Рейтинговые действия, 27.09.2024

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruA-

Москва, 27 сентября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruA-, прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB+ со стабильным прогнозом.

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (далее – «ТЗК Аэрофьюэлз», «компания») присвоен в соответствии с методологией оценки внешнего влияния на основе консолидированной отчетности по МСФО ООО «Аэрофьюэлз Групп» (далее – Группа), в которую входит объект рейтинга.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» – материнской структуры для всего бизнеса группы компаний «Аэрофьюэлз». Группа оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в Российской Федерации (30 аэропортов) и на международном рынке в 150 странах мира. Зарубежный дивизион Группы представлен результатами деятельности компании «Aerofuels Overseas Limited» (далее – «Aerofuels Overseas»), зарегистрированной в Ирландии. Непосредственно «ТЗК Аэрофьюэлз» обеспечивает заправку воздушных судов «в крыло» авиакеросином ТС-1 на территории Российской Федерации, а также оказывает услуги по хранению, перевалке и лабораторному анализу топлива. Объем реализации «ТЗК Аэрофьюэлз» по итогам 2023 года составил 274 тыс. тонн керосина, что соответствовало 40% от групповых объемов. 

Рейтинг кредитоспособности обусловлен средней оценкой риск-профиля отрасли, средними рыночными и конкурентными позициями, низкой долговой нагрузкой, средним уровнем ликвидности, высокой рентабельностью и умеренно низким уровнем корпоративных рисков.

Повышение кредитного рейтинга обусловлено сохранением максимальных оценок показателей долговой нагрузки на всем анализируемом временном горизонте, а также ростом рентабельности в условиях ограниченной конкуренции.

Оценка внешнего влияния

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» присвоен на основе консолидированной отчетности по МСФО ООО «Аэрофьюэлз Групп» по совокупности следующих критериев:

  • ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» и входит в периметр консолидации Группы;
  • По долговым обязательствам компании действуют поручительства со стороны материнской компании Группы или совместно от операционных компаний Группы, в совокупности составляющих более 50 % денежных потоков Группы.

Обоснование рейтинга

Средняя оценка риск-профиля отрасли. Устойчивость отрасли авиатопливообеспечения к внешним шокам оценивается на уровне ниже среднего ввиду высокой подверженности влиянию макроэкономических тенденций. Авиационная индустрия – одна из наиболее пострадавших отраслей от ограничений, вызванных глобальной пандемией COVID-19, которая оказывала существенное влияние на отрасль в 2020-2021 гг., при этом перспективы полного восстановления были дополнительно ограничены международными санкциями на российские авиакомпании и запретом на использование воздушного пространства стран ЕС. Тем не менее пассажиропоток в российских аэропортах в 2023 году показал рост на 10% к уровням 2022 года, а за 1 полугодие 2024 рост составил 8% г/г, что также положительно отражается на операционных и финансовых результатах Группы. В качестве поддержки оценки риск-профиля отрасли агентство отмечает отсутствие прямых и косвенных санкционных ограничений на компанию и собственников Группы, что позволяет продолжать деятельность за рубежом, а также осуществлять заправку зарубежных авиакомпаний в аэропортах Российской Федерации. В то же время агентство отмечает положительный эффект для компании благодаря субсидированию региональных перевозок для отечественных авиакомпаний. Оценка риск-профиля отрасли также поддерживается очень высокими барьерами для входа, которые в первую очередь обусловлены необходимостью получения соответствующих разрешений на строительство новых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в непосредственной близости от аэропортов и ограниченными возможностями по дублированию действующей инфраструктуры, а также высокой стоимостью капитальных затрат и необходимостью наличия квалифицированного персонала для получения допуска к заправке воздушных судов.

Средние рыночные и конкурентные позиции. Российский рынок заправки керосина «в крыло» за последние два десятилетия уже сформировался, доля Группы не превышает 7%, при этом более 90% объемов приходится на дочерние компании крупнейших российских нефтегазовых компаний, имеющих собственную сырьевую базу. На международном рынке, в отсутствие собственной инфраструктуры, Группа фактически выступает сырьевым трейдером, выкупая объемы топлива вместе с топливозаправочными услугами у транснациональных и местных поставщиков, в дальнейшем получая небольшую, но гарантированную маржу от авиакомпаний. Агентство отмечает позитивный эффект на бизнес Группы от текущей ограниченной конкуренции с крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями при заправке иностранных авиакомпаний в российских аэропортах, а также отечественных и иностранных авиакомпаний в зарубежных аэропортах. Агентство, как и ранее, позитивно оценивает наличие у Группы широкой региональной сети собственных ТЗК на территории страны, а также предоставление Группой услуг по заправке в зарубежных аэропортах.

Общая оценка концентрации бизнеса находится на уровне ниже среднего. Агентство отмечает постепенное восстановление доли крупнейшего контрагента (Группа Аэрофлот) в структуре выручки, что сдерживает итоговую оценку. Доля крупнейшего поставщика закупаемого авиакеросина составляет около 30%, при этом вероятность реализации риска концентрации на труднозаменимом поставщике оценивается агентством как низкая ввиду того, что авиакеросин является стандартизированным биржевым товаром. Группа не хеджирует риски изменения цен на топливо, так как действуют формульные контракты на поставку керосина с привязкой базисной цены к биржевой.

Низкая долговая нагрузка. В 2023 году (далее – «отчетный период») Группа нарастила долговой портфель с учетом арендных обязательств на 84%. Тем не менее благодаря росту доходов удалось достичь более низкого уровня долговой нагрузки по показателю скорректированный долг/EBITDA на уровне 0,9х по итогам 2023 года при 1,5х годом ранее.  Покрытие показателем EBITDA процентных платежей по итогам отчетного периода увеличилось с 9,4х до 13,2х, что превышает верхние бенчмарки агентства. По расчетам агентства показатель чистый долг/EBITDA в период 2024-2025 гг. будет ниже 1,5х, что соответствует максимальной оценке по бенчмаркам агентства. Покрытие процентных платежей показателем EBITDA по итогам 2024 года составит не менее 4,8х, в 2025 году агентство допускает снижение показателя до уровня около 4,3х на фоне сохраняющихся высоких значений ключевой ставки ЦБ РФ, что по бенчмаркам агентства будет оцениваться умеренно-позитивно. При оценке валютных рисков агентство учитывает наличие естественного хеджа: валютные поступления по контрактам с иностранными авиакомпаниями по заправке за рубежом покрывают соответствующие валютные расходы на закупку керосина, в связи с чем агентство не ожидает реализации данного риска. Финансовый долг Группы в иностранной валюте минимален, а его обслуживание осуществляется за счет доходов зарубежного дивизиона.

Средний уровень ликвидности. По расчетам агентства, на горизонте года от 31.12.2023 (далее – «отчетная дата») прогнозная ликвидность Группы будет находиться на умеренно-высоком уровне: собственный операционный денежный поток, а также общий объем доступной ликвидности, включая невыбранные банковские кредитные линии, превышает расходы на погашение и обслуживание долга, а также на осуществление поддерживающих капитальных затрат и финансирование инвестиционной программы. Дивидендная политика Группы ожидается к утверждению в ближайшее время, в дальнейшем агентство сможет оценить её эффективность. При этом агентство исходит из предпосылки, что дивидендные выплаты на рассматриваемом горизонте времени будут отсутствовать. Программа капитальных затрат Группы предусматривает выполнение инвестиционных контрактных обязательств по реконструкции здания международного аэропорта в г. Чебоксары (с 2016 года находится в долгосрочной аренде у дочерней компании Группы), а также переоснащение действующих ТЗК и приобретение авиатопливозаправщиков. Агентство отмечает рост стоимости инвестиционной программы, при этом у Группы имеется определенная степень гибкости в программе капитальных затрат, часть которых может быть перенесена на более поздние периоды, что не должно оказать негативного влияния на рост доходов Группы. В рамках качественной оценки ликвидности агентство отмечает наличие диверсификации источников фондирования, включающих два облигационных выпуска, размещенных АО «Аэрофьюэлз», а также оборотные кредиты банков. График погашения обязательств является комфортным, пиковые выплаты отсутствуют.

Высокая рентабельность. В отчетном периоде объем заправок Группы составил 689 тыс. тонн, показав прирост на 22,3% к уровню 2022 года, что оказалось ниже плана, но за счет роста цен на авиакеросин плановые показатели блока финансовых рисков были достигнуты. В результате восстановления объема заправок и роста цен на авиакеросин, выручка Группы относительно уровней 2022 года увеличилась на 42% и составила 48,8 млрд руб., EBITDA, по расчетам агентства, выросла более чем в два раза и составила 5,4 млрд руб., рентабельность по EBITDA выросла до 11,0% с 6,4% по итогам 2022 года за счет ограниченной конкуренции при заправке зарубежных авиакомпаний в РФ. По итогам 2024-2025 гг. агентство ожидает сохранения рентабельности на уровне выше бенчмарков агентства для максимальной оценки.  

Умеренно низкий уровень корпоративных рисков. Агентство отмечает концентрированную и стабильную структуру собственности: два родственных бенефициара бизнеса владеют соответственно 60% и 40% капитала материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» и активно вовлечены в операционное управление Группой. На уровне материнской компании не созданы коллегиальные органы управления, процесс принятия решений преимущественно сконцентрирован на генеральном директоре, который является крупнейшим акционером, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинг. Уровень стратегического обеспечения оценивается агентством как высокий. Информационная прозрачность оценивается на среднем уровне. Агентство положительно оценивает наличие элементов риск-менеджмента - в Группе действует комитет по управлению рисками, состоящий из 5 постоянных членов. В то же время качество риск-менеджмента ограничивается отсутствием достаточного страхового покрытия имущественных рисков, в том числе, в части резервуарного парка Группы.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» был впервые опубликован 08.10.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 29.09.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», ООО «Аэрофьюэлз Групп», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Краткая информация о Компании:

НазваниеООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ"
ИНН7734201810
Отрасль[прочие]
ОтчетностьМСФО
АудиторООО "1А Консалтинговая Группа"

Ключевые финансовые показатели Компании:

Показатель20222023
Активы, млн руб.13 88122 693
Капитал, млн руб.5 7259 103
Выручка, млн руб.34 38548 754
Долговые обязательства, млн руб.3 6376 700
Чистый долг (Долг)/EBITDA1.50.9
EBITDA/%%9.413.2
EBITDA margin, %6.411.0

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ"

Оценка блоков анализа

Бизнес-риски
Финансовые риски
Корпоративные риски

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023