- Резюме
- Притока новых пенсионных накоплений не будет
- Новое регулирование требует инвестиций в бизнес-процессы
- Количество фондов сократиться, но надежность рынка повысится
Резюме
В конце 2013 года был утвержден новый порядок регулирования пенсионного рынка. Ужесточение регулирования не приведет к сокращению объема пенсионных накоплений НПФ, но существенно уменьшит инвестиционную привлекательность отрасли. Это может привести к ускорению процесса консолидации отрасли и еще большему повышению уровня ее концентрации. На сегодняшний день более 90% пенсионного рынка приходится на 30 крупнейших НПФ. По оценке «Эксперт РА», к концу 2015 года на рынке останется не более 40 фондов.
Притока новых пенсионных накоплений не будет. С 2014 года между фондами и ПФР перестанут действовать трансферагентские соглашения. Это изменение сведет к минимуму возможности фондов по привлечению новых клиентов как из других фондов, так и из ПФР. В таких условиях значительно уменьшится инвестиционная привлекательность отрасли, увеличится количество предложений по продаже фондов, а ряд фондов без поддержки инвесторов могут прекратить существование.
Новое регулирование требует инвестиций в бизнес-процессы. Дальнейшее развитие фондов будет зависеть от того, насколько успешно они справятся с новыми требованиями: пройдут проверку ЦБ, вступят в систему АСВ и акционируются. Для этого фондам придется в срочном порядке улучшать процессы риск-менеджмента, в частности в отношении инвестиционных рисков. Позволить себе существенные издержки на улучшение бизнес-процессов смогут только крупные фонды, объем пенсионных накоплений которых дает заметный доход даже при невысоких показателях доходности.
Количество фондов сократится, но надежность рынка повысится. В результате ужесточения регулирования рынка НПФ и сделок M&A к концу 2015 года рынок НПФ сожмется до 30-40 фондов. Это то количество фондов, в которых на конец 9 месяцев 2013 года было сосредоточено более 90% собственного имущества, пенсионных накоплений и пенсионных резервов. По оценке «Эксперт РА», эти фонды смогут позволить себе необходимые затраты для повышения надежности и качества риск-менеджмента, чтобы успешно пройти проверку ЦБ и вовремя акционироваться.
Притока новых пенсионных накоплений не будет
В конце 2013 года был утвержден новый порядок регулирования пенсионного рынка. Основной угрозой развития рынка оказалась не ожидаемая проверка фондов со стороны ЦБ и требование об акционировании, а отмена трансферагентских соглашений между НПФ и ПФР. Эта отмена сводит практически к нулю возможности фондов по привлечению 2 трлн рублей пенсионных накоплений «молчунов» из ПФР. С другой стороны, эта отмена закрепит статус-кво между НПФ в распоряжении 1 трлн рублей пенсионных накоплений, который уже есть на рынке.
В условиях, когда рынок лишился возможности для роста, значительно уменьшится его инвестиционная привлекательность. Сильному сокращению подвергнутся инвестпрограммы большинства розничных фондов. Для тех из них, кто еще не успел достигнуть планки в несколько миллиардов рублей, это сокращение может стать критичным. В таких фондах развитие инфраструктуры, ИТ-систем и системы управление рисками шло параллельно росту бизнеса, и теперь без поддержки со стороны инвесторов развивать фонды станет не на что, доходов от управления будет не хватать. Поэтому в ближайшие два года можно ожидать резкого ускорения процесса консолидации в результате продаж и закрытия фондов.
Новое регулирование требует инвестиций в бизнес-процессы
Развитие фондов в 2014-2016 гг. будет зависеть от того, насколько успешно они справятся с новыми требованиями. В ближайшие год НПФ предстоит пройти проверку со стороны ЦБ, вступить в систему АСВ и акционироваться. Все это потребует от фондов и их инвесторов дополнительных затрат на развитие бизнес-процессов. В частности фондам придется повысить (а некоторым создать) качественную систему риск-менеджмента. Особое внимание при этом будет уделяться контролю инвестиционных рисков и отбору УК.
Позволить себе существенные издержки на улучшение бизнес-процессов смогут только крупные фонды. Объем пенсионных накоплений, который сосредоточен в крупнейших фондах, обеспечивает им существенный доход даже при невысоких показателях доходности. Мелкие фонды будут вынуждены уйти с рынка либо присоединиться к более крупным НПФ.
Количество фондов сократится, но надежность рынка повысится
Уменьшение инвестиционной привлекательности отрасли и ужесточение регулирования приведет к ускорению процесса консолидации на рынке. Со второй половины 2012 года на рынке произошло 9 сделок по продаже крупных НПФ финансовым структурам, контролирующим другие фонды. Инвесторы, желающие развиваться на этом рынке, в ближайшие полтора года будут докупать мелкие фонды.
Продажа фондов и уход мелких НПФ приведет к повышению концентрации. На конец 9 месяцев 2013 года в топ-30 НПФ было сосредоточено более 90% собственного имущества, пенсионных накоплений и пенсионных резервов. К концу 2015 года на рынке может остаться 30-40 фондов. По оценке «Эксперт РА», лишь столько фондов на рынке могут позлить себе необходимые затраты для повышения надежности и качества риск-менеджмента, чтобы успешно пройти проверку ЦБ и вовремя акционироваться.
Таблица 1. Топ-30 НПФ по объему собственного имущества на 30.09.2013
Место по объёму собственного имущества на 30.09.2013, по данным СБРФР | Место по объёму собственного имущества на 30.06.2013, по данным СБРФР | Фонд | Рейтинг надежности НПФ от "Эксперт РА" | Объем собственного имущества НПФ на 30.09.2013, млн рублей | Объём пенсионных резервов НПФ на 30.09.2013, млн рублей | Объем пенсионных накоплений НПФ на 30.09.2013, млн рублей | Объём ИОУД на 30.09.2013, млн рублей |
1 | 1 | НПФ "ГАЗФОНД" | А++ | 399 807 | 309 122 | 56 761 | 33 788 |
2 | 2 | НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" | А++ | 314 070 | 203 206 | 105 969 | 3 259 |
3 | 3 | НО "НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" | А++ | 170 840 | 18 537 | 126 477 | 25 632 |
4 | 4 | НПФ электроэнергетики | А++ | 94 383 | 34 730 | 58 304 | 1 209 |
5 | 5 | НПФ Сбербанка | А++ | 75 504 | 7 470 | 67 293 | 680 |
6 | 6 | НПФ «Наследие» | - | 59 885 | 13 776 | 45 824 | 174 |
7 | 9 | НПФ "РГС" | - | 59 267 | 57 | 58 421 | 608 |
8 | 8 | ВТБ Пенсионный фонд | А++ | 58 533 | 734 | 57 606 | 163 |
9 | 10 | КИТ Финанс НПФ | А++ | 56 560 | 76 | 56 354 | 126 |
10 | 7 | НПФ "Транснефть" | А++ | 54 803 | 48 409 | 5 648 | 675 |
11 | 11 | НПФ "Промагрофонд" | А+ | 50 994 | 656 | 47 682 | 1 278 |
12 | 12 | НПФ "СтальФонд" | А+ | 37 182 | 4 105 | 32 819 | 202 |
13 | 13 | НПФ "Ренессанс Жизнь и Пенсии" | А+ | 30 348 | 11 | 30 020 | 262 |
14 | 14 | НПФ "Сургутнефтегаз" | А++ | 28 783 | 9 043 | 2 983 | 16 734 |
15 | 15 | НПФ "НЕФТЕГАРАНТ" | А+ | 27 107 | 23 001 | 3 830 | 238 |
16 | 17 | МН "БПФ" | А+ | 26 244 | 1 130 | 24 773 | 317 |
17 | 16 | Ханты-Мансийский НПФ | А | 25 673 | 15 547 | 9 608 | 487 |
18 | 18 | НОНПФ Национальный негосударственный пенсионный фонд | А++ | 25 082 | 10 510 | 12 536 | 2 026 |
19 | 19 | НПФ "Телеком-Союз" | А++ | 20 937 | 19 003 | 1 631 | 256 |
20 | 20 | НПФ "Райффайзен" | А++ | 17 328 | 3 560 | 13 575 | 186 |
21 | 21 | НПФ "РЕГИОНФОНД" | - | 15 144 | 3 822 | 9 855 | 1 351 |
22 | 22 | НПФ "Социум" | - | 12 990 | 1 402 | 11 381 | 123 |
23 | 23 | НПФ "СберФонд РЕСО" | А+ | 12 809 | 1 | 12 479 | 304 |
24 | 26 | НПФ "Европейский пенсионный фонд" | А+ | 12 701 | 151 | 11 971 | 545 |
25 | 24 | 1-й НПФ фонд | А+ | 11 559 | 3 500 | 7 823 | 89 |
26 | 25 | НПФ "Алмазная осень" | А | 11 252 | 9 104 | 1 971 | 159 |
27 | 27 | НПФ «Атомгарант» | А++ | 11 063 | 6 529 | 4 379 | 137 |
28 | 30 | НПФ "Доверие" | - | 9 897 | 292 | 9 460 | 114 |
29 | 28 | НПФ "Социальное развитие" | - | 9 767 | 2 485 | 7 112 | 168 |
30 | 29 | НПФ "МЕЧЕЛ-ФОНД" | - | 9 646 | 1 416 | 7 109 | 1 117 |
Источник: «Эксперт РА» по данным СБРФР