Региональные финансы, 08.05.2023

Регионам предсказали уменьшение на треть финансовой подушки безопасности
Поделиться
VK


РБК

«Эксперт РА» предсказал сокращение подушки безопасности в бюджетах регионов на ₽800 млрд

Эксперт РА» предсказал сокращение подушки безопасности в бюджетах регионов на ₽800 млрд

По итогам 2023 года регионы могут лишиться значительной части подушки безопасности в виде накопленных остатков, прогнозирует «Эксперт РА». Их могут направить на покрытие дефицитов бюджетов из-за роста расходов при снижении доходов.

По итогам 2023 года совокупный объем остатков бюджетных средств регионов может сократиться более чем на треть в связи с необходимостью финансировать дефициты бюджетов. За 2022 год сложилась рекордная сумма остатков — 2,28 трлн руб. Однако в текущем году часть этих средств, а именно более 0,8 трлн руб., понадобится для поддержки региональных бюджетов, прогнозируют аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных портала «Электронный бюджет» Минфина и Федерального казначейства. Их обзор есть у РБК.

«Итоги 2023 года регионы подведут, вероятно, со снижением остатков средств на счетах до 1,44 трлн руб. в связи с планируемым частичным покрытием прогнозируемого дефицита региональных бюджетов и сдержанными ожиданиями по поступлениям налоговых и неналоговых доходов», — пишут авторы.

Откуда взялись остатки

Остатки средств — это финансовая подушка безопасности регионов, сформированная в годы, когда доходы бюджетов превышали расходы. Эти средства хранятся на депозитных счетах в банках и счетах Федерального казначейства.

По итогам 2022 года совокупная сумма остатков покрывала 12,6% от утвержденных на 2023 год совокупных расходов региональных бюджетов. В отличие от показателя в денежном выражении, соотношение остатков к расходам оказалось не на самом высоком уровне: пик был в 2018 году, когда подушка безопасности была на уровне 15% плановых расходов.

Значительная сумма сложившихся остатков средств была накоплена по итогам 2021 года, когда бюджеты 66 субъектов были исполнены с профицитом, а агрегированный профицит регионов составил 0,6 трлн руб.

У регионов остатки складываются на разных уровнях относительно их расходов и используются тоже в разном объеме, в зависимости от размера потребностей. В частности, стабильно высокий запас ликвидности в последние годы имеют Москва и Ямало-Ненецкий автономный округ. Другие подняли его уровень на фоне благоприятного 2021 года (Липецкая, Кемеровская и Вологодская области), третьи, несмотря на санкционное давление, существенно улучшили ликвидность в 2022-м (Санкт-Петербург, Сахалинская область).

В аутсайдерах по объему остатков Тува, у которой на начало 2023 года не осталось ничего, Калмыкия, Карелия, Бурятия. Мурманской области и Чукотскому автономному округу удалось повысить ликвидность в 2020 и 2021 годах, но затем почти все остатки были направлены на финансирование дефицита, сложившегося по итогам 2022 года.

При размещении на депозитных счетах и счетах Федерального казначейства средства могут не только ждать своего часа для использования, но и приносить дополнительный доход регионам. В 2022 году от размещения средств на счетах регионы получили рекордные 370 млрд руб. — такой результат обеспечен в том числе ростом процентных ставок на фоне высокой инфляции в начале прошлого года (в марте—мае она составляла 17% годовых). Традиционно значительная часть процентных доходов приходится на Москву, но даже без учета столицы отношение процентных доходов к сумме налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты составило 2,7%.

Почему регионам понадобится подушка безопасности

В 2023 году в условиях усиливающегося санкционного давления бюджеты регионов продолжают сталкиваться со сложностями, которые могут потребовать увеличения расходов при ограниченных возможностях наращивания налоговых и неналоговых (то есть собственных) доходов, пишут аналитики агентства.

По данным на начало текущего года, в региональных законах о бюджете на 2023-й был заложен рост расходов на 3,1% при снижении совокупных доходов на 7,9% к уровню 2022-го. По состоянию на 28 апреля совокупные доходы (собственные, а также безвозмездные перечисления из федерального бюджета) должны снизиться на 4,3% к 2022-му, следует из данных «Электронного бюджета».

Агентство прогнозирует снижение собственных доходов бюджетов в диапазоне от 5 до 10% относительно 2022 года, уточнила руководитель группы суверенных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских. К собственным доходам относятся налоговые и неналоговые поступления, а в совокупные включаются еще межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Агрегированный дефицит региональных бюджетов ожидается на уровне 1,9 трлн руб., или 12% от доходов.

Источник: РБК

Аналитика


Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

После потрясений 2022 года региональные бюджеты и их экономика в 2023-м вошли в фазу стабильной вола... 13.03.2024
Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

На фоне сложившихся событий с 2022 года и по настоящее время особое внимание на себя обращает изменч... 26.12.2023
Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расче... 16.10.2023
Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Исполнение региональных бюджетов на протяжении последних двух лет с агрегированным профицитом, отсут... 10.05.2023
Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате сан... 10.04.2023
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на <span style=2023-й">
Вся аналитика