Рейтинговые действия, 01.10.2024

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» на уровне ruAА+ со стабильным прогнозом

Москва, 1 октября 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» на уровне ruАА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» обусловлен высокой оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, умеренно сильными рыночными и конкурентными позициями, низкой долговой нагрузкой, сильными показателями рентабельности, комфортным уровнем ликвидности и умеренно низким уровнем корпоративных рисков. В рамках рейтинговой оценки агентство выделяет умеренный внешний фактор поддержки со стороны государства.

ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (далее – ВВСС, «Компания») головная компания, которая с 2010г. управляет аэропортом «Пулково». В 2023г. аэропорт обслужил 20,4 млн пассажиров и превысил показатель рекордного 2019г., став вторым в России аэропортом по объему перевозок. Основными задачами компании являются развитие аэропорта и его масштабная реконструкция. Для их решения запланированы инвестиции на удвоение пропускной способности аэропорта с текущих 23 млн пассажиров в год, до 46 млн к 2036г.

Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы».

Обоснование рейтинга

Высокая оценка риск-профиля отрасли. Отрасль транспортной инфраструктуры характеризуется высокими барьерами для входа новых игроков ввиду капиталоёмкости проектов, что объясняет ограниченную конкуренцию на рынке. Агентство умеренно-положительно оценивает устойчивость отрасли и компании к внешним шокам ввиду высокой зависимости финансовых результатов компаний от динамики пассажиропотока, который в свою очередь обусловлен динамикой располагаемых доходов населения и цен на авиабилеты. Последние в значительной степени зависят от наличия мер поддержки авиационной отрасли, которая нестабильна во времени. При этом агентство отмечает, что Компании демонстрирует стабильные темпы роста пассажиропотока, который превышает докризисные уровни, несмотря на падение международных перевозок. Агентство ожидает, что рост пассажироперевозок продолжится в следующем году благодаря запуску новых маршрутов внутри страны и росту международных перевозок в страны Ближнего Востока и Азии (Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Турция, Вьетнам, Индия, Китай).

Умеренно сильные рыночные и конкурентные позиции. Компания является монополистом в своем регионе, единственным аэропортом в г. Санкт-Петербурге (ruAAA, стаб.). В рамках соглашения государственного-частного партнерства (ГЧП) предусмотрена эксклюзивность аэропорта со сроком концессии до 2060г. В соответствии с методологией агентства активы компании характеризуются умеренно-высокой степенью изношенности, что сдерживает оценку конкурентных позиций компании. Рынок сбыта оценивается на высоком уровне, учитывая высокие показатели уровня среднедушевых доходов населения в регионе обслуживания. Агентство отмечает, что четверть выручки Компании зависит от регулируемых ФАС тарифов по основным статьям авиационной выручки. Действующие регулируемые и нерегулируемые тарифы позволяют покрывать все операционные и поддерживающие капитальные расходы. Более 76% выручки компании формируется в нерегулируемом сегменте с более высокой маржинальностью. Крупнейшими обслуживаемыми авиакомпаниями в структуре выручки за последние 12 месяцев (закончившихся 30.06.2024 (далее – отчетный период)) с долей 31% являются компании группы ПАО «Аэрофлот» (ruAА, стаб.). Агентство отмечает отсутствие концентрации поставщиков услуг. Компания осуществляет страхование ключевых операционных и имущественных рисков, что частично снижает риски получения убытков в результате наступления форс-мажорных обстоятельств на единственном работающем активе.

Низкая долговая нагрузка. Отношение скорректированного на денежные средства долга Компании на 30.06.2024 (далее - отчетная дата) к EBITDA за отчетный период было отрицательным. Долг Компании представлен банковским займом с тремя траншами, преимущественно привлечёнными под фиксированную процентную ставку, половина долга номинирована в евро. Для целей оценки финансовых показателей агентство деконсолидирует долг в рамках концессионных обязательств проектов ГЧП, принимая во внимание высокую защищенность обязательств от дефолта в рамках договоров ГЧП. В рамках этих соглашений, компания столкнулась с двумя форс-мажорными событиями: COVID в 2020г. и санкционный режим в 2022г. В связи с этим компания получила право на беспроцентную отсрочку по уплате концессионных платежей до 2025г. На этот период также действуют ограничения на выплату дивидендов. Агентство ожидает, что долговая нагрузка будет оставаться на минимальных значениях ввиду планового погашения текущих обязательств и отсутствия необходимости в привлечении существенных объемов долга в ближайшие годы. Компания планирует начать привлечение долга с 2026г, в среднем по 10 млрд руб. в год. Общий запланированным объем инвестиций составляет около 100 млрд. руб. на горизонте 2024-2036гг. Уровень процентной нагрузки группы также оценивается позитивно, превышая позитивные бенчмарки агентства на всем анализируемом периоде.

Комфортная ликвидность. Прогнозная ликвидность находится на высоком уровне ввиду равномерного графика привлечения заемных средств, комфортного уровня капитальных вложений и невысокого объема необходимых поддерживающих инвестиций, на финансирование которых у Компании достаточно собственного операционного денежного потока. Ключевым источником ликвидности на горизонте 12 месяцев от отчетной даты является остаток свободных денежных средств на депозитах в банках с высоким кредитным качеством. Агентство обращает внимание на подверженность компании валютному риску. Однако, валютная структура выручки частично компенсирует через натуральное хеджирование долю кредитного портфеля, номинированного в евро: доля валютной выручки составляет порядка четверти выручки по итогам 1 полугодия 2024г, что полностью перекрывает валютную часть кредитного портфеля.

Высокие показатели рентабельности. За отчетный период выручка и EBITDA компании увеличились на 29% г/г до 25.7 млрд руб. и на 37% г/г до 13.7 млрд. руб., соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рентабельность по EBITDA Компании составляла 52% в среднем за два года при бенчмарке для максимальной оценки в 45%. Агентство не видит предпосылок для сокращения рентабельности компании ниже 50% в прогнозном периоде.

Умеренно низкий уровень корпоративных рисков обусловлен прозрачной структурой собственности, высоким уровнем стратегического и операционного планирования. В Компании сформировано Правление, в ближайшее время ожидается избрание Совета директоров Компании в новом составе. Система риск-менеджмента позитивно оценивается агентством – застрахованы все ключевые риски Компании в страховых компаниях с высоким уровнем надежности. Компания составляет годовую и промежуточную финансовую отчетность по стандартам МСФО, но не публикует её в открытом доступе.

Оценка внешнего влияния

По совокупности факторов, агентство выделяет умеренный внешний фактор поддержки со стороны государства. Второй по величине пассажиропотока аэропорт страны входит в список системообразующих компаний, обеспечивает международные и межрегиональные связи. Государство косвенно контролирует 25% в капитале. С декабря 2023г., согласно указу президента РФ "О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций", 100% долей кипрской компании Thalita Trading в уставном капитале ВВСС были переданы в собственность «Холдинга ВВСС», участниками которого по 25% являются ВТБ Капитал, компания FraportAG, инвестиционный фонд Катара и консорциум инвесторов - РФПИ, Mubadala и Baring Vostok. С точки зрения инструментов поддержки, Агентство выделяет механизм ГЧП, что предоставляет государственные гарантии по концессионным обязательствам, а также косвенные меры поддержки в рамках дерегулирования тарифов направления Москва – Санкт-Петербург в 2023-2024гг.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг присвоен ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 17.09.2024) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru  

Краткая информация о Компании:

НазваниеООО "Воздушные Ворота Северной Столицы"
ИНН7703590927
ОтрасльИнфраструктура (транспортная)
ОтчетностьМСФО
АудиторООО "ЦАТР -аудиторские услуги"

Ключевые финансовые показатели Компании:

Показатель30.06.2023 LTM30.06.2024 LTM
Активы, млн. руб.49 63553 463
Капитал, млн. руб.24 52533 000
Выручка, млн. руб.20 01725 742
Долговые обязательства, млн. руб.13 0666 594
Чистый долг/EBITDA0,9-0,1
EBITDA/%%5,68,5
EBITDA margin, %49,953,3

Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы"

Оценка блоков анализа

Бизнес-риски
Финансовые риски
Корпоративные риски

Контакты

По вопросам получения рейтинга

+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru

Служба внутреннего контроля

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru

Контакты для СМИ

+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru

Руководитель отдела по связям с общественностью

Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru

Публикации по тематике


Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023