За 9 месяцев текущего года на российском авторынке, согласно Автостату, было продано 53 тыс. новых грузовых автомобилей, из которых, по расчетам «Эксперт РА», через лизинг было реализовано около 34 тыс. (см. таблицу 5). Таким образом, проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2017 года достигло 64% против 53% за 2016-й. Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, по оценке агентства, напротив, показала снижение с 8% за 2016 год до 6% за 9 месяцев 2017-го. Однако, учитывая, что Минпромторг продлил действие программы льготного лизинга на легковой транспорт на период с 25 октября по 1 декабря 2017-го, стоит ожидать, что к концу года проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей достигнет прошлогоднего уровня.
Таблица 5. За 9 месяцев 2017 года около 64% грузовиков реализовано через лизинг
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2017 г., % |
Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2016 г., % |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % |
Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2017, % |
|
Грузовой автотранспорт |
21,9 |
18,2 |
90,0 |
8,6 |
Железнодорожная техника |
20,0 |
12,5 |
152,7 |
42,0 |
Авиационный транспорт |
18,2 |
18,4 |
56,2 |
20,8 |
Легковые автомобили |
16,1 |
19,9 |
27,8 |
6,3 |
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах |
7,7 |
8,2 |
48,5 |
3,8 |
Сельскохозяйственная техника и скот |
2,7 |
4,1 |
4,3 |
0,9 |
Суда (морские и речные) |
2,2 |
3,2 |
10,6 |
5,0 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование |
1,9 |
2,4 |
23,8 |
3,3 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки |
1,4 |
2,3 |
-3,5 |
1,9 |
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
1,1 |
1,6 |
9,6 |
0,6 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры |
1,0 |
0,7 |
120,1 |
0,6 |
Недвижимость (здания и сооружения) |
0,6 |
1,3 |
-22,5 |
1,7 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов |
0,5 |
1,0 |
-16,5 |
0,4 |
Энергетическое оборудование |
0,4 |
0,4 |
45,2 |
0,3 |
Полиграфическое оборудование |
0,4 |
0,3 |
92,4 |
0,2 |
Оборудование для ЖКХ |
0,2 |
0,5 |
-36,5 |
0,5 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,1 |
0,3 |
-38,3 |
0,1 |
Прочее имущество |
3,6 |
4,7 |
16,2 |
3,0 |
Источник: оценка «Эксперт РА», по данным анкет ЛК
За январь – сентябрь 2017 года структура легкового автолизинга на 76% была представлена легковыми автомобилями (PC) и на 24% легким коммерческим автотранспортом (LCV). По итогам 1-го полугодия текущего года данное соотношение было 80 на 20% соответственно. Средняя стоимость (без учета НДС) легкового автомобиля, переданного в лизинг за III квартал не изменилась и составила около 1,8 млн рублей. В сегменте грузового транспорта доля крупнотоннажной техники (свыше 16 тонн) выросла с 31 до 34%, что сопровождалось увеличением средней стоимости предмета лизинга в грузовом сегменте с 4 млн рублей по итогам 1-го полугодия до 4,6 млн рублей за 9 месяцев текущего года. Рост спроса на более дорогостоящую технику, прежде всего, обусловлен увеличением со 2-го полугодия размера субсидий по грузовому автотранспорту и спецтехнике с 10 до 12,5% от стоимости лизингового имущества.
По итогам трех кварталов 2017 года около 17% лизингового бизнеса в автосегменте сформировано благодаря реализации госпрограмм по льготному автолизингу. Учитывая включение с 25 октября 2017 года легкового автотранспорта в госпрограмму субсидирования стоимости автомобилей, взятых в лизинг, «Эксперт РА» прогнозирует, что доля автолизинга с господдержкой достигнет 20% по итогам 2017-года. Стоит отметить, что, несмотря на оживление автосегмента, потребность в программах господдержки сохраняется, особенно при работе с отечественными марками автомобилей. «Представители отечественных автопроизводителей направляют официальные запросы на сохранение программ, в частности, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить меры господдержки для автомобильной промышленности в 2018 году», – подтверждает Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг».
В настоящее время физическими лицами лизинг остается невостребован, доля лизинга с гражданами не превышает 1% нового бизнеса. Согласно опросу, проведенному «Эксперт РА», около половины респондентов основным стоп-фактором развития потребительского лизинга в России отмечает его высокую стоимость по сравнению с кредитом (см. график 14). Кроме того, лизинг / аренда проигрывает в конкурентной борьбе кредитованию в связи с налоговыми особенностями. «Физические лица не являются плательщиками НДС, поэтому освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом», – отмечает Александр Михайлов, генеральный директор лизинговой компании «Европлан».
Среди других причин, ограничивающих развитие лизинга для ФЛ, участники опроса отмечают недостаточную информированность граждан о таком продукте, как лизинг (21%), общее падение потребительского спроса (9%), а также особенности менталитета россиян (8%). Несмотря на низкую востребованность лизинга у физических лиц лизингодатели ведут работу по популяризации этого инструмента, внедряют сервисы, которые могли бы повысить привлекательность лизинга для граждан. Так, одним из данных инструментов являются мобильные приложения, используемые в каршеринге. «По мере распространения потребительского лизинга в России будет расти интерес к IT-решениям, позволяющим потенциальным клиентам взять автомобиль в лизинг / аренду с помощью мобильного телефона за один-два дня без каких-либо контактов с лизинговой компанией и даже дилером. Сейчас такие приложения набирают популярность в европейских странах», – комментирует Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».
Поддержать развитие автомобильного лизинга мог бы оперативный лизинг, в том числе потребительский. В большинстве западных стран арендная модель ведения бизнеса получила широкое распространение. Например, в Германии на арендные сделки с автотранспортом приходится около 25% автолизинга, в США около 35%, в Италии половина сделок с автомобилями классифицируются как арендные. В России же на оперлизинг в автосегменте приходится всего 1,5% сделок. Тем не менее, среди участников рынка распространено мнение, что именно развитие операционного лизинга и дополнительных сервисов будет драйвером для дальнейшего роста отрасли. «В ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сперва международные компании, затем крупные российские, а после услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса. Подобный сценарий можно было наблюдать на Западе, и есть все шансы, что у нас в стране будет такая же схема развития», - отмечает Александр Михайлов.
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
2 По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».