), производящих телеграфные операции на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
2 Число стационарных отделений связи (включая кустовые, укрупненные, сезонные) на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
3 Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения
4 Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения
5 Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям
6 Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения
7 Производство электроэнергии на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
8 Ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения
9 Плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км территории
10 Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования
11 Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на конец года
12 Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, километров дорог на 1 тыс. кв. км территории
13 Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %
14 Протяженность внутренних водных путей
15 Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения
16 Число больничных коек на 10 тыс. человек населения
17 Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10 тыс. человек населения, посещений в смену
18 Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения
19 Удельный вес обучающихся во вторую и третью смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
20 Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, % от численности детей в возрасте от года до шести лет
21 Число зрителей театров на 1 тыс. человек населения
22 Число посещений музеев на 1 тыс. человек населения
23 Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек
24 Количество действующих кредитных организаций и их филиалов на 10 тыс. человек населения

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень экономических ресурсов

Уровень развития экономики региона имеет большое значение для инвестиционной привлекательности, он показывает способности региона вести производственно-хозяйственную деятельность результативно и эффективно.

Таблица 8. Показатели для оценки экономического блока

Показатели
1 ВРП на душу населения
2 Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
3 Инвестиции в основной капитал на душу населения
4 Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП
5 Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
6 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (расчетный показатель)
7 Объем продукции сельского хозяйства на душу населения (расчетный показатель)
8 Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
9 Доля населения, занятого в неформальном секторе экономики

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень социальных ресурсов

Наличие социальных ресурсов определяет уровень и качество жизни населения, которые являются одними из самых значимых источников конкурентных преимуществ регионов. Чем выше качество жизни, тем притягательнее регион не только для жителей, мигрантов, студентов, туристов, но и инвесторов. Выбирая место для нового предприятия, инвесторы обязательно учитывают, в каких условиях будет жить работающий на нем персонал. Кроме того, доступность трудовых ресурсов, в т. ч. необходимой квалификации является важнейшим условием инвестиционной привлекательности региона.

Таблица 9. Показатели для оценки социального блока

Показатели
1 Оборот розничной торговли, в расчете на душу населения
2 Оборот общественного питания, в расчете на душу населения (расчетный показатель)
3 Объем платных услуг на душу населения
4 Объем бытовых услуг на душу населения
5 Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения
6 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
7 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (расчетный показатель)
8 Среднедушевые денежные доходы населения
9 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике
10 Потребительские расходы в среднем на душу населения
11 Продажа алкогольной продукции населению (тыс. декалитров на душу населения)
12 Объем транспортных услуг на душу населения
13 Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста)
14 Уровень участия в рабочей силе населения
15 Уровень занятости населения
16 Уровень безработицы населения
17 Уровень преступности (расчетный показатель на 1 тыс. человек населения)
18 Младенческая смертность (число детей, умерших в возрасте до года, на 1 тыс. родившихся живыми)

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень финансовых ресурсов

Достаточный объем финансовых ресурсов определяет финансовую самостоятельность региона, обеспечивает стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации, что является одним из необходимых факторов его инвестиционной привлекательности.

Таблица 10. Показатели для оценки финансового блока

Показатели
1 ННД КБ субъекта РФ на душу населения (расчетный показатель)
2 Степень сбалансированности консолидированного бюджета (отношение дефицита/профицита к ННД КБ)
3 Отношение прямого консолидированного долга бюджета к ННД КБ
4 Доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) (расчетный показатель)
5 Доля убыточных предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства)
6 Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам – резидентам и индивидуальным предпринимателям, в общем объеме задолженности (расчетный показатель)
7 Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень состояния окружающей среды

Регионы с менее благоприятной окружающей средой малопривлекательны для инвесторов.

Таблица 11. Показатели для оценки состояния окружающей среды

Показатели
1 Качество окружающей среды*
2 Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов
3 Объем затрат на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды (по направлениям природоохранной деятельности) к ВРП (расчетный показатель)
4 Отношение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, к ВРП (расчетный показатель)
5 Объем расходов на охрану окружающей среды, % к ВРП (расчетный показатель)
6 Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников
7 Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к ВРП (расчетный показатель)
8 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, + объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта к ВРП (расчетный показатель)

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Расчет каждого интегрального показателя основан на применении сравнительного анализа. На основании критериев развития регионов рассчитывается ряд аналитических показателей. По каждому параметру в разрезе регионов определяется максимальное или минимальное (в зависимости от сути показателя) значение, и ему присваивается индекс, равный единице.

На основании динамики данных показателей за последний год итоговое значение текущих показателей корректировалось на -1, -0,5, 0, 0,5, 1 балл в зависимости от того, на сколько был рост/снижение значения показателя по сравнению с данными предыдущего года.

Также была осуществлена корректировка уже итогового интегрального показателя за информационную доступность и географические факторы. Корректировка осуществлялась на основании данных чек-листа, полученных экспертным путем. Расчет проводился с применением сравнительного анализа.

Таблица 12. Чек-лист

Наименование
1 Наличие интернет-портала с информацией об инвестиционной деятельности
2 Общие сведения о географическом положении, климатических условиях, памятниках культуры, рекреации
3 Информация о ресурсном потенциале (полезные ископаемые, земельные ресурсы, водные ресурсы и т. д.)
4 Информация о трудовых ресурсах
5 Информация об инфраструктуре (ЖКХ, автомобильный транспорт, дороги, телекоммуникации и т. д.)
6 Информация о социальной инфраструктуре
7 Информация о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
8 Информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
9 Информация о поддержке МСП
10 Информация о поддержке инвестиционной деятельности
11 Информация о тарифах
12 Информация о преференциях и налоговых льготах
13 Информация о системообразующих предприятиях региона
14 Информация о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона
15 Показатели социально-экономического развития, характеризующие уровень развития региона
16 Наличие специализированной организации, работающей с инвесторами по привлечению инвестиций
17 Хорошие климатические условия
18 Расстояние до столицы менее 1 500 км
19 Наличие крупного морского порта
20 Приграничный регион

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам инвестиционной привлекательности: А, В, С, характеризующим инвестпривлекательность регионов на высоком, среднем и низком уровнях соответственно. Группы А и В поделены на три подгруппы. В группу с высоким уровнем инвестиционной привлекательности вошло 25 регионов, со средним – 45, с низким – 15.  

Таблица 13. Уровни инвестиционной привлекательности регионов

Группа Подгруппа Определение Количество регионов
А А-1 Наивысший уровень инвестиционной привлекательности 5
А-2 Очень высокий уровень инвестиционной привлекательности 10
А-3 Высокий уровень инвестиционной привлекательности 10
В В-1 Средний уровень инвестиционной привлекательности 15
В-2 Умеренный уровень инвестиционной привлекательности 15
В-3 Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности 15
С С Низкий уровень инвестиционной привлекательности 15

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

1 Ранее агентство «Эксперт РА» прогнозировало, что медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2023 года подрастет до уровня 2021-го.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

По итогам девяти месяцев 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 5,5% относительно ан... 29.11.2024
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Вся аналитика