Содержание
- Резюме
- Экономика регионов выдерживает санкционное цунами
- Региональные бюджеты исполнены с агрегированным дефицитом
- Межбюджетные трансферты просели
- Социально ориентированные региональные бюджеты
- Сформированный запас ликвидности в предыдущие годы поддержал региональные бюджеты
- Увеличение госдолга регионов не связано с необходимостью компенсации дисбаланса региональных бюджетов
- Экономика и финансовая устойчивость регионов в 2024 году: консервативный прогноз
Резюме
После потрясений 2022 года региональные бюджеты и их экономика в 2023-м вошли в фазу стабильной волатильности. Неопределенность, связанная с геополитическим и макроэкономическим положением, стала новой нормой. Удорожание кредитов, топливный кризис, курсовая и инфляционная неопределенность стали существенными факторами риска разбалансировки бюджетов регионов.
По итогам 2023 года региональные бюджеты исполнены с агрегированным дефицитом в размере 0,2 трлн рублей. Дефицитные бюджеты сложились в 55 регионах. Долговые обязательства регионов приросли на 14,4% г/г и составили 3,2 трлн рублей, что является историческим максимумом за последние более чем 10 лет. Прирост долга в основном связан с предоставлением регионам инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов. Несмотря на увеличение долга, долговая нагрузка осталась практически на уровне 2022 года – 20,7% (в 2022-м долговая нагрузка была на уровне 20,9%), что обусловлено ростом налоговых и неналоговых доходов на 16,0%. Рост ключевой ставки ЦБ во второй половине 2023-го, сформированный запас прочности в предыдущие годы (остатки на счетах бюджетов регионов на начало года составляли 2,3 трлн рублей) сдержали активность регионов на облигационном рынке и в привлечении банковских кредитов. На облигационный рынок вышло только пять регионов: Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Республика Башкортостан, Москва.
«Эксперт РА» сдержанно оценивает развитие экономики регионов и их финансовую устойчивость в 2024 году. Сохраняющиеся внешние риски, а также риски, связанные с напряженностью на рынке труда и инфляционными ожиданиями, будут оказывать давление на кредитоспособность регионов. Разбалансировка региональных бюджетов в целом усилится. Накопленная ликвидность в виде остатков средств на счетах в размере 2,9 трлн рублей на конец 2023 года поможет поддержать сбалансированность бюджетов в условиях высокой вероятности замедления темпов роста налоговых и неналоговых доходов. Бюджеты регионов по итогам 2023 года будут исполнены с агрегированным дефицитом порядка 0,4 трлн рублей. Долговые обязательства регионов прирастут и составят порядка 3,4 трлн рублей, что будет связано с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, а также с необходимостью покрытия дефицита. Долговая нагрузка составит порядка 21,0%.
Экономика регионов выдерживает санкционное цунами
За два последних года экономика в регионах не сломалась под санкционным давлением. На федеральном и региональном уровнях были приняты меры, которые помогли справиться с давлением. Гособоронзаказ сыграл роль драйвера в некоторых отраслях. По итогам 2023 года региональная экономика продемонстрировала позитивные результаты. Рост экономики во многом объясняется увеличением промышленного производства.
Промышленное производство увеличилось на 3,5% относительно 2022 года, что заметно лучше итогов 2022-го, когда прирост по этому показателю составил всего 0,7% г/г. В отраслевой структуре промышленности снижение наблюдалось в добыче полезных ископаемых – на 1,3% г/г и водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – на 2,5% г/г. Обрабатывающая промышленность и обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха продемонстрировали положительную динамику – +7,5 и +0,2% г/г соответственно.
В 19 регионах наблюдалась отрицательная динамика в промышленном производстве. Она сложилась в основном в регионах, экономика которых больше всего пострадала от санкционного режима. Снижение преимущественно наблюдалось в регионах, специализирующихся на нефтегазовой, угледобывающей, лесной промышленности, автопроме. Наибольшее сокращение произошло в Приморском крае и Магаданской области. В Приморском крае все отрасли промышленности продемонстрировали отрицательную динамику, наибольшая была в обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых. В Магаданской области спад промышленного производства обусловлен преимущественно негативной динамикой в добыче полезных ископаемых из-за снижения добычи золота и серебра в соответствии с плановыми показателями на предприятиях. Лидерами по приросту промышленного производства стали регионы с небольшими экономиками – Чувашия и Камчатский край, показавшие увеличение почти на треть г/г. Основными драйверами в Камчатском крае стали увеличение добычи металлических руд и производства пищевых продуктов, в Чувашии повысились объемы производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, а также компьютеров, электронных и оптических изделий, мебели и в других подотраслях.
Оборот розничной торговли восстановился почти до уровня 2021 года: после просадки в 2022-м на 6,5% г/г продемонстрировал в 2023-м рост на 6,4% г/г. Основными драйверами торговли стали рост реальных доходов (реальные денежные доходы в 2023 году увеличились на 4,6% г/г) и сменившаяся модель поведения – население начало больше тратить. Снижение оборота розничной торговли произошло только в пяти регионах – от 2,6% в Чукотском автономном округе до 0,4% в Астраханской области.
В платных услугах в 2023-м динамика замедлилась относительно итогов 2022-го и составила 4,4% г/г (против 5,0% г/г годом ранее). Положительная динамика зафиксирована в 70 регионах. Связана она в т. ч. с восстановлением авиаперевозок после ограничений весной прошлого года на фоне санкций, освоением предпринимателями новых ниш в сфере услуг, развитием сектора культуры и спорта, электронных услуг и услуг гостиниц за счет развития внутреннего въездного туризма.
Динамично развивающееся в 2022 году сельское хозяйство показало снижение в 2023-м на 0,3% г/г, что в т. ч. обусловлено высокой базой 2022-го на фоне рекордного урожая зерна и ряда других культур. В 46 регионах наблюдается положительная динамика. Наибольшие положительные результаты продемонстрировала Тверская область, в которой объемы производства продукции сельского хозяйства увеличились на 17,4% г/г, что связано со значительно возросшей урожайностью зерновых культур и картофеля, заготовок кормов. Кроме того, в регионе увеличились площади озимого сева и выросли показатели в животноводстве.
Строительная отрасль, как и годом ранее, показала положительные результаты – +7,9% г/г, благодаря в т. ч. программам льготного ипотечного кредитования. В жилищном строительстве был поставлен рекорд по вводу – 110,4 млн кв. м. Лидером по приросту в строительстве стал Чукотский автономный округ – объем работ повысился в 2,6 раза г/г, что связано с вводом в эксплуатацию 5,6 тыс. кв. м многоквартирного жилья. Но все же в 28 регионах наблюдалось снижение по данной отрасли, наибольшая просадка произошла в Республике Ингушетия – сокращение на 69,1% г/г. В регионе в 2023 году начато строительство ряда объектов со сроком ввода в эксплуатацию в 2024-м.
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в 2022 году показав свой наибольший рост с 2015-го – 111,9%, по итогам 2023-го составил 107,4%. Наибольшая динамика сложилась в Забайкальском крае (110,1%), наименьшая – в Тюменской области (104,6%). В структуре потребительских цен, незначительно опередив цены на продовольственные товары (108,2%), сильнее всего приросла стоимость услуг (108,3%). Больше всего увеличились цены на зарубежный туризм и услуги пассажирского транспорта.
Уровень безработицы в октябре – декабре 2023 года побил рекорд аналогичного периода 2022-го, сократившись на 1,0 п. п., и составил 2,9%, показав одно из самых низких значений в мире. Рынок труда продолжает быть перегретым, образовался кадровый голод. Рост спроса на рабочую силу наблюдается в большинстве регионов. Предприятия испытывают дефицит рабочей силы, особенно нуждаясь в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и неквалифицированном персонале. Миграционный приток не компенсирует их потребностей. По причине демографической ямы 90-х годов прошлого века лишь небольшая часть населения вступает в трудоспособный возраст в последнее время. Рынок труда становится препятствием для дальнейшего роста экономики. Повышение производительности труда позволит снизить напряженность. Самый низкий уровень безработицы наблюдается в Чукотском автономном округе (1,0%), самый высокий – в Республике Ингушетия (27,5%). Такой высокий уровень безработицы в Ингушетии связан с низкой оплатой труда и теневой занятостью.
Региональные бюджеты исполнены с агрегированным дефицитом
Исполнение региональных бюджетов в 2023 году происходило в продолжающихся условиях турбулентности. Положительные итоги последних двух лет, некоторый накопленный запас ликвидности, эффективная работа всех ветвей власти в условиях неопределенности позволили завершить финансовый год без провальных результатов.
Доходы региональных бюджетов по итогам 2023 года увеличились на 9,9%, в т. ч. налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) – на 16,0%, а вот межбюджетные трансферты снизились на 11,0%. Расходы также увеличились на 11,2%, однако они росли более высокими темпами по сравнению с доходами, что привело к исполнению бюджетов с дефицитом – агрегированный дефицит составил 0,2 трлн рублей, или 1,4% от ННД. Совокупный профицит профицитных бюджетов составил 0,3 трлн рублей, дефицит дефицитных бюджетов – 0,5 трлн рублей. Профицитные бюджеты сложились в 30 регионах (годом ранее – в 36 регионах). Наибольший профицит сформировался в Свердловской области – 18,6% от всего совокупного профицита, или 51 млрд рублей. А из дефицитных регионов более 39,0% от общего дефицита создал бюджет Москвы, или 189,5 млрд рублей. В ряде регионов дефицит носил технических характер, так как был покрыт за счет остатков средств на счетах, инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов.
Таблица 1. Профицит топ-10 регионов составил более 80% профицита профицитных бюджетов регионов, дефицит топ-10 – более 73%
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Несмотря на в целом положительную динамику по доходам региональных бюджетов, в 18 регионах наблюдалась отрицательная динамика, которая в большей степени связана с сокращением межбюджетных трансфертов. Кроме того, в пяти регионах снижение доходов связано с сокращением как ННД, так и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета: в Санкт-Петербурге, Республиках Коми и Ингушетия, Кемеровской области и Ненецком автономном округе. В Сахалинской области и Республике Хакасия снижение доходов связано с сокращением поступлений по ННД. Расходная часть приросла в большем количестве регионов, чем доходная. Только в 11 регионах наблюдалось снижение расходов, при этом четыре из них демонстрировали сокращение расходов более чем на 10%: Республики Ингушетия, Дагестан, Самарская область, Карачаево-Черкесская Республика.
Таблица 2. Доходы снизились в большем количестве регионов, чем расходы
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
В связи с тем что ННД продемонстрировали положительную динамику, а межбюджетные трансферты – отрицательную, доля ННД в доходах выросла на 4,2 п. п. и составила 80%. В шести регионах доля ННД превышает 90%: Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Сахалинской, Ленинградской областях, ЯНАО. Среди регионов с наименьшей долей ННД в структуре доходов все республики Северо-Кавказского федерального округа. Доля менее 20% зафиксирована в трех регионах – Чеченской Республике, Республиках Ингушетия и Тыва, как и годом ранее. Положительные результаты поступлений ННД были зафиксированы почти во всех регионах, кроме семи. Это в основном те регионы, у которых был значительный рост поступлений налогов в 2022-м – сработал эффект высокой базы, кроме того, на поступления оказывали влияние изменение логистических цепочек, макроэкономических параметров в угледобывающем, нефтегазовом секторах, прекращение действия института КГН с 1 января 2023 года. Прирост поступлений более чем на 40% по ННД наблюдался в трех регионах: Забайкальском крае, ХМАО, Республике Саха (Якутия), это регионы с высокой ролью транспортно-логистического комплекса (Забайкальский край) и нефтегазовой специализацией (ХМАО, Республика Саха (Якутия)).
Таблица 3. Топ-10 лидеров и аутсайдеров по динамике ННД и доли ННД в доходах
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
В структуре ННД налоговые доходы продемонстрировали рост на 16,8%, а неналоговые – снижение на 5,6%. В связи с тем что налоговые доходы приросли, их доля в ННД повысилась на 0,6 п. п. и составила 93,5%. Наибольший рост доли налоговых доходов наблюдается в Чукотском автономном округе (+4,8 п. п.), Тюменской (+3,1 п. п.) и Липецкой (+3,0 п. п.) областях, что связано в т. ч. с частичной компенсацией снижения налоговых доходов в 2022 году.
Таблица 4. Доля налоговых доходов в ННД выросла в 55 регионах
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
В структуре налоговых доходов, как и ранее, наибольшую долю занимает налог на прибыль организаций – 41,2%. При этом по сравнению с итогами 2022 года доля данного налога выросла на 3,5 п. п. и даже превысила значение в 2021-м, что привело, соответственно, к снижению долей остальных бюджетообразующих налогов: доля НДФЛ сократилась на 1,4 п. п., налога на имущество организаций – на 1,0 п. п., акцизов – на 0,8 п. п. и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – на 0,5 п. п.
По итогам 2023 года все бюджетообразующие налоги повысились, несмотря на то что доля многих из них в налоговых доходах снизилась, но, конечно, наибольший рост сложился по налогу на прибыль – +27,7%.
Таблица 5. Основные бюджетообразующие налоги приросли к 2022 году
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Позитивная динамика по налогу на прибыль наблюдалась почти у всех регионов, за исключением девяти. Лидерами по росту налога на прибыль организаций стали: Забайкальский край, чья экономика специализируется на железнодорожном транспорте, – поступления по налогу увеличились в 3 раза, ХМАО – в 2,7 раза, где прирост был существенно обусловлен поступлениями от организаций, которые до 1 января 2023 года являлись участниками КГН, Еврейская автономная область – в 2,2 раза. Более 50% налога на прибыль потеряла Республика Хакасия, что обусловлено снижением налоговой базы в угольной и алюминиевой отраслях в связи с сохраняющимся санкционным давлением, а также из-за курсовых разниц. По НДФЛ поступления росли во всех регионах, кроме Республики Ингушетия, что связано с высокой базой 2022 года из-за дополнительных поступлений налога от ООО «Группа Акрополь». Наибольшее увеличение поступлений по НДФЛ произошло в Приморском крае – в 1,3 раза в связи с повышением уровня средней номинальной зарплаты, которая приросла на 12,3% в январе – ноябре 2023 года относительно аналогичного периода 2022-го, а также с развитием оборонно-промышленного комплекса.
Таблица 6. Топ лидеров и аутсайдеров по поступлениям НДФЛ и налога на прибыль организаций
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Межбюджетные трансферты просели
Межбюджетные трансферты играют немаловажную роль в формировании доходной части региональных бюджетов. Их доля в структуре доходов по итогам 2023 года составила 18,1%, сократившись на 4,2 п. п. относительно 2022-го. В номинальном выражении они также уменьшились на 11,0%. В структуре межбюджетных трансфертов наблюдалось снижение по всем трансфертам, кроме дотаций. Дотации приросли на 4,0% и составили 1,1 трлн рублей. Наибольшее сокращение зафиксировано по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, по ним поступления снизились на 35,0 и 28,0% соответственно. Уменьшение субвенций обусловлено передачей части полномочий Социальному фонду России, иных межбюджетных трансфертов – сокращением объемов средств, выделяемых Резервным фондом правительства РФ. Структура трансфертов поменялась, но несущественно. Наибольшую долю, как и ранее, занимали субсидии. При этом, несмотря на то что субсидии в номинальном выражении уменьшились, их доля увеличилась на 2,3 п. п., так как более опережающими темпами происходило сокращение субвенций и иных межбюджетных трансфертов, их доля, следовательно, снизилась на 2,9 и 3,9 п. п. соответственно. Рост дотаций привел к увеличению их удельного веса на 4,4 п. п., до 30,3%.
Межбюджетные трансферты увеличились только в 20 регионах. Наибольшее увеличение трансфертов наблюдалось в Белгородской области – в 1,5 раза. Такой прирост в основном связан с увеличением дотаций от других бюджетов РФ в 3,2 раза. Наибольшее снижение трансфертов наблюдалось в Ненецком автономном округе – более чем на 50%. Сокращение происходило по всем видам трансфертов, наибольшее по иным межбюджетным трансфертам – более чем на 60%, что в основном связано с завершением проектов с федеральным участием.
Таблица 7. Межбюджетные трансферты уменьшились в основном за счет снижения субвенций и иных межбюджетных трансфертов
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Социально ориентированные региональные бюджеты
Расходная часть региональных бюджетов по итогам 2023 года приросла на 11,2%. В структуре расходов затраты на социальную сферу сформировали 53,9%. На образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 10,5 трлн рублей, что на 6,1% выше уровня 2022 года. При этом, как и годом ранее, их доля в общем объеме расходов снизилась – на 2,6 п. п., что в большей степени связано с ростом доли расходов на национальную экономику и ЖКХ на 0,3 и 1,9 п. п. соответственно, обусловленным реализацией инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов, переселением граждан из аварийного жилищного фонда, реализацией мероприятий федерального проекта «Жилье». В номинальном выражении данные расходы выросли на 18,5%. В трех регионах социальные расходы превысили 70,0%, это регионы Северо-Кавказского федерального округа: Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики. В двух регионах социальные расходы формируют менее 40% от общего объема затрат: Москва и Чукотский автономный округ. В данных регионах консолидированные расходы на национальную экономику и ЖКХ превышают 50%-ный барьер.
Таблица 8. Доля социальных расходов снижается второй год
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет»
Сформированный запас ликвидности в предыдущие годы поддержал региональные бюджеты
Профицитное исполнение региональных бюджетов в 2021–2022 годах, а также отсутствие острой потребности в снижении и рефинансировании долга в связи с замещением коммерческого долга долгосрочными бюджетными кредитами позволили регионам сформировать хорошую подушку безопасности. Так, на начало 2023 года остатки на счетах бюджетов регионов составляли 2,3 трлн рублей, или порядка 12% от расходов. Из них 1 трлн рублей – это остатки средств на счетах бюджетов в органе Федерального казначейства, 1,3 трлн рублей – средства бюджета на депозитных счетах. Кроме того, во многих регионах были сформированы Резервные фонды с общим объемом более 0,3 трлн рублей. Сформированный запас ликвидности по итогам 2021–2022 годов, а также в течение 2023-го (остатки на счетах приросли порядка на 0,6 трлн рублей) позволили регионам завершить финансовый 2023-й с меньшей разбалансировкой, чем прогнозировалось. На конец 2023 года запас прочности регионов сохранился, остатки составили 2,9 трлн рублей, из них 1,6 трлн рублей на счетах бюджетов в органе Федерального казначейства и 1,3 трлн рублей на депозитных счетах. В 2023-м размещать остатки на банковских депозитах имели право только 26 регионов (годом ранее такое право имели 34 региона), это те регионы, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. По итогам 2023-го на банковских депозитах размещены средства в 11 регионах, годом ранее в 12 регионах на конец 2022-го были денежные средства на депозитах. Наибольший объем остатков средств, который формирует почти 30% всех остатков регионов, зафиксирован в Москве.
Увеличение госдолга регионов не связано с необходимостью компенсации дисбаланса региональных бюджетов
Региональный госдолг в 2023 году продолжил расти. Его объем прирос на 14,4% г/г и составил 3,2 трлн рублей – это максимальное значение за последние 10 лет, соответствующее прогнозам агентства, сделанным в начале 2023 года. Такой рост обусловлен привлечением регионами инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов, которые являются долгосрочными и имеют низкую стоимость обслуживания (3,0% годовых). Кроме того, регионами были привлечены бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств, погашение которых предусматривается до 30 апреля 2024 года за счет межбюджетных трансфертов. Бюджетные кредиты были привлечены регионами на реализацию инфраструктурных проектов, которые имеют существенное значение для развития экономики и социальной сферы регионов. Несмотря на увеличение регионального госдолга, долговая нагрузка не приросла, так как поступления по налоговым и неналоговым доходам увеличивались более опережающими темпами, чем долг, и составила 20,7%.
Рост долга наблюдался в большинстве территорий, только 11 регионов демонстрировали его снижение. Лидером по приросту стал Ямало-Ненецкий автономный округ, совокупный долг которого увеличился в 10 раз в связи с выдачей государственной гарантии почти на 10,0 млрд рублей. В шести регионах долг вырос более чем в 2 раза – Республиках Крым и Дагестан, Чеченской Республике, Приморском и Алтайском краях, Владимирской области. По снижению долговых обязательств лидирует Ненецкий автономный округ. В данном регионе долг сократился на 23,1%, что связано с амортизацией облигаций. Единственный регион, который сохранял свои позиции как не имеющий долга, – Севастополь в 2023 году данные позиции потерял, на 01.01.2024 долг составил 0,9 млрд рублей.
Таблица 9. Рост долга произошел в 74 регионах
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Минфина России
Привлечение регионами инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов привело к росту доли бюджетных кредитов в структуре общего госдолга регионов с 71,0 до 77,4%. Кроме того, доля госгарантий подросла на 0,7 п. п., в 2023 году наибольший объем госгарантий был предоставлен Чувашией, Башкирией, ЯНАО. Соответственно, доля коммерческого долга сократилась на 0,6 п. п., облигационных займов – на 6,5 п. п. Сокращение облигационных займов было связано с амортизацией и погашением, при этом на облигационный рынок из-за высоких ставок вышло только пять регионов: Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Республика Башкортостан, Москва, общий объем эмиссии составил 35,5 млрд рублей. Нарастили в 2023 году банковский долг шесть регионов: Республики Тыва, Карелия, Бурятия, Омская, Калининградская, Архангельская области. Плюс еще семь регионов, не имевших банковского долга в 2022 году, привлекали банковские кредиты: Ярославская, Псковская, Нижегородская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Алтай, Хакасия. Чуть более чем в половине регионов (в 46) отсутствуют облигационные займы, а кредиты коммерческих банков на 01.01.2024 имеют только 23 региона.
Наибольшая доля рыночного долга (совокупного объема облигационных займов и банковских кредитов) в общей структуре обязательств приходится, как правило, на более устойчивые в финансовом отношении регионы. В Москве и Санкт-Петербурге доля рыночного долга превышает 50% в долговом портфеле. В 29 регионах долговой портфель полностью состоит из бюджетных кредитов.
Несмотря на отсутствие повышения долговой нагрузки в целом по регионам, в 45 из них наблюдался рост. Наибольшее увеличение долговой нагрузки произошло в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Лидером по снижению стала Удмуртская Республика. Это произошло в результате роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам, которые в республике увеличились почти на четверть, долг же снизился всего на 1,8%. По итогам 2023 года наименьшая долговая нагрузка сложилась в Сахалинской области – 1,8% от ННД, самая высокая – в Республике Мордовия – 93,9%. Несмотря на то что в Мордовии самая высокая долговая нагрузка, за 2023 год она снизилась на 4,3 п. п.
Таблица 10. В крупных инвестиционно привлекательных и финансово устойчивых регионах долговая нагрузка минимальна
Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Единого портала бюджетной системы РФ «Электронный бюджет», Минфина России
Крупные финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные регионы могут реализовывать как инфраструктурные, так и другие проекты без существенного увеличения долга, а в дотационных регионах с низким экономическим потенциалом степень риска роста долговой нагрузки при получении кредитов усиливается. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе в четырех из семи регионов наблюдался рост долговой нагрузки, при этом у всех них долговой портфель состоит на 100% из бюджетных кредитов.
Преобладание в долговых портфелях регионов дешевых бюджетных кредитов привело к снижению расходов на обслуживание долга на 9,2% г/г, в абсолютном выражении экономия составила 6,6 млрд рублей.
Экономика и финансовая устойчивость регионов в 2024 году: консервативный прогноз
К концу 2023 года экономика страны в целом перегрелась. Период активного восстановления после 2022 года подходит к завершению. Темпы роста экономики в регионах замедлятся, в т. ч. на фоне высоких результатов предыдущих лет. Экономическое развитие регионов, как и ранее, будет неоднородным, многое будет зависеть от отраслевой структуры. Экономику регионов сейчас поддерживает оборонно-промышленный комплекс. Также фактором роста в прошлом году было жилищное строительство, но в связи с сокращением выдачи ипотечных займов в конце 2023-го, скорее всего, в 2024-м будет замедление. На инвестиционной активности предприятий регионов продолжит негативно отражаться высокая ключевая ставка, рост которой привел к удорожанию кредитов. Существенное давление на развитие региональных экономик будет оказывать нехватка трудовых ресурсов. С проблемой кадрового голода столкнулось большинство регионов. И в ближайшие годы ожидать значимого улучшения на рынке труда не приходится, в т. ч. и в связи с демографической ямой. Принимаемые меры, в частности, повышение производительности, призваны смягчить напряжение на рынке труда, но здесь тоже есть риски. Связаны они с тем, что повышение производительности труда требует автоматизации, высокотехнологичного оборудования, значительная часть которого не выпускается в России.
В 2024 году разбалансировка региональных бюджетов сохранится, регионам необходимо выполнять социальные обязательства, достигать национальных целей. Межбюджетные трансферты, продемонстрировавшие сокращение в 2023-м, навряд ли будут увеличены в текущем году, а темп роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам снизится и составит около 5–7%. Накопленный запас ликвидности поддержит региональные бюджеты, но, несмотря на это, по итогам года исполнение региональных бюджетов будет с агрегированным дефицитом порядка 0,4 трлн рублей. Источниками финансирования дефицита региональных бюджетов в 2024 году станут остатки средств на счетах, инфраструктурные бюджетные кредиты, кредиты банков и облигационные займы.
Снижения государственного долга регионами в 2024 году ожидать не стоит, они продолжат привлекать инфраструктурные бюджетные кредиты. Кроме того, прогнозируемое снижение Банком России ключевой ставки во второй половине года, скорее всего, приведет регионы к выходу на облигационный рынок и рынок банковских кредитов для привлечения рыночного долга в целях покрытия дефицита. Рынок региональных облигаций, возможно, покажет рост (при условии снижения ключевой ставки). Традиционно, в т. ч. и на фоне растущих ставок в начале 2024-го облигационных размещений регионов ожидать не стоит, периодом высокой активности субфедеральных заемщиков является 2-е полугодие и особенно последние месяцы года. Новых игроков мы вряд ли увидим, а вот традиционных заемщиков, скорее всего, да. Это связано с необходимостью погашения и амортизации облигаций, выпущенных в предыдущие годы, а также с погашением бюджетных кредитов в конце года и покрытием дефицита. На облигационный рынок в 2023-м планируют выйти 20 регионов в соответствии с законами о бюджетах регионов на 2024-й и планируемый период 2025–2026 годов, это на семь регионов меньше, чем годом ранее. Заявленный объем размещений порядка 450 млрд рублей, треть из которого планирует привлечь Москва. Ожидать выхода на рынок всех заявленных игроков не стоит, регионы ежегодно в бюджетах закладывают по максимуму и все будет зависеть от результатов исполнения бюджетов и от потребностей субъектов в деньгах. По оценке агентства, совокупный долг в 2023 году составит порядка 3,4 трлн рублей. Долговая нагрузка, возможно, прирастет, но ненамного, и составит около 21,0%.
Актуальность ESG-повестки для всех участников рынка остается. Наличие оцененных ESG-факторов становится все более востребованным, оказывает положительное влияние на инвестиционною привлекательность регионов. Высокие ставки в 2023 году не позволили увидеть новых бенефициаров ESG-сделок, но регионы чаще стали обращать свое внимание на привлечение средств через размещение зеленых, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития. Надеемся, что в 2024 году сможем увидеть новых игроков на рынке ESG-финансирования среди регионов.