Региональные финансы, 30.01.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов
Поделиться
VK


Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы

Счетная палата (СП) рекомендовала властям изменить подход к реализации индивидуальных программ развития (ИПР) регионов. Сейчас потенциал этого инструмента не используется в полном объеме и не оказывает достаточного влияния на финансовое положение этих субъектов…

Индивидуальные программы были запущены в 2020 г. для 10 регионов: республик Адыгея, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Тува и Чувашия, а также Курганской и Псковской областей и Алтайского края. Целью проекта было ускорение социально-экономического развития этих территорий. Прогресс оценивается по четырем показателям: уровням безработицы и бедности, темпам роста инвестиций в основной капитал и реальным доходам населения. Всего на реализацию ИПР в 2020-2024 гг. выделено 52 млрд руб. (из них 50 млрд руб. из федерального бюджета). Трансферты в рамках ИПР предоставляются субъектам в равном объеме.

Социально-экономические показатели регионов с ИПР следовали общероссийской динамике, при этом по отдельным направлениям даже превосходили ее, отмечает младший директор по суверенным рейтингам агентства "Эксперт РА" Владислав Бухарский. Например, в 2020 г. по уровню безработицы все 10 регионов уступали среднероссийскому значению (5,8%), но уже в 2022 г. показатели в Мордовии, Чувашии и Алтайском крае были ниже, чем в среднем по стране (3,9%). Динамика по безработице в остальных регионах с ИПР также была позитивной, добавил эксперт.

Текущий объем финансирования индивидуальных программ не позволяет сделать предположение о его существенном вкладе в развитие регионов - они получают несопоставимо бОльшую целевую поддержку в виде субсидий или иных межбюджетных трансфертов, заявил Бухарский.

Eсли ИПР и имеет положительный эффект, оценить его сложно, так как финансирование не было привязано к отдельным мероприятиям, а их количество может различаться от региона к региону, продолжил Бухарский. Для более высокой прозрачности целесообразно, например, "прикреплять" бюджетные средства к отдельным видам мероприятий, считает он. Объем финансирования также следовало бы дифференцировать по регионам в зависимости от тяжести ситуации в них, территориальной величины и перечня мероприятий программы (как и предлагает СП), заключил эксперт.

Источник: Ведомости

Аналитика


Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года

По итогам 1 квартала 2024 года доходы региональных бюджетов показали рост почти на 2% относительно а... 28.05.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года
Вся аналитика