Финансовый сектор, 30.07.2024

Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Новые тенденции корпоративного налогообложения

В мае 2024 года Минфин внес на рассмотрение поправки в налоговое законодательство. Изменение налоговой системы предусматривает увеличение налогов как для бизнеса, так и для физических лиц с акцентом на справедливое перераспределение. Общая идея изменений для корпоративного сектора – переход к повышенным налоговым сборам за счет постоянных, а не разовых (как курсовые экспортные пошлины) мер, с привязкой к инвестиционной активности компаний.

Ставка налога на прибыль вырастет с 20 до 25%, при этом все дополнительно собранные налоги будут отправляться в федеральный бюджет – ставка сборов для регионального бюджета останется на уровне 17%, а ставка сборов для федерального бюджета вырастет с 3 до 8% в 2025–2030 годах. С 2030 года в региональном бюджете будет оставаться 18%, а 7% станут перечислять в федеральный бюджет. При этом предусмотрена пониженная ставка налога в размере 5% для ИТ-компаний до 2030 года – данные средства направляются в федеральный бюджет, региональная ставка для ИТ-компаний будет нулевой. По отношению к компаниям ИТ-сектора это тоже ужесточение налоговой системы, в 2022–2024 годах ставка была нулевой.

Кроме того, законопроект предполагает стимулирование инвестиций в основные средства – предусмотрен федеральный инвестиционный налоговый вычет на капитальные расходы в инвестиционные проекты за счет федерального налога. Его размер будет ограничен 5% из взноса в федеральный бюджет. По последним данным, вычет будет доступен только проектам технологического суверенитета, при этом он составит не более 25% от суммы инвестиционных расходов.

Проекты технологического суверенитета предполагают создание производств, которые помогут структурной адаптации российской экономики, по следующим направлениям:

  • авиационная промышленность,
  • автомобилестроение,
  • железнодорожное машиностроение,
  • медицинская промышленность,
  • нефтегазовое машиностроение,
  • сельскохозяйственное машиностроение,
  • специализированное машиностроение,
  • станкоинструментальная промышленность,
  • судостроение,
  • фармацевтика,
  • химическая промышленность,
  • электроника и энергетика.

Бессрочно продлены инвестиционные налоговые вычеты и режим региональных инвестиционных проектов, обеспечивающие льготные условия по налогу на прибыль за счет региональных бюджетов.

С целью стимулирования инноваций увеличен повышающий коэффициент для расходов на НИОКР с 1,5 до 2, при этом сняты некоторые ограничения по конкретным расходам, к которым может быть применен повышающий коэффициент. Аналогичный повышающий коэффициент введен для расходов на российское программное обеспечение.

Изменения коснутся и налога на добычу полезных ископаемых для отраслей с высокой операционной рентабельностью (в два и более раза выше, чем средние 10–12% по экономике) и низким уровнем налоговой нагрузки по НДПИ (менее 5%) – добыча железной руды, добыча калийных и фосфорных солей, добыча алмазов, золота, природного газа.

В соответствии с поправками, внесенными Минфином ко второму чтению, параметры налогообложения рентных отраслей изменятся следующим образом.

Таблица. Изменения в системе НДПИ

Добыча железной руды Рост НДПИ с 4,8 до 6,7%
Добыча алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней Рост НДПИ с 8 до 8,4%
Добыча золота Надбавка к ставке НДПИ в размере 10%, если мировые цены превысят 1,9 тыс. долларов за унцию
Добыча антрацита и энергетического угля Надбавка к ставке НДПИ в размере 10%, если мировые цены превысят 135 и 120 долларов за унцию (для угольной смеси и энергетического угля соответственно)
Добыча коксующегося угля Рост НДПИ с 1,5 до 2,5%, дополнительная надбавка в размере 10%, если мировые цены превысят 167 долларов
Апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды Новый формульный подход – ставка НДПИ определяется с учетом содержания в руде полезных компонентов, дополнительная надбавка для фосфоритовой руды, если цена превысит 200 долларов за тонну
Добыча калийных солей Ставка НДПИ – 3% от средней мировой цены на хлорид калия, расчетная ставка будет учитывать содержание в руде хлорида калия, дополнительную надбавку в размере 7%, если цена превысит 300 долларов за тонну

Источник: Минфин

Повышение налога на прибыль и НДПИ – постоянные меры увеличения налоговых сборов, призванные заменить экспортные курсовые пошлины и налоги на сверхприбыль.

Изменения в налоговой системе коснутся и малого бизнеса – законопроектом предусмотрено повышение порогов системы упрощенного налогообложения с одновременным введением НДС для части предприятий. Предполагается, что повышение порогов снизит мотивацию для дробления бизнеса. Максимальный доход налогоплательщика на УСН будет повышен с 265 до 450 млн рублей, размер остаточной стоимости основных средств – со 150 до 200 млн рублей, предусмотрена индексация предельных величин. Налог на добавленную стоимость в соответствии с новым законопроектом будут платить предприятия с годовым доходом более 60 млн рублей – 5%, если доход не превышает 250 млн рублей, и 7%, если доход составил от 250 до 450 млн рублей. Налоговые вычеты по НДС для таких предприятий не предусмотрены с учетом пониженных ставок. Помимо изменений в системе УСН, малых и средних предпринимателей в обрабатывающих отраслях коснется снижение страховых взносов.

Также в рамках поправок, внесенных ко второму чтению, введен туристический налог, заменивший собой курортный сбор. Налог будет собираться с туристов при проживании в гостиницах, его размер устанавливает муниципалитет, в его бюджет поступают и сборы от уплаты налога.

Помимо этого, изменилась система личного налогообложения1 – предусмотрено введение прогрессивной пятиступенчатой системы НДФЛ с льготами для многодетных семей.

Временные меры налоговой политики в 2022–2023 годах

В 2022–2023 годах были приняты несколько временных мер в рамках налоговой системы, направленных на увеличение налоговой нагрузки на те компании и отрасли, которые выигрывали от конъюнктурных условий – курсовые экспортные пошлины и налоги на сверхприбыль.

С 1 октября 2023 года были введены курсовые экспортные пошлины в размере 4–7% таможенной стоимости в зависимости от курса рубля. При относительно крепком рубле – меньше 80 рублей за доллар – пошлина оставалась нулевой, а при более слабом рубле ступенчато росла, достигая 7% при курсе больше 95 рублей за доллар. Более высокая пошлина на уровне 10% при курсе больше 80 рублей за доллар была установлена для азотных, калийных и фосфорных удобрений.

Пошлины применялись не для всех категорий товаров – исключения были сделаны для нефти, газа, нефтепродуктов, пшеницы и других зерновых культур, а также ряда других товаров. Целью введения курсовых пошлин была названа защита внутреннего рынка. Помимо того, что экспортные пошлины снижают относительную привлекательность экспорта и тем самым оказывают повышательное давление на курс рубля, они также позволяют пополнить бюджет за счет курсовой ренты – так, за прошлый год курсовые экспортные пошлины принесли бюджету 140 млрд рублей (из запланированных 152 млрд рублей), составив около 0,3% от всех налоговых сборов в 2023-м. Наибольшие сборы принесли удобрения, минеральное топливо, включая уголь, черные металлы, рыбу. Уголь с 1 января 2023 года выведен из-под действия экспортной пошлины, затем с 1 марта 2024-го пошлина была введена снова, однако с 1 мая 2024-го пошлины опять были отменены для поддержки угольной отрасли – пока отмена действует до 31 августа 2024-го. Предполагается, что в 2024-м пошлины принесут в бюджет 604 млрд рублей – ориентировочно 1,2% от налоговых сборов, запланированных на текущий год.

Введенные пошлины вызвали большой негатив со стороны бизнеса, сфокусированный в первую очередь на том, что дополнительные сборы затрудняют реализацию инвестиционных программ. Курсовые экспортные пошлины изначально были введены как временная мера – их отмена планируется с 1 января 2025 года.

В 2023-м было объявлено о введении налога на сверхприбыль (windfall tax) для компаний, чья средняя доналоговая прибыль за 2021–2022 годы превысила 1 млрд рублей. Этим компаниям нужно оплатить 10% от превышения средней прибыли за 2021–2022 годы над средней прибылью в 2018– 2019-е. В соответствии с федеральным законом № 414-ФЗ налог на сверхприбыль необходимо уплатить до 28 января 2024 года, однако была добавлена возможность уплаты налога по уменьшенной ставке в 5%, если уплату произвели до конца 2023-го – через обеспечительный платеж, позволяющий компании получить налоговый вычет. К концу 2023 года было собрано 315,5 млрд рублей, а в январе только 3,3 млрд рублей – большая часть компаний предпочла уплатить налог на сверхприбыль заранее.

Из-под действия налога на сверхприбыль были выведены компании нефтегазовой и угольной отраслей в связи с тем, что по отношению к этим компаниям в 2022–2023 годах уже применялись другие меры повышения налоговой нагрузки.

Налог на сверхприбыль (windfall tax) – это налог, взимаемый правительством с прибыли, которая считается чрезмерной или полученной за счет специфической конъюнктуры – например, внезапного роста цен на сырьевые товары или изменений в законодательстве. Цель налога на непредвиденные доходы состоит в том, чтобы собрать часть полученной сверхприбыли и перераспределить ее обратно в пользу общества или для общественных нужд.

В России до 2023 года понятие налога на сверхприбыль в законодательстве отсутствовало, однако в мировом опыте такой налог использовался. Например, в 2022 году windfall tax был введен в отношении производителей энергии Великобританией и Евросоюзом. Великобритания в мае 2022 года объявила о введении налога Energy Profits Levy в размере 25% от прибыли компаний нефтегазового сектора, полученной в Северных морях до 31 марта 2028 года, – таким образом, для этих компаний ставка налога на прибыль в Великобритании выросла с 40 до 65%. Уже в ноябре 2022-го было принято решение увеличить ставку еще на 10% (то есть суммарный налог на прибыль для нефтедобывающих компаний составил 75%), а срок действия налога продлить еще на год – до 31 марта 2029-го.

В Евросоюзе налог получил название солидарного взноса (solidarity contribution) – он составил 33% от избыточной прибыли, которая определена как разница между прибылью, полученной в 2022-м (и в 2023-м) и средней прибылью за 2018–2021 годы, увеличенной на 20%. Сборы от налогов предполагалось направить на поддержку уязвимых домохозяйств и предприятий, страдающих от повышенных цен на энергоносители.

Цель введения налога на сверхприбыль в России – покрытие дефицита бюджета справедливым способом, с помощью прогрессивной меры налогообложения, затрагивающей только наиболее крупные компании.

Изменения коснулись и отдельно нефтегазовой отрасли. На 2023–2025-е в качестве временной меры была повышена ставка НДПИ для нефтяных компаний, за счет чего предполагалось получить в бюджет дополнительно 629 млрд рублей за три года. Также была установлена отдельная надбавка на НДПИ для «Газпрома» – дополнительные сборы в размере 416 млрд рублей ежемесячно осуществлялись с 1 сентября до 30 ноября 2022 года, а с 2023-го дополнительные сборы составили 50 млрд рублей в месяц. Еще одна мера – повышение налога на прибыль для производителей СПГ на 2023–2025 годы с 20 до 34%, она предусматривает увеличение отчислений в федеральный бюджет с 3 до 17%. «Газпром» был выведен из-под этого повышения в связи с тем, что налоговая нагрузка на компанию была уже повышена к данному моменту.

Кроме того, в текущем году завершился налоговый маневр для нефтяных компаний – с 1 января 2024-го была отменена экспортная пошлина и выросла ставка НДПИ. Налоговый маневр начался в 2015 году с целью стимулирования модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Смысл налогового маневра – постепенный переход от налогообложения нефтеэкспортеров с помощью экспортных пошлин к налогообложению через НДПИ.

Международный опыт налогообложения нефтедобычи

Добыча полезных ископаемых, в частности нефти, облагается налогами дополнительно во многих странах мира. Система налогообложения, основанная на взимании процента от валового объема, аналогичная российскому НДПИ, называется роялти.

Система налогообложения нефтедобычи в США сложна, она содержит как роялти и налоги на прибыль, так и другие платежи, в т. ч. регулярные и единовременные платежи за аренду земли, причем налоги делятся на федеральные и региональные; также предусмотрены и стимулирующие инвестиционные вычеты. В целом американская система налогообложения нефтедобычи достаточно мягкая. При этом в 2024 году в США произошло первое повышение роялти за добычу нефти на федеральных землях за последние сто лет – взнос вырос с 12,5 до 16,67%. Повышение было предложено в рамках Закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act).

Система с роялти действует и в Канаде: там платежи тоже различаются в зависимости от провинции. В системе присутствует и налог на прибыль, который, однако, позволяет вычитать уже уплаченные региональные роялти.

Системы типа НДПИ или роялти, с одной стороны, обеспечивают более стабильные и предсказуемые доходы бюджета и не создают для компаний стимулов к завышению расходов, с другой стороны, менее справедливы для компаний, поскольку не учитывают финансового результата, и негативно сказываются на инвестициях в рискованные проекты.

Так, система налогообложения нефтедобычи в Норвегии позиционируется как нейтральная, то есть не влияющая на прибыльность инвестиционных проектов (если проект был прибыльным до налогообложения, то он должен остаться прибыльным и после него). Большая часть сборов приходится на налогообложение чистой прибыли, а роялти не собираются. Действует система различных компенсаций и налоговых вычетов, предусмотренных в т. ч. для стимулирования инвестиций.

Налогообложение нефтедобывающей отрасли в Саудовской Аравии также во многом осуществляется через налоги на прибыль – налог на прибыль для нефтяных компаний составляет от 50 до 80%, в зависимости от совершенных инвестиций. Но при этом в системе налогообложения существуют и роялти, которые устанавливаются отдельно в каждом договоре концессии.

Общие эффекты изменения налоговой системы

По оценкам Минфина, изменения в налоговой системе дадут бюджету примерно 2,6 трлн рублей в 2025 году, из которых самую существенную часть – 1,6 трлн рублей – принесет повышение налога на прибыль, еще примерно 0,5 трлн – повышение НДФЛ, 0,35 трлн рублей – НДС и 0,2 трлн рублей – акцизы и НДПИ. Эти оценки близки к альтернативным оценкам ЦМАКП.

Безусловно, повышение доходов бюджета приведет к росту расходной части, и в ближайшие годы увеличатся как конечное потребление государства, так и государственные инвестиции (однако неизвестно, в каком соотношении). Рост государственных расходов станет ключевым драйвером экономического роста в российской экономике в ближайшие годы, но во многом экономические эффекты налоговой реформы зависят от того, каким образом будут устроены расходы. Роль государства как экономического агента – и как работодателя, и как инвестора – в российской экономике будет расти.

Повышение корпоративного налога неизбежно окажет понижательное давление на инвестиционную активность компаний, за счет уменьшения чистой прибыли. Инвестиционные стимулы в виде федерального инвестиционного налогового вычета и повышения коэффициента по расходам на НИОКР могут компенсировать снижение лишь в некоторой степени. То, насколько эффективны будут инвестиционные стимулы, во многом зависит от реализации вычета. На сегодняшний день таксономия проектов технологического суверенитета еще не устоялась – по данным Банка России, к началу июня было для этих проектов было одобрено льготных кредитов на 300 млрд рублей при запланированных 10 трлн рублей. Поэтому снижение инвестиционной активности в высокой степени зависит от практики присвоения статуса проекта технологического суверенитета. Также большое значение будет иметь институциональная среда в целом – та же практика выдачи льготных кредитов проектам технологического суверенитета и другие меры поддержки инвестиций. По оценкам ЦМАКП, за 2025–2027 годы накопленное снижение инвестиций в основной капитал составит 1,2 п. п.

Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН при исследовании эффектов налоговой реформы акцентирует внимание на том, что влияние на российскую экономику будет зависеть от того, каким образом используют дополнительные доходы бюджета. ИНП РАН рассматривает три сценария – использование дополнительных доходов для увеличения конечного потребления, для увеличения государственных инвестиций и для покрытия дефицита бюджета.

Во всех сценариях авторы предполагают уменьшение частных инвестиций, снижение производительности труда и последующий рост напряженности на рынке труда, а также итоговое снижение ВВП, однако эффект для экономического роста различается для разных сценариев. В случае если дополнительные средства будут направлены обратно в экономику через государственное конечное потребление или инвестиции, снижение ВВП будет незначительным (-0,4% для первого сценария) или отсутствующим (для второго сценария). В случае использования новых сборов для покрытия дефицита бюджета, ожидаемые темпы роста упадут на 0,3 п. п. ежегодно по сравнению с базовым прогнозом.

Отдельным фактором развития экономики будет выступать неопределенность как в целом, так и относительно дальнейших изменений налоговой политики. Существенная практика применения экстренных и временных налоговых мер, накопившаяся в 2022–2023 годах, вероятно, заставит бизнес закладывать в свои планы возможность введения новых временных мер в случае изменения конъюнктуры.

Отраслевая динамика

Инвестиционные стимулы коснутся не все отрасли, поэтому часть предприятий столкнется с повышением налога на прибыль без каких-либо дополнительных инвестиционных стимулов. Из крупных отраслей это розничная торговля, услуги. В этих секторах снизится производственная и инвестиционная активность, занятость, уровень реальных заработных плат будут повышаться меньшим темпом, чем в стимулируемых отраслях.

Нефть и газ

Нефтегазовая отрасль с точки зрения источника пополнения бюджета – ключевая для российской экономики. Именно этой отрасли в 2022–2023 годах касались экстренные временные меры, что в первую очередь было связано с высокими ценами на энергоносители в мире. При этом нефтегазовая отрасль чувствительна к налогам – налоговые сборы составляют около половины цены нефти.

На сегодняшний день два основных налога, которые собираются с нефтегазовых компаний – НДПИ и НДД (налог на дополнительный доход), причем первый рассчитывается с оборота компании, а второй – с финансового результата. Режим НДД был введен в России в 2019 году для стимулирования разработки новых месторождений и осуществления инвестиций, однако на практике эффект оказался меньше запланированного. Для нефтегазовой отрасли переход к повышенному налогу на прибыль и отказ от экспортных пошлин и налогов на сверхприбыль позитивен в плане большей предсказуемости и привязки к финансовому результату, а не к обороту. Дополнительного инвестиционного стимулирования для нефтегазовых компаний новым законодательством не предусмотрено (кроме увеличения коэффициента расходов на НИОКР). Точечные инициативы, впрочем, остаются возможными. Так, проект «Роснефти» – «Восток Ойл», предполагающий освоение сухопутных арктических месторождений на Таймыре, стал исключением из нового режима налога на прибыль – для него налог на прибыль останется на уровне 20%.

На фоне проблем, с которыми столкнулась российская нефтегазовая отрасль – эмбарго, переориентация торговых потоков, продажа нефти с дисконтом, частичное снижение общемирового уровня цен на нефть, – изменение налоговой системы для данного сектора можно назвать проциклическим. Рентабельность бизнеса снизится, что спровоцирует замедление инвестиционной активности.

Металлургия

Металлурги в рамках изменения налогового законодательства столкнутся как с повышением налога на прибыль, так и с ростом НДПИ (ставка увеличится с 4,8 до 6,7%), при этом никакие специальные инвестиционные стимулы данные компании не коснутся. Снижение чистой прибыли так же, как и у нефтяников, приведет к замедлению инвестиционной активности, при этом устойчивость отрасли в текущих условиях не вызывает вопросов.

Дополнительные сборы с металлургической отрасли в 2022–2023 годах также были значимыми для бюджета – крупные игроки поделились с государством прибылью в рамках налога на сверхприбыль, экспортеры платили экспортные пошлины, причем вклад металлургических компаний в последнее время был очень серьезным, наравне с производителями удобрений. Кроме того, с начала 2022 года (еще до российско-украинского конфликта) была введена новая система расчета НДПИ на добычу железной руды – ставка НДПИ составила 4,8% от средней цены на железную руду. Также был введен акциз на жидкую сталь – его не планируют отменять после повышения НДПИ и налога на прибыль.

При этом переход от разовых налоговых сборов (экспортных пошлин, налога на сверхприбыль) к единой системе позитивен, как и для других отраслей, однако вопрос устойчивости текущей налоговой системы в условиях глобальной неопределенности остается открытым.

Малый и средний бизнес

Малого и среднего бизнеса, помимо повышения налога на прибыль, коснутся изменения, связанные с обязанностью к уплате НДС и одновременным снижением стимулов к дроблению бизнеса. НДС должны будут уплачивать компании с доходом более 60 млн рублей в год, при этом ставка составит 5%, если доходы меньше 250 млн рублей в год, и 7% в ином случае. По оценкам Минфина, у 96,8% предприятий на УСН годовая выручка составляет менее 60 млн рублей в год, и их эти изменения не коснутся.

Однако для оставшихся 3,2% изменения будут очень существенны. Помимо повышения налогов, увеличивающего нагрузку на компанию самого по себе, компании будут нести сопутствующие издержки. При учете чаще понадобится составлять более сложные документы, будут необходимы ресурсы для соответствия требованиям. Для некоторых компаний осмысленным окажется переход на ОСН, что в целом будет соответствовать цели обеспечения более плавного изменения нагрузки между УСН и ОСН, а также встраиванию малых и средних предприятий в общую цепочку НДС.

Отдельное послабление введут для предприятий малого бизнеса в сфере обработки – для них ставка страховых взносов будет снижена с 15 до 7,6%.

Таким образом, для малого бизнеса также наблюдается общая тенденция к смягчению налогового режима для компаний обрабатывающей промышленности и производств за счет компаний из сферы торговли, услуг, недвижимости и т. д.

1 См. вебинар агентства «Эксперт РА» о реформе НДФЛ.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Жесткие денежно-кредитные условия не сломили роста рынка корпоративных облигаций, который увеличился... 30.10.2024
Запас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025

Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

В мае 2024 года Минфин внес на рассмотрение поправки в налоговое законодательство. Изменение налогов... 30.07.2024
Повышение корпоративных налогов: от временного к постоянному

Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Первичный рынок ОФЗ: недостаток премии ко вторичке и неготовность брать процентный риск помешали объ... 26.07.2024
Рынок долгового капитала в II квартале 2024 года принимает проинфляционную реальность

Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Параметры реформы системы индивидуального налогообложения изменятся с 2025 года – шкала индивидуальн... 10.06.2024
Налоговая реформа: риски и варианты прогрессивного НДФЛ

Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок

Первичный рынок ОФЗ: Минфину ставка не помеха. По итогам I квартала 2024 года размещения облигационн... 18.04.2024
Рынок долгового капитала в I квартале 2024 года: рост ставок не остановил первичный рынок
Вся аналитика