Содержание
Резюме
Большинство страховщиков оценивают состояние страхового рынка достаточно позитивно. Рынок смог адаптироваться к новым вызовам. Бизнес страховых компаний, по их собственным оценкам, восстановился, а в некоторых случаях даже вырос. В основном участникам рынка удалось перестроить ИТ-инфраструктуру и найти новые цепочки поставок дефицитных автозапчастей после ухода западных компаний. Однако давление на страховой рынок продолжают оказывать ослабление курса рубля и риски роста убыточности в автостраховании и ДМС, а также недостаточная перестраховочная емкость внутри страны. В 2023 году страховщики ожидают рентабельность продаж выше 5%. По мнению большинства компаний, участвовавших в опросе, в 2023 году страховой рынок вырастет на 5 –10%, прирост страхования жизни также не превысит 10%.
Страховщики оптимистичны: по состоянию на 1 августа 2023 года состояние страхового рынка, по мнению большинства компаний, оценивается положительно. Послабления регулятора, введенные в феврале 2022 года, помогли в условиях высокой волатильности финансовых рынков.
Несмотря на то что страховой рынок, как и вся экономика, продолжает находиться под давлением санкционных, геополитических, валютных и рыночных рисков, он смог адаптироваться к работе в таких условиях. В целом на страховом рынке отмечаются тенденции восстановления и даже роста, а также умеренный оптимизм у большинства страховщиков.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело опрос страховых компаний относительно разных аспектов страхового рынка. Агентство попросило оценить состояние страхового рынка по шкале от -5 до 5, где -5 означает максимально негативное состояние, 0 – нейтральное, 5 – максимально позитивное. Результаты опроса показали, что 66% респондентов оценили состояние страхового рынка как умеренно позитивное, выставив от 1 до 3 баллов, 24% – как нейтральное (балл 0) и только 10% – как умеренно негативное (от -1 до -3 баллов).
Александр Сергеевич Давыденко,
генеральный директор компании «ЭНЕРГОГАРАНТ»«Падение сборов было кратковременным, а адекватные действия государства, регулятора, отраслевых холдингов, направлений бизнеса позволили быстро адаптироваться и найти выход»
Большинство страховщиков, опрошенных агентством, положительно оценили введенные Банком России в феврале 2022 года послабления: 24% отметили, что это оказало позитивное влияние на страховой рынок, а 62% – что умеренно позитивное. Регуляторные послабления позволили страховщикам адаптироваться к структурным изменениям и возросшей волатильности на финансовых рынках. В то же время 14% компаний считают, что регуляторные послабления не оказали никакого влияния на страховой рынок.
Несмотря на сложные условия 2022 года, страховщики смогли сохранить и даже приумножить свой бизнес, перестроить ИТ-инфраструктуру и найти новые цепочки поставок дефицитных автозапчастей.
По итогам опроса большая часть страховщиков сообщила, что их бизнес в этот непростой период не только восстановился, но и вырос. Так, 64% респондентов отмечают умеренный рост в своих компаниях, а 4% – значительный рост. Бизнес у 14% страховщиков восстановился до уровня 2021 года, и только 18% компаний показали умеренное сокращение.
В 1-м полугодии 2022 года страховщики столкнулись с уходом с российского рынка поставщиков IT-инфраструктуры и подрядчиков, что привело к ограничению доступа к иностранному оборудованию и программному обеспечению. Тем не менее большая часть страховых компаний смогла адаптироваться и перестроить свою IT-инфраструктуру. Отечественное ПО и другие альтернативные решения заместили IT-услуги ушедших иностранных поставщиков.
По итогам опроса, проведенного «Экспертом РА», 30% страховщиков смогли полностью восстановить работу IT-инфраструктуры после ухода иностранных поставщиков ИТ-услуг, 41% опрошенных даже несколько улучшили собственное ИТ-обеспечение. В то же время 26% респондентов столкнулись с умеренным ухудшением ИТ-обеспечения компаний, а 4% отметили значительное ухудшение состояния собственной IT-инфраструктуры.
Уход с российского рынка западных автомобильных концернов в 1-м полугодии 2022 года привел к дефициту автозапчастей и усложнению логистических цепочек. Агентство провело опрос страховщиков относительно того, насколько сейчас разрешилась ситуация с ввозом запчастей для ремонта автомобилей по сравнению с весной/летом 2022 года.
Большинство участников опроса (63%) отметили, что ситуация с ввозом запчастей для ремонта автомобилей по сравнению с весной/летом прошлого года улучшилась, а 5% даже считают, что проблем с этим больше нет. В то же время 16% страховщиков не увидели никаких изменений, а другие 16% – отметили умеренное ухудшение в поставке автозапчастей по сравнению с прошлым годом.
В основном рынок нашел новые пути поставок автозапчастей. Пока эти поставки не являются системными, однако позволяют снять острый дефицит. В то же время усложнение логистической цепочки удлиняет сроки доставки комплектующих, что влияет на конечную стоимость автозапчастей. На стоимость автозапчастей также негативно влияет и ослабление курса рубля. Поэтому страховщики сейчас отмечают существенное удорожание автозапчастей.
Давление на страховой рынок, по мнению большинства опрошенных страховщиков, продолжают оказывать ослабление курса рубля и риски роста убыточности, а также недостаточная перестраховочная емкость внутри страны.
Ослабление курса рубля, по мнению 64% опрошенных страховщиков, оказывает умеренно негативное влияние на стабильность и финансовый результат страхового рынка. Опасения страховых компаний связаны с тем, что из-за ослабления курса рубля происходит удорожание автозапчастей, медицинского оборудования и других медицинских материалов и медикаментов, а также увеличение расходов на IT. В свою очередь это может привести к росту убыточности в автостраховании и ДМС и повысить расходы на ведение дела. Волатильность курса рубля также влияет и на инвестиционный доход страховщиков.
В то же время 21% страховщиков считают, что ослабление курса рубля никак не влияет на страховой рынок, а 14% компаний видят в этом даже умеренный позитив.
Большинство опрошенных компаний считают перестраховочную емкость внутри страны недостаточной (66% – умеренно недостаточной и 10% – абсолютно недостаточной), 21% полагают, что этого достаточно для перестрахования рисков внутри страны, а 3% – что емкости хватает с избытком и можно брать риски из-за рубежа.
Наращивание перестраховочных емкостей внутри страны не смогло в полном объеме компенсировать возможности международного перестрахования. Страховщики отмечают, что произошло удорожание перестрахования из-за монополизации перестраховочного рынка.
К возможности выхода на перестраховочные рынки дружественных стран в перспективе двух лет большинство опрошенных страховщиков относятся пессимистично. 10% полагают, что это невозможно, 59% считают такие перспективы слабыми, а 31% видят умеренные перспективы.
Большинство страховщиков считают, что спрос на страхование либо восстановился до уровня 2021 года, либо даже немного вырос. При этом значительная часть компаний уверена, что для повышения спроса на страхование необходима господдержка. Также стимулированию спроса способствует развитие в рамках экосистемы.
28% респондентов считают, что на данный момент спрос на страхование восстановился и находится на уровне 2021 года. В то же время 34% компаний отмечают, что спрос на страхование даже несколько вырос, а 38%, наоборот, уверены, что спрос умеренно сократился.
Чтобы спрос на страхование оставался на высоком уровне, по мнению 79% опрошенных компаний, необходима поддержка государства. Остальные 21% уверены, что рынок справится сам и поддержка не нужна.
Максим Юрьевич Русаков,
партнер ГК SRG, генеральный директор ООО «ЭсАрДжи-АйТи»«Конкуренция страховщиков за клиента требует повышения эффективности бизнеса, удобного онлайн-взаимодействия с клиентами и быстрого принятия решений. А это все невозможно без использования ИТ-решений. Онлайн-продажи не только снижают затраты, но и заметно повышают конверсию по сравнению с классическим подходом «мы вам перезвоним»
Стимулировать спрос на страховые продукты может развитие страховщиков в рамках экосистемы. За счет вхождения в группу разных финансовых институтов возможно вовлечение клиентской базы для продажи различных продуктов, в т. ч. страховых.
77% опрошенных страховщиков позитивно относятся к развитию в рамках экосистемы. К плюсам такого взаимодействия они относят удобство для клиента в обслуживании по множеству вопросов в рамках одного экосистемного решения. В то же время 23% компаний негативно относятся к такому развитию, полагая, что это снижает конкуренцию и увеличивает риски монополизации.
В 2023 году все страховщики, участвовавшие в опросе, хотели бы получить рентабельность продаж выше 5%. Большинство компаний считает, что в 2023 году страховой рынок ожидает положительная динамика с темпом прироста взносов на уровне 5–10%.
«Эксперт РА» также провел опрос страховщиков относительно того, какой уровень рентабельности продаж в 2023 году они считают для себя оптимальным. 35% страховых компаний хотели бы получить рентабельность продаж по итогам 2023 года в размере 5–10%, 30% страховщиков – в размере 10–15%, для 22% респондентов оптимальной рентабельность будет на уровне 15–20%, а 13% опрошенных желают получить рентабельность более 20%.
Все компании, участвовавшие в опросе, ожидают положительную динамику страхового рынка в 2023 году. Большинство (54%) прогнозирует прирост страхового рынка на уровне 5–10%, еще 23% компаний считают, что рынок увеличится на 10–15%, скромнее ожидания, 0–5% у 19% опрошенных, а высокие темпы прироста в 15–20% ждут только 4% респондентов.
По мнению большинства опрошенных, в 2023 году прирост страхования автокаско составит 5–10%, ОСАГО – 15–20%, страхования от НС и болезней – 10–15%, а ДМС и страхования прочего имущества юридических и физических лиц не превысит 5%.
В страховании жизни по итогам 2023 года крайне высоких темпов роста не ожидает большинство страховщиков. 64% респондентов считают, что прирост взносов в целом по страхованию жизни не превысит 10%. В то же время в сегменте НСЖ значительная часть компаний прогнозирует прирост выше 20%, а в ИСЖ – до 5%.
35% страховщиков считают, что рынок страхования жизни по итогам 2023 года вырастет на 5–10%, более пессимистичный прогноз у 29% компаний, которые ожидают прирост до 5%. На прирост в размере 10–15% рассчитывают 12% респондентов, а на 1520% – 18% участников и только 6% ожидают рост страхования жизни на 20%.
По мнению 39% участников опроса, прирост НСЖ в 2023 году составит более 20%, две одинаковые группы – по 22% страховщиков – ожидают прирост в диапазонах 0–5% и 5–10%, а увеличение на 10–15% прогнозируют 11% компаний.
Большинство страховщиков (56%) прогнозируют, что рынок ИСЖ не вырастет более чем на 5% за 2023 год, 22% полагают, что он даже сократится, а 23% считают, что рост может быть выше 5%.
Генеральный директор «ЭНЕРГОГАРАНТ» Александр Сергеевич Давыденко
Генеральный директор «ЭНЕРГОГАРАНТ» Александр Сергеевич Давыденко» |
- Какие риски и угрозы для страхового рынка вы отмечаете на данный момент?
- Если говорить про «ЭНЕРГОГАРАНТ», то скорее всего главной угрозой является повышение ставки рефинансирования Центрального банка, что уже увеличило стоимость кредитов для населения и, соответственно, снизило его платежеспособность. Поэтому наступит легкое замедление по ипотечному страхованию и по приобретению автомобилей, но, надеюсь, что это будет краткосрочное действие Центробанка, которое после стабилизации экономики вернется на свой прежний уровень.
- Видите ли вы еще какие-то угрозы, кроме повышения ключевой ставки?
- Если это все приведет к увеличению стоимости автомобилей, различных услуг и оборудования, то тем самым замедлится их приобретение как корпоративными клиентами, так и физическими лицами, что в свою очередь скажется на объемах страхования на рынке. От данного обстоятельства зависит все остальное – это такая основополагающая вещь, на которую наслаиваются все остальные тенденции на рынке, в т. ч. и на рынке страхования.
- Восстанавливается ли, по вашему мнению, страховой рынок после 2022 года? Какие секторы приходят в себя быстрее или медленнее и что на это влияет?
- Если говорить про время, когда был COVID-19, то, естественно, тогда замедлились все процессы приобретения страховых услуг и продуктов, которые не были связаны с онлайн-продажами. Посещение офисов было запрещено, тем самым объем продаж снизился. Но в краткосрочный период нам удалось увеличить возможность онлайн-продаж для клиентов компании, благодаря чему смогли нивелировать снижение выручки. «ЭНЕРГОГАРАНТ» на рынке всегда отличался консервативной стратегией развития. Таким образом, мы достигли всех своих плановых показателей, и каждый год немного их перевыполняем, поэтому в долгосрочной перспективе и долгосрочных процессах никаких сильных провалов не заметили.
- А как на вашей компании отразились события февраля 2022 года?
- Падение сборов было кратковременным, а адекватные действия государства, регулятора, отраслевых холдингов, направлений бизнеса позволили быстро адаптироваться и найти выход.
- Удалось ли вашей компании восстановиться по объемным показателям в 2-м полугодии 2022-го и в текущем году?
- Нам удалось даже больше. В 2022 году мы перевыполнили показатели по прибыли, если не ошибаюсь, на 60%. По 1-му полугодию текущего года эти показатели удалось перевыполнить на 70%. Взаимодействие всей филиальной сети «ЭНЕРГОГАРАНТ» с программными продуктами дало дополнительную возможность решить задачи и нивелировать риски, которые были связаны со сложившейся ситуацией.
- Какие меры, на ваш взгляд, может оказать государство для поддержки спроса на страхование и развития рынка?
- Государство здесь играет, естественно, не последнюю роль. Думаю, что те программы, которые развиваются в настоящий момент, будут продолжены. По крайней мере, программа по субсидированию ипотеки. Она дает возможность не снижать объемов продаж ипотечного страхования. В результате того, что повысились тарифы, вероятно, произошло некоторое снижение продаж объектов недвижимости, но за счет возможности по увеличению тарифов по страхованию недвижимости нам удалось эту ситуацию выправить, и небольшой рост в данной области также присутствует. Также мы смогли не потерять объемов и рынок страхования автотранспорта, потому что кредитование с господдержкой дало возможность развитию данного сегмента, и ситуация не стала критической.
По направлениям каско и ОСАГО «ЭНЕРГОГАРАНТ» вышел на требуемый уровень показателей. Здесь еще сработало то, что государству удалось быстро заменить европейские марки, которые ушли с рынка, китайскими брендами. В том числе и на условиях по активному обеспечению запасными частями. В этом отношении сервис и предоставление услуг по страхованию в т. ч. зависят от того, когда идут восстановительные работы и ремонт транспортных средств после ДТП. Благодаря действиям государства существует возможность в кратчайшие сроки получать запчасти, поэтому клиенты остались в большинстве своем довольны. Хотел бы отметить, что после ухода европейских марок с рынка доставку некоторых запчастей ждешь иногда до полугода, из-за чего возникают огромные трудности по осуществлению ремонта, в особенности люксовых брендов.
- Требуется ли такая же господдержка в других видах страхования?
- Я думаю, что господдержка нигде не помешает. Сегодня активно развивается сельскохозяйственное страхование с господдержкой. Это небольшой, но довольно активно растущий сегмент. Основополагающими сегментами страхования с точки зрения господдержки являются ипотечное, авто- и сельскохозяйственное страхование. Если бы были подготовлены программы по промышленности, то мы бы их уже знали и могли бы по ним работать. Наверное, на данный момент такой возможности у государства нет. Это связано с тем, что по каждой программе господдержки идет недополучение доходов. Нельзя поддерживать все и сразу – бюджет все-таки нерезиновый. Соответственно, те возможности, которые у бюджета государства есть, они сейчас, наверное, и используются. Это дает возможность удержать экономику на достаточно хорошем уровне.
- Чувствуется ли вами избыточная регуляторная нагрузка со стороны Банка России? Необходимы ли дополнительные меры поддержки страховщикам?
- Чувствуем пристальное внимание к выполнению требований – сейчас они ревностно соблюдаются, и, к сожалению, в ряде случаев Центробанк, несмотря на ситуацию в стране, идет достаточно активно в направлении того, чтобы четко исполнялись все требования, в т. ч. по условиям международной отчетности, которая в настоящий момент согласно Положению ЦБ РФ № 781-П должна применяться страховыми компаниями. При этом не до конца понятно, кому эта международная отчетность будет предоставляться, если у нас с международными институтами никакой связи сейчас нет. Было бы неплохо, если бы удалось Центробанку в ближайшее время, пока не стабилизируется экономика, не увеличивать количество требований по различным направлениям своей деятельности касательно страховых компаний.
- С какими проблемами вы сталкиваетесь в данный момент на рынке автострахования? Какова сейчас ситуация с автозапчастями и ремонтом автомобилей? Насколько процентов удалось решить проблему с дефицитом запчастей?
- Если говорить про европейские марки автомобилей, то ситуация с запчастями достаточно сложная, как я уже сказал ранее. Особенно это касается таких производителей, как Mercedes, BMW, Audi. Прекращение поддержки программного обеспечения данных автомобилей приведет к увеличению сроков обслуживания и удорожанию сервисных процессов. Поставка запчастей европейских марок, начиная от Renault, Peugeot и в особенности заканчивая Bentley, Rolls Royce, Lamborghini и другими, в настоящий момент является трудновыполнимой задачей. Иногда, как я также уже отметил ранее, сроки поставки могут достигать полугода. В меньшей мере эта проблема коснулась японских и южнокорейских автомобилей. Здесь пока значительных проблем на рынке запчастей, обслуживания и поставки мы не видим. Сейчас активно развивается локализация производства китайских автопроизводителей, и мы надеемся, что это даст возможность выправить ситуацию. Пока на рынке наблюдается незначительный рост, исключительно за счет китайских производителей. Их активная локализация даст возможность удержать цены и, соответственно, определенный уровень сервисного обслуживания, который удовлетворит требованиям наших клиентов.
-Увеличились ли конкуренция и борьба за клиентов среди страховщиков на рынке автострахования, в связи с сократившимся спросом на автомобили?
- Конкуренция всегда была жесткой, и надо всегда балансировать между желанием застраховать как можно больше и не набрать себе клиентов, которые будут приносить значительные убытки. В этой части мы балансируем уже, наверное, лет десять. Поэтому сильнее уже конкурировать вряд ли возможно. В данный момент ситуация является привычной для нас. Она не стала ни хуже и ни лучше, клиенты остались те же, поменялись только марки автомобилей. Да и с утверждением о падении спроса можно поспорить, ведь по итогу июля 2023-го продажи легковых автомобилей выросли в 2,7 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
- Видите ли вы сейчас риски роста убыточности по программам ДМС? Как, по вашему мнению, можно сохранить баланс между убыточностью и ценностью продукта для клиента?
- Главный риск заключается в ослаблении рубля, соответственно, если идет закупка медикаментов за рубежом, то это, естественно, приведет к увеличению расходов лечебных учреждений, что повлечет за собой рост стоимости услуг, а для наших клиентов в свою очередь повышение стоимости ДМС, чего бы мы на самом деле не очень хотели. В настоящий момент наблюдается небольшой рост по ближайшим конкурсам, в которых мы планируем участвовать с точки зрения сумм на ДМС, но в те договоры, которые мы сейчас обслуживаем, внести изменения не получится. Поэтому мы в ближайшей перспективе пока обеспечены договорами, которые особых изменений не претерпят. Если говорить про будущее и если не стабилизируется валютный рынок, и стоимость рубля не изменится, то это, естественно, приведет в следующем году к увеличению стоимости всех услуг, не только ДМС, но и любых услуг не только на рынке страхования, потому что никто себе не позволит продавать ниже себестоимости. Наши клиенты столкнутся с тем, что они вынуждены будут покупать услуги дороже или отказываться от части этих услуг, чтобы не выйти за рамки своего семейного бюджета.
- Планируется ли внедрение каких-либо урезанных продуктов без повышения цены?
- Это не только планы, это текущая работа. У нас есть департамент с опытными знающими специалистами. Они отслеживают ситуацию на рынке и разрабатывают различные продукты, от примитивных и дешевых до продуктов любой сложности, которые по желанию заказчика готовы предложить лечебные учреждения любого уровня. Мы предлагаем весь спектр, так как у нас большой список лечебных учреждений, с которыми заключены договоры по всей стране, поэтому исходя из требований клиента мы можем подобрать для него, скорее всего, любой уровень обслуживания в рамках его бюджета, который он планирует на это потратить.
- Насколько процентов сейчас растет медицинская инфляция?
- Сложно сказать. Видите, как меняется стоимость евро и доллара, если отслеживать его каждый день, то именно так она и может изменяться. Но, скорее всего, сейчас закупка какого-либо серьезного оборудования остановилась, потому что по такой цене ни одно лечебное учреждение приобретение нового оборудования себе позволить не сможет, за небольшим исключением, наверное. Все ждут, когда ситуация стабилизируется, и тогда опять продолжат те программы модернизации, которые у них были запланированы. Я думаю, что ни в одном бюджете медицинской организации не планировалась стоимость евро в размере 110 рублей. Поэтому сейчас, по моему мнению, все просто находятся в режиме ожидания.
- С учетом санкций, наверное, возникают дополнительные сложности покупать оборудование за рубежом?
- Да, канал поставки меняется каждый раз, эта отдельная история связана у нас со страхованием грузов. Нужно было отслеживать только передвижение грузов, не было никаких изменений с точки зрения прохождения, таможенных условий, каких-либо пошлин. Все остальное было отработано. Сейчас каналы могут работать один месяц или два, потом меняться. Каждый раз наши департаменты по грузам перестраивают систему. Из-за этого меняются тариф и сроки. Работа увеличилась в разы, если говорить о том, что стабилизации на рынке поставок сейчас, как таковой, нет, и это, естественно, приводит к удорожанию и увеличению сроков поставки.
- Испытываете ли вы трудности с перестрахованием крупных рисков?
- Как таковых больших рисков у нас не так много. В принципе, с учетом того, что все западные перестраховщики ушли, а в тех странах, которые нам являются дружественными, даже если предлагается перестрахование, то там небольшой объем, емкость этого рынка перестрахования, что не позволяет особо какие-либо риски разместить. Это связано с тем, что у этих стран нет достаточного опыта, и пока альтернативы РНПК я не вижу. Так как РНПК обладает и компетенциями, и уровнем, а также может переработать большой объем информации в короткие сроки, альтернативы ей тут просто нет.
- А в будущем какие перспективы открытия китайского перестраховочного рынка вы видите?
- Хотелось бы открыть китайский перестраховочный рынок, осталось узнать, хочет ли китайский рынок, чтобы мы его открыли. Мы никогда не работали с китайскими перестраховочными компаниями, у нас нет особого опыта, и несмотря на то что сотрудничество достаточно долгое между КНР и РФ, но перестрахование, наверное, пока такой большой вопрос, над которым мы активно размышляем, но из-за того, что нет значительной практики, рисковать пока не хотим.
- Как в вашей компании обстоят дела с IT-инфраструктурой после ухода зарубежных поставщиков IT-услуг? Удалось ли вам перейти на отечественное ПО или, может быть, у вас есть какие-то собственные разработки? Есть ли вообще сложности с этим?
- Сложности, естественно, есть, потому что часть программных продуктов у нас связана с Microsoft и Oracle. В настоящий момент там есть определенные затруднения, но нам удалось найти программные продукты, которые есть в России. Это, к примеру, «Битрикс24» и ряд других платформ, на которые мы постепенно переходим, потому что так быстро базу перенести нельзя. Плюс наши собственные продукты, наш АИС, который неплохо работает. Эта наша система, которую мы потихонечку усовершенствуем, дает нам возможность сейчас практически не замечать, хоть это и громко будет сказано, потери возможности общения с иностранными производителями. Очень вовремя наши IT-специалисты в России нашли возможность, как и чем заменить те программные решения, которые были связаны с иностранцами. В настоящий момент наши IT-специалисты успешно решают все эти задачи. Недавно у нас прошла проверка ЦБ, и по IT был отдельный большой блок специальных вопросов по информбезопасности, ответы на которые особых сложностей не вызвали. Поэтому, мы считаем, ситуацию, связанную с уходом иностранных компаний, не только успешно преодолеют, но и будет выстроена независимая модель работы.
-Не испытываете ли дефицит кадров в IT-сфере?
- Испытываем. В этой сфере дефицит кадров был всегда, особенно в Москве после того, как началась СВО. Ряд специалистов уехали, но нам удается с этим справляться, мы находим компании на аутсорсинге, которые являются нашими партнерами. К нашему счастью, они никуда не ушли, а остались с нами. И из наших специалистов никто не уехал, никто не перешел в другую компанию, и это позволяет нам активно работать на рынке и предоставлять все наши услуги все больше и больше в онлайн-формате.
- Какие планы у вашей компании на среднесрочную перспективу? Какие возможности видите для компании?
- Ситуация меняется каждый год, и планирование вызывает уже саркастический смех или улыбку. Если бы кто-то мне сказал пять лет назад, что у нас будет пандемия, потом СВО и что-то еще, и требования Центрального Банка будут ужесточаться, то я бы, наверное, покрутил пальцем у виска и сказал: «Да не может такого быть. Все же спокойно в жизни». Исходя из сложившейся ситуации мы придерживаемся, как и раньше, нашей консервативной стратегии. Она нас всегда выручала, и мы не видим смысла сейчас ее менять на какие-то другие вещи. То есть мы стараемся держать сбалансированным портфель, так как ты не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Поэтому мы, как и раньше, стараемся максимально диверсифицировать наш портфель, чтобы при условии падения в различных секторах рынка с помощью других сегментов свои поставленные задачи выполнять.
- Как вы думаете, какие каналы продаж будут наиболее востребованными?
- Если говорить именно о каналах, то, конечно, цифровой – это продажи в агрегаторах, маркетплейсах, цифровых платформах.
Услугой цифрового страхования наполняются банковские приложения, порталы услуг получают страховую опцию, даже портал «ГОСУСЛУГИ» уже является сервисом для оформления полисов страхования (страхование ДМС трудовых мигрантов).
Если говорить про новые виды страхования, то в связи с тем, что сейчас имущество граждан находится в повышенной опасности в результате действий БПЛА, то, наверное, появятся новые продукты, которые будут связаны с защитой от террористических атак. Я думаю, что будет развиваться киберстрахование, но это очень сложный продукт, потому что, как осуществлять его андеррайтинг, пока непонятно. Наверное, эти каналы продаж будут наиболее востребованными. Если бы был рост платежеспособности населения в чем-то, тогда можно было бы представлять, на что, где и как обратить внимание. Но в связи с тем, что, как было сказано ранее, ставка рефинансирования повысилась, то платежеспособность не вырастет. Поэтому в ближайшее время какого-то активного роста в каком-либо сегменте мы не видим.
- Какие изменения произошли при взаимодействии с посредниками?
- Очень активна роль цифровизации процессов взаимодействия с партнерами, причем это как традиционные агенты-физлица, так и банки и лизинговые компании.
Взаимная интеграция позволяет значительно снизить издержки обеим сторонам и снять нагрузку по сверкам и сегментациям.
К сожалению, ряд наших партнеров повысили комиссию по работе с ними для того, чтобы продлить аккредитацию, тем самым увеличив издержки в нашей деятельности по некоторым направлениям. В остальном роста каких-либо расходов и затруднений нет, потому что все существуют в рынке, который понятен для всех. Ты можешь захотеть зарабатывать больше, но, как правило, это на какой-то непродолжительный срок получается, после чего ты все равно возвращаешься к каким-либо рыночным условиям, которые тебя окружают.
- Каков ваш прогноз по рынку на конец 2023 года? Видите ли вы какие-то точки или драйверы роста?
- Если говорить про автострахование, то среди драйверов роста я бы отметил увеличение локализации, стабилизацию стоимости автомобилей изапчастей. Это даст людям возможность прогнозировать свои покупки. Стабилизация и укрепление рубля позволит усилить платежеспособность населения и предприятий, тем самым увеличить количество закупок различного оборудования, в особенности для строительства. Наверное, строительство, грузы и имущество, которое будет закупаться в этом случае, могут стать драйверами роста рынка. Значимую роль в продажах будет играть цифровой канал, причем не только в b2с-сегменте, но и в партнерском b2b.
Партнер ГК SRG, Генеральный директор ООО «ЭсАрДжи-АйТи» Русаков Максим Юрьевич
Партнер ГК SRG, Генеральный директор ООО «ЭсАрДжи-АйТи» Русаков Максим Юрьевич |
- Расскажите о вашем взаимодействии со страховыми компаниями в области IT-услуг.
- Группа компаний SRG предоставляет для страховых компаний комплексное ИТ-решение в области банкострахования, в особенности ипотечного страхования. К настоящему моменту к платформе уже подключились 18 страховых компаний, в т. ч. и лидеры рынка.
Наше платформенное решение не ограничивается только взаимодействием со страховыми компаниями, но и сотрудничает с банками (в нашем арсенале 10 банков, и планируется подключение еще одного в ближайшие три месяца), страховыми брокерами и агентами (уже более 250, и это число растет каждый месяц).
Мы видим, что цель платформы SRG – организовать бесшовное взаимодействие всех участников рынка банкострахования удобным для современных пользователей, требовательных к простоте сервисов и онлайну. В частности, мы гордимся существенным ростом конверсии на сайте страховщика после внедрения нашего решения для покупки полиса ипотечного страхования 100% в онлайн-формате.
- Какие продукты вашей компании наиболее востребованы у страховщиков?
- Мы исходим из того, что рынок банкострахования достаточно большой (страховые комиссии более 500 млрд рублей), чтобы разрабатывать специализированную облачную платформу, которая используется многими страховыми компаниями/банками как коробочное решение с высоким уровнем кастомизации.
Если говорить о модулях платформы, то наиболее интересны решения для работы с агентской сетью (и тут мы получаем положительную обратную связь не только от страховых компаний, но и от агентов, и крупнейших брокеров), а также продажа страховых полисов в онлайн-канале, так как мы предоставляем возможность покупки полиса в онлайн для 100% клиентов. Онлайн-продажи не только снижают затраты, но и заметно повышают конверсию по сравнению с классическим подходом «мы вам перезвоним».
- Изменилась ли ситуация во взаимодействии со страховыми компаниями после ухода зарубежных поставщиков IT-услуг?
- Поскольку мы предоставляем доступ к облачной платформе без необходимости установки в контур страховщика, то изменений мы не почувствовали.
- Увеличился ли спрос со стороны страховщиков на ваши продукты? Появился ли у страховщиков запрос на новые услуги?
- Популярность нашего решения растет как за счет расширения сотрудничества со страховыми компаниями, так и за счет совместных проектов с крупнейшими банками страны.
В частности, в этом году мы реализовали проект, включающий один из крупнейших ипотечных банков и несколько страховых компаний, по онлайн-страхованию заемщиков, купивших ранее квартиру в новостройке и оформляющих собственность после ввода дома в эксплуатацию. Этот проект позволит тысячам заемщиков приобрести страховку в онлайн-формате, а банку и страховщику существенно сократить затраты на продажу, сохранив высокие показатели конверсии.
- Как страховые компании могут увеличить продажи с помощью ваших продуктов?
- На основании опыта сотрудничества со страховыми компаниями мы уверенно утверждаем, что ежегодный экономический эффект от использования нашей платформы составляет от 10 до 15% от страхового портфеля.
Эффект достигается за счет:
- повышения конверсии продаж, пролонгации, коробочных продуктов;
- снижения затрат на персонал;
- снижения убыточности за счет юридически значимого подписания декларации.
Мы часто со страховыми компаниями проводим аудит и оценку экономического эффекта до масштабного внедрения. И хотя мы не можем раскрывать деталей, могу сказать, что большинство участников таких аудитов приятно удивлены эффектом от перехода на нашу платформу для банкострахования.
- Как ваша компания обеспечивает информационную безопасность и защиту персональных данных при работе со страховщиками?
- Сохранность данных клиентов имеет высокое значение, и мы уделяем серьезное внимание вопросам информационной безопасности. В частности, не реже чем раз в два года мы проходим как аудит информационной безопасности ИТ-инфраструктуры, так и проверку программного обеспечения лучшими экспертами в отрасли кибербезопасности.
Также мы принципиально придерживаемся позиции, что данные – это актив наших клиентов. Мы не используем данных ни в каком виде, кроме предоставления сервисов для наших клиентов. Это обязательное правило, и мы гордимся тем доверием, которое нам оказывают не только страховые компании, но и крупнейшие банки.
- Как вы оцениваете состояние и перспективы российского рынка IT-услуг?
- Исключительно положительно, поскольку конкуренция страховщиков за клиента требует повышения эффективности бизнеса, удобного онлайн-взаимодействия с клиентами и быстрого принятия решений. А это все невозможно без использования ИТ-решений.
Если же говорить о развитии нишевых ИТ-решений (в частности, решения для ипотечного страхования), то мы уверены, что платформы, используемые многими клиентами, будут внедряться быстрее, чем собственная заказная разработка. Это обусловлено экономической эффективностью вложений в ИТ-разработку: собственное решение не только требует нескольких лет на создание, но и постоянных затрат на ИТ-специалистов, поддерживающих и развивающих собственное программное обеспечение. С точки зрения и скорости внедрения, и экономической эффективности облачные решения заметно опережают любые другие варианты.