Москва, 24 апреля 2025 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Москвы на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Москвы (далее – город, Москва) обусловлен высоким уровнем развития экономики, инвестиционного климата, демографического развития, сбалансированности бюджета, развитым рынком труда и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная налоговая база, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей.
Город Москва – город федерального значения и столица Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Москва является крупнейшей городской агломерацией и финансово-экономическим центром страны. В городе расположены крупнейшие коммерческие и кредитно-финансовые предприятия, представительства крупных российских и зарубежных организаций. На долю города приходится порядка 20% ВРП всех российских регионов. Экономика города высоко диверсифицирована, ключевые отрасли – оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность.
Обоснование рейтинга
Высокий уровень развития экономики города обусловлен в том числе высокими размерными параметрами ВРП и его позитивной динамикой: объём ВРП в 2024 году (далее – отчетный год), по оценке города, составил 36,5 трлн рублей, что на 4,0% выше уровня 2023 года в сопоставимых ценах. Поддержку динамике ВРП оказал рост промышленного производства (+16,4% к уровню 2023 года), оборота розничной торговли (+4,9%), объема платных услуг населению (+4,7%).
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2024 года показатель прирос на 12,3% к уровню 2023 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 2,8 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения в 2024 году выросли к уровню 2023 года на 21,2% и составили 142,0 тыс. рублей, что более чем в 6 раз превысило величину прожиточного минимума (22,7 тыс. рублей в 2024 году) и, соответственно, оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.
Высокий уровень демографического развития и развитый рынок труда. Город имеет высокую численность населения, которая по данным на 01.01.2025 (далее – отчетная дата) составила 13 274,3 тыс. человек, за последние три года численность выросла на 2,0% прежде всего на фоне миграционного прироста населения. По уровню безработицы город традиционно демонстрирует одни из наиболее низких значений в стране, по итогам 2024 года безработица снизилась до 1,0% (при 1,8% в 2023 году). Кадровые потребности экономики города в определенной степени компенсируются миграционным притоком из прилегающих регионов.
Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года показал рост на 4,4% к уровню 2023 года в сопоставимых ценах и составил 8,1 трлн рублей. Значительный вклад в общий объем инвестиций в основной капитал внесла деятельность в области операций с недвижимым имуществом, информации и связи, транспортировки и хранения, финансов и страховая, а также профессиональная, научная и техническая деятельность. Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 22,1%, инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая.
Сбалансированность городского бюджета находится на высоком уровне, доходы бюджета имеют исключительно низкую зависимость от межбюджетных трансфертов. Объем доходов бюджета города по итогам 2024 года составил 5,2 трлн рублей, из которых 98,2% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. ННД в 2024 году выросли на 22,8% к уровню 2023 года, рост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам. Наиболее значительный прирост показал НДФЛ (+25,9% на фоне роста фонда оплаты труда), в результате чего по вкладу в налоговые доходы НДФЛ сохранил первое место (48,9% от налоговых доходов). На втором месте – налог на прибыль организаций (35,6% в налоговых доходах), который также вырос, но относительно сдержанными темпами (+10,7%). Безвозмездные поступления в бюджет города выросли за 2024 год на 20,3% относительно 2023 года, позитивную динамику сформировали, прежде всего, иные межбюджетные трансферты, которые выросли почти в 2 раза. Вместе с тем доля всех межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету города Москвы из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме доходов бюджета города Москвы составляет 1%, как и в 2023 году.
Диверсифицированная налоговая база города оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика составила 2,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 7,7% налоговых доходов регионального бюджета.
Расходы бюджета города выросли в 2024 году на 18,0% к уровню 2023 года и составили 5,2 трлн рублей, из которых, по данным города, 2,8 трлн рублей (более половины расходов) приходилось на социальный блок. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 11,5% от суммарных расходов бюджета, при этом капитальные расходы городского бюджета финансируются в основном за счет собственных средств, что характеризует гибкость расходной части бюджета на высоком уровне. В структуре расходов в наибольшей степени приросли расходы на ЖКХ (+422,8 млрд рублей к уровню 2023 года, прежде всего, за счет финансирования Московского фонда реновации жилой застройки и мероприятий по благоустройству территорий), социальную политику (+111,1 млрд рублей за счет увеличения платежей неработающего населения и адресной социальной помощи), культуру и кинематографию (+98,3 млрд рублей, в том числе в связи с финансированием строительства объектов киноиндустрии, объектов на территории парков культуры отдыха), здравоохранение (+90,7 млрд рублей, прежде всего, за счет финансирования проведения работ по капитальному и текущему ремонтам, благоустройству объектов здравоохранения).
Исполнение бюджета по итогам 2024 года сложилось с дефицитом в размере 22,9 млрд рублей или 0,5% от ННД, который был профинансирован инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК) и иными источниками.
Город имеет низкую долговую нагрузку. На 01.01.2025 долг Москвы составил 167,5 млрд рублей, что на 14,9% ниже, чем на 01.01.2024 в связи с погашением части облигаций. Структура долга включала в себя бюджетные кредиты (52%) и облигационные займы (48%). Долговая нагрузка составила 3,3% (без учета ИБК – 1,6%). Город характеризуется низкой стоимостью фондирования: расходы на обслуживание долга в 2024 году составили 0,2% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Город имеет достаточный объем остатков средств на счетах для покрытия возможных внутригодовых временных кассовых разрывов и краткосрочных долговых обязательств.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): ruААА
Оценка внешнего влияния: -
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг г. Москвы был впервые опубликован 11.03.2004. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.11.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов города Москвы, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА» и из открытых источников. Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Москвы принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало г. Москве дополнительные услуги.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Москва |
Глава региона | Сергей Семенович Собянин |
Основные отрасли экономики региона | Оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также профессиональная, научная и техническая деятельность. |
Площадь | 2 561 кв. км. |
Численность населения | 13274.3 тыс. человек на 01.01.25 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 план |
Доходы бюджета, млрд руб. | 3654.4 | 4211.0 | 5170.2 | 5121.4 |
темпы прироста | 9.6% | 15.2% | 22.8% | -0.9% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 3601.2 | 4400.5 | 5193.1 | 5582.5 |
темпы прироста | 4.5% | 22.2% | 18.0% | 7.5% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 3561.0 | 4132.7 | 5075.9 | 5121.3 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 1.5 | -4.6 | -0.5 | -9.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Долг, млрд руб. | 156.0 | 196.8 | 167.5 | 341.7 |
темпы прироста | 7.2% | 26.2% | -14.9% | в 2 раза |
Отношение долга к ННД, % | 4.4 | 4.8 | 3.3 | 6.7 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Москва
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 оценка | 2025 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 27726.4 | 32339.0 | 36549.5 | 39648.8 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 100.6 | 107.9 | 104.0 | 102.7 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 2123.1 | 2463.6 | 2766.4 | 2984.3 |
темпы прироста | 13.7% | 16.0% | 12.3% | 7.9% |
Уровень безработицы, % | 2.3 | 1.8 | 1.0 | 1.0 |
01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | 01.01.26 | |
Численность населения, тыс.чел. | 13104.2 | 13149.8 | 13274.3 | 13297.0 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Москва
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Региональные бюджеты и экономика в условиях нестабильности: итоги 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Миграция населения в 2024 году: потоки ослабевают
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (499) 418-00-39
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1856, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1856, 1650)
pr@raexpert.ru