- Розничное страхование: качественный скачок
- Банкострахование: от заемщиков к вкладчикам
- Корпоративный сегмент: новая клиентская база
На фоне перечисленных выше негативных тенденций в 2013 году происходили и позитивные изменения – определились новые точки развития, которые со временем могут стать ключевыми драйверами роста рынка.
Таблица 3. Позитивные тенденции и способы преодоления проблем рынка в разрезе сегментов бизнеса страховых компаний
Сегмент бизнеса | (2013 год) | Будущие точки прогресса на уровне страхового сообщества и государственного управления (2014–2015 годы) |
Страховая розница | Качественное изменение массовых продуктов – ревизия договоров страхования, интерактивное урегулирование. Развитие новых каналов продаж и низкоубыточных сегментов | Стандартизация договоров страхования автокаско, создание актуальной методики расчета ущерба |
Банкострахование | Развитие некредитного страхования на базе партнерских отношений с банками | Налоговые льготы в страховании жизни, раскрытие доли КВ |
Корпоративный сегмент | Расширение клиентской базы за счет МСБ на основе базы данных по опасным объектам и перевозчикам | Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», вступающий в силу с 1 января 2014 года |
Источник: «Эксперт РА»
Михаил Манчурак, генеральный директор БИН Страхование:
–Страховой рынок в настоящий момент переживает определенный переходный этап, и в случае благополучного исхода рынок должен выйти на новый качественный уровень развития. Страховщики должны стать ближе к своим клиентам, в чем заинтересованы и розничные, и корпоративные клиенты, и государство. Несмотря на все трудности, мы смотрим на рынок с оптимизмом. Продукты страховщиков должны стать проще и понятнее, как и сервисные процессы урегулирования, технологии продаж должны стать еще более удобными и технологичными, а операционная модель – эффективной. Без этих векторов движения участникам рынка вряд ли удастся довести показатели РВД до адекватных, позволяющих уверенно смотреть в завтрашний день.
Розничное страхование: качественный скачок
Большинство розничных страховщиков ответили на рост судебных расходов в автостраховании увеличением средней страховой выплаты, повышением качества урегулирования убытков и ревизией условий договоров страхования. Важнейшей темой 2012–2013 годов было развитие интерактивного урегулирования убытков.
Сергей Рябцов, член совета директоров ООО «Группы Ренессанс страхование»:
– Одностороннее изменение трактовки законов в пользу защиты прав потребителей привело к волне противоправных действий юристов. Они скупают страховые дела и при поддержке судебных органов добиваются решений, лишая возможности производить выплаты в срок, соответственно, накручивая штрафы и т. п. Это, безусловно, очень серьезный удар в спину, который ничем не компенсируется. Нам остается лишь усиливать свои юридические службы, пересматривать договоры страхования, исключать из них все возможные лазейки для двойного толкования.
Сирма Готовац, генеральный директор, председатель правления ЗАО «Страховая группа «УралСиб»:
– Внедрение инновационных технологий – это важнейшая тема для страховых компаний. Безусловно, любой участник рынка, который хочет сохранить свои позиции, должен развиваться в этом направлении. В конце года мы собираемся выпустить на рынок новый продукт автокаско, построенный на основе возможностей телематики.
Кроме того, в 2013 году активизировалась работа по стандартизации договоров страхования автокаско и созданию актуальной методики расчета ущерба. Эти документы должны способствовать формированию у потребителей адекватных ожиданий от страхования автокаско и ОСАГО, снижению числа судебных разбирательств и формированию единой судебной практики в этой сфере.
Арташес Сивков, заместитель председателя правления, заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО СК «Альянс»:
– Создание института страхового омбудсмена – очень своевременная инициатива. И мы, безусловно, ее поддерживаем. Эффективность работы омбудсмена по устранению конфликтов между клиентами и страховщиками будет зависеть от его доступности для населения, скорости рассмотрения жалоб и независимости.
Но одной этой инициативы недостаточно для снижения количества судебных разбирательств. Необходимо разработать единую методику оценки ущерба, нанесенного ТС. Сейчас методика разрабатывается государственными органами, но обязательным условием ее эффективности является участие страховщиков в работе над стандартами.
Сергей Савосин, генеральный директор ООО «СК «Согласие»:
– После 10 лет работы ОСАГО до сих пор нет единой методики оценки ущерба – это создает много проблем. То есть нет равноценной методики определения ущерба, по которой бы не возникало спора между страховщиками и страхователями и не было бы почвы для рассмотрения их в судах. Она должна определять не только правила расчета ущерба, но и анализировать статистические данные по стоимости ремонта, запчастей и однозначно определять результат расчета, чтобы убыток был рассчитан правильно. А то доходит до абсурда, когда в одном суде рассматриваются две независимые экспертизы, выписанные одним экспертом: одна по заказу страховщика, другая – по заказу клиента, и они расходятся, причем в разы. Отсутствие единой методики приводит к тому, что и страховщик, и клиент – правы.
Чтобы хоть как-то компенсировать высокую убыточность в автостраховании, страховщики активизировали продажи прочих розничных страховых продуктов (НС, ДМС, страхование имущества). Делается это за счет стимулирования кросс-продаж и формирования партнерских отношений с ритейлерами, салонами связи, авиакомпаниями и прочими. Этот новый канал продаж обладает значительной инфраструктурой, что позволяет страховщикам существенно расширить размер своей потенциальной клиентской базы.
Банкострахование: от заемщиков к вкладчикам
Потенциальным драйвером роста рынка банкострахования могут стать продажи некредитных продуктов по страхованию жизни через банки. По прогнозам «Эксперта РА», объем продаж сложных накопительных и инвестиционных страховых продуктов вкладчикам банков за два года вырастет в 1,8 раз – с 14 млрд рублей в 2012 году до 24 млрд рублей в 2014 году.
Потенциал у этого рынка огромен. Именно инвестиционное накопительное страхование жизни, а не кредитное страхование от НС, является прочной основой рынка страхования жизни во всем мире.
Развитию продаж накопительного страхования жизни будет способствовать также введение налоговых льгот (ориентировочно в 2015 году).
Сирма Готовац, генеральный директор, председатель правления ЗАО «Страховая группа «УралСиб»:
– Мы готовим перезапуск нашей компании по страхованию жизни, выстраиваем свою стратегию с учетом продвижения соответствующих продуктов через банковский канал продаж. Клиенты доверяют банкам. Кроме того, развитию рынка будет способствовать вхождение страховщиков в пенсионную систему.
В 2014 году ожидается также структурная перестройка рынка банкострахования. Причины – запрет агентам выступать выгодоприобретателями по договорам страхования, заключенным с их помощью, а также появление обязанности раскрывать размер комиссионного вознаграждения по запросу страхователя.
Корпоративный сегмент: новая клиентская база
Введение новых обязательных видов страхования (ОСОПО и ОСГОП) позволило страховщикам сформировать новую базу клиентов за счет владельцев опасных объектов и перевозчиков. В условиях ужесточения конкуренции по крупным контрактам многие страховщики начали активнее развивать страхование малого и среднего бизнеса. При этом если в первый год введения ОСОПО кросс-продаж практически не было, то на второй год работы закона ситуация изменилась. В 1 полугодии 2013 года по сравнению с 1 полугодием 2012 года отмечается 7%-ный прирост числа заключенных договоров с юридическими лицами (в том числе в страховании автокаско прирост составил 12%, в страховании прочего имущества юридических лиц – 10%).
Еще одно позитивное событие, которое скажется на формате конкуренции в сегменте государственных тендеров, – это принятие закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (вступит в силу с 1 января 2014 года).