Структура сделок по регионам
По сравнению с 2013 годом в территориальном распределении лизинговых сделок за прошедший год произошло снижение доли Санкт-Петербурга на 5,6 п. п. (обусловлено крупной разовой сделкой в 1 полугодии 2013 года), первые (пилотные) сделки во 2 полугодии были заключены в Крымском ФО, а доля Центрального ФО за 2014 год выросла почти на 3 п. п. Крупнейшим регионом по объему заключаемых новых договоров лизинга по-прежнему остается Москва (43,1% за 2014 год).
Стоит отметить, что значительная часть нового бизнеса за пределами РФ обусловлена сделками с клиентами из стран, входящих в Таможенный союз. Основная доля таких сделок пришлась на лизингополучателей из Республики Казахстан и Республики Беларусь. В лизинг передавалось различное оборудование, автотранспорт, ж/д техника и прочее.
Без учета крупных сделок в территориальном распределении новых договоров лизинга концентрация на Москву выросла на 6 п. п., вторым ФО по сумме заключенных лизинговых договоров остается Приволжский, а третье место удерживает Уральский ФО.
2.2. Структура сделок по отраслям
2014 год ознаменовался значительным падением прежних лидеров среди сегментов по сумме новых договоров лизинга – ж/д и авиатехники. Сокращение объема сделок с железнодорожной техникой за прошедший год составило 40,2%, а с авиатранспортом – 44,3%. Если стагнация в первом сегменте началась с 2012 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2014 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые, в отличие от внутристрановых, давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг, так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами.
С позитивной динамикой год закончил автолизинг, ставший крупнейшим сегментом по доле в сумме новых договоров лизинга (33,1% за 2014 год против 24,9% за 2013 год) и нарастивший абсолютные объемы (с 323,7 млн рублей за 2013 год до 331 млн рублей за 2014 год). Основной рост в сегменте автолизинга продемонстрировал легковой автотранспорт (+25,5%), а сделки с грузовыми автомобилями, несмотря на рост доли (+1,8 п. п.), в стоимостном выражении сократились почти на 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых. Кроме того, девальвация рубля позитивно сказалась на продажах легковых автомобилей в IV квартале 2014 года, так как клиенты пытались приобрести технику до пересмотра цен продавцами. В целом причиной роста автолизинга стала ликвидность автотранспорта, что является важным аспектом при реализации изъятого имущества у неплатежеспособного клиента, а также активный выход госкомпаний за последние два года в сегмент МСБ. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали только 4 (таблица 3). Годом ранее рост наблюдался в 9 сегментах.
Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга
Открыть таблицу в новом окнеСреди топ-10 сегментов по сумме новых договоров лизинга помимо автолизинга доли увеличили строительная техника (+1,2 п. п., в абсолютном выражении сегмент сократился на 12,1%) и недвижимость (+1,7 п. п., в абсолютном выражении сегмент вырос на 105,9%). Изменения долей остальных сегментов менее существенны для рынка лизинга.
Рост доли авиасегмента (+6,8 п. п.) в совокупном лизинговом портфеле на 01.01.2015, несмотря на падение суммы новых договоров лизинга (-44,3%), объясняется ростом курсов доллара США и евро по валютным лизинговым договорам с авиатехникой.
2.3. Структура сделок по размеру бизнеса клиента
Сокращение крупных сделок (прежде всего ж/д и авиасделок) на рынке в 2014 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Наращивание сделок с автотранспортом позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе: впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от всей суммы новых договоров лизинга за год.
Согласно структуре нового бизнеса (стоимости имущества) по размеру деятельности клиента, малым бизнесом больше востребован финансовый лизинг, а средним бизнесом – оперативный (см. график 13).