Банки, 28.05.2014

Интернет-банкинг в России: клиент всегда прав
Поделиться
Facebook Twitter VK


Содержание

Резюме

Обострение конкуренции на рынке ДБО побуждает провайдеров интернет-банкинга вкладывать все больше средств в развитие инструментов управления личными финансами пользователя. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершенные без их согласия и информирования, что повысило риски мошенничества.

Рынок интернет-банкинга насыщается: доля онлайн-транзакций в общем объеме платежей ФЛ по-прежнему растет, но темп ее прироста замедляется. За 2013 год доля интернет-транзакций в количестве и объеме банковских платежах физлиц возросли до 35,3% и 15,3%, соответственно. По сравнению с 2012 годом темп прироста количественной доли практически не изменился, а объемной – сократился на 6,8 п.п. Фаза массового внедрения интернет-банков пройдена, а провайдеры конкурируют на уровне функциональной оснащенности систем. В перспективе 1-2 лет тенденция замедления роста совокупного объема онлайн платежей сохранится, но проникновению ДБО также поспособствуют субъективные факторы, такие как ограничение объема платежей с использованием электронных кошельков без идентификации клиентов.

Для обеспечения роста доли активных пользователей систем ДБО провайдеры дополняют их множеством функций, не связанных напрямую с осуществлением платежей. Ключевая установка – предоставить пользователю полный набор средств управления личными финансами. В числе дополнительных функций – персональный бюджет, визуализация расходов, автоматические платежи по заданному графику. Финансами дополнительный функционал не ограничивается. Провайдеры ДБО предлагают интеграцию систем с популярными внешними сервисами (социальными сетями и видеохостингами) и обеспечивают возможность персонализации интерфейса пользователя.

В топ-5 рейтинга функциональности систем интернет-банкинга для физлиц только один новый участник. Мультибанковская система HandyBank сохранила первенство в рейтинге за счет очень широкого функционала и высокого уровня защищенности, включающего автоматический анализ потенциально мошеннических действий. За ней следуют АЛЬФА-БАНК и ФГ ЛАЙФ, а Банк24.ру, занявший второе место в прошлогоднем рейтинге, сделал ставку на развитие ДБО для юрлиц, и счел нецелесообразным участвовать в рейтинге систем для физлиц. Подняться на три позиции в рейтинге удалось Банку Русский Стандарт: его система прибавила как в числе поставщиков услуг, так и в ряде сервисных функций, включающих инструменты управления личными финансами.

Ужесточение законодательного регулирования рынка ДБО станет причиной дополнительных расходов провайдеров. С 1 января 2014 года банк обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия и информирования со стороны банка. Интернет-мошенники готовят новые схемы, а клиенты могут просто забыть сообщить банку о смене контактных данных. Во избежание конфликтов рынку нужны новые законодательные инициативы, определяющие ответственность клиента как стороны информационного обмена, а системам ДБО – дополнительные инвестиции в безопасность.

Потенциал развития ДБО – приложения для мобильных платформ. В сегменте мобильного банкинга пока не достигнут полный охват рынка и спектра дистанционных банковских услуг. Передовики ДБО совершенствуют функционал облегченных версий систем, отстающие еще находятся в процессе выбора между собственными разработками и предложениями аутсорсинговых компаний. Последние, по мнению «Эксперт РА», могут предложить оптимальные решения, внедрение которых поспособствуют дальнейшему проникновению дистанционных банковских сервисов.

По прогнозам «Эксперт РА», объемная доля банковских транзакций физлиц через Интернет вырастет до уровня не ниже 18,5% по итогам 2014 года. Замедление темпов ее прироста продолжится на фоне насыщения рынка и смещения приоритетов части пользователей от базовых платежей к комплексному финансовому менеджменту. Конкуренция провайдеров при этом обострится. Одни решатся на полный перезапуск систем, другие попытаются соблюсти баланс между оптимизацией расходов и расширением спектра клиентоориентированных сервисов. В сфере приложений для мобильных платформ пока сохранится существенный потенциал роста рынка. Благодаря этому, а также на фоне постепенного покрытия отстающими провайдерами полного списка базовых платежей, количественная доля онлайн транзакций не сбавит темп прироста. По итогам 2014 года «Эксперт РА» прогнозирует ее на уровне 40-41%.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз банковского сектора на 2022 год: передышка после рекордов

Все сегменты кредитования показали высокие темпы роста в 2021 году. Основные факторы роста – низкие... 26.01.2022
Прогноз банковского сектора на 2022 год: передышка после рекордов

Индекс здоровья банковского сектора на 1 октября 2021 года

По итогам третьего квартала 2021 года индекс здоровья банковского сектора достиг 91,5%, но процесс к... 29.11.2021
Индекс здоровья банковского сектора на 1 октября 2021 года

Секьюритизация потребительских кредитов: чем упаковка лучше?

При секьюритизации 10 % совокупного портфеля потребительских кредитов без просроченных платежей банк... 12.10.2021
Секьюритизация потребительских кредитов: чем упаковка лучше?

ESG-банкинг за 1-е полугодие 2021 года: Зеленая книга. Глава 1

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело масштабное анкетирование более 100 банков с целью определ... 24.09.2021
ESG-банкинг за 1-е полугодие 2021 года: Зеленая книга. Глава 1

Индекс здоровья банковского сектора на 1 июля 2021 года

По итогам первого полугодия 2021 года индекс здоровья банковского сектора достиг исторического макси... 26.08.2021
Индекс здоровья банковского сектора на 1 июля 2021 года
Вся аналитика