Лизинг и факторинг, 06.12.2017

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года: новый рубеж
Поделиться
VK


Содержание

Резюме

За 9 месяцев 2017 года объем лизингового бизнеса вырос на 58% и составил 710 млрд рублей. Основными драйверами рынка за счет реализации госпрограмм стали транспортные сегменты. При этом благодаря сделкам с ж/д и авиатехникой доля оперлизинга в новом бизнесе достигла 21%. На фоне активного роста транспортных сегментов лизинг высокотехнологичного оборудования, потребность в котором испытывают крупные промышленные предприятия и госкорпорации, по-прежнему составляет менее 5% рынка. Развитие данного сегмента позволило бы ускорить процесс модернизации экономики и снизить отраслевую концентрацию рынка лизинга, объем которого по итогам 2017 года превысит 1 трлн рублей.

Объем лизингового бизнеса за январь – сентябрь текущего года достиг 710 млрд рублей, что стало максимумом для первых 9 месяцев за всю историю лизингового рынка. За III квартал 2017-го стоимость имущества, переданного в лизинг / аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля – сентября 2016 года. Рост лизингового бизнеса за 9 месяцев показали две трети участников исследования, на которых приходится более 90% лизингового рынка. При этом среди топ-20 лизинговых компаний ни одна не показала снижения объемов бизнеса. Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга / аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов. Масштабирование лизингового рынка подтверждает также то, что впервые с докризисного 2013 года численность сотрудников, занятых в лизинговой отрасли, стала расти. Так, согласно исследованию, их насчитывается не менее 11 300 человек на 01.10.2017 (+15% к данным прошлого года).

По оценкам «Эксперт РА», без учета господдержки доля лизинга в автопродажах за 9 месяцев 2017 года составила не более 7% вместо 9%. Госпрограммы по субсидированию продаж грузового автотранспорта позволили, по расчетам агентства, дополнительно сдать в лизинг около 6 тыс. единиц техники (17% от количества переданных в лизинг грузовых автомобилей за три квартала 2017 года). В итоге за 9 месяцев текущего года доля лизинга в продажах грузовых автомобилей достигла около 64% против 53% за 2016-й. В то же время легковой автолизинг, оставшись без поддержки Минпромторга, оказался менее востребован, что привело к снижению его доли в продажах с 8% за 2016 год до 6,2% за три квартала 2017-го. Однако включение субсидий на лизинг легкового транспорта в программе Мипромторга в IV квартале 2017-го позволит увеличить проникновение лизинга в продажах легковых автомобилей до уровня прошлого года.

Доля оперативного лизинга за январь – сентябрь 2017-го достигла в новом бизнесе 21% (против 12% годом ранее) вследствие проведения ж/д и авиасделок лидерами рынка. Объем оперативного лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года вырос на 176% и составил 150 млрд рублей. При этом около 97% нового бизнеса в сегменте оперлизинга сформировали сделки с ж/д и авиатехникой. Концентрация на лидерах в оперативном лизинге значительно выше, чем в финансовом: так, на долю топ-3 арендодателей приходится 72% рынка против 37%. Доля оперативного лизинга в лизинговом портфеле также значительно выросла и составляет 17,4% по состоянию на 01.10.2017 против 5,3% на 01.10.2016. Дальнейшее снижение процентных ставок приведет к уменьшению размера последнего платежа (balloon payment), что повысит конкурентоспособность и обеспечит большее распространение оперативного лизинга.

Несмотря на абсолютный прирост, доля высокотехнологичного лизинга на рынке по-прежнему составляет менее 5%. Объем нового бизнеса с высокотехнологичным оборудованием за первые три квартала 2017 года вырос на четверть и составил 34 млрд рублей, однако в относительном выражении доля сегмента снизилась на 1,3 п. п., до 4,8%. Согласно опросу участников рынка, ключевыми стоп-факторами развития данного сегмента являются низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования и его существенное удорожание из-за девальвации рубля. Вместе с тем огромную потребность в лизинге высокотехнологичного оборудования испытывают крупные промышленные предприятия и госкорпорации, модернизация которых необходима для дальнейшего роста экономики. Наиболее эффективной мерой по стимулированию лизинга подобного оборудования, по мнению 69% респондентов, могли бы стать госпрограммы по субсидированию платежей по договорам лизинга.

Согласно базовому прогнозу «Эксперт РА», лизинговый рынок по итогам 2017 года вырастет более чем на 40% и впервые превысит 1 трлн рублей. Реализация прогноза наиболее вероятна при заключении в IV квартале ряда крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и ж/д сегментах, а также росте объемов автолизинга. Агентство прогнозирует прирост сегмента грузового и легкового автотранспорта по итогам года на 80 и 35% соответственно. Авиализинг вырастет на 30%, а наиболее динамичным сегментом в текущем году станет лизинг железнодорожной техники (+120%). В 2018 году объем нового бизнеса продолжит расти на уровне 15–20%, а поддержку рынку будут оказывать госпрограммы по субсидированию лизинга и дальнейшее восстановление экономики. При этом в следующем году лизингодатели сконцентрируются на повышении своей эффективности и совершенствовании внутренних бизнес-процессов на фоне вступления первых регулятивных требований.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика