Москва, 27.10.2025
Резюме
АО «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу стабильный.
Кредитный рейтинг ПАО «Аэрофлот» присваивается в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на уровне условного рейтингового класса поддерживающей структуры (далее - ПС), Российской Федерации (далее - государство), уменьшенному на 2 ступени.
Оценка собственной кредитоспособности ПАО «Аэрофлот» обусловлена сдержанной оценкой бизнес-профиля отрасли, комфортной долговой нагрузкой при высоких показателях рентабельности и приемлемым уровнем ликвидности, а также высоким качеством корпоративного управления и стратегического обеспечения.
Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» – крупнейшая в РФ авиационная группа, объединяющая авиакомпании «Аэрофлот», «Россия» и лоукостер «Победа», а также профильные сервисные компании. 73,8% акций компании принадлежит РФ. По итогам 9 месяцев 2025 г. компания перевезла 42,5 млн пассажиров (сопоставимо с аналогичным периодом 2024 г.), при этом компания продолжает занимать лидирующее положение на рынке РФ с долей рынка около 43%.
Оценка внешнего влияния
Кредитный рейтинг компании присваивается на уровне условного рейтингового класса ПС, Российской Федерации, уменьшенному на 2 ступени по совокупности следующих критериев:
- В оценке возможностей поддержки агентство принимает во внимание высокий финансовый потенциал поддерживающей структуры и предоставление регулярной системной поддержки со стороны ПС. В 2023-24 гг. отрасли была предоставлена государственная поддержка в беспрецедентном объеме на урегулирование отношений с иностранными лизингодателями. Успешное урегулирование обязательств по 101 воздушному судну компании в 2023-24 гг. в рамках предоставленной поддержки позволило Группе «Аэрофлот» обеспечить разрешение юридических противоречий и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. Более того, прекращенные лизинговые обязательства компании были номинированы в долл. США, а новые обязательства по лизингу формировались в рублях под льготную ставку на длительный срок, что оказало значительную поддержку финансовому профилю компании и снизило процентную нагрузку.
Широкий набор инструментов поддержки, применявшийся к компании в последние годы, также включал в себя предоставление государственных гарантий по кредитным обязательствам и субсидий для поддержания операционной деятельности. Государство также учувствовало в дополнительных эмиссиях акций.
- В ограничениях поддержки агентство принимает во внимание ограниченную гибкость бюджета для выделения средств для дальнейшей поддержки, а также определенную нормализацию операционной деятельности компании, что может приводить к удлинению сроков принятий решений о предоставлении новых инструментов поддержки;
- Поддерживающая структура контролирует 73.8% акций компании, и девять из двенадцати членов СД представляют интересы ПС. Также ПС в значительной степени влияет на операционную деятельность компании через значительное регулирование отрасли на внутристрановом уровне и международном уровне на уровне межправительственных соглашений;
- В рамках оценки системной и социальной значимости агентство отмечает размерные характеристики и системообразующий статус компании, однако принимает во внимание, что компания сможет продолжать операционную деятельность даже в случае реализации наиболее негативных сценариев, связанных с платежеспособностью;
- В оценке поддержки бюджета агентство учитывает историю и инструментарий предоставления поддержки, но предполагает, что объем поддержки может быть сокращен из-за бюджетных ограничений и нормализации ситуации на авиарынке.
Обоснование оценки собственной кредитоспособности
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ПАО «Аэрофлот».
Сдержанная оценка бизнес-профиля обусловлена низкой устойчивостью к внешним шокам – доходность авиаперевозок сильно подвержена влиянию макроэкономических тенденций и валютных шоков на население. Ряд значимых статей затрат, включая керосин и аэропортовые сборы, находятся в зоне ограниченного контроля со стороны компании и также подвержены рыночным рискам. Однако агентство положительно оценивает конкурентные позиции компании: Аэрофлот по итогам 6 месяцев 2025 г. остается крупнейшим российским перевозчиком с флотом в 352 самолета и большой долей рынка, которая примерно в 4 раза больше, чем у второй по размеру компании на рынке. Компания обладает молодым и современным флотом, средний возраст парка воздушных судов Группы «Аэрофлот» – порядка 10 лет, что оказывает дополнительное позитивное влияние с учетом меньшей текущей потребности в ремонтах судов. В рамках стратегии до 2030 года, Группа «Аэрофлот» сохранит мультибрендовую модель и присутствие в основных нишах авиационного рынка, развивая как хаб Группы в Москве, так и региональные хабы и базы. Авиакомпании «Аэрофлот» и «Россия» сохранят фокус на перевозках по сетевой модели по России и доступных направлениях международных перевозок, предлагая качественный продукт в классах эконом и бизнес. «Победа» продолжит развиваться как лоукостер, поддерживая высокий уровень заполняемости и использования судов.
Высокий уровень рентабельности. Показатель рентабельности компании оценивается на высоком уровне. Выручка компании за период 30.06.2024 – 30.06.2025 (далее – отчетный период) выросла до 894 млрд руб. (+21% г/г) главным образом за счет увеличения пассажирооборота и роста доходных ставок. За отчетный период показатель LTM EBITDA без учета положительного эффекта страхового урегулирования и других единоразовых эффектов составил 204 млрд руб. (-16% г/г). Уменьшение показателя LTM EBITDA было вызвано опережающим ростом затрат компании, что в результате привело к снижению показателя рентабельности в отчетном периоде до 23% по сравнению с 33 % годом ранее. Однако значение показателя рентабельности осталось на уровне выше бенчмарков агентства. На горизонте следующих 12 месяцев от 30.06.2025 (далее – отчетная дата) Агентство ожидает, что данный показатель останется на высоком уровне вследствие стабилизации темпов роста затрат, при этом темпы роста выручки будут сдержанными из-за ограниченного роста пассажиропотока.
Комфортная долговая нагрузка. По расчетам агентства показатель скорректированного чистого долга по состоянию на отчетную дату к LTM EBITDA за отчетный период составил 2,3х и не изменился по сравнению с результатами годом ранее. Сохранение значения показателя долговой нагрузки вызвано одновременным сокращением EBITDA и уменьшением абсолютного значения долга главным образом за счет сокращения обязательств по аренде и укрепления курса рубля к долл. США. Коэффициент покрытия процентных расходов показателем EBITDA за отчётный период также не изменился и составил 3,5х. Однако дальнейшее обслуживание лизинговых обязательств компании, возросшие капитальные затраты на ремонт воздушного флота и программу цифровой трансформации, дивидендные выплаты, а также давление со стороны регулятора в части сохранения высокого уровня ключевой ставки могут оказать давление на кредитные метрики в следующие 12 месяцев от отчетной даты.
Приемлемый уровень ликвидности. Компания продолжает демонстрировать хороший уровень ликвидности, который поддерживают достаточно комфортный график погашения обязательств, доступ к невыбранным кредитным линиям и запас ликвидности. Агентство отмечает дальнейшее позитивное изменение профиля валютных рисков, связанного со снижением валютных обязательств по лизинговому портфелю. Долг компании на 30.06.2025 был диверсифицирован и преимущественно представлен лизинговыми обязательствами, примерно половина которых номинированы в рублях, облигационными выпусками и рублевыми банковскими займами.
Высокий уровень корпоративного управления. В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности компании.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruA
Оценка внешнего влияния: паритет с РФ минус 2 ступени
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
| Полное наименование объекта рейтинга | Публичное акционерное общество «Аэрофлот — российские авиалинии» |
| Сокращенное наименование объекта рейтинга (при наличии) | ПАО «Аэрофлот» |
| Вид объекта рейтинга: | Нефинансовая компания |
| Страна регистрации объекта рейтинга в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира | Россия |
| Идентификационный номер налогоплательщика рейтингуемого лица | 7712040126 |
| Дата первого опубликования кредитного рейтинга | 23.04.2021 |
| Дата последнего опубликования кредитного рейтинга/рейтингового действия | 05.11.2024 |
| Рейтинговая шкала | Российская национальная рейтинговая шкала |
| Запрошенность рейтинга | Да |
| Ключевые источники информации | Данные объекта рейтинга/рейтингуемого лица, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. |
| Имеющиеся ограничения кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении кредитного рейтингового агентства информации об объекте рейтинга | Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. |
| Сведения о стандартах составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, использованной АО «Эксперт РА» в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия, а также о дате составления последней такой бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае использования кредитным рейтинговым агентством бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве источника информации при осуществлении рейтингового действия) | МСФО 30.06.2025 |
| Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему | Не позднее года с даты последнего рейтингового действия |
| Сведения обо всех методологиях, применявшихся при определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица и оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица (далее - факторы внешнего влияния), с описанием целей применения каждой методологии | Для оценки собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 30.06.2025). При определении кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу, в том числе для оценки влияния на кредитный рейтинг рейтингуемого лица факторов, не учитываемых при оценке собственной (самостоятельной) кредитоспособности рейтингуемого лица, применялась методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.07.2025). Ссылка на раздел с методологической базой: https://raexpert.ru/ratings/methodologies |
| Описание содержания оказанных рейтингуемому лицу в течение года, предшествующего рейтинговому действию, дополнительных услуг с указанием периода их оказания (если такие услуги оказывались) | АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало дополнительных услуг. |
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о Компании:
| Название | ПАО "Аэрофлот" |
| ИНН | 7712040126 |
| Отрасль | Транспорт |
| Отчетность | МСФО |
| Аудитор | АО "Технологии Доверия - Аудит" |
Ключевые финансовые показатели Компании:
| Показатель | 30.06.2024 LTM | 30.06.2025 LTM |
| Активы, млрд. руб. | 1 102 | 1 099 |
| Капитал, млрд. руб. | -56 | 20 |
| Выручка, млрд. руб. | 737 | 894 |
| Долговые обязательства, млрд. руб. | 684 | 579 |
| Чистый долг/EBITDA | 2,3 | 2,3 |
| EBITDA/%% | 3,5 | 3,5 |
| EBITDA margin, % | 33 | 23 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ПАО "Аэрофлот"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Рынок долгового капитала за II квартал 2025 года: «It’s Raining Rates» – осадки в виде падения ставокМакропрогноз на 2025 год: экономика в точке перегиба
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru