Лизинг и факторинг, 06.10.2022

Рынок лизинга: после идеального шторма
Поделиться
VK


PDF  
Перфильев Анатолий
Зоя Советкина
Руслан Коршунов

Дефицит предметов лизинга в 1-м полугодии 2022 года и, как следствие, рост цен вынудили лизинговые компании наращивать сделки с б/у оборудованием. При этом лизингополучатели поддерживали хорошую платежную дисциплину, не желая потерять подорожавшее имущество. Сохранение высокого качества лизинговых активов является важным фактором для инвесторов, что на фоне снижения ставок будет способствовать выходу лизингодателей на рынок облигаций.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2022 года. Помимо традиционного анализа данных по объему и структуре рынка была собрана информация по важным на сегодня вопросам: работа в условиях дефицита оборудования, качество активов и платежная дисциплина лизингополучателей, ликвидность, долговая нагрузка, а также изменения в структуре фондирования.

В ответ на усиление дефицита предметов лизинга компании стали активнее работать с подержанной техникой. Ухудшение геополитической обстановки в начале 2022 года существенно сказалось на лизинговом бизнесе: уход иностранных производителей усилил дефицит техники, скачок ключевой ставки привел к удорожанию лизинговых услуг. В ответ на сложившиеся условия наметился тренд на развитие возвратного лизинга и лизинга б/у техники, чего не наблюдалось в относительно спокойном 2021 году, когда их доли в новом бизнесе практически не изменились. Так, за 1-е полугодие 2022 года порядка 70% участников исследования нарастили работу с подержанной техникой, что привело к повышению средней доли лизинга б/у предметов в новом бизнесе с 14 до 20%. Возвратный лизинг, являющийся альтернативным типом услуг, показал рост у порядка 28% респондентов, его доля в новом бизнесе увеличилась вдвое (с 3 до 6%). Возвратный лизинг по экономической сути является финансированием оборотных активов сродни банковским кредитам под залог выкупленного у заемщика имущества и, как правило, предоставляется только проверенным клиентам для повышения уровня их лояльности.

Несмотря на кризисную ситуацию качество лизинговых активов не претерпело существенного ухудшения. Оборачиваемость совокупного лизингового портфеля (отношение полученных платежей к величине портфеля) составила 28% в годовом выражении, что несколько выше показателей 2020 и 2021 годов. Подобная динамика отражает сжатие портфеля из-за сокращения объемов нового бизнеса на фоне неухудшения уровня платежной дисциплины клиентов. В текущей ситуации лизингополучателям крайне невыгодно терять подорожавшее имущество, что служит для них мотивацией для минимизации рисков выхода на просрочку. Средняя доля сделок с просроченными платежами более 30 дней в 1?м полугодии 2022 года выросла с 3,7 до 4,1% портфеля, оставаясь на невысоком уровне. При этом рост доли проблемных активов в первую очередь обусловлен сокращением объема лизингового портфеля, а не ухудшением качества обслуживания задолженности со стороны клиентов. Доля сделок с просроченными платежами более 90 дней составила 1,6% на 01.07.2022, практически не изменившись по сравнению с данными на 01.07.2021. В финансовом секторе лизинговый бизнес выгодно отличает наличие в активах реального имущества, не замороженного вследствие санкций и в малой степени подверженного обесценению. В то же время на отдельные лизинговые сегменты санкции оказали давление в большей степени – так, ограничения на международные рейсы существенно повлияли на возможности российских авиаперевозчиков обслуживать задолженность.

Амортизация лизингового портфеля на фоне сокращения нового бизнеса привела к снижению долговой нагрузки. В 1-м полугодии 2022-го доля собственных средств в финансировании лизинговых сделок составила 18 против 14% за аналогичный период прошлого года, что во многом обусловлено ростом капитала крупных госкомпаний. Уменьшение объема новых заимствований и погашение обязательств за счет накапливаемой ликвидности вследствие амортизации портфеля привели к снижению показателей долговой нагрузки (среднее отношение долг/капитал сократилось с 4,7 до 4 за последние 12 месяцев). Основным источником фондирования лизинговой деятельности остаются средства банков, доля которых в структуре фондирования выросла с 61 до 63%. Повышение ключевой ставки в феврале 2022 года и падение активности инвесторов на облигационном рынке временно ограничили возможности выхода эмитентов на рынок публичных заимствований. Как следствие, доля облигационного фондирования снизилась с 7,2 до 3,6%, однако в отличие от банковских кредитов выпущенные облигации позволили избежать резкого повышения стоимости ресурсной базы за счет преимущественно фиксированных купонных выплат. В этой связи по мере смягчения денежно-кредитной политики и поиска лизингодателями новых возможностей для наращивания объемов бизнеса все больше игроков могут выйти на рынок публичных заимствований.

Сергей Савинов
Сергей Савинов,
генеральный директор компании «Интерлизинг»:

«Сотрудничество с инвесторами и регулярное раскрытие информации делают бизнес качественнее, выводят анализ результатов работы, планирование и прогнозирование ситуации на рынке на новый уровень. Это особенно важно для относительно небольших компаний, испытывающих определенные сложности с банковским финансированием».

Перспективы облигаций лизинговых компаний в текущих условиях и другие вопросы, интересующие инвесторов, обсудим 19 октября на специальной секции «Лизинговые компании: новые звезды облигационного рынка» в рамках форума «Будущее облигационного рынка». В этом году форум агентства «Эксперт РА» соберет в центре Москвы свыше 250 профессионалов: регуляторов, организаторов, эмитентов всех секторов экономики, инвесторов и компаний инфраструктуры. Приглашаем принять участие в работе мероприятия и предложить свои темы для обсуждения. Регистрация по ссылке.

Приложение. Интервью

Сергей Савинов, генеральный директор компании «Интерлизинг»: Будущее облигационного рынка: возвращение к росту

- С какими вызовами столкнулась компания в 2022 году в основных сегментах деятельности (в т. ч. в части взаимодействия с поставщиками и спроса клиентов)? Как сказались на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных поставщиков и производителей? Как меняется структура клиентского спроса на фоне ухода иностранных лизинговых клиентов?

- В связи с нарушением цепочек поставок и уходом с рынка некоторых ретейлеров вся лизинговая отрасль столкнулась с беспрецедентными вызовами. Даже в период резкого повышения ключевой ставки и падения курса рубля относительно иностранных валют наши лизингополучатели сохраняли свои инвестиционные программы и планировали приобретение спецтехники, оборудования и автотранспорта. К сожалению, из-за позиции ряда иностранных производителей и высокой неопределенности с дальнейшим сервисным обслуживанием предметов лизинга многим нашим клиентам пришлось корректировать свои инвестиционные планы. В результате переоценки рисков произошла переориентация лизингополучателей на новые марки лизингового оборудования. Мы в свою очередь оперативно отреагировали на новые условия и требования рынка и расширили перечень поставщиков в интересах лизингополучателей.

- Какие меры со стороны менеджмента способствовали смягчению негативных экономических последствий для бизнеса компании в 2022 году? Какие новые возможности открылись для компании в ходе структурной перестройки российской экономики?

- Компания «Интерлизинг» вошла в этот период экономической турбулентности с высоко диверсифицированным портфелем по отраслям, предметам лизинга и с низкой концентрацией лизингового портфеля на одном лизингополучателе. Концентрация по типу предмета лизинга не превышала 25%, а по лизингополучателям – 2%. Подходы к риск-менеджменту, которые мы поступательно внедряем и развиваем в компании с 2018 года, позволили нам чувствовать себя увереннее многих конкурентов, сосредоточенных на каком-то одном сегменте рынка.

В связи с уходом с рынка конкурентов с иностранным капиталом и кэптивных лизинговых компаний – производителей легкового автотранспорта перед нами открываются новые возможности по развитию в ключевых сегментах. Наши бизнес-модель и подходы к управлению рисками доказали свою эффективность как в период пандемии, так и в текущих условиях. Мы рассматриваем этот период перестройки российской экономики как возможность для развития бизнеса и стремимся увеличить свое присутствие в приоритетных сегментах рынка.

- Какое влияние на результаты деятельности компании оказали негативные тенденции в автомобильной отрасли? Каковы прогнозы компании по дальнейшему состоянию автолизинга? Удастся ли поставщикам из дружественных стран полностью удовлетворить спрос на автотехнику?

- Сегмент лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта оказался самым уязвимым в структуре портфеля. Но благодаря взвешенному подходу к диверсификации бизнеса данный сегмент занимает не более четверти наших продаж. Мы сосредоточились на сотрудничестве с отечественными и азиатскими производителями, которые остаются на рынке и продолжают реализацию автомобилей. C рядом поставщиков подписаны партнерские соглашения со скидкой от дистрибьютора. Есть первый опыт работы с поставщиками по параллельному импорту легкового автотранспорта. Для региона Сибири и Дальнего Востока открыта программа финансирования для б/у автотранспорта с правым рулем.

Дальнейшее развитие ситуации с автолизингом будет зависеть не только от прихода новых ретейлеров из дружественных стран, но и от способности поставщиков по всему миру производить требуемое количество комплектующих для автомобильной промышленности.

Выпадающие объемы в части продаж легкового автотранспорта мы замещаем продажами в остальных сегментах.

- Охарактеризуйте состояние и перспективы основных сегментов деятельности компании помимо автолизинга (строительная и сельскохозяйственная техника, машиностроение). Какие линии бизнеса требуют расширения финансирования?

- В сегментах грузового транспорта и спецтехники на протяжении последних лет компания «Интерлизинг» постепенно наращивала работу с поставщиками китайских марок, техника которых имеет устойчивый спрос среди лизингополучателей. Порядок обслуживания такой техники хорошо знаком механикам лизингополучателей. Сохраняются и поставки запчастей. Данные производители не озвучивали планов по отказу от российского рынка.

В части спецтехники мы большую ставку делаем на корейских ретейлеров. К настоящему моменту многие из них подтвердили свое присутствие на рынке. Модели из линейки этих производителей способны заместить практически все европейские и американские марки.

Мы накопили достаточные компетенции по работе с китайскими производителями в части оценки ликвидности и понимания спроса на вторичном рынке и не видим для себя повышенных рисков в данном сегменте.

«Интерлизинг» имеет стабильные сильные позиции в сегменте сельхозтехники, причем с уклоном на производителей из России и дружественных стран – Ростсельмаш, Кировский завод, ПТЗ, МТЗ, Гомсельмаш и др. С уходом ряда конкурирующих компаний с иностранным участием мы планируем увеличить свое присутствие в данном сегменте, в т. ч. применяя уникальные программы с сезонными графиками, которые разработаны с учетом специфики сельскохозяйственного рынка, в т. ч. КФХ.

- В 1-м полугодии 2022 года показатели деятельности компании характеризуются ростом доли нового бизнеса с б/у техникой и возвратного лизинга. Каковы дальнейшие планы по их развитию, прогнозы по рынку в целом (стоит ли ожидать рост доли нового бизнеса с б/у техникой и возвратным лизингом повсеместно)?

- Рост доли б/у оборудования – это оперативный ответ на нужды лизингополучателей в условиях дефицита новых предметов лизинга и повышенной потребности в финансировании. Мы ожидаем стабилизации на рынке поставок нового автотранспорта и спецтехники в среднесрочной перспективе. В текущих условиях востребованность б/у техники остается высокой, но мы рассчитываем на то, что ситуация изменится уже в 2023 году и возвратный лизинг не станет ключевым продуктом для лизинговой отрасли.

- Какие стратегические цели на 2022 год компания ставит перед собой в качестве приоритетных? Каковы ваши ожидания относительно результатов (объем лизингового портфеля, нового бизнеса) компании по итогам всего 2022 года?

- В 2020-м мы приняли новую стратегию развития компании «Интерлизинг» на 2021–2023 годы, которая является логическим продолжением предыдущего трехлетнего плана на период с 2018-го по 2020-й. Несмотря на существенное изменение экономической среды, ключевые положения нашей стратегии остаются прежними. Мы планируем сохранить позиции в топ-5 компаний по работе с малым и средним бизнесом, высоко диверсифицированный портфель, осуществлять региональную экспансию, сохранять темпы роста лизингового портфеля на уровне не менее 30% в год, проводить регулярные выпуски облигаций и развивать сотрудничество с банками.

Несмотря на замедление темпов роста в II квартале, по итогам года мы планируем выйти на 100% выполнения изначальных планов 2022-го по объемам нового бизнеса и лизингового портфеля.

- Как компания строит свое взаимодействие с инвесторами и рынком капитала на фоне общего снижения прозрачности эмитентов и ограничений в раскрытии информации из-за санкций?

- Мы понимаем важность информации о деятельности компании для частных и институциональных инвесторов и остаемся открыты для рынка. На сайте компании мы опубликовали отчетность по стандартам РСБУ за I квартал и шесть месяцев 2022 года. Мы раскрываем ключевые показатели деятельности группы компаний по стандартам МСФО и на ежеквартальной основе готовим для инвесторов презентацию о результатах нашей деятельности.

Мы продолжаем участвовать в отраслевых мероприятиях и конференциях, где рассказываем о результатах нашей работы, изменениях на рынке лизинга и отвечаем на вопросы инвесторов. Считаем, что наша политика открытости принесет нам доверие инвесторов и позитивно повлияет на предстоящие размещения облигаций.

- Компания разместила выпуск облигаций в июне 2022 года, когда рынок публичного долга только начал оживать от весенней заморозки. Как оцениваете состояние рынка облигационных займов для компаний лизинговой отрасли, его емкость, доступность и привлекательность? Планируются ли дополнительные выпуски до конца года? Какие основные факторы успешности эмитента на облигационном рынке можно выделить в текущей экономической ситуации?

- Облигации являются интересным и перспективным инструментом финансирования лизинговой отрасли. Мы поступательно увеличиваем долю облигаций в портфеле компании и рассчитываем на дальнейшие регулярные выпуски. В 2022 году мы планировали осуществить три-четыре выпуска облигаций. К сожалению, нам пришлось скорректировать изначальные планы по частоте и объемам выпусков, но мы не отказываемся от новых размещений и до конца года планируем осуществить четвертый выпуск облигаций.

Сейчас российский рынок публичного долга действительно сложный в силу множества факторов. Всплеск высоких ставок по банковским депозитам, отсутствие нормальной кривой ОФЗ и других бенчмарков приводят к некорректному ценообразованию, широким спредам и несправедливым ставкам купона. Но мы видим постепенную стабилизацию рынка. Компании лизинговой отрасли возвращаются на биржу и проводят успешные размещения. Причем речь не только о лидерах отрасли, но и о компаниях за пределами топ-25, которые можно отнести к сегменту ВДО.

На успех размещения влияет открытость компании для инвестора и способность обосновать ставку купона в сочетании с другими параметрами выпуска. Если риски оценены адекватно, облигации всегда найдут своего инвестора.

- По нашему мнению, лизинг как индустрия весьма привлекателен для бондизации. Какой ключевой совет вы можете дать тем коллегам по цеху, кто только задумывается о фондировании через облигации?

- Хочется пожелать коллегам не бояться неизвестности на старте. Все бюрократические сложности преодолимы. Сотрудничество с инвесторами и регулярное раскрытие информации делают бизнес качественнее, выводят анализ результатов работы, планирование и прогнозирование ситуации на рынке на новый уровень. Это особенно важно для относительно небольших компаний, испытывающих определенные сложности с банковским финансированием, которым до сих пор свойственно двигаться в фарватере более крупных игроков, а не искать собственное место на рынке. Работа с инвесторами дает возможность взглянуть на бизнес глазами стороннего наблюдателя, выделить для себя новые точки для развития. В итоге эта работа не только вернется в форме удобного источника финансирования лизинговых сделок, но и позитивно скажется на системе менеджмента и стратегического управления.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика