Москва, 10 сентября 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области на уровне ruBBB, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Ульяновской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, ограниченным уровнем инвестиционного климата, умеренно низким уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, а также комфортным уровнем сбалансированности бюджета и приемлемой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года, а также негативная динамика численности населения. Положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения, доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета.
Ульяновская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует почти четверть ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.
Обоснование рейтинга
Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен умеренными размерными характеристиками ВРП и его позитивной динамикой: объем ВРП за 2024 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 774,6 млрд рублей, что на 5,5% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Позитивная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства (+16,0% к уровню 2023 года), оборота розничной торговли (+3,6%) и объема платных услуг (+2,2%). В текущем году позитивная динамика сохраняется: за январь-июль промышленное производство выросло к аналогичному периоду прошлого года на 10,5%, объем платных услуг на 3,0%, оборот розничной торговли на 4,1%. В промышленности драйвером роста стал обрабатывающий сектор (+12,7%), в особенности производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производство прочих транспортных средств и оборудования. По итогам года регион ожидает ВРП в размере 853,7 млрд рублей (+3,0% к уровню 2024 году в сопоставимых ценах).
Объем ВРП на душу населения по итогам 2024 года вырос на 15,8% в действующих ценах к уровню 2023 года и составил 662,6 тыс. рублей, по итогам 2025 года показатель составит 735,1 тыс. рублей. Среднедушевые доходы населения за 2024 год выросли на 18,7% к уровню 2023 года и составили 42,5 тыс. рублей, что в 3,1 раза превосходило величину прожиточного минимума в отчетном году (13,8 тыс. рублей) и оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По ожиданиям региона, динамика среднедушевых денежных доходов населения по итогам 2025 года сохранится на уровне 2024 года.
Умеренно низкий уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 1165,3 тыс. человек и за последние три года она снизилась на 2,2% в основном за счет естественной убыли населения. Безработица по итогам 2024 года опустилась до 2,1%, что на 0,7 п. п. ниже уровня 2023 года. В среднем за май-июль 2025 года показатель опустился до 1,6%. Это рекордно низкий для региона показатель, при этом в регионе сложился дефицит кадров, что является одним из ключевых барьеров сейчас для дальнейшего экономического развития. По итогам 2025 года безработица прогнозируется регионом на уровне 2024 года.
Инвестиционный климат находится на ограниченном уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году составил 143,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2023 года на 11,0%. В первом полугодии 2025 года инвестиции снизились к аналогичному периоду прошлого года на 1,4%, это связано с высокой базой начала 2024 года. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 18,1%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, инвестиционная привлекательность оценивается агентством как умеренная. По итогам 2025 года регион прогнозирует объем инвестиций в размере 148,2 млрд рублей.
Комфортный уровень сбалансированности бюджета. Объем доходов бюджета по итогам 2024 года увеличился на 11,1% и составил 104,4 млрд рублей, из которых 77,9% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). Доля ННД в доходах в 2024 году увеличилась к уровню 2023 года на 2,1 п. п., объем ННД увеличился на 14,2%. За 7 месяцев 2025 года ННД выросли на 10,0% к аналогичному периоду 2024 года, рост в значительной степени поддержали НДФЛ (+18,3% за счет роста фонда оплаты труда), налог на имущество организаций (+15,0% за счёт роста налогооблагаемой базы и отмены отдельных налоговых льгот) и акцизы (+10,6% в связи с увеличением объёма реализации пива). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2024 году выросли на 4,6% относительно 2023 года, позитивная динамика наблюдалась по всем видам трансфертов, за исключением иных межбюджетных трансфертов. За 7 месяцев текущего года межбюджетные трансферты снизились на 12,1%, негативная динамика наблюдалась по дотациям и субсидиям, при этом субвенции и иные межбюджетные трансферты выросли. По итогам 2025 года регион ожидает увеличение доходов бюджета до 110,7 млрд рублей, доля ННД составит 79,6%.
Диверсификация налоговой базы региона в 2024 году находилась на умеренном уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 11,8% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 28,8% налоговых доходов регионального бюджета.
Объем расходов бюджета за 2024 год составил 105,5 млрд рублей, что на 8,0% выше уровня 2023 года. В структуре преобладала социальная направленность, 60,8% всех расходов было направлено на социальный блок. Капитальные расходы формировали 7,5% всех расходов, при этом более чем на половину капитальные расходы финансировались за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности их сокращения в случае необходимости. За 7 месяцев текущего года расходы выросли на 17,6% к аналогичному периоду 2024 года, в том числе наибольший рост в денежном выражении показали расходы на социальную политику (+5,7 млрд рублей за счет увеличения расходов на оказание отдельных мер поддержки) и образование (+3,0 млрд рублей на фоне роста заработной платы работников «указных» категорий), при этом существенно сократились расходы на охрану окружающей среды (-1,4 млрд рублей в связи с завершением финансирования крупных проектов). По итогам 2025 года регион ожидает рост расходов на 7,7% к уровню 2024 года до 113,6 млрд рублей.
Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 1,2 млрд рублей или 1,4% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах, инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК) и рыночных заимствований. По итогам 2025 года регион ожидает дефицит 2,9 млрд рублей или 3,3% от ННД, который будет покрыт казначейским инфраструктурным кредитом (далее – КИК) и рыночным долгом.
Долговая нагрузка региона находится на приемлемом уровне. Долг региона на 01.01.2025 составил 50,4 млрд рублей, что на 0,7% выше, чем на 01.01.2024 в связи с привлечением банковских кредитов, ИБК и выпуска облигаций, при этом часть бюджетных кредитов была погашена. Долговая нагрузка на фоне роста ННД снизилась до 62,0% (без учета ИБК снизилась до 59,9%), что на 8,3 п. п. ниже предыдущей отчетной даты. Долг на 01.01.2026 снизится до 45,5 млрд рублей в связи со списанием части бюджетных кредитов и несмотря на привлечение рыночного долга на финансирование дефицита, долговая нагрузка снизится до 51,6% (47,5% без учета ИБК и КИК). Структура долга региона на 01.01.2025 представлена на 47,3% бюджетными кредитами, на 36,8% облигационными займами и на 15,9% банковскими кредитами, по итогам 2025 года их доли составят 36,9%, 44,0% и 19,1% соответственно. Расходы на обслуживание регионального долга в 2024 году составили 3,1% от ННД, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (по итогам 2025 года показатель увеличится до 5,6%). График погашения обязательств оценивается на низком уровне: доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.07.2025 составляет порядка 36%, в течение 13–24 месяцев – порядка 12%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским и банковским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruBBB
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.03.2025.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 27.08.2025).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Ульяновская область |
Глава региона | Алексей Юрьевич Русских |
Основные отрасли экономики региона | Обрабатывающие производства; Деятельность по операциям с недвижимым имуществом; Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
Площадь | 37.2 тыс. кв. км |
Численность населения | 1165.3 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 88.8 | 93.9 | 104.4 | 110.7 |
темпы прироста | 7.8% | 5.8% | 11.1% | 6.1% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 92.8 | 97.7 | 105.5 | 113.6 |
темпы прироста | 3.3% | 5.3% | 8.0% | 7.7% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 58.8 | 71.1 | 81.3 | 88.2 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -6.9 | -5.3 | -1.4 | -3.3 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 47.2 | 50.0 | 50.4 | 45.5 |
темпы прироста | 14.7% | 6.1% | 0.7% | -9.8% |
Отношение долга к ННД, % | 80.2 | 70.3 | 62.0 | 51.6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 586.4 | 673.6 | 774.6 | 853.7 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 99.0 | 104.8 | 105.5 | 103.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 494.3 | 572.4 | 662.6 | 735.1 |
темпы прироста | 16.6% | 15.8% | 15.8% | 10.9% |
Уровень безработицы, % | 4.2 | 2.8 | 2.1 | 2.1 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 1181.0 | 1172.8 | 1165.3 | 1157.6 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Ульяновская область
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2025 годаРегиональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноРегиональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru