Москва, 5 июня 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан (далее – республика, регион) обусловлен высоким уровнем развития экономики и инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие уровни ВРП, ВРП на душу населения, бюджетной автономии, среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума. Давление оказывает умеренно низкая диверсификация налоговой базы региона.
Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики региона обусловлен крупными размерными характеристиками: по оценке региона, объём ВРП за 2024 год (далее – отчётный год), составил 5,2 трлн рублей, что на 3,9% выше значения предшествующего года в сопоставимых ценах. Рост ВРП был обеспечен положительной динамикой в таких секторах, как обрабатывающие производства (+9,7% к уровню 2023 года), строительство (+17,6%), сельское хозяйство (+10,1%), розничная торговля (+7,4%), платные услуги населению (+4,1%), общественное питание (+9,7%).
ВРП на душу населения в 2024 году увеличился до 1,3 млн рублей, или на 13,3% в действующих ценах, что высоко оценивается агентством. Среднедушевые денежные доходы населения выросли на 17,0% до 61,5 тыс. рублей, при величине прожиточного минимума 13,1 тыс. рублей. Соотношение доходов к прожиточному минимуму составило 4,7, что также оказывает поддержку рейтингу. По расчётам агентства, данное соотношение по итогам текущего года сохранится на том же уровне при установленном прожиточном минимуме в размере 15,1 тыс. рублей.
Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения по состоянию на 01.01.2025 (далее – отчётная дата) составила 4019,6 тыс. человек, увеличившись за последние три года на 0,5%. Динамика поддерживается миграционным приростом на фоне естественной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы в 2024 году достиг исторического минимума в 1,8%, снизившись на 0,3 процентных пункта по сравнению с 2023 годом. Сложившийся уровень безработицы свидетельствует о дефиците кадров, который может оказывать давление на дальнейшее экономическое развитие региона.
Инвестиционный климат региона оценивается на высоком уровне. Объём инвестиций в основной капитал за отчётный год составил 1,4 трлн рублей, показав прирост на 12,7% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах. Среднее отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних завершившихся года составило 25,2%, что оценивается агентством как умеренно высокий уровень. При этом, инвестиционная привлекательность региона находится на высоком уровне. На территории региона действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», территории опережающего развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Доходы бюджета региона по итогам 2024 года составили 594,3 млрд рублей, увеличившись на 22,1% по сравнению с предыдущим годом. Рост был обеспечен поступлениями налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) и межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета. Объём ННД в отчётном году составил 499,1 млрд рублей, что на 22,6% выше значения 2023 года, а на их долю пришлось 84,0% всей доходной части бюджета, что положительно оценивается агентством. Наибольший прирост поступлений по налоговым доходам сложился по НДФЛ (+38,2% к уровню 2023 года в связи с увеличением фонда оплаты труда), который в отчётном году обеспечил почти 32% всех налоговых доходов против 25% в прошлом году. Рост поступлений был также зафиксирован по налогу, взимаемому в связи с применением УСН (+40,3% вследствие с увеличения налогооблагаемой базы), налогу на имущество организаций (+7,6% в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества) и акцизам (+6,5% вследствие удорожания некоторых видов подакцизной продукции и роста налоговых ставок). Вместе с тем произошло снижение налога на прибыль организаций на 7,1%, на долю которого пришлось 40,5% налоговых доходов регионального бюджета в отчётном году (47,8% в 2023 году). Данная динамика была обусловлена падением прибыли предприятий в ряде отраслей (главным образом, в сферах добычи полезных ископаемых и производстве химических веществ и химических продуктов), а также большим количеством поданных деклараций к уменьшению сумм исчисленного налога. Результаты первых пяти месяцев текущего года свидетельствуют о скачкообразной динамике налоговых поступлений, в частности, по налогу на прибыль от добывающих и нефтеперерабатывающих компаний, а также о снижении поступлений по кредитным организациям и ряду других отраслей. По итогам 2025 года поступления ННД регион планирует в объёме 403,8 млрд рублей, или на 19,1% ниже, чем в 2024 году.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета в отчётном году составили 87,5 млрд рублей, что на 17,4% выше, чем годом ранее. Прирост в наибольшей степени был обеспечен ростом субсидий на 91,5% с параллельным снижением объёмов иных межбюджетных трансфертов на 83,8%, обусловленным общей политикой предоставления средств федеральной помощи региональным бюджетам. Диверсификация налоговой базы региона оценивается агентством как невысокая: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков в отчётном году пришлось 26,6% налоговых доходов бюджета региона (31,3% в 2023 году), при этом доля крупнейшего налогоплательщика снизилась с 16,9 до 13,0%.
Расходы регионального бюджета за 2024 год составили 578,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,3%. На финансирование социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, кинематографии, физической культуры и спорта в отчётном году было направлено 241,2 млрд рублей (-2,4% к уровню 2023 года) или 41,7% всех расходов регионального бюджета, что на 6,7 п. п. меньше, чем в прошлом году. Незначительное снижение расходов в указанных сферах объясняется преимущественно сокращением расходов на капитальные вложения. Вместе с этим, увеличились расходы по направлению национальной экономики до 226,4 млрд рублей (+33,6%), сформировав 39,1% расходов регионального бюджета в отчётном году и тем самым увеличив свою долю в них на 5,9 п. п. Из этих расходов больше половины было направлено на развитие, строительство и реконструкцию дорожно-транспортной инфраструктуры региона. Капитальные расходы за отчётный год составили 102,2 млрд рублей или 17,7% всех расходов регионального бюджета, при этом за последние три года доля трансфертов из федерального бюджета в них находилась на среднем уровне в 61%, в связи с чем гибкость расходной части бюджета оценивается агентством как невысокая.
Бюджет за отчётный год был исполнен с профицитом в размере 16,0 млрд рублей или 3,2% ННД. По итогам 2025 года планируется дефицитное исполнение бюджета, а его покрытие будет осуществляться преимущественно за счёт остатков средств на счетах. Размер дефицита прогнозируется на уровне 7,4% ННД, который по прогнозу региона составит по итогам текущего года 29,9 млрд рублей.
Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. На 01.01.2025 общий объём долговых обязательств составил 112,1 млрд рублей, снизившись на 10,8%, а его отношение к ННД за 2024 год составило 22,5% (без учёта бюджетных инфраструктурных кредитов и специальных казначейских кредитов, отношение скорректированного долга к ННД равнялось 17,7%). Долг региона на отчётную дату был представлен бюджетными кредитами и государственными гарантиями, на долю которых пришлось 80,6 и 19,4% соответственно. По итогам 2025 года регионом прогнозируется сокращение объёма долговых обязательств до 97,5 млрд рублей и возврат к их прежней структуре, где доля бюджетных кредитов вновь составит порядка 91%. Расходы на обслуживание долга в отчётном году составили 0,2% от ННД, что положительно оценивается агентством. В текущем году ожидается сохранение данных расходов на низком уровне. Регион имеет достаточный объём средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и краткосрочных обязательств в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruAAA
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.12.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Республика Татарстан |
Глава региона | Рустам Нургалиевич Минниханов |
Основные отрасли экономики региона | Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля |
Площадь | 68 000 тыс. кв. км. |
Численность населения | 4019,6 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 452.72 | 486.84 | 594.25 | 485.83 |
темпы прироста | 27.5% | 7.5% | 22.1% | -18.2% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 463.2 | 510.2 | 578.3 | 515.7 |
темпы прироста | 34.8% | 10.2% | 13.3% | -10.8% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 366.6 | 407.2 | 499.1 | 403.8 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | -2.9 | -5.7 | 3.2 | -7.4 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 103.5 | 125.7 | 112.1 | 97.6 |
темпы прироста | 7.1% | 21.4% | -10.8% | -13.0% |
Отношение долга к ННД, % | 28.2 | 30.9 | 22.5 | 24.2 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 4144.7 | 4583.4 | 5203.5 | 5289.6 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 105.4 | 104.3 | 103.9 | 102.9 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 1036.0 | 1145.2 | 1297.2 | 1322.1 |
темпы прироста | 17.2% | 10.5% | 13.3% | 1.9% |
Уровень безработицы, % | 2.3 | 2.1 | 1.8 | 2.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 4001.6 | 4003.0 | 4019.6 | 3982.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты в 2025 году: риски снижения ликвидности Экономическое здоровье российских регионов в условиях турбулентности относительно стабильноРегиональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаМиграции населения в 2024 году: потоки ослабевают«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru