Страхование, 13.12.2016

Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
Поделиться
Facebook Twitter VK


В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.

Содержание

Резюме

В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.

Только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам постпродажное обслуживание при помощи мобильных приложений. По оценкам RAEX (Эксперт РА), 76% страховых компаний в процессе продаж страховых продуктов применяют ИТ-решения, связанные с использованием Интернета, и только 43% предоставляют возможность на своем сайте в режиме онлайн произвести расчет и покупку страхового полиса. В основном это продукты по страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию выезжающих за рубеж, ДМС, страхованию автокаско, страхованию имущества физических лиц и некоторые другие розничные, «коробочные» по своей сути, продукты.

Мобильные технологии в страховании только развиваются, и в настоящее время 16% страховщиков применяют мобильное программное обеспечение при продажах страховых услуг, и лишь 7% компаний предлагают своим клиентам возможность использования мобильных приложений при покупке страхового полиса. В процессе урегулирования страховых случаев, по оценкам RAEX (Эксперт РА), ИТ-решения, связанные с использованием Интернета, применяют менее половины страховщиков (47%), мобильные приложения (для клиентов и агентов) еще меньше – 12%. Возможность заявить о страховом случае, отправить копии документов и отслеживать статус рассмотрения страховых случаев при помощи мобильного приложения предоставляют своим клиентам менее 5% страховщиков.

Объем сегмента директ-страхования в абсолютном выражении прибавил 1,2 млрд рублей и достиг 8,2 млрд рублей по итогам 2015 года. Под директ-страхованием RAEX (Эксперт РА) понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. Темпы прироста взносов сегмента (17%) существенно опережают темпы прироста рынка страхования в целом (3,6% за 2015 год). Доля директ-страхования в общем объеме страхового рынка (1 024 млрд рублей) растет (+0,1 п. п. за 2015 год) и составила 0,8%. Основной вклад в прирост взносов сегмента в 2015 году обеспечили страхование выезжающих за рубеж (+310 млн рублей) в основном за счет падения курса национальной валюты и удорожания стоимости полисов в рублевом эквиваленте, и ОСАГО (+480 млн рублей) за счет запуска продаж электронных полисов.

Крупнейшими видами страхования по доле взносов в сегменте директ на протяжении двух последних лет являются страхование автокаско (31% за 2015 год), ДМС (19% за 2015 год) и страхование от несчастных случаев и болезней (16% за 2015 год). По результатам анкетирования, проведенного RAEX (Эксперт РА), лидерами по взносам по итогам 2015 года в сегменте директ-страхования стали АО «Страховая Компания Метлайф», АО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и АО «Тинькофф Страхование».

На смену стандартным страховым продуктам приходят индивидуальные и более гибкие решения. По оценкам RAEX (Эксперт РА), доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Некоторые страховщики в прошлом запускали пилотные проекты по внедрению «черных ящиков», однако, не получив желаемых результатов, свернули развитие этого направления. Дело в том, что телематическое устройство приобреталось за счет средств клиента и скидка на страхование могла оказаться меньше расходов на само оборудование.

Сегодня компании предлагают телематическое оборудование в аренду на определенный срок (например, три – шесть месяцев), что делает его более доступным для клиентов, а в некоторых случаях и вовсе бесплатным. По истечении «испытательного» срока страхователь может претендовать на получение скидки на страхование, что, впрочем, совсем не исключает получения скидок в том же размере постоянными, но не использующими телематику клиентами, поэтому в некоторых случаях использование телематики может быть экономически нецелесообразным.

Практика применения телематических устройств в зарубежных странах показывает, что «черные ящики» позволяют не только разработать личный для каждого клиента тарифный план и уменьшить конечную стоимость услуги для аккуратных водителей, но и также снизить риски угона автомобилей и мошенничества. В ряде стран установка телематики на новые автомобили обязательна и является частью правительственных программ по снижению числа ДТП и угонов.

По данным RAEX (Эксперт РА), не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые ИТ-продукты и решения в 2017 году. Не менее четверти страховщиков направят свои усилия на разработку или совершенствование клиентских сервисов – запуск и / или доработка онлайн-магазина по добровольным видам, личного кабинета страхователя и мобильных приложений. Текущая ситуация на рынке (снижение спроса и падение рентабельности), с одной стороны, снижает возможности компаний по изысканию дополнительных средств для инвестирования в разработку или реновацию ИТ-систем, с другой – является драйвером этого процесса.

Компании готовы вкладываться в новые технологии для того, чтобы соответствовать растущим ожиданиям клиентов и успешно конкурировать на быстро изменяющемся рынке. В результате запуска обязательных продаж электронных полисов ОСАГО и в отсутствие потрясений на страховом рынке в предстоящем году мы ожидаем многократного увеличения объемов директ-страхования в 2017 году. Количественный прогноз затруднителен в связи с высокой неопределенностью развития рынка электронных полисов ОСАГО.

Аналитика


Электронные технологии в страховании: тотальная цифровизация

Доля страховщиков, применяющих интернет-решения в процессе продаж страховых продуктов, неуклонно при... 28.06.2019
Электронные технологии в страховании: тотальная цифровизация

Рынок банкострахования: рост перед падением

Рынок банкострахования вырос за 2018 год на 44,4 % за счет ИСЖ и страхования при потребкредитовании,... 04.06.2019
Рынок банкострахования: рост перед падением

Итоги 2018 года на страховом рынке: «жизнь» и «кредитка»

После провала в 2017 году рынок non-life-страхования в результате активного развития розничного кред... 04.04.2019
Итоги 2018 года на страховом рынке: «жизнь» и «кредитка»

Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2019 году «Жизнь» под угрозой»

Неопределенность на рынке страхования жизни крайне высока, и агентство рассматривает возможность реа... 10.01.2019
Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2019 году «Жизнь» под угрозой»

Будущее страхового рынка: переломить тренд

Увеличение темпов прироста премий повысит инвестиционную привлекательность страховой отрасли и ускор... 13.11.2018
Будущее страхового рынка: переломить тренд
Вся аналитика