Содержание |
Резюме
В 2017 году факторинговый оборот увеличился на 13% и достиг 2,35 трлн рублей благодаря крупным сделкам лидирующих игроков, приведшим к расширению регионального и отраслевого охвата рынка. В результате санации частных банков из топ-10 доля государства в факторинге выросла за 2017 год с 34 до 60%, приблизившись к доле госбанков в банковском секторе в целом. Сохраняющееся давление на маржу делает все насущнее вопросы расширения и автоматизации продуктового предложения, а также более активной работы с малым и средним бизнесом. Согласно базовому прогнозу «Эксперт РА», в 2018 году факторинговый оборот вырастет на 8%, что, как и прежде, будет обеспечено в осноsвном крупными участниками рынка.
Общий объем уступленных российским Факторам денежных требований по итогам 2017 года составил около 2 350 млрд рублей, увеличившись на 13% по сравнению с 2016-м. Совокупный портфель участников исследования по состоянию на 01.01.2018 превысил 412 млрд рублей. При этом ввиду пониженной инфляции можно констатировать, что впервые за три года оборот рынка факторинга вырос и в реальном выражении. Указанная динамика связана с расширением круга обслуживаемых участниками исследования клиентов, что привело к стремительному росту объемов факторингового бизнеса крупных игроков (в частности, группы «ГПБ» и ООО «Сбербанк Факторинг»). За 2017 год число клиентов увеличилось более чем с 4,7 до 5,3 тыс. и выше в результате популяризации факторинга и роста его доступности. Последнее также обусловлено продолжающимся развитием электронного факторинга: например, ежемесячное количество сделок по уступке дебиторской задолженности через электронную факторинговую площадку FactorPlat выросло с 19 тыс. на начало 2017 года до 76 тыс. к его концу. Кроме того, в факторинговом сегменте в 2017 году стала активно работать еще одна крупная кредитная организация – Райффайзенбанк.
Санируемым игрокам предстоит определиться, будут ли они удерживать позиции на рынке в условиях сохраняющегося давления на маржу. Консолидация банковского сектора в результате санации нескольких крупных частных банков наравне с ростом доли государства в активах банковской системы в целом привела к почти двойному увеличению доли рынка факторинга, приходящейся на Факторов с госучастием. Так, если в 2016 году доля данных Факторов составляла порядка 34%, то за 2017-й она выросла до 60%, приблизившись к доле госбанков в активах, которая увеличилась на 10 п. п., до 70%, за аналогичный период. Дальнейшее развитие факторингового направления у игроков, попавших на санацию, во многом зависит от стратегии, которая будет принята в условиях продолжающегося снижения ключевой ставки и, как следствие, стоимости факторинговых услуг. Все это в сочетании с практикой ценового демпинга при факторинге наиболее качественной прослойки дебиторов приводит к снижению маржинальности факторингового бизнеса. В результате участники рынка все сильнее сосредоточиваются в области автоматизации процессов и активно продвигают продукты с более высокой добавленной стоимостью (последнее, например, привело к росту доли факторинга без регресса по рынку за 2017 год с 36 до 46%).
Участники рынка находят для себя перспективные ниши в новых регионах, отраслях и клиентских сегментах. Например, в 2017 году сохраняется тренд на активное региональное распространение факторинга за счет повышения его технологичности. Так, доля лидера – Москвы снизилась на 9 п. п., до 34%, однако по данным сопоставимой выборки Факторов падение не было бы столь драматичным (с 40% в 2016-м до 35% в 2017-м). При этом наибольший прирост показали Центральный ФО (кроме Москвы) с 11 до 15%, Уральский ФО с 8 до 15% и Северо-Западный ФО (кроме Санкт-Петербурга) с 3 до 6%. В отраслевой структуре факторингового рынка производство вытесняет торговлю (за 2017 год их доли составили 49 и 40% соответственно), что, в частности, обусловлено реализацией крупных сделок в сфере металлургии (их доля в производственном сегменте достигла 44%). Однако все еще не охваченным крупными Факторами пластом клиентов остается МСБ, что подтверждается стабильно низкой распространенностью факторинга в данном сегменте относительно кредитных и лизинговых продуктов ввиду недостаточного стимулирования государством. Так, среди перечисленных источников финансирования малых и средних предприятий за 2017 год доля денежных требований, уступленных клиентами из сегмента МСБ, насчитывает менее 6%, а доли лизинговых договоров (без учета НДС) и выдачи кредитов МСБ составили 8 и 86% соответственно.
В 2018 году определять развитие рынка факторинга будут крупные госигроки, высокая конкуренция и цифровые технологии. Дальнейшая динамика рынка факторинга будет зависеть от реализации крупных сделок ведущими банками с госучастием в результате повышения доступности факторинга в новых отраслях, например, нефтегазовой, химической, энергетической, и замещения кредитных продуктов факторинговыми. На этой основе конкуренция среди Факторов продолжит обостряться, однако в связи с исчерпанием потенциала для снижения ставок она будет развиваться в направлении дальнейшей диджитализации факторинга и роста распространенности комплексных решений для финансирования цепочек поставок. При этом ранее расчет был на то, что факторинг выстрелит в сегменте госзаказа, однако в связи с отложенным характером принятия поправок к ФЗ «О госзакупках» данные сделки в 2018 году с высокой вероятностью будут единичными, что предполагает развитие рынка по более сдержанному сценарию.
По базовому прогнозу «Эксперт РА», рынок факторинга в 2018 году прибавит около 8%. Данный прогноз подразумевает установление инфляции на уровне 3,5%, что обусловит снижение ключевой ставки ЦБ РФ до 6,5%. Среднегодовая цена на нефть марки Brent составит около 60 долларов США за баррель, а объем уступленных денежных требований – порядка 2,55 трлн рублей. Оптимистический сценарий базируется на предпосылках о росте цен на нефть (среднегодовой уровень – 65 долларов США) и установлении инфляции на уровне 3%, что позволит ЦБ РФ в течение года понизить ключевую ставку до 6%. Рост рынка факторинга в таких условиях составит около 15%, а совокупный объем рынка достигнет порядка 2,7 трлн рублей.