Финансовый сектор, 25.03.2021

Подарок из-за океана: как триллионы Байдена помогут мировой экономике
Поделиться
VK


Краткосрочный выигрыш, однако, грозит обернуться тяжелым похмельем как для США, так и для всего глобального рынка

Краткосрочный выигрыш, однако, грозит обернуться тяжелым похмельем как для США, так и для всего глобального рынка

Правительство США готовит очередной рекордный по своим масштабам план поддержки экономики. Его детали не до конца ясны, но речь идет о выделении $3 трлн на разные цели. Такое денежное вливание не может пройти бесследно. В ближайшей перспективе оно окажет благотворное влияние на экономику как США, так и других стран, включая Россию, — наша страна окажется в выигрыше через рост цен на нефть и другие эффекты. В долгосрочной перспективе столь щедрая раздача средств может привести к очень неприятным последствиям. Таковы выводы доклада рейтингового агентства «Эксперт РА». Подробности — в материале «Известий».

Американские власти в 2020–2021 годах влили в экономику невиданный ранее объем средств через бюджет и фискальную политику. Ради борьбы с предыдущими кризисами также выделялись немалые деньги, но по большей части вливания осуществлялись через снижение ставок и различные программы ФРС, получившие общее название «количественного смягчения». В 2008 году был принят план стимулирования экономики на $800 млрд (для того времени беспрецедентный по масштабам), но и он, по сравнению с нынешними суммами, кажется сущей мелочью.

В 2020 году было принято шесть антикризисных бюджетных программ. Часть из них была небольшой (меры, направленные на расширение тестирования, помощь возвращающимся из-за границы, оплачиваемые государством больничные и т.п.). А вот другие, такие как CARES Act и Response Relief Act, исчислялись в сотнях миллиардов и триллионах долларов, включая в себя такие неортодоксальные меры, как прямую выдачу гражданам физических денег. Общий объем программ составил $4 трлн, из которых к началу нового года 3 трлн были уже распространены.

В середине марта конгресс принял новый план размером $1,9 трлн, включающий в себя новые выдачи «вертолетных денег». И буквально тут же началась работа над самой большой в истории антикризисной программой, которая будет призвана, помимо всего прочего, вкладывать в американскую инфраструктуру и добавит к общему счету около $3 трлн. Таким образом, общая сумма дополнительных антикризисных расходов в США достигнет $8 трлн, и, возможно, это еще не конец.

Что это означает для американской и мировой экономики? Вброс такого колоссального объема средств не может пропасть бесследно (особенно если сопровождается еще и сверхмягкой монетарной политикой). Разумеется, это должно поддержать экономику на фоне одного из самых тяжелых спадов в истории. Но в том-то и дело, что объем выделенных сумм несопоставим с размером ВВП, «выпавшим» из-за кризиса. Будет потрачено около 30% ВВП, а разница между потенциальным объемом и реальным увеличением ВВП в результате вливания средств может составить $400–600 млрд.

В первую очередь это провоцирует риски ускорения инфляции, которая, исходя из нынешней структуры глобальной экономики, может быть «экспортирована» из США за рубеж. Тем более что, помимо колоссальных государственных расходов (в Америке, но не только), существуют и другие инфляционные факторы — например, дефицит компьютерных микрочипов или нехватка контейнеров (влияние этих обстоятельств, впрочем, ограничено по времени).

Вместе с тем аналитики «Эксперт РА» считают, что ситуация не настолько тревожная. Во-первых, проинфляционные факторы в последнем пакете помощи ослабели — в частности, повышение МРОТ до $15 в час было отложено на неопределенный срок. Часть антикризисного плана представляет собой межбюджетные трансферты, налоговые отсрочки и льготы. Наконец, многие выплаты приведут не к росту потребительских расходов, а к выплате долгов.

Инфляция в США вряд ли раскрутится еще и потому, что среди основных составляющих индекса потребительских цен подрасти могут только продовольствие и энергетические товары. Цены на жилье растут, но аренда дешевеет из-за широкого распространения удаленной работы. Коронавирус также привел к парадоксальной на первый взгляд дефляции в еще одном ключевом для измерения роста цен компоненте — медицинских услугах. Из-за карантина американцы откладывают посещение врачей, так что влитые в экономику деньги вряд ли смогут серьезно увеличить частные траты в этой сфере. В итоге только 20% индекса могут создавать инфляционное давление, считают в «Эксперт РА».

Правда, на продовольственную инфляцию влияние оказывается достаточно сильное. Сейчас она находится на уровнях, близких к максимальным за последние 15 лет. Однако как раз эта инфляция будет, скорее всего, «экспортирована» в страны, где при появлении лишних денег (в том числе и вырученных за счет роста экспорта в США и другие развитые страны), по словам главного экономиста агентства Антона Табаха, «тут же улучшается рацион». Поэтому эффект поступит через развивающиеся рынки.

Колоссальные бюджетные дефициты — это еще и накопление госдолга. «Если к началу кризиса он составлял 104–105% ВВП, то по результатам 2020 года он вырос до 133% ВВП. Фискальная политика правительства США уже долгое время не является контрциклической (при экономическом росте бюджет должен быть профицитным, при рецессии осуществляется поддержка государством экономики, что приводит к дефициту), что в среднесрочной перспективе ведет к постепенной потере финансовой устойчивости. Структурные особенности политической системы, при которых легко проходят снижения налогов, но достаточно сложно повышение налоговых поступлений без роста экономики и доходов населения, дополнительно стимулируют разрастание долга федерального правительства», — отмечается в докладе агентства.

По другой метрике, общие государственные долги США составляют 811% от ежегодных доходов бюджета. Это один из самых высоких показателей в истории. Почти все страны-банкроты накануне своих дефолтов в последние 50 лет имели меньшие показатели. Самый высокий был у Боливии, которая в 1979 году была должна 802% от своих бюджетных доходов в год. Разумеется, США, располагающие гигантским и очень ликвидным рынком облигаций, а также главной мировой резервной валютой, находятся в иной лиге. И тем не менее в долгосрочной перспективе такое накопление долгов может представлять опасность.

Расходы на обслуживание государственного долга бюджета США пока близки к отметке 10–15% от доходов бюджета при общепринятой нагрузке в 10%. «При долге в 140% от ВВП через пять лет процентная ставка по долгу должна держаться на уровне 1,2%, чтобы процентная нагрузка на бюджет не превышала 10-процентного порога. При этом рынок ожидает инфляцию на уровне более 2% в ближайшие десятилетия. Получается, что ФРС должна проводить политику с отрицательными реальными процентными ставками многие годы только ради поддержания устойчивости пирамиды госдолга», — отмечают аналитики «Эксперт РА».

Они ожидают, что ФРС при постоянном превышении инфляции уровня в 2% установит ставку хотя бы в 3% для борьбы с повышенной инфляцией сначала и с перегретым рынком труда в дальнейшем. В этом случае процентные расходы со временем вырастут до 26% от доходов бюджета, что поставит правительство США в сложное положение.

Экономические планы команды Байдена предусматривают серьезный рост расходов на «зеленую энергетику», тогда как добыча нефти будет дестимулирована. Пряник будет соседствовать с кнутом: на развитие возобновляемых «углеродно-нейтральных» источников предлагается выделить $400 млрд, но одновременно американская администрация будет осложнять жизнь нефтяникам (например, запретом добычи на федеральных землях). Это может заметно повысить себестоимость американской нефти — возможно, до уровней, когда ее добыча в нынешних объемах будет нерентабельной.

По мнению аналитиков «Эксперт РА», с учетом фискального стимулирующего пакета и постепенного восстановления экономики на фоне вакцинации можно ожидать повышательного давления на цены на нефть и начала нефтяного суперцикла — долгосрочного роста стоимости углеводородов, подобного подъему 2000-х годов. С другой стороны, по словам президента Института энергетики и финансов Марселя Салихова, ограничения по добыче нефти в США и «зеленый курс» могут быть уравновешены сделкой с Ираном, после чего один из шести крупнейших производителей черного золота в мире вернется на мировой рынок. Впрочем, переговоры наверняка будут трудными и ожидать снятия санкций в ближайшее время не приходится, считает специалист. В любом случае этот аспект в планах администрации будет еще как минимум какое-то время играть на руку России, которая сможет пополнять бюджет при довольно высоких или по крайней мере удовлетворительных нефтяных ценах.

Несмотря на сравнительно скромный эффект беспрецедентных фискальных и монетарных мер в текущей обстановке, в более длительной перспективе такая политика несет огромные риски. По словам президента компании «Московские партнеры» профессора Высшей школы экономики Евгения Когана, рано или поздно инфляция всё равно вырвется из-под контроля, после чего власти будут вынуждены выкупать какие-то участки кривой доходности, то есть «печатать еще больше денег».

— Всё, что сейчас поддерживает рынки, — это огромная ликвидность. Рано или поздно ее придется сжимать. И чем позднее это будет сделано, тем сильнее будет удар по рынкам, — резюмировал Коган.

Источник: Известия
Дмитрий Мигунов

Аналитика


Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Жесткие денежно-кредитные условия не сломили роста рынка корпоративных облигаций, который увеличился... 30.10.2024
Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

В мае 2024 года Минфин внес на рассмотрение поправки в налоговое законодательство. Изменение налогов... 30.07.2024
Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Первичный рынок ОФЗ: недостаток премии ко вторичке и неготовность брать процентный риск помешали объ... 26.07.2024
Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Параметры реформы системы индивидуального налогообложения изменятся с 2025 года – шкала индивидуальн... 10.06.2024
Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок

Первичный рынок ОФЗ: Минфину ставка не помеха. По итогам I квартала 2024 года размещения облигационн... 18.04.2024
Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок
Вся аналитика